" Портфолио как один из методов самооценки работы классного руководителя"
опыты и эксперименты на тему

Kureleva Ludmila Petrovna

" Портфолио как один из методов самооценки работы классного руководителя"

Скачать:


Предварительный просмотр:

" Портфолио как один из методов самооценки работы классного руководителя"

         В моем классе 29 учащихся десяти национальностей: 8 русских детей ,11 – грузин, 2- таджика, 1- узбек, 2-азербайджанца , 1-татарин , 1- армянин, 1- китаец, 1- бурят, 1- молдаванин.

Состав класса за два года почти не изменился. В целом, класс дружный. Большинство учащихся объединены дружбой независимо от национальности.

Уже в первом классе мы проводим пилотажное исследование,  направленное на уточнение проблем обучения и воспитания каждого из детей- мигрантов.

  Критерии оценки качества образования, разработанные АППО Санкт- Петербурга для школ с высоким процентом учащихся- инофонов , нацеливают классного руководителя создавать более эффективную модель деятельности такого классного коллектива. Внедрение технологии  портфолио-  одно из ведущих направлений в ФГОС, которое позволит получить внутреннюю  интегральную оценку достижений таких учащихся.  

       Хотелось бы конкретно остановиться на этапах создания портфолио. Впервые мы приступили к его формированию в первом классе , два года назад. Перед нами стоял выбор: делать электронное портфолио или традиционное, в виде папки документов. Остановились на втором варианте, т.к. не все родители были готовы к работе с компьютером. Моя задача, как организатора, состояла в том, чтобы портфолио было оформлено в едином стиле, но с фантазией, поскольку в этом возрасте важно яркое оформление. Было решено, что заполняться папки будут поэтапно, в динамике, т.к. в спешке по созданию страничек необходимости нет. Для последующих классов странички были сделаны выборочно, чтобы в дальнейшем можно было придумывать что-то новое, необычное,  и при необходимости  оставалась возможность изменить структуру папки по своему усмотрению. Понятно ,что детям в одиночку ,без помощи родителей , с этой работой было не справиться. Родители в первом классе выступали соучастниками процесса, затем они постепенно превратились в заинтересованных наблюдателей, которые только генерируют некоторые идеи. Но если у детей возникают затруднения, то родители становятся помощниками. Сам ребенок с первого класса в этой совместной деятельности выступает как творец.  Я ,как классный руководитель, всегда поддерживаю инициативу родителей. Для них на начальном этапе было проведено родительское собрание, где обсуждался вопрос о новых технологиях в рамках ФГОС и конкретно о введении технологии портфолио. Была разработана памятка для учащихся и памятка для родителей по сбору портфолио. Родители теперь мои союзники, их участие дает мне  ,как классному руководителю, дополнительную возможность для изучения семьи, уклада их жизни, интересов и традиций.

Технология портфолио позволяет избежать  ребенку-мигранту  культурного шока или испытать его в смягченных и менее депрессивных формах. Дети мигрантов- это особый контингент учащихся, поэтому подготовка учителя для работы с детьми мигрантов дело особой важности - это ключ к успешности их адаптации.

На сегодняшний день в наших портфолио созданы странички по следующим темам :

- Знакомьтесь это Я......

- В первом классе мы работали над проектом " Моя малая родина". В рамках этого проекта дети пополняли странички портфолио письменными отчетами в виде брошюр, фотогалерей, стенгазет. Презентация портфолио у нас дело добровольное. Если есть что рассказать о процессе работы или о её результатах, тогда дети выступают перед одноклассниками, они увлеченно и с гордостью вспоминают свою малую Родину, свое детство, которое проходило в разных уголках СНГ.  Например, всем запомнился рассказ о Керчи, как одном из древнейших городов мира, дети узнали, что это город- герой ВОв и что жители Керчи - это керчане. Инофоны пытаются переосмыслить услышанное.

 Когда изучалась тема "Страны мира"был рассказ о Грузии,о городе Поти. Ребенок показал свой гербарий из растений, сказал что на его малой родине очень тепло и можно купаться с мая по октябрь. Мы поговорили о городах военно- морской славы, Санкт- Петербурге и Поти и почему в Поти тоже есть улица Нахимова.

 Итоги работы над проектом "Моя малая родина" были подведены в феврале в "Международный день родного языка"

Во втором классе появилась возможность более подробно изучать историю СПб, благодаря введению внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Расширилась кружковая работа. Появился кружок " С любовью к Петербургу" . Так началось большое путешествие по достопримечательностям нашего города и началась  гармонизация межкультурных и межэтнических взаимоотношений, в результате чего сокращается культурная и социальная дистанция между детьми  

В процессе кружковой работы элементы изучения Петербурга сочетаются с языковыми явлениями , которые выступают не только как средства коммуникации, но и как способ ознакомления учащихся с новой для них действительностью.

Члены семей мигрантов также приобщаются к культурным традициям Петербурга через систему образования , в том числе и во внеурочной деятельности. Например, сейчас проходит фестиваль " Детские дни в Петербурге". Он рассчитан на совместное участие детей и родителей. Фестиваль проводится в дни школьных каникул с 31 октября по 9 ноября и четыре следующих выходных: 15-16 ноября и 22-23 ноября.   Для детей было выбрано три маршрута: черничный  "Как стать великаном",  вишневый маршрут " Все могут короли" ,  малиновый маршрут "Жизнь замечательных вещей". Вся информация об этом фестивале была размещена в соц.сети "Вконтакте" в нашей классной группе , а родители были информированы на родительском собрании. Участие в этом фестивале родителей вместе с детьми, поможет семьям быстрее погрузиться в русскую культуру, приобрести качества, свойственные представителям новой культуры. После каникул дети разместят  отзывы и фото в портфолио  и проголосуют за лучший музей.  

Портфолио становится одним из инструментов сплочения и развития многонационального ученического коллектива. После Нового года, в  рамках празднования 70- летия  окончания ВО войны, мы начинаем работу над проектом " Вместе  мы-  союз наследников Победы" . В портфолио появится страничка с одноименным названием. Дети будут собирать информацию об их родственниках- ветеранах , о земляках- героях  ВОв  и подготовят рассказы.

 В выпускном 4 классе, подводя итоги , мы планируем создать единый портфель достижений всего классного коллектива, который будет передан принимающему учителю в среднем звене. Это будет своеобразная визитная карточка, где будут видны сильные и слабые стороны всего класса в целом, что поможет учителю быстрее произвести входной  мониторинг  и помочь  адаптироваться учащимся в  новых условиях.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа классных руководителей по формированию Портфолио младшего школьника.Взаимодействие с родителями.

Создание Портфолио младшего школьника - длительная трудоёмкая работа, основная нагрузка которой ложится на классного руководителя.В данной презентации отражена система работы по формированию Пор...

Формы и методы работы классного руководителя в период адаптации.

Переход из детского сада в школу для детей всегда болезненен. Задача классного руководителя: помочь ребятам быстрее адаптироваться и сгладить проблемы этого периода. В статье описаны формы и методы ра...

Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса. Совершенствование форм и методов воспитательной работы классного руководителя.

           Развитие информационных технологий, их активное использование в образовании и повседневной жизни кардинально изменили пространство нашей жизни, характер межличностных и деловых коммуникаций...

"Формы и методы работы классного руководителя в период каникул"

Организуя свою работу с детским коллективом в период каникул классный руководитель должен изменить педагогические приоритеты, ведь с первого плана  уходят  общеучебные навыки детей,  и ...

Формы и методы работы классного руководителя с семьей

В статье описаны формы и методы работы с родителями в школе, методика проведения, виды и подготовка родительского собрания....

"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...

Доклад на школьном методическом объединении классных руководителей «Формы и методы работы классного руководителя с семьёй».

     Взаимодействие школы и семьи должно носить характер воспитательного союза, в котором обе стороны уважают друг друга, осознают особенность каждой и стремятся творчески соедин...