Внеурочное занятие для 3 класса по теме: "Почему мы разные?"
классный час (3 класс) по теме

Сударкина Татьяна Васильевна

Учёт психологических особенностей другого человека чрезвычайно важен для активного, творческого взаимодействия между людьми, в ходе которого постигается  характер другого человека,  происходит  его понимание и принятие. Характер – это стержневая особенность личности, отражающая образ мыслей, побуждений, ценностей и жизненных приоритетов.  Темперамент характеризует динамическую составляющую личности, её возбудимость, импульсивность,  степень напряжённости и скорости, темп, ритм протекания психических процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pochemu_my_raznye.doc67.5 КБ
Файл prilozhenie.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие с учащимися 3 класса

Раздел: «Знакомьтесь, я – третьеклассник»

Тема: «Почему мы разные?»

Составитель: психолог Е.В.Стрижова, учитель Сударкина Т.В.

Пояснительная записка:

Учёт психологических особенностей другого человека чрезвычайно важен для активного, творческого взаимодействия между людьми, в ходе которого постигается  характер другого человека,  происходит  его понимание и принятие. Характер – это стержневая особенность личности, отражающая образ мыслей, побуждений, ценностей и жизненных приоритетов.  Темперамент характеризует динамическую составляющую личности, её возбудимость, импульсивность,  степень напряжённости и скорости, темп, ритм протекания психических процессов.

Педагогическая цель: через овладение теоретическими знаниями  учить школьников  пониманию  своего внутреннего  мира

Задачи:

- научить школьников пониманию  своих индивидуально-психологических особенностей;

-научить школьников правильно относиться к проявлению особенностей реагирования в разных ситуациях другими людьми  

Планируемые результаты

Личностные:

В ходе занятия у школьников появится возможность:

- применять   полученные знания при общении с другими людьми;

- развивать способность к лучшему    пониманию себя,  внутреннему   миру другого человека

Предметные:

У обучающихся будет сформировано:

- представление  о типах темперамента, особенностях проявления свойств темперамента

Метапредметные:

Познавательные:

Обучающиеся научатся и получат возможность  

- применять  теоретические знания, дающие  представление об индивидуально-психологических особенностях личности (темперамент, типы темперамента) в качестве дополнительной информации об особенностях людей;

-устанавливать  причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Регулятивные:

Обучающиеся научатся и получат возможность научиться:

- принимать и сохранять цель познавательной задачи;

- осознавать своё овладение знаниями

Коммуникативные:

Обучающиеся научатся и получат возможность научиться:

- формулировать собственное мнение, своё понимание ситуации;

 -  принимать существование другой точки зрения;

- строить понятные для окружающих высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Образовательные ресурсы: «Портфолио третьеклассника»/Авт.-сост.:Е.А.Андреева, Н.В.Разваляева; под ред. М.С.Умновой. – М.:Планета, 2013.-104 с. – (Классное руководство)

Ход урока

Этапы

урока

Деятельность   учителя

Деятельность   ученика

 Формирование УУД

1.

Постановка проблем

ной ситуации.

Выход на тему  урока.

( 3 мин)

-Сегодня  нам предстоит найти ответ на удивительный, интереснейший  вопрос: «Почему мы разные?»

Какие у вас есть ответы на этот вопрос?

Судьба человека подобна дереву, где корни – это душа, ствол – тело (здоровье), ветви – поступки, листья – окружающие нас люди, а плоды – происходящие с нами события. Если гниют плоды, осыпаются листья, сохнут ветви, отслаивается кора - где нужно искать причину? Конечно же в корнях. Жизнеспособность дерева определяется состоянием его корней. А корнем всех наших проблем является психика.

Что же такое психика?

В психологии психика — один из элементов, объясняющих механизм поведения человека.

Как вы думаете, влияет ли на поведение человека его характер?

Характер – это стержневая особенность личности, отражающая образ мыслей, побуждений, ценностей и жизненных приоритетов.  Сколько людей – столько и характеров. Двух одинаковых людей нет и даже близнецы, неотличимые на первый взгляд, оказываются совершенно разными людьми.

Характер человека обуславливает его поступки, из которых и складывается жизнь.

Именно поэтому интерес к изучению характера человека был всегда велик.

Выслушиваются ответы детей.

Личностные УУД: проявление положительного

отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу.

ПознавательныеУУД: понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа; формулирование проблемы.

Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи, соответсвующей этапу обучения.

Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения.

2

Актуализа-

ция   опор-

ных      зна-

ний

(3 мин)

Откройте Портфолио на с.13. Прочитайте тему занятия.

Древнегреческий врач Гиппократ  связывал различия людей  с преобладанием в организме человека одной из четырёх видов жидкостей:  крови (сангвы), которая выделяется сердцем,  лимфы (флегмы), которую выделяет мозг, желчи (холи), которую выделяет печень,     черной желчи (меланхоли), которую выделяет селезёнка. Так позднее соответственно латинскому и греческим названиям этих жидкостей получили свои обозначения темпераменты. А само слово «темперамент» в переводе с латыни означает «правильное смешение».

-Слышали ли вы раньше слова: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик?

- А что они называют?

 

Дети читают статью Портфолио до слов: «Существует четыре типа темперамента»

Выслушиваются ответы детей.

- четыре типа темперамента  

Личностные УУД: формирование учебно-познавательной интереса к новому учебному материалу и способам выполнения заданий.

Регулятивные УУД:

планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

3.

Обозначе-

ние практичес-

кой проблемы

(15 мин)

Сравним наши ответы с информацией, которая изложена в Портфолио

Каждый тип темперамента имеет свои положительные и отрицательные стороны. Найдите подтверждение этому при чтении характеристик типов темперамента на странице Портфолио. Для этого подчеркните положительные качества красным карандашом, а отрицательные – синим.

-Назовите положительные черты холерика.

- Назовите отрицательные черты холерика.

-Назовите положительные черты меланхолика.

Предложить сформулировать положительные черты характера меланхолика, отталкиваясь от его отрицательных черт

Назовите положительные черты флегматика.

Назовите отрицательные черты флегматика.

Назовите положительные черты сангвиника.

Назовите отрицательные черты сангвиника.

Предложить сформулировать отрицательные черты характера сангвиника, отталкиваясь от его положительных черт

Читают  характеристику типов темперамента в Портфолио, с.13

Читают текст, подчёркивают слова карандашами красного и синего цвета.

-подвижный, задорный,боевой,активный, эмоциональный, смелый, лидер.

-«легко отвлекается, неусидчив, беспокоен. Довольно часто хватается за несколько дел и ни одно не доводит до конца»

Скорее всего, дети скажут, что у механхоликов нет положительных черт, потому что в статье  перечислены только их недостатки.  

- «робкий, стеснительный, плаксивый…» Значит, может быть тихим, незаносчивым.

-«не может постоять за себя и часто попадает под чужое влияние» Значит, может быть неагрессивным, покладистым, послушным.

-«отличается организованным поведением, выдержкой и самообладанием»…

аккуратен, исполнителен…  «его речь спокойна…»…к нему «всегда можно обратиться за советом»

- в шумных играх не участвует… «им трудно быстро переключаться с одного вида деятельности на другой»

-«легко приспосабливается к окружающей обстановке, легко переключаться с одного вида деятельности на другой, быстро «схватывает» материал. Сангвиники обычно спокойны, трудолюбивы, общительны,имеют много друзей, чаще всего лидируют..»

Скорее всего, дети скажут, что у сангвиников нет отрицательных черт, потому что в статье  перечислены только их достоинства.

- «легко переключаться с одного вида деятельности на другой» Может быть непостоянным.

«быстро «схватывает» материал» Может быть нетерпеливым к другим.

«чаще всего лидируют»

Может подавлять, подчинять себе слабых.

Коммуникативные

УУД: умение в коммуникации строить понятные для окружающих высказывания.

Познавательные УУД: умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, явлении; представление  о типах темперамента, особенностях проявления свойств темперамента .

Регулятивные УУД:

планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществление контроля по результату.

4.

Физкульт-

минутка

(3 мин)

Изобразите реакцию сангвиника, затем холерика, далее – флегматика и меланхолика на такую ситуацию: «Надо сдавать контрольную работу, а она не закончена»

Организация и проведение «физкульминутки» с пояснениями возможных проявлений темперамента: сангвиник спокойно отдает тетрадь; холерик – торопится закончить работу; флегматик спокойно решает, пока не отберут тетрадь; меланхолик сдаёт работу, но делает это очень неуверенно, нерешительно

Выполняют упражнения

Регулятивные УУД:

планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществление контроля по результату.

 

5. Рефлексия

(5мин)

   Люди с резко выраженным темпераментом встречаются не так уж часто. У одного  и того же человека в различных условиях могут проявляться черты, свойственные различным темпераментам. Не случайно в задании Портфолио написано так: « Мой тип темперамента близок к …»    Закончите предложение.

Работа в Портфолио на  с.13

Личностные УУД:

наличие положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу.

Коммуникативные

УУД:формулирование собственного мнения.

Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи, соответсвующей этапу обучения.

6.

Работа в малых группах

(5 мин)

Предлагаю, работая в группах, выполнить следующее  задание: распределите известных вам литературных героев по типам темперамента

(см. Приложение 1)

Делятся на творческие группы, выбирают «исследуемого» литературного героя,

распределяют обязанности, находят аргументы в пользу своего вывода

Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи, соответсвующей этапу обучения; планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные УУД:формулирование собственного мнения и позиции; умение договариваться, приходить к общему решению; использование в общении правил вежливости

7. Рефлексия

(3 мин)

- Как помогает нам знание о типах темперамента понимать другого человека?

Выслушиваются ответы детей.

Познавательные УУД: применение  теоретического знания, дающего представление об индивидуально-психологических особенностях человека; устанавливание  причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений.

8.

Подведе-

ние итогов

(1мин)

- Сегодня мы,  отвечая на сложный вопрос,  получили представление ещё об одной стороне своего Я – темпераменте. Темперамент, конечно, сказывается в общем облике личности, но никак не подменяет собой ум, честность, доброту и другие нравственные характеристики человека.  Темперамент – это то, что нужно иногда преодолеть, а иногда ,наоборот,  развивать,  а свою полезность и нужность людям может проявить человек с любым темпераментом.

Личностные УУД:  ценностное отношение к мнению другого человека; настрой на избежание конфликтов и понимание поступков других людей

Используемый дополнительный материал:

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России, 2004,  с.216- 223.

Платонов К.К. Занимательная психология. – СПб: Питер Пресс, 1997, с.74 – 77.



Предварительный просмотр:

Буратино покачался, покачался на тоненьких ножках, шагнул раз, шагнул другой, скок, скок – прямо к двери, через порог и – на улицу.

Карло, беспокоясь, пошёл за ним:

– Эй, плутишка, вернись!..

Куда там! Буратино бежал по улице, как заяц, только деревянные подошвы его – туки-тук, туки-тук – постукивали по камням…

….– Ах ты, столетняя букашка-таракашка! – крикнул Буратино. – Больше всего на свете я люблю страшные приключения. Завтра чуть свет убегу из дома – лазить по заборам, разорять птичьи гнёзда, дразнить мальчишек, таскать за хвосты собак и кошек… Я ещё не то придумаю!..

 Пьеро, рассеянный, как все поэты, произнёс несколько бестолковых восклицаний, которые мы здесь не приводим. Зато Буратино сразу вскочил и начал засовывать в карманы печенье, сахар и конфеты.

 Один Буратино не растерялся…

Буратино взобрался по смолистому стволу на вершину итальянской сосны, одиноко стоявшей в поле, и оттуда закричал, завыл, запищал во всю глотку:

– Звери, птицы, насекомые! Наших бьют! Спасайте ни в чём не виноватых деревянных человечков!..

 Камыш раздвинулся – и появился Буратино: нос торчком, рот до ушей. За ним прихрамывал ободранный Артемон, навьюченный двумя тюками…

– Тоже – захотели со мной драться! – сказал Буратино, не обращая внимания на радость Мальвины и Пьеро. – Что мне кот, что мне лиса, что мне полицейские собаки, что мне сам Карабас Барабас – тьфу! Девчонка, полезай на собаку, мальчишка, держись за хвост. Пошли…

И он мужественно зашагал по кочкам, локтями раздвигая камыш, – кругом озера на ту сторону…

Эта девочка была самой красивой куклой из кукольного театра синьора Карабаса Барабаса.

Не в силах выносить грубых выходок хозяина, она убежала из театра и поселилась в уединённом домике на сизой поляне.

Звери, птицы и некоторые из насекомых очень полюбили её – должно быть, потому что она была воспитанная и кроткая девочка.

…. Девочка, бросившись на кукольную кружевную кровать, зарыдала оттого, что ей пришлось поступить так жестоко с деревянным мальчиком. Но если уж взялась за воспитание, дело нужно довести до конца.

Мальвина всё это время молчала, поджав губы. Но теперь она сказала – очень твёрдо, взрослым голосом:

– Не думайте, Буратино, что если вы дрались с собаками и победили, спасли нас от Карабаса Барабаса и в дальнейшем вели себя мужественно, то вас это избавляет от необходимости мыть руки и чистить зубы перед едой…

Буратино так и сел – вот тебе раз! – выпучил глаза на девчонку с железным характером.

Черепаха долго глядела на луну, что-то вспоминала…

– Однажды я вот так же помогла одному человеку, а он потом из моей бабушки и моего дедушки наделал черепаховых гребёнок, – сказала она. И опять долго глядела на луну. – Что ж, посиди тут, человечек, а я поползаю по дну – может быть, найду одну полезную вещицу.

Она втянула змеиную голову и медленно опустилась под воду.

Лягушки прошептали:

Черепаха Тортила знает великую тайну.

Прошло долгое-долгое время.

Луна уже клонилась за холмы…

Снова заколебалась зелёная ряска, появилась черепаха, держа во рту маленький золотой ключик.

Она положила его на лист у ног Буратино.

– Безмозглый, доверчивый дурачок с коротенькими мыслями, – сказала Тортила, – не горюй, что лиса и кот украли у тебя золотые монеты. Я даю тебе этот ключик. Его обронил на дно пруда человек с бородой такой длины, что он её засовывал в карман, чтобы она не мешала ему ходить. Ах, как он просил, чтобы я отыскала на дне этот ключик!..

Тортила вздохнула, помолчала и опять вздохнула так, что из воды пошли пузыри…

– Прощай, Мальвина, прощай навсегда! – плаксивым голосом пропищал человечек.

Буратино наклонился над ним и с удивлением увидел, что это был Пьеро в белой рубашке с длинными рукавами….

– Буратино, Буратино, – ответил Пьеро, пугливо оглядываясь, – спрячь меня поскорее… Ведь собаки гнались не за серым зайцем – они гнались за мной… Синьор Карабас Барабас преследует меня день и ночь. Он нанял в Городе Дураков полицейских собак и поклялся схватить меня живым или мёртвым.

….. Пьеро послушно поплёлся, бормоча стихи и спотыкаясь, по дороге потерял крышку, едва принёс воды на дне чайника.

 Пьеро при виде Мальвины начал бормотать слова – столь бессвязные и глупые, что мы их здесь не приводим.

 Пьеро опустил рукава и глядел на Мальвину, уверенный, что всё кончено.

Под окном, трепля ушами, появился благородный пудель Артемон. Он только что выстриг себе заднюю половину туловища, что делал каждый день. Кудрявая шерсть на передней половине туловища была расчёсана, кисточка на конце хвоста перевязана чёрным бантом. На одной из передних лап – серебряные часы.

– Я готов!

Артемон свернул в сторону нос и приподнял верхнюю губу над белыми зубами.

– Позови кого-нибудь, Артемон! – сказала девочка. – Надо снять бедняжку Буратино, отнести в дом и пригласить доктора…

– Готов!

Артемон от готовности так завертелся, что сырой песок полетел из-под его задних лап… Он кинулся к муравейнику, лаем разбудил всё население и послал четыреста муравьев перегрызть верёвку, на которой висел Буратино.

…На траве вокруг дома носился за маленькими птичками пудель Артемон. Когда они садились на деревья, он задирал голову, подпрыгивал и лаял с подвыванием… А весёлый пудель Артемон носился по траве и лаял; птицы, нисколько не боясь его, весело свистели…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс по теме "Почему радуга разноцветная"

Цели: 1.Формировать первоначальное представления о свете и цвете.2. Познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью. 3.Обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.4.Воспитыв...

Презентация к уроку окружающего мира 1 класс по теме "Почему радуга разноцветная"

Презентация поможет детям понять как образуется радуга и запомнить последовательность цветов радуги....

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Почему надо мыть руки и чистить зубы"

На уроке прививаются навыки  регулярного и правильного ухода за зубами....

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему радуга разноцветная?""

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Использованы различные приемы и методы для развития познавательной активности учащихся....

Открытое занятие в ГСПР на тему: "Почему ёлочка стала символом Нового года и Рождества?"

  В.А. Сухомлинский писал, что “ребенок по своей природе –  пытливый исследователь, открыватель мира.   Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество –...