Классный час на тему:"Нижегородская сторона"
классный час (3 класс) по теме

Чернышева Наталья Евгеньевна

час классного руководителя (классный час) — это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.

Классный час может проводиться в форме 

·            классного собрания воспитательного часа (час классного руководителя)

                                   экскурсии

·            тематической лекции

·            беседа (этическая, нравственная)

·            диспуты

·            встречи с интересными людьми

·            викторины по различным областям знаний

·            дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме)

·            КВНы;

·            интерактивные игры;

·            игры — путешествия;

·            театральные премьеры;

·            психологические игры и тренинги;

·            читательские конференции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nizhegorodskaya_yarmarka.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: воспитание патриотического отношения к родному городу.

Задачи:

  1. познавательные – познакомить с историей Нижегородской ярмарки,  
  2. воспитательные – воспитание чувства гордости за свой город, воспитание чувства ответственности, дружбы, сотрудничества;
  3. развивающие – развитие внимания, логического мышления, речи, творческих способностей.

Ход занятия

 Рассказ воспитателя с презентацией:

  Некогда была широко распространена поговорка: «Петербург – голова России, Москва – ее сердце, а Нижний – ее карман». Ребята, как вы думаете, откуда пошло это выражение? Как оно появилось?  (ответы детей).

  Это выражение вошло в обиход благодаря знаменитой Нижегородской  ярмарке, которая являлась крупнейшей в мире. Волга издавна служила торговым целям и являлась местом обмена товаров между русскими и восточными купцами.  Впервые крупная ярмарка проводилась в Нижнем Новгороде во второй половине XIV века. Здесь находили сбыт товары, производимые в самых отдаленных регионах мира, но основная торговля шла с Китаем, Персией и Средней Азией.                                                  

  История Нижегородской ярмарки своими корнями уходит в далекий XVII век, когда в 1641 году ярмарка была официально утверждена у стен Макарьевского монастыря, расположенного в 90 км от Нижнего Новгорода вниз по реке Волге. В 1817 году после пожара она была перенесена в Нижний Новгород. Не случайно, что в течение многих десятилетий ярмарка называлась по имени своей предшественницы Макарьевской.

  Определение места для постройки постоянной ярмарки было доверено А.А.Бетанкуру, показавшему себя опытным инженером на многих крупномасштабных работах как в России, так и в других европейских странах. Бетанкур, прибыл в Н.Новгород 23 июля 1817 года. Особое внимание Бетанкура привлекло место на стрелке, которое, по его мнению, "соединяет в высочайшей степени все удобности к устроению ярмарки". Выбор архитектурного построения ярмарки полностью зависел от Бетанкура, и он мог поручить выполнение проекта любому архитектору, служившему в комитете строений под его руководством.
Автором проектов зданий ярмарки стал архитектор Монферран, осенью 1816 года приехавший в Россию из Парижа и состоявший в должности начальника чертежной мастерской Комитета строений.  С первых лет новой службы Монферран показал себя талантливым архитектором и градостроителем.

15 июля 1822 года состоялось открытие ярмарки во вновь построенных зданиях. Это был целый город, занимавший крупную территорию и имевший плотную застройку.
На ярмарку приезжало не менее 150 тыс.человек, в то время как в самом Н.Новгороде проживало около 18 тыс. жителей.

 Особый интерес представляли четыре корпуса Китайских рядов. На ярмарку приезжало много купцов из Азии, а чай из Китая являлся одним из главных товаров.

  Ежегодно торги проводились с 15 июля по 10 сентября, все остальное время ярмарка пустовала. Весной, после того как сходили паводковые и талые воды, торговые павильоны, амбары, прилавки, полки подновлялись и постепенно заполнялись товарами. Каждому товару предназначался свой особый ряд. Продажа товара сопровождалась громкими призывами – рекламой, как бы сей час сказали. Каждый продавец хвалил свой товар: «С моего кваску не бросишься в печаль и тоску!». А товар был самый разнообразный: и для простого люда, и для богачей вельмож, – в том числе и невиданный по тем временам, например лимоны. Была в народе поговорка: «Артамоны едят лимоны, а мы, молодцы, – огурцы!»  Знатные люди заводят все больше иноземных новшеств, и все больше приезжают на русские ярмарки иностранные гости – купцы.

В. Итак, товары привезли. Надо приготовить их к продаже, разложить по рядам.
Посмотрите, чем будет торговать каждая группа.

1-я группа: Житный ряд – съестные припасы;

2-я группа: Красный ряд – изделия из ткани  и для домашнего обихода;

3-я группа: Иностранный ряд – иностранные (иноземные) товары.

Детям предлагаются карточки (рисунки) с изображениями всех товаров (или сами предметы). Каждая группа выбирает необходимые им предметы и выкладывает у себя на столе.

 Примерные ответы групп

1-я группа – рыба, разные овощи, десяток яиц, курица, пряники, баранки, творог, др.

2-я группа – шуба, платок, валенки бочка, корзина, музыкальные инструменты, одеяло, хозяйственный инвентарь, др.

3-я группа – лимон, апельсин, виноград, грецкий орех, лавровый лист, фарфоровые чашка и блюдце, чай, рис, пряности, шелк, зеркало.

На общем столе должны остаться калькулятор, шариковая ручка, кроссовки (рисунок), «Фанта» (рисунок). 

В.: – Ярмарка предлагала также много развлечений, недоступных в другое время, – карусели, невиданные чудеса, кукольный спектакль, цирковые представления, забавы.

Физкультминутка: игра «Золотые ворота»

В. - Товары разложены, торговлю можно начинать? Да, но сначала цены надо знать! Перед началом торговли надо установить цены на товары! Копейка начинает царствовать в ХVIII веке, и с ее помощью проводятся все расчеты/

Группы получают карточки-ценники и переводят наименования цен ХIХ века в копейки.  Подсказка для выполнения вычислений: алтын – 3 копейки, полушка – 1/4 копейки, гривна – 10 копеек.

Примерные ответы групп

1-я группа: 

бочка рыбы 3 руб. 15 алтын = ... коп. (345 коп.);
лимон – 8 полушек = ... коп. (
2 коп.);
свеча – 2 алтына = ... коп. (
6 коп.).

2-я группа:

сапожки 12 полушек = ... коп. (3 коп.);
сукно (1 аршин) 4 алтына = ... коп. (
12 коп.);
ведро масла 8 гривен = ... коп. (
80 коп.).

3-я группа: 

чай (фунт) – 12 гривен = ... коп. (120 коп.);
сарафан – 2 руб. 4 гривны = ... коп. (
240 коп.);
курица – 4 полушки = ... коп. (
1 коп.);
жилет – 8 полушек = ... коп. (
2 коп.).

В.: – Молодцы! Вы отлично справились с заданием! Как вы думаете, какие товары могли предложить покупателям продавцы из нижнего Новгорода и Нижегородской области (волости)? (ответы детей).    

Промыслы, прославившие наш край на весь мир, существуют давно.  Об этих промыслах расскажут ребята (1-я группа – хохломская роспись,  2-я группа – городецкая роспись, 3-я группа – Полхов-майданская роспись)                  

Ярмарки способствовали укреплению связей между населением, укреплению экономических связей между разными районами и странами; давали возможность при встрече обсудить важные вопросы, обменяться новостями.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к классному часу по теме: "400 лет Нижегородскому ополчению"

Нижегородский кремль — крепость в Нижнем Новгороде, исторический центр города, каменный пояс, охватывающий вершину гористого мыса и уступами, лежащий на волжских склонах. По заключению истор...

урок по нижегородской стороне 2 класс по теме: Нижегородский кремль

Цель урока:- Познакомить с Нижегородским кремлём.- Познакомить с башнями кремля, их историями и легендами, и достопремечательностями Нижегородского кремля.- Развивать эмоциональную отзывчивость, речь ...

Рабочая программа по "Нижегородской стороне" для 3 класса

Рабочая программа по Нижегородской стороне составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Программы общеобразовательных учреждений. Начал...

Рабочая программа по Нижегородской стороне для 4 класса

Рабочая программа по Нижегородской стороне составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Программы ...

Конспект урока по предмету "Нижегородская сторона"

Конспект урока во 2 классе "Нижегородская сторона" на тему "Золотая осень"...

Рабочая программа факультатива "Нижегородская сторона" 2-4 классы

Рабочая программа "Нижегородская сторона" составлена на основе авторской региональной программы интегрированного курса литературного чтения для начальной школы В.Ф.Одеговой "Нижегородская сторона" в с...

Конспект урока по Нижегородской стороне в 4 классе Тема: «Православные праздники» Тип урока: исследование.

Урок-исследование. Тема урока "Православные праздники". Тип урока:закрепление изученного материала. В данном конспекте  имеется очень интересный кроссворд, по закреплению данной темы, к...