Проект "Экологическая сказка"
проект по окружающему миру (3 класс)

Квасова Елена Геннадьевна

Проект на экологическую тему - загрязнение природы. Ведется групповая подготовительная работа. Действующие группы: теоретики, дизайнеры, экологи, актеры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekologicheskaya_skazka.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Оборудование: костюмы для инсценировки экологической сказки; запись песни “Дорогою добра”; книжка-раскладушка о лекарственных растениях, плакат с изображением речки Курдюмки; знаки “Правила поведения в природе”.

Подготовительная работа: класс заранее разделен на 4 группы.

1 группа “Теоретики” – поиск рисунков и материала о лекарственных растениях Алтайского края.

2 группа “Дизайнеры-конструкторы” - изготовление книжки-раскладушки “Лекарственные растения с. Парфеново Алтайского края” (на основе материала, подобранного группой “Теоретики”).

3 группа “Экологи” - изготовление запрещающих знаков (правила поведения в природе).

4 группа “Актерская” - инсценировка экологической сказки, подготовка стихов в защиту природы.

Ход занятия – защиты проектов.

“Посмотрите вокруг какой прекрасный, удивительный мир нас окружает: леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы – это природа! Наша жизнь неотделима от нее. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.

- Почему природу называют щедрой и бескорыстной?

Ответы детей: добрая, одаривающая, – не требует ничего взамен. Природа дает нам все для жизни, а мы порой наносим ей очень жестокие раны: убиваем зверей, разоряем гнезда, вырубаем деревья, засоряем леса, луга, берега озер и рек. Природа не может защитить себя.

- Ребята, сегодня мы с вами услышим и увидим необычную сказку – не народную, не авторскую, а экологическую. А что такое экология?

Итак, вашему вниманию представляется сказка (инсценировка сказки группой “Актеры”)

За горами, за лесами,
За широкими морями
Не на небе – на Земле
Жил-был царь в одной стране
У царь-батюшки – дивчина,
Извела ее кручина.
Царь – отец созвал совет:
Как царевну, белу-свет
От болезни сей избавить? 
Взял он склянку для воды, 
И был дан ему совет: 
Съездить в царство, 
Что стоит на высокой на горе, 
Омываемой водою, 
Называемой живою, 
Что от недуга излечит. 
Был дан клич всему народу 
“Кто отправится в дорогу 
Привезти живой воды 
Из Курдюмочки-реки, 
Я за это обещаю 
Ту царевну в жены дать, 
И полцарства завещать. 
Этот клич Иван услышал, 
И решил он тут опять 
Свое счастье испытать. 
Был у нашего Ивана 
Конь-конек по прозванью Горбунок. 
Ростом был он в три вершка, 
На спине с двумя горбами 
Да с аршинными ушами. 
- Эй, конечек-Горбуночек! 
Прибегай ко мне, дружочек, 
В путь-дороженьку пора! 
Мы поедем в град столицу 
Добывать живу-водицу, 
Чтоб царевну излечить 
И полцарства получить. 
И с горы тот час спустился, 
У Курдюмки очутился. 
Там царило запустенье… 
Вид унылый был кругом, 
Гибли чахлые растения 
И ржавел металлолом. 
Банки, склянки и бумажки 
Попадались им везде, 
Подозрительные пятна 
Расплывались по воде. 
- Что, Иванушка, невесел, 
Что головушку повесил? - 
Говорит ему конек. 
- Набирай ты сей водицы, 
Что вмиг раны заживит, 
Долгим веком наградит, 
И поехали до дому… 
Все исполнить тот сумел, 
На конька своего сел, 
Свистнул, будто витязь знатный 
И пустился в путь обратный. 
Едут целую осьмицу. 
На последок, в день восьмой 
Приезжают в дом родной.
Царь с крыльца к нему бежит.
- Что, водица есть, - кричит.
Тут Иван с конька слезает
И преважно отвечает:
Вот тебе жива-водица,
Караваи для еды. 
Потеплее приоделся, 
На коньке своем уселся 
И поехал на восток. 
Ехал долго по горам, 
По долинам и лесам, 
По болотам и по топям 
Верст сто тысяч отмахал 
И нигде не отдыхал. 
Вот конек по косогору 
Поднимается на гору.
На горе той град стоит
С голубыми куполами,
Пятиглавыми церквями.
Старца встретил у ворот.
Наш Иван с конька спустился,
Старцу низко поклонился, 
И с вопросом обратился
Как до ключика дойти,
Что на речке на Курдюмке
И набрать живой воды?
И тут старец отвечает:
- Та речушка протекает
У подножия горы.
- Благодарствую тебе, -
Иван старцу отвечает.
Попрощавшись как умел, 
На конька Иван тут сел
Что излечит свет-девицу. 
Воду в кубок наливает
И царевне подает.
- Пей же ты, душа-девица,
Да поможет ся водица! 
В руки кубок дочь взяла, 
Лишь немного пригубила
И глаза свои закрыла,
И уснула навсегда.
Ах, какой тут шум поднялся,
Ведь совет не оправдался!
Вмиг Ивана здесь схватили
И в темницу заточили.
Тут вдруг старец объявился,
Речь сказал он такову:
- Вы Ивана отпустите,
А затем его простите.
Не хотел он делать зла.
Ведь водицу отравили,
Речку всю ту захламили,
А Иван не знал о том.
Но есть средство, что девицу
Разбудить оно должно.

- Ребята, на реке Курдюмка люди брали живую воду, посмотрите на картину, может ли быть такое, что вода на реке целительная? Почему вода перестала быть живой? Кто виноват в этом? А вы как думаете, виновен ли Иван в том, что случилось с девицей?

О каком же средстве, которое поможет излечить царевну, говорит старец? Что это может быть?

Средство то – трава:
Душица, зверобой и медуница,
Земляника и черника,
Валерьяна и брусника, 
Чистотел, полынь, калина,
Лен, календула, крапива,
Травы, где найти такие
Знают отроки малые.
И о чем они для вас 
Поведут сейчас рассказ.

- Перед вами книжка-раскладушка о лекарственных растениях, которую вы сделали сами. (Защита проекта группами “Теоретики” и “Дизайнеры-конструкторы” - дети самостоятельно собирали материал, оформляли страничку в книжке-раскладушке) Я попрошу каждого рассказать о своем растении. (Рассказы детей о лекарственных растениях)

- Ребята, предлагаю работу в группах: придумать концовку экологической сказки (группы представляют свои варианты концовки).

- Ученые с тревогой замечают, что животный и растительный мир на нашей планете становится беднее, реки загрязняются, а это ведет к гибели в них всего живого. На земле уже исчезли многие виды растений и животных. Поэтому созданы Красные книги. В них перечислены те животные и растения, которые вот-вот исчезнут. Ученые предлагают законы об охране природы. Эти законы должны знать и выполнять не только взрослые, но и ребята, особенно те, кто еще не понял, что принося вред природе, они вредят и себе, и людям, и родной стране. Леса вырублены, реки мелеют и загрязняются, сотни видов животных, птиц, растений находятся на грани исчезновения.

- Ребята, скоро наступит весеннее и летнее время, когда мы сможем попасть в лес, чтобы набрать ягод, грибов или просто выехать на озеро просто отдохнуть и порыбачить.

Давайте вспомним правила поведения в природе и расскажем о них (выступление группы “Экологи”, которая готовила знаки о правилах поведения в природе, дети показывают знаки и рассказывают о них).

- Я думаю и надеюсь, что эти правила для вас станут не просто звуком, и о них вы будете помнить не только нынешним летом, но и всю жизнь.

- Ребята приготовили для вас несколько слов – пожеланий и просто слов о природе, послушайте, пожалуйста (во время выступления группы “Актеров” показ Слайдов о природе).

1 ученик:

Не люблю я кланяться,
Это мне не нравится.
Нет во мне такой привычки,
Только кланяюсь черничке,
И грибочку поклонюсь!
Низко-низко поклонюсь,
На колени повалюсь!

2 ученик:

Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица с небом,
Как поле с лугом,
Как ветер с морем,
Трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили 
И зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам
Как самым верным своим друзьям!

3 ученик:

Наша речка Курдюмка загрязнена отходами предприятий, высыхает, люди засорили берега.

Я не хочу, чтоб речка высыхала,
Где плещет столько рыбок золотых,
Где пляшет резво лодка у причала,
Где теплый вечер так порою тих!
Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них на веки
Студеная и вкусная вода!

4 ученик:

Птицы – защитники лесов, полей, садов. Они сохраняют урожай, уничтожая в день огромное количество вредных насекомых. Хищные птицы ловят грызунов.

Человек!
Щади зверей и птиц,
Деревья и цветы,
Ведь это все слова,
Что царь природы ты.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.

5 ученик:

Не убивайте насекомых!
Все на свете нужны,
И мошки на свете 
Не меньше нужны, чем слоны.
Нужны все на свете,
Нужны все подряд,
Кто делает мед, и кто делает яд!

- Ребята! Свято относитесь ко всему живому. Берегите каждое дерево, каждую веточку, каждый цветочек, не рубите деревья без нужды, не ломайте их, убирайте за собой мусор на лесных полянах. Не допускайте пожара в лесу. Не загрязняйте реки, озера, не разрешайте это делать никому, не губите рыбу, не разоряйте птичьи гнезда, не убивайте зверей.

Дерево, цветы, трава и птицы
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!

А можем исчезнуть и мы, потому что нет Природы – нет и нас. Мне хочется надеяться, ребята, что вы подумаете над тем, что вы сегодня узнали, услышали, и если вдруг случиться такое что ваша рука потянется за лесным цветком или к гнезду птицы, вы вспомните о том, о чем мы сегодня говорили и поступите правильно и благородно!

Вместе с детьми исполняем песню “Дорогою добра”.

Презентация



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник миниатюр «Русская сказка всем сказкам сказка»

Данное мероприятие сплачивает участников конкурса "Русская сказка - всем сказкам сказка"...

Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова. 2 класс. Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. ( на примере сказки Д.Мамина-Сибиряка "сказка о храбром Зайце...")

Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Урок литературного чтения по системе Л.В.Зан...

Исследовательская работа на тему: "Сказка ложь, да в ней намёк..." (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)

«Сказка ложь, да в ней намек…» (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)АннотацияЦель исследования:Исследовать особенности русских народных сказок и сказок наро...

Презентация Урок литературного чтения 2 класс А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" и "От сказки авторской к сказке народной"

Данная презентация поможет провести работу над произведением А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", провести анализ произведений "Мороз Иванович" и "Морозко"...

Урок-игра "Цветик-семицветик" по тексту сказки Г.Цыферова "Маленький Тигр» И русской народной сказке «Сказки в сказке»

Цель: расширение  знаний о  разнообразных формах художественных произведений (сказка, пословица, скороговорка,  поговорка).    Задачи урока: ·...