Главные вкладки

    Использование приёмов развития критического мышления на фазе рефлексии.
    статья на тему

     

    Роберт Бустром в книге «Развитие творческого и критического мышления» отмечает: «Рефлексия – особый вид мышления... Рефлексивное мышление значит фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор». В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.

    На фазе рефлексии учитель должен  помочь учащимся самостоятельно обобщить знания, полученные на уроке; направить на дальнейшее изучение материала; систематизировать знания учеников по данной теме. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_trkm_smirnova_2.docx30.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование приёмов развития критического мышления  

    на фазе рефлексии

                          Смирнова Елена Михайловна, учитель начальных классов

          МАОУ «СОШ № 112 с углубленным изучением информатики»

                             

    Роберт Бустром в книге «Развитие творческого и критического мышления» отмечает: «Рефлексия – особый вид мышления... Рефлексивное мышление значит фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор». В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.

    На фазе рефлексии учитель должен  помочь учащимся самостоятельно обобщить знания, полученные на уроке; направить на дальнейшее изучение материала; систематизировать знания учеников по данной теме.

    На этой стадии запланировано достижение нескольких важных целей. В первую очередь учащиеся должны выразить новые идеи и информацию собственными словами. Ученики лучше всего помнят то, что они поняли в собственном контексте, выражая это собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Второй целью этой стадии является живой обмен идеями между учащимися, что дает им возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями.

    Итак, функции стадии рефлексии технологии развития критического мышления посредством чтения и письма:

    • Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
    • Информационная (приобретение нового знания)
    • Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)
    • Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

    В чем же инновационность представленной модели? Эта модель, выходя за рамки классической технологической стратегии, тем не менее представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом. 

    Самые распространённые приемы стадии рефлексии развития критического мышления.

    1) Прием “Синквейн”

    В первой строчке тема называется одним существительным. Вторая строчка-это описание темы в двумя прилагательными. Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами.  Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. Синоним из одного слова, который повторят суть темы.

    2) Приём «РАФТ»

    Этот приём лучше использовать на уроках окружающего мира.  РАФТ - это Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема). Начинать надо, конечно, с темы. Обозначим её общее название. Теперь можно перейти к выбору роли. Выберем любого человека планеты Земля, а также аудиторию, к кому будем обращаться. Подумать нужно и  о форме, то есть, в каком жанре герой мог бы обратиться к выбранной аудитории.

    3) Прием “Шесть шляп критического мышления”

    Суть этого приёма состоит в следующем: класс делится на шесть групп, каждая группа “примеряет свою шляпу”, высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему: белая шляпа: информация; красная шляпа: чувства и интуиция; желтая шляпа: логический позитив; черная шляпа: критика; зеленая шляпа: креативность; синяя шляпа: управление процессом.

    Итак, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.

    В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу видим в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом нам помогают приёмы технологии РКМЧ.

    Литература:

    1. Васильева, М.Г. Технология развития критического мышления/ М.Г. Васильева// http://www.rcio.rsu.ru/webp/class1/potok86/Vasil%27eva/ycht.htm
    2. Вишнякова, Е.Е. Формирование навыков вдумчивого чтения и рефлексивного письма средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»//Бибилиотека в школе. - 2004. - № 17.
    3. Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя - М. : Просвещение, 2004.
    4. Клустер, Д. Что такое критическое мышление//Критическое мышление и новые виды грамотности.- М.: ЦГЛ, 2005.
    5. Мурюкина, Е.В.,  Челышева, И.В.  Развитие  критического мышления студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование» -  Таганрог: Изд-во Кучма, 2007.
    6. Павлова, А. И.   О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка/// Русский язык в школе.-  2007.
    7. Столбунова, С.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо/ С.В. Столбунова// Русский язык. Прил. к газете «Первое сентября». — 2005. — № 18. — С. 5-11; № 19.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН – эффективный приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии.

    На те или иные задания в школьной практике существует мода: точно так же, как есть мода на определённую одежду или музыку. И сейчас многие учителя вводят в планы своих уроков написание синквейнов....

    Использование приёмов развития критического мышления на уроках литературного чтения.

    В сатье кратко описаны некоторые формы работы, применяемые учителем на уроках литературного чтения с целью развития критического мышления....

    Урок математики в 1 классе. Тема урока: «Задачи на сравнение» Урок с использованием технологии развития критического мышления (приём КЛАСТЕР) и индивидуально-дифференцированного подхода.

    Кластер («гроздь») – выделение основных смысловых частей текста и схематическое их оформление в определенном порядке в виде «грозди». Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно р...

    Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления

    Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

    Публикация на тему: "Использование приёмов технологии критического мышления посредством чтения для младших школьников с ОВЗ"

    Использование приёмов технологии критического мышления посредством чтения  для младших школьников с ОВЗ....

    Методическая разработка мастер-класса «Использование приёмов технологии критического мышления в проведении классного часа нравственной направленности»

    Тема классного часа: «Жизнь дана на добрые дела!» Направление: нравственность. Цель: расширить представления учащихся о значимости добра. Задачи: • раскрытие сущности взаимосвязи добр...