Планирование внеурочной деятельности "Колобки идут по следу"
рабочая программа на тему

Казанцева Татьяна Анатольевна

В разработке программы использованы проблемно-диалогический, поисковый, проектный, деятельностный методы обучения, что обеспечивает решение одной из главных задач образования – формирование учебной деятельности младших школьников, позиции активного участника учебного процесса и самостоятельности в решении задач.

       Новизна программы заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: технологическую, культурологическую, краеведческую – в единое образовательное содержание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx45.47 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

духовно-нравственного направления

«Колобки идут по следу»

                             

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к программе курса «Колобки идут по следу»

      В современных условиях модернизации российского образования усиливается интерес к истории родного края. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования.

    Программа курса «Колобки идут по следу» составлена на основе Программы внеурочной деятельности для начальной школы Д.В.Григорьева, Б.В.Куприянова. Издательство « Просвещение» Москва 2011г. Особое внимание отводится практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях, что позволяет реализовать компетентностный подход в обучении. В разработке программы использованы проблемно-диалогический, поисковый, проектный, деятельностный методы обучения, что обеспечивает решение одной из главных задач образования – формирование учебной деятельности младших школьников, позиции активного участника учебного процесса и самостоятельности в решении задач.

       Новизна программы заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: технологическую, культурологическую, краеведческую – в единое образовательное содержание.

       Программа «Колобки идут по следу» рассчитана на детей 6-11  лет.

       Срок реализации программы четыре года, занятия проводятся один раз в неделю Объем программы – 1 класс - 33 часа, 2-4 классы - по 34 часа.

     Отличие программы состоит в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных, духовных и культурных ценностей, в основе которых лежат традиции и обычаи народов малой Родины.

  Целью программы является научно-познавательное, духовно-нравственное  и патриотическое воспитание младших школьников посредством формирования представлений о культурных традициях в контексте прошлого и настоящего нашего края.

Данная цель направлена на решение следующих задач:

- дать знания об истории родной школы, поселка, района;

- формировать общие представления о месте культуры, истории, морали и нравственности в прошлом и настоящем традиций своей малой Родины;

- формировать систему отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры;

- воспитывать уважительное отношение к традициям своего и других народов;

- развивать нравственные чувства (сопереживание, благодарение, уважение к старшим, терпимость, доброжелательность, милосердие) на материале положительных примеров жизни выдающихся людей поселка;

- развивать эстетическое восприятие и чувства.

    Использование и популяризация новых технологий образования происходят в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников, педагогов дополнительного образования, родителей.

Формы организации работы с аудиторией:

· лекции

· экскурсии;

  • консультации;

  • литературные и исторические гостиные;

  • киносеансы;

  • встречи с интересными людьми;

  • исторические игры, викторины;

  • проектная и исследовательская деятельность;

  • использование интернет – технологий;

  • создание видеопрезентаций;

 • посещение  музеев района и края;

 • оформление выставок, обновление экспозиций;

 • встречи с ветеранами войны

Прогнозируемые результаты:

 1) В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории Майнского района, Ульяновской области, умений ориентироваться в событиях и фактах, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.

 2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории малой Родины, гордости за ее славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость.

3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков в самостоятельной работе по организации и проведению экскурсий к школьным экспозициям, развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по изучению родного края; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления, высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.

 Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

     В результате реализации  программы «Колобки идут по следу» учащиеся познакомятся:

- с историей, традициями родной школы, района, края;

- будут иметь представление о месте культуры, истории, морали и нравственности в прошлом и настоящем традиций  своей малой Родины;

- с жизнью героев ВОВ - фронта и тыла;

- будут иметь представление об археологических и архитектурных памятниках района,

- посетят театры, музеи, памятники района, края;

- научатся видеть прекрасное в окружающем мире;

- научатся вести себя в общественных и культурных местах, уважительно относиться к культуре и традициям своего и других народов.

Способы проверки ожидаемых результатов:

- педагогическое наблюдение;

- выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор воспитанниками иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков);

- анкетирование родителей;

Формы подведения итогов дополнительной образовательной программы:

- выставки рисунков и просмотры творческих работ воспитанников;

- создание фотоальбомов;

- открытые занятия;

- выступления с докладами и сообщениями по изучаемым темам;

- викторины, кроссворды, игры;

- итоговые концерты для родителей.

   Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.  Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.

 Тематический план по курсу:

«Колобки идут по следу» для учащихся 1 класса

       Наименование занятий, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Тема 1:

«Я и моя семья»

 

5

 

0

 

5

Занятие 1. «Будем знакомы!» Принести фотографию или нарисовать автопортрет и рассказать о себе.

1

 

1

Занятие 2. «Глупа та птица, которой своё гнездо немило». Подготовка сведений о своей семье, о ближайших родственниках.

1

 

1

Занятие 3. «Своя хатка – родная матка». Нарисовать свой родной дом, рассказать, почему мы так любим его. Создание папки «Моё жилище».

1

 

1

Занятие 4. «Лень в дому – бери суму» .  

Ролевая игра «Распределим обязанности  в моей семье»

1

 

1

Занятие 5. В гостях у бабушки Загадушки. Предметы быта в моем доме – сегодня.

1

 

1

Тема 2:

«Здравствуй, школа!»

 

8

 

2

 

6

Занятие 1. Экскурсия по школе.

1

 

1

Занятие 2. Заочный экскурс «История моей школы»

1

1

 

Занятие 3. Ролевая игра «Я - пешеход»

1

 

1

Занятие 4. Выставка рисунков «Моя дорога в школу»

1

 

1

Занятие 5. Беседа. «Почему в поселке так названы улицы?»

1

1

 

Занятие 6. Рассказ «Мои родители учились в этой школе»

1

 

1

Занятие 7. Конкурс рисунков: «Первый раз в первый класс»

1

 

1

Занятие 8. «Раз, два, три, четыре, пять, мы собрались поиграть». Народные игры.

1

 

1

Тема 3:

«Моя родная Майна»

 

9

 

2

 

7

Занятие 1. Прогулка по поселку «Повсюду здесь знакомые места».

1

 

1

Занятие 2 Экскурсия в ЦДТ и ДШИ. «Чем занимаются ученики в свободное время?»

1

 

1

Занятие 3. Экскурсия « Работа наших родителей»

1

 

1

Занятие 4.   Беседа «Правила поведения в транспорте и общественных местах».

1

1

 

Занятие 5. Аллея Славы. Для кого она создана? (экскурсия)

1

 

1

Занятие 6. Памятники в нашем поселке. (Экскурсия)

1

 

1

Занятие 7. Ролевая игра «Расскажи гостю о нашем поселке»

1

 

1

Занятие 8. Викторина: «Что я знаю о поселке Майна?

1

1

 

Занятие 9. «Раз, два, три, четыре, пять, мы собрались поиграть». Народные игры.

1

 

1

Тема 4:

«Семейные традиции»

 

7

 

2

 

5

Занятие 1. Беседа. «На свет народился, с людьми породнился».  Узнать у родителей, какие обычаи и праздники стали в вашей семье традиционными.

1

 

1

Занятие 2. Игровое занятие. Разучивание песен, танцев к Рождеству.

1

 

1

Занятие 3. Беседа. Правила поведения в театрах, музеях, библиотеках.

1

1

 

Занятие 4. Экскурсия в поселковый  музей. Экспозиция «Народный быт».

1

 

1

Занятие 5. «Старинные детские игрушки». 

1

1

 

Занятие 6. Праздничный концерт для родителей: «Рождественские встречи».

1

 

1

Занятие 7.  «Раз, два, три, четыре, пять, мы собрались поиграть». Народные игры.

1

 

1

Тема 5 :

 «Майнцы в годы ВОВ»

Занятие 1. Встреча с ветеранами ВОВ и тружениками тыла.

Занятие 2. Рассказ «Война в моей семье» (с помощью родителей)

Занятие 3. Ярмарка благотворительности, посвященная Дню Победы.

4

1

2

1

1

2

1

Тематический план по курсу:

«Колобки идут по следу» для учащихся 2 класса

       Наименование занятий, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Тема 1:

«Земля отцов – моя земля»

 

6

 

1

 

5

Занятие 1. «Как не любить мне эту землю, не воспевать Ульяновский край…»

1

1

 

Занятие 2. «Моя малая Родина –поселок Майна». (Стихи, песни, сказки) 

2

 

2

Занятие 3. Творческое задание: Герб поселка Майна.

1

 

1

Занятие 4. Стихотворения о Гербе Майнского района

1

 

1

Занятие 5. Выставка рисунков  «Я- щедрая Майнская земля»

1

 

1

Тема 2:

«Природа родного края»

 

13

 

3

 

10

Занятие 1. Экскурсия на местное озеро.

1

 

1

Занятие 2. Заочный экскурс «Памятники природы Ульяновского края»

1

1

 

Занятие 3. Рассказы (презентации) о памятниках природы.

1

 

1

Занятие 4-5. Познавательная прогулка с последующим описанием  «Лесное богатство края».

2

 

2

Занятие 6. Викторина «Знаешь ли ты растения леса?»

1

 

1

Занятие 7. Тест «Природа моего края».

1

1

 

Занятие 8-9. Сезонные изменения в нашем крае. Выставка рисунков «Мой край».

2

 

2

Занятие 10. Познавательная игра «В гости к Осени».

1

1

 

Занятие 11. Рисунок-фантазия «Какую бы зиму я хотел увидеть в поселке».

1

 

1

Занятие 12-13. Коллективная аппликация «Растения  в моем саду - весной»

2

 

2

Тема 3.

«Водоемы нашей местности»

 

6

 

2

 

4

Занятие 1. Кроссворд «Угадай водоем  Майнского района»

1

 

1

Занятие 2. Сказка о больших и маленьких водах.

1

 

1

Занятие 3-4. Правила поведения у водоема.

Коллективный плакат  «Охрана водоема»

2

2

 

Занятие 5-6. Экскурсия на берег водоема. Сбор природного материала.

2

 

2

Тема 4.

«Растительный мир нашей местности»

 

6

 

2

 

4

Занятие 1. Игра «Я знаю это растение».

1

 

1

Занятие 2.  Викторина «Во саду ли, в огороде?»

1

 

1

Занятие 3. Редкие растения нашего района.

1

1

 

Занятие 4. В гостях у бабушки Загадушки «Природные лекари».

1

 

1

Занятие 5. Серьезный разговор «Осторожно! Ядовитые растения!»

1

1

 

Занятие 6. Конкурс знатоков местной флоры.

1

 

1

Тема 5.

«Наш край»

Занятие 1. Что я знаю о своем районе? Достопримечательности Майнского района.

3

1

 

3

1

Занятие 2. Создание фотоальбома:  «Мой любимый поселок» (продолжение).

1

 

1

Занятие 3.  Конкурс стихов «Ой, поселок родной»

1

 

1

Тематический план по курсу:

«Колобки идут по следу» для учащихся 3 класса

               Наименование занятий, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Тема 1:

«Нет в мире краше Родины нашей»

 

7

 

2

 

5

Занятие 1. «Как не любить мне эту землю, не воспевать любимый край…»

1

1

 

Занятие 2.  Игра «Природа у порога нашего дома». 

1

 

1

Занятие 3-4. Познавательная прогулка «Мой поселок».

2

 

2

Занятие 5-6.Православные храмы Ульяновского края

2

 1

1

Занятие 7. Выставка рисунков  «Мой край»

Тема 2:

«Без прошлого нет настоящего»

1

 

9

 

1

1

 

 8

 

Занятие 1. «Как и из чего строили жилище наши предки?»

1

 

1

Занятие 2. «Историческая гостиная «Точка на карте».

1

 

 

 

1

 

Занятие 3. Экскурсия в г. Ульяновск.

2

 

2

Занятие 4. «Мы выстояли, мы победили!» Майнский район в годы ВОВ.

1

1

 

Занятие 5-6. «Проектная работа «Без прошлого нет настоящего».  

1

 

1

Занятие 6. Викторина «Люблю природу в любую погоду».

1

 

1

Занятие7-8. Проект «Экологическое путешествие во времена года».

Тема 3:

 «Природная кладовая»

2

18

 

2

2

16

Занятие 1. Загадки о водоемах Майнского района.

1

1

 

Занятие 2.. Выставка рисунков «Моя Майна»

1

 

1

Занятие 3. Познавательная игра «Земля – кормилица наша».

1

 

1

Занятие 4.  Конкурс пословиц, поговорок и загадок о земле-кормилице.

1

 

1

Занятие 5. «Все профессии нужны, все профессии важны».

1

 

1

Занятие 6-7. Проект «Грибы – лекари». Тест «Умники и умницы»

1

 

1

Занятие 8. Сообщение «Природные лекари».

1

 

1

Занятие 9. Экскурсия «Охотники за редкими растениями». Долина лотосов.

1

 

1

Занятие 10. С Троповичком - в места «тихой охоты».

1

1

 

Занятие 11. В гостях у бабушки Загадушки «По грибы, по ягоды».

1

 

1

Занятие 12.«Загадка – для ума зарядка». (О предметах быта наших предков).

1

 

1

Занятие 13-14. Творческое задание.  Растения и животные, занесенные в Красную Книгу.

2

 

2

Занятие 15.  Составление Правил поведения в природе.

1

 

1

Занятие 16. Правила здорового образа жизни.

1

 

1

Занятие 17-18. Проект «Нет в мире краше Родины нашей»

1

 

1

Тематический план по курсу:

«Колобки идут по следу» для учащихся 4 класса

Наименование занятий, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Тема 1:

«Береги землю родную, как мать любимую»

6

1

5

Занятие 1. «Как не любить мне эту землю, не воспевать родной край…»

Разучивание Гимна Ульяновского края.

1

1

 

Занятие 2.  «Заказники и заповедники нашего края». 

1

 

1

Занятие 3. Игра «Памятники природы»

1

 

1

Занятие 4. Экскурсия  на водоем.

1

 

1

Занятие 5. Составить рассказ-повествование « Красота родного края»

1

 

1

Занятие 6. Выставка рисунков  «Любимое место в поселке»

Тема 2:

«Земля отцов – моя земля»

1

 

 16

 

1

1

 

 15

 

Занятие 1-2 Проектная работа  «Природа Майнского края»

2

 

2

Занятие 3. Конкурс пословиц, поговорок и загадок о земле-кормилице.

1

 

1

Занятие 4. Игра «О каком растении идет речь?»

1

 

1

Занятие 5. «Зеленые друзья». Сбор сведений о лекарственных растениях.

1

 

1

Занятие 6. Викторина «Мир растений моего края»

1

 

1

Занятие 7. Исследование «Интересные факты о растениях нашей местности».

 Составление кроссворда «Цветы в моем саду».

1

 

1

Занятие 8-9. Творческое задание  «Природа у порога нашего дома» Описание травянистых растений.

1

 

1

Занятие 10. Съедобные и несъедобные грибы. Игра «Узнай гриб по описанию».

1

 

1

Занятие 11. Вещи рассказывают о прошлом

1

1

 

Занятие 12.  Сочинение «Моя малая Родина».

1

 

1

Занятие 13. «Люблю природу в любую погоду» . Описание любимого времени года.

1

 

1

Занятие 14. «И рушник вышиваный –

на счастье, на долю дала …» (Коваленко Е.М., Гуща И.В.).  Одежда наших бабушек и дедушек. Создание эскизов

1

 

 

 

1

 

Занятие15-16. Составление миниэнциклопедии                                                           «Полезные ископаемые нашей местности».

2

 

2

Тема 3:

«Жизнь дана на добрые дела»

12

3

8

Занятие 1.«Спасибо скажем деду, что он принес победу!»

2

 

2

Занятие 2-3 Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела 

1

 

1

Занятие 4-5. Встреча с известными людьми поселка «Ими гордится Майна!».

2

2

 

Занятие 6-7. «Будущее поселка – это мы.»

2

 

2

Занятие 8-9. Творческое задание. «Места отдыха в нашем поселке».

Выставка рисунков «Здесь отдыхает наша семья».

1

1

 

Занятие 10. Посиделки «Собирайтесь до нашей хаты»

1

 

1

Занятие11.  Викторина «Знаешь ли ты свой район?»

1

 

1

Занятие 12. Подведение итогов работы за год. Награждение самых  активных.

1

 

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование внеурочной деятельности , кружок " Шахматная школа" 1- 4 кл.

Так я составила тематическое планирование кружка "Шахматная школа ".Внем показаны перспективы на 4 года, и дано планирование занятий на 1 класс. и тематическое планировнаие кружка " в мире матема...

Особенности планирования внеурочной деятельности по кубановедению в системе работы классного руководителя.

В нашей школе п.Кучугуры проводится большая работа по охране природы и экологическому воспитанию школьников.Ежегодно проводятся акции «Чистый школьный двор», «Чистый посёлок», «Чистые берега», «...

Новогодний сценарий "Шерлок Холмс и Ватсон идут по следу"

Сценарий новогоднего праздника в начальной школе(3-4 классы). Очень  интересный яркий и веселый, насыщен интересными  персонажами, современными  песнями  и  танцами....

Календарно-тематическое планирование внеурочная деятельность 2 класс русский язык

"Занимательная грамматика" календарно-тематическое планирование. Внеурочная деятельность 2 класс...

планирование внеурочной деятельности "Занимательная экономика"

Опыт работы показывает, что экономическое образование в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночн...

Планирование внеурочной деятельности по развитию речи

Планирование внеурочной деятельности "Умники и умницы" Развитие речи в 1 классе...

Организация и виды внеурочной деятельности. Модели внеурочной деятельности. Планирование внеурочной деятельности

  Внеурочной деятельностью школьников является совокупность различных видов деятельности, в которой решаются задачи социализации школьников и развитие их интересов. Данный вид деятель...