Воспитательная система класса "Яркое созвездие"
рабочая программа по теме

Вострякова Алла Юрьевна

Воспитательная система класса обеспечивает системный подход в воспитательном процессе, преемственность учебно-воспитательной среды детей и родителей, осуществляет поиск новых форм взаимодействий семьи и школы, способствует достижению общей цели для педагогов и родителей – воспитание здорового ребёнка во всех отношениях: физическом, нравственном, психическом, интеллектуальном.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Вострякова Алла Юрьевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №5 г. Лысково

Воспитательная система класса

«ЯРКОЕ СОЗВЕЗДИЕ»

Паспорт  программы

1.

Образовательное учреждение

МБОУ средняя школа №5 г. Лысково

Нижегородской области

2.

Местоположение школы

606210 Нижегородская область, г.Лысково, ул.Семёнычева, д. 3.

3.

Полное название программы

Воспитательная система класса «Яркое созвездие»

4.

Нормативно-правовые основания программы

  • Закон РФ « Об образовании»
  • Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2005 года №854
  • Декларация прав и свобод человека
  • Конвенция о правах ребёнка
  • Устав школы

5.

Автор программы.

Вострякова Алла Юрьевна – руководитель РМО            учителей начальных классов, учитель начальных классов высшей квалификационной категории.

 

6.

Основные идеи разработки  программы

  •  Обеспечение системного подхода в воспитательном процессе, преемственности учебно-воспитательной среды детей и родителей.
  • Поиск новых форм взаимодействий семьи и

школы.

  • Достижение общей цели для педагогов и родителей – воспитание здорового ребёнка во всех отношениях: физическом, нравственном, психическом, интеллектуальном.

7

Цель программы

 

Создание условий для формирования и раскрытия творческой индивидуальности и коллективного сотрудничества младших школьников через социальное партнерство с

 семьёй.

8.

Задачи программы

  1. Способствовать мотивации родителей к деятельному участию по созданию и реализации работы семейного клуба.
  2. Развить систему здоровых семейных ценностей, установок и мотивов поведения в обществе.
  3. Обеспечить развитие интеллектуальных, нравственных, эмоциональных, физических качеств ребёнка путём вовлечения в познавательную, игровую, эстетическую и спортивно-оздоровительную деятельность.
  4. Способствовать самоопределению и самовыражению личности ребёнка в семье, школьном коллективе, социальной группе с учетом её возможностей.

9.

Условия достижения цели и

задач программы.

  • Вступление в партнёрские отношения участников воспитательного процесса: родители-дети-педагоги.
  • Проведения мероприятий по реализации цели и задач программы.
  • Организация системы соуправления.
  • Участие социальных партнеров.
  • Поддержка администрации школы и родительской общественности.
  • Наличие ресурсного обеспечения.

10.

Срок действия программы

           Длительная по времени (4 года)

11.

Основные направления программы

  • Изучение и становление детского коллектива
  • Включение родителей в процесс организации и деятельности семейного клуба.
  • Создание сообщества детей и взрослых (педагогов, родителей, социальных партнеров) как совокупность субъектов воспитательного процесса.

12.

Исполнители основных мероприятий программы

Классный руководитель, дети, родители, педагоги, социальные партнеры.

13.

Источники финансирования

Средства родительского комитета класса и попечительского совета школы.                                                      

14.

Механизм реализации

Первый этап

-1 класс «Мы лучики».

Этап  моделирования содружества детей и взрослых.

Второй этап

-2,3 классы «Мы - звёздочки».

Стабильное функционирование содружества детей и взрослых.

Третий этап

- 4 класс «Мы - яркое созвездие».

 Этап рефлексии.

15.

Ожидаемые результаты

  1. Обмен опытом и приобретение знаний успешного семейного воспитания родителями.
  2. Осознание школьниками понятия сущности социальных ролей в семье, в обществе.
  3. Сформированность навыков творческой активности, повышение уровня интеллектуальных, нравственных, физических качеств учащихся в процессе сотворчества, сотрудничества.
  4. Сформированность детского коллектива, в котором комфортно находится каждому ученику, родителю, педагогам.

Аналитическая записка

       Первый класс в школе – это вполне обычный класс, один из тех, которых формируется каждый год в начальной школе. Разные дети, различные характеры, такие непохожие родители. Но было в этих детях нечто такое, что подсказывало, с ними все будет по-другому. С первых минут знакомства ощущалось желание детей понять замыслы и начинания педагога.

Поэтому сама идея семейного клуба и погружение всех учеников и родителей в длительную воспитывающую игру была необходимым условием объединения детей и взрослых для решения более серьезных и перспективных целей в воспитании.

Е.Н.Степанов выделил компоненты воспитательной системы класса, которые следует отнести к разряду наиболее существенных и важных. Такими составляющими являются пять компонентов.

1. Индивидуально-групповой. Это компонент, представляющий собой сообщество (общность) детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы класса.

2. Ценностно-ориентационный, который представляет собой совокупность следующих элементов:

- цели и задачи воспитания;

- перспективы жизнедеятельности классного сообщества;

- принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.

3.  Функционально-деятельностный. Он складывается из таких компонентов, как:

- системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения;

- основные функции воспитательной системы;

- педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.

4.  Пространствено-временной. Он состоит из таких элементов, как:

- эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда;

- связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых;

- место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения;

- этапы становления и развития воспитательной системы.

5 . Диагностико - аналитический включает следующие элементы:

- критерии эффективности воспитательной системы;

- методы и приемы изучения результативности воспитательной системы;

- формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.

Наличие у классного руководителя представлений о сущности и компонентах воспитательной системы класса позволяет нам более осознанно и результативно осуществить деятельность по моделированию и построению системы воспитания детей в классном коллективе.

Методики: анкета для родителей  («Практическая психология в начальной школе» - М: ТЦ Сфера, 2002.- 240 С.-ISBN 5-89144-007-5), методика Лускановой («Справочник учителя начальной школы»/О.Н.Истратова, Т.В Эксакусто.- Изд. 4-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 442,(1) с.: Ил.- Справочник), методика Нежновой «(Определение готовности детей к обучению в школе: диагностические методики, рекомендации педагогам» Волгоград: Учитель, 2007.-90с.) методика «Выбор», тест Тулуз-Пьерона, тест Дембо-Рубинштейна, методика Головиной («Определение готовности детей к обучению в школе: диагностические методики, рекомендации педагогам» Волгоград: Учитель, 2007.-90 с.),

Тестирование проходило по двум направлениям: анкетирование родителей, тестирование детей.                                       

Проблема: отсутствие системы  работы по формированию эффективного партнёрского взаимодействия семьи и школы по социализации ребёнка, особенно в роли семьянина.

Объект: воспитательная система класса.

Предмет: модель воспитательной системы класса, обеспечивающая эффективное социальное партнёрство семьи, школы и различных субъектов муниципального  социально - образовательного пространства.

  Цель и задачи

Цель: создание условий для формирования и раскрытия творческой индивидуальности и коллективного сотрудничества младших школьников, через социальное партнерство с семьей.

Задачи:

1. Способствовать мотивации родителей к деятельному участию по созданию и реализации работы семейного клуба.

2. Развить систему здоровых семейных ценностей, установок и мотивов поведения в обществе.

3. Обеспечить развитие интеллектуальных, нравственных, эмоциональных, физических качеств ребенка путем вовлечения в познавательную, игровую, эстетическую и спортивно-оздоровительную деятельность.

4. Способствовать самоопределению и самовыражению личности ребенка в семье, школьном коллективе, социальной группе с учетом ее возможностей.  

Концептуальные основы

 Объединение детей - дело серьезное. Однако для ребенка – это, прежде всего, игра, с ее радостями и переживаниями. И как всякая игра она имеет свои законы, свои правила. У каждого участника есть своя роль, своя сфера приложения интереса. Все это учитывалось,  когда, совместно с родителями, пришли к выводу, что нам нужна организация, где дети взаимодействуют с родителями, с ними творят, познают, дружат. Познакомившись с опытом других педагогов, мы решили организовать семейный клуб «Яркое созвездие». Организуя эту модель содружества, мы понимали, что для детей это будет игра длительная по времени и воспитывающая по характеру. Это игра длиной в четыре года, то есть время, проводимое ребенком в начальной школе.

Необходимо выделить ряд принципиальных позиций, на которых мы основывались, приступая к работе по созданию детского коллектива.

Во-первых, в отличие от подобного рода объединений по интересам, наш семейный клуб зарождался не на основе профильного, предметного интереса, а на основе нравственно-этической идеи, идеи дружбы, товарищества, уважения к себе и к другим.

Во-вторых, наш семейный клуб - это содружество детей и взрослых. Взрослые - это не только учителя, работающие с классом, но и социальные партнеры, и родители, которые активны, инициативны. В процессе совместной деятельности мы ищем разнообразные формы и методы, которые помогут нам раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, увидеть и показать его индивидуальность.

В-третьих, местом организации явился школьный класс. Именно в рамках класса, в рамках  учебного урока дети имеют возможность постоянно общаться и соучаствовать в делах друг друга. Это позволяет создать определенный нравственный микроклимат.

В-четвертых, учителю предоставляется возможность в процессе работы на уроке и вне его постоянно варьировать, видоизменять, корректировать работу с детьми, делать ее более осмысленной и продуктивной. В совместной воспитательной деятельности классный руководитель и родители придерживаются следующих принципов:

1) Принцип самоактуализации.

2) Принцип успешности.

3) Принцип индивидуальности.

4)  Принцип выбора.

5)  Принцип доверия и поддержки.

6)Принцип единства воспитательных воздействий.

                                                                                Изучение эффективности ВСК

Критерии

1 этап

2 этап

3 этап

Воспитанность учащихся

Тест Н.Е.Щурковой

«Размышляем о жизненном

опыте»

Методика М.И.Шиловой «Изучение воспитанности учащихся»

Методика выявления коммуникабельности, педагогические наблюдение.

Защищенность и комфортность ребенка в школе

Игра «Узнай свое поручение»,

Мастерская

Общения «Давайте познакомимся»

Игра « Лидер»,

«Киностудия»,

педагогическое наблюдение

«Арбузник», «Волшебный стул» (Н.Е.Щуркова «Собрание пестрых дел»)

Удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе

Методика изучения удовлетво-ренности учащихся школьной жизнью

А.А.Андреев

Методика изучения

Удовлетворенности

родителей работой

образовательного учреждения (Е.Н. Степанов)

Методика Е.Н.Степанова для исследования удовлетворенности

педагогов и родителей жизнедеятельности в образовательном учреждении

Сформированность классного коллектива

социометрия

конкурс рисунков

«Я в моем классе»

Методика «Наши отношения»

(Составлена по книге ФридманЛ.М.)

Методика «Какой у нас коллектив»    

(А.Н.Лутошкин)    

Проявление индивидуальности(«лица») классной общности

Методика

«Цвети-семицветик»

Методика диагностики уровня творческой активности учащихся (подготовлена М.И.Рожковым, Ю.С. Тюнниковым и др.)

Игра «Магазин»

( подготовлена

О.В. Соловьевым)

На протяжении всех этапов реализации программы в семейном клубе осуществляется деятельность творческих рубрик:

Спортивная

Музыкальная

«Мы» (СМИ)

Самоделкин  

                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель воспитательной системы класса

Структура модели воспитательной системы класса...

Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)

Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...

Воспитательная система класса

Воспитательный  процесс - серьезный кропотливый труд.  В данной системе представлена тематика классных часов по ПДД, ППБ, ОБЖ, нравственно - духовному воспитанию, прописана циклограмма работ...

воспитательного мероприятия игры «Созвездие».

Наиболее приемлемым средством формирования личности младших школьников является внеучебная деятельность, так как она может включать разные виды деятельности в более свободной форме, чем, например проц...

«Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса».

Цель:  Поиск путей совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов...

Опыт создания модели воспитательной системы класса (МВСК) на базе воспитательной системы лицея

Опыт создания модели воспитательной системы класса в  практике воспитателя начальной школы.  Для построения модели воспитательной системы в качестве теоретической базы  выбрана ко...