План воспитательной работы в 3"б" классе
рабочая программа (3 класс) на тему

Баранова Татьяна Геннадьевна

План воспитательной работы в 3"б" классе МОУ Шатковской СОШ №1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_vospitatelnoy_raboty_v_3_b_klasse.docx85.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Шатковская средняя общеобразовательная школа №1

Утверждаю:

Зам. директора по ВР   ----------------- М. В. Белова

План

воспитательной работы

по реализации программы

« Дорогою открытий и

добра»

в 3 «б» классе

на 2014-2015 учебный год

Классный руководитель: Т.Г.Баранова

р/п Шатки. 2014г.

Цель работы:

 создание комфортной воспитательной среды, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические  условия для всестороннего развития  учащегося на основе общечеловеческих нравственных ценностей.

Задачи:

1. Содействие формированию сознательного отношения ребенка к своему здоровью, как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития.

2. Формирование у учащихся гуманистических, социально значимых ценностей и ответственного гражданского поведения.

3. Организация воспитательного пространства через ученическое самоуправление, где учащиеся развивают свои способности.

4. Создание условий для участия семей в воспитательном процессе.

5. Изучение различных моделей воспитательной системы и отработка новых форм и методов воспитательной работы в школе.

Направления воспитательной  деятельности:

  • гражданско-патриотическое;
  •  духовно-нравственное, эстетическое;
  •  спортивно-оздоровительное;
  •  интеллектуально- познавательное;
  •  ученическое самоуправление;
  •  профилактическое;
  •  работа с родителями

Анализ воспитательной работы во 2 «б» классе

за 2013/14 уч. год

Реализация поставленных целей и задач:

Воспитательная работа в этом учебном году была направлена на достижение таких воспитательных целей:

Смоделировать  и построить воспитательную систему класса направленную на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.

Для достижения целей решались воспитательные задачи:

Создание условий для:

1.  Формирования навыков культурного поведение в школе, дома, на улице, в общественных местах.

2.  Развития гармоничной личности.

  1. Возможности самовыражения каждого члена коллектива, возможности комфортно чувствовать                        

себя в коллективе.

  1. Привития интереса к здоровому образу жизни, соблюдению гигиенических правил.
  2. Развития речи учащихся и культуры общения.

6.  Воспитания патриотов своего Отечества.

7.  Воспитания уважительного отношения к взрослым, пожилым людям.

8.  Воспитания бережного отношения к природе.

Итоги жизнедеятельности класса за прошедший год показывают правильность выбранных ориентиров на формирование классного коллектива и способов их реализации через игровые, здоровьесберегающие технологии. Эффективными были средства педагогического влияния  такие как беседа, классные часы разной тематики, игры. Удалось в полной мере реализовать такие цели и задачи: содействовать формированию классного коллектива и созданию в нем нравственно и эмоционально благоприятной сферы для развития детей.

    Развитие ученического самоуправления пока только на начальном этапе, за выполнением различных поручений нужен контроль педагога.

1.Организация учебно-познавательной деятельности.

Анализ успеваемости и качества знаний учащихся показал, что к концу учебного года 25 учащихся были переведены в 3 класс. Активный познавательный интерес и ответственное отношение к учёбе проявляют Зябов Максим, Лапаев Алексей, Мышляева Ирина, Мартемьянова Дарья, Гузикова Валерия, Тринеева Александра и Урняев Иван.  В целом в классе сформировалось положительное отношение к учебной деятельности. Ослабленный интерес к учёбе наблюдается у Муравьевой Валерии, Рожковой Валерии, Софронова Андрея.  Контроль за  успеваемостью и учебной дисциплиной осуществлялся через индивидуальные беседы с родителями и учащимися, проведения консультаций для родителей.  

В следующем учебном году необходимо уделить внимание формированию у детей навыков самоконтроля.

2.Развитие коллектива класса.

Проведенный итоговый срез уровня воспитанности показал, что  по классу уровень воспитанности высокий. Определённые результаты в течение учебного года достигнуты в развитии классного коллектива. По мнению учащихся, учителей и родителей, в классе сложился хороший психологический микроклимат. Большинство ребят стараются быть доброжелательными, самостоятельными, активными. Важно, что в классе есть ребята с высокой степенью нравственной ориентации, которые влияют на общественное мнение в коллективе.

Общественную активность ребят можно считать высокой. Хорошо выполняют свои поручения Гузикова Валерия, Панова Марина, Зябов Максим, Нестеров Никита, Нестерова Анастасия. Вместе с тем, ряд учащихся остаются пассивными наблюдателями: Соков Никита, Сонина Оксана, Тоболич Алексей. Ученическое самоуправление в классе находится на стадии развития.

3.Эффективность внеклассной и внешкольной воспитательной работы.

В соответствии с воспитательными целями и задачами школы, а также особенностями развития классного коллектива приоритетными направлениями воспитательной работы являлись классные и школьные мероприятия: День Здоровья, праздник День Матери, «А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!», Празднование Нового года. Ключевыми делами класса били: конкурс « Ток шагает по планете» принимали участие Мартемьянова Дарья и Жеребненко Антон, за что получили благодарственные письма; районный конкурс  «Креативная ёлка» - принимали участие 9 учеников класса; школьный конкурс, посвящённый 20- летию Конституции РФ – Мышляева Ирина заняла 3 место; школьный конкурс «Здоровый образ жизни – альтернатива вредным привычкам» - Мышляева Ирина заняла 2 место, а Мартемьянова Дарья – 1 место; школьный конкурс « Страна геометрия» на предметной неделе начальной школы –Мышляева Ирина, Мартемьянова Дарья и Зябов Максим заняли 3-и места; проект « Зима в рисунках» Мартемьяновой Дарьи занял 2 место; в конкурсе рисунков по сказкам Мартемьянова Дарья заняла 2 место; в районном конкурсе « Модель своими руками» Зябов Максим занял 2 место, а в областном конкурсе его автомобиль занял 1 место! В школьной олимпиаде среди 2-х классов по русскому языку ученики нашего класса заняли все призовые места: 1 место- Зябов Максим, 2 место- Урняев Иван, 3 место- Тринеева Александра. В олимпиаде по математике мы взяли тоже все призовые места: 1 место-Мартемьянова Дарья, 2 место- Мышляева Ирина, 3 место- Зябов Максим. Анализ занятости учеников класса во внешкольных кружках, секциях, творческих объединениях показал, что занятость в классе составляют 100% процентов: кружки, занятия в музыкальной школе, занятия в спортивной школе , занятия в ДК , занятия в художественном кружке, в ФОКЕ, в ДЮЦе.

4.Педагогическое взаимодействие с семьёй.

В течение учебного года сложились хорошие отношения с родителями учащихся. Наиболее эффективными формами взаимодействия были индивидуальные и групповые консультации для родителей детей.

5. Выводы

Анализ внеклассной и внешкольной воспитательной работы в классе показал, что в течение учебного года был накоплен положительный опыт в организации внеклассных мероприятий с учащимися, работе с родителями. Педагогическими удачами и находками можно считать воспитание толерантности, интереса к учебе и любознательности.

        В связи с этим, перспективными целями воспитательной работы в классе являются:  

  • Развитие познавательных интересов и мотивации к учебной деятельности у учащихся, повышение успеваемости.

В ближайшем будущем необходимо решать такие первоочередные задачи: 

  • Продолжать работу по развитию самоуправления в классе.
  • Развитие  лидерских качеств учащихся.
  • Совершенствовать навыки  культурного поведения и культуры общения.
  • Индивидуальная работа с детьми по повышению успеваемости.

Характеристика классного коллектива

В классе 25 человек. Из них 14 девочек и 11 мальчиков. Отличаются старательностью и аккуратностью Панова Марина, Мартемьянова Дарья, Зябов Максим, Тринеева Александра и др.. Эти ребята всегда готовы помочь своим товарищам, учителю. Активно участвуют в жизни школы и класса.

В целом класс спокойный, ребята отзывчивые, добрые, старательные. Дети с уважением и заботой относятся к друг другу. Готовы помочь в трудную минуту. Отношений эгоизма, вражды нет. У многих хорошо развито чувство ответственности за свои поступки и поступки своих товарищей.

Все ребята проживают в одном поселке, а Урняев Иван, Назаров Роман и Кузнецова Елена проживают в п. Покровка. Дети ежедневно поддерживают дружеские отношения между собой.

Вся работа учителя направлена на воспитание чувства коллективизма, создание благоприятной атмосферы на уроках и во внеурочное время.

Дети послушные, исполнительные. На уроках умеют слушать учителя. Во время перемены активные, играют в разные игры.

После уроков дети посещают различные кружки и секции.

Музыкальную школу посещают:

1. Васянина Виктория

2. Гузикова Валерия

3. Кузнецова Анастасия

4. Мартемьянова Дарья

5. Тринеева Александра

6. Шустова Яна

В спортивных секциях Фока занимаются:

1. Зябов Максим

2. Лапаев Алексей

3. Мышляева Ирина

4. Нестеров Никита

5. Панова Марина

6. Рожкова Валерия

7. Сазанов Дмитрий

8. Софронов Андрей

9. Урняев Иван

В кружке «Оригами» занимаются 15 детей класса.

ДЮЦ посещает Романов Антон.

Кружок ДК посещает Мартемьянова Дарья.

 

Отношения со сверстниками у детей доверительные, доброжелательные. Они умеют уступать друг другу, умеют договариваться. Различий в отношениях между мальчиками и девочками не делают. Всегда вместе играют, помогают друг другу. Делятся друг с другом своими заботами, радуются их успехам.  

 

К детям с аналитическим мышлением я хочу отнести

      Мышляеву Ирину

      Мартемьянову Дарью

      Зябова Максима

      Гузикову Валерию

      Нестерова Никиту

      Тринееву Александру

Они отличаются от сверстников сообразительностью и умением делать самостоятельные выводы.

К ученикам с замедленным типом мыслительной деятельности хочу отнести

     Сонину Оксану, Софронова Андрея, Сокова Никиту, Муравьёву Валерию.

Уровень здоровья учащихся

Все учащиеся класса имеют основную группу здоровья.

Обязанности в классе

№ п/п

Фамилия, имя учащихся

Поручения

1

Васянина Виктория

Цветовод

2

Гузикова Валерия

Трудовой сектор

3

Жеребненко Антон

Весёлые краски

4

Зябов Максим

Учебный сектор

5

Кузнецова Анастасия

Спортивный сектор

6

Кузнецова Елена

Цветовод

7

Лапаев Алексей

Зам. командира

8

Мартемьянова Дарья

Учебный сектор

9

Молева Татьяна

Цветовод

10

Муравьева Валерия

Весёлые краски

11

Мышляева Ирина

Затейники

12

Назаров Роман

Трудовой сектор

13

Нестерова Анастасия

Санитар

14

Нестеров Никита

Спортивный сектор

15

Панова Марина

Учебный сектор

16

Романов Антон

Самоделкины

17

Рожкова Валерия

Цветовод

18

Сазанов Дмитрий

Спортивный сектор

19

Соков Никита

Самоделкины

20

Сонина Оксана

Весёлые краски

21

Софронов Андрей

Трудовой сектор

22

Тоболич Алексей

Самоделкины

23

Тринеева Александра

Командир

24

Урняев Иван

Учебный сектор

25

Шустова Яна

Санитар

Диагностическая программа изучения уровня воспитанности М.И.Шиловой.

Отношение

Показатели воспитанности

Признаки проявления воспитанности

Ярко проявляются

Проявляются

Слабо проявляются

Не проявляются

                                            К обществу

       Долг и ответственность

Выполняет общественные поручения охотно и с желанием, ответственно,  требует такого же отношения от других

Выполняет общественные поручения охотно, ответственно, но не требует этого от других

Неохотно выполняет поручения, только при условии контроля со стороны учителей и товарищей

Уклоняется от общественных поручений, безответственен

Бережливость

Бережет школьное имущество, призывает к этому и других

Сам бережлив, но не интересуется, бережливы ли его товарищи

Проявляет бережливость, если чувствует контроль со стороны учителей, старших товарищей

Небережлив, наносит ущерб школьному имуществу и восстанавливает его лишь после настоятельных требований

К труду

Дисциплинированность

Примерно ведет себя, соблюдает правила поведения в школе, на улице, дома, требует этих качеств от других

Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует хорошего поведения от других

Соблюдает правила поведения при условии требовательности и контроля со стороны взрослых товарищей

И при наличии требований со стороны педагогов и товарищей нарушает дисциплину, слабо реагирует на внешние воздействия

Ответственное отношение к учению

Учится в полусилу, проявляет интерес к знаниям, трудолюбив и прилежен, добивается хороших результатов в учении, сам охотно помогает товарищам

Учится в полусилу, проявляет интерес к знаниям, хорошо учится сам, но товарищам помогает лишь тогда, когда поручают или просят

Учатся не в полную силу, сам не проявляет интереса к учению, требует постоянного контроля, безразличен к учебе товарищей

Несмотря на контроль, не проявляет интереса к учению и прилежанию, учится плохо

Отношение к общественно полезному труду

 ( трудолюбие)

Понимает общественную ценность труда, проявляет интерес к нему, добросовестно относится к самообслуживанию и другим видам труда, умело организует труд других

Понимает общественную ценность труда, проявляет интерес и добросовестное отношение к труду, но других на общественно полезный труд не организует и не побуждает

Трудится при наличии соревнования, требований и контроля со стороны педагогов и товарищей

Не любит труд, стремится уклониться от него даже при наличии требований и контроля

К людям

       Коллективизм и товарищество

Общительный, уважает интересы коллектива, сам охотно отзывается на просьбы товарищей, организует полезные дела коллектива

Общительный, считается с интересами коллектива, охотно выполняет поручения, но сам не организует полезные дела

Не очень общительный, отзывается на просьбы товарищей, но в делах коллектива участвует неохотно

Необщительный, эгоистичный

       Доброта и отзывчивость

Добрый, заботливый, охотно помогает всем, кто нуждается в его помощи, побуждает на добрые дела товарищей

Сам добрый, отзывчивый, всегда поможет в трудную минуту, но других на добрые дела не мобилизует

Помогает другим, если поручает учитель или коллектив

Недоброжелателен, груб с товарищами

               Честность и правдивость

Верен своему слову, правдив с учителями, товарищами, добросовестно признается в своих проступках и того же требует от других

Верен своему слову, правдив с учителями, товарищами, добросовестно признается в своих проступках, но не требует честности и правдивости от других

Не всегда выполняет обещания, не сразу признается в своих проступках, а лишь после осуждения старшими и товарищами

Часто неискренен, обманывает учителей, старших

К себе

     Простота и скромность

Прост и скромен, одобряет эти качества у других

Сам прост и скромен, но не интересуется, обладают ли этими качествами окружающие его люди

Прост и скромен в присутствии старших и педагогов

Держится высокомерно, пренебрежительно относится к товарищам

                                      К культуре

                                  Культурный уровень

Много читает, охотно посещает культурные центры. Разбирается в музыке, живописи. Охотно делится своими знаниями с товарищами, привлекает их к культурной жизни

Любит читать. Посещает культурные центры. Проявляет интерес к живописи и музыке, но интересуется всем этим только для себя. Не привлекает товарищей к культурной жизни

Читает. Посещает культурные центры. Иногда посещает музеи, выставки. Но все это делает только по совету или настоянию взрослых: педагогов, родителей

Не хочет читать художественную литературу, отказывается посещать культурные центры. Не проявляет интереса к культуре, искусству

                Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся

Фамилия, имя

Ответственность

Бережливость

Дисциплинированность

Ответственное

 отношение к учению

Отношение к труду

Коллективизм и товарищество

Доброта и

отзывчивость

Честность

Простота и скромность

Культурный уровень

Уровень воспитанности

При определении уровня воспитанности по каждому показателю необходимо пользоваться диагностической таблицей. Оценка записывается условным обозначением:

Я – ярко проявляется (5 баллов);

П – проявляется (4 балла);

СП – слабо проявляется (3 балла);

НП – не проявляется (2 балла).

Итоговая оценка выводится как среднеарифметическое (сумма баллов делится на 11).

5 – 4,5 балла – высокий уровень воспитанности

4,4 – 3,9 балла – хороший уровень

3,8 – 2,9  балла – средний уровень

2,8 – 2 балла – низкий уровень

Уровень воспитанности

Я – ярко проявляется, П – проявляется, СП – слабо проявляется, НП – не проявляется.  

№ п/п

Ф.И. учащегося

Отношение к учёбе

Отношение к труду

Отношение к общ. работе

Дисциплина

Коллективизм и товарищество

Доброта и правдивость

Простота и скромность

Сознательность и заинтересованность

Отзывчивость и бережливость

Культурный уровень

Уровень воспитанности

1

Васянина Виктория

П

СП

П

П

П

СП

П

П

П

П

3,8

2

Гузикова

Валерия

Я

Я

Я

Я

Я

Я

П

Я

Я

Я

4,9

3

Жеребненко Антон

СП

П

П

П

П

П

Я

П

П

П

4,0

4

Зябов

Максим

Я

Я

Я

Я

Я

Я

Я

Я

Я

Я

5.0

5

Кузнецова Анастасия

Я

Я

Я

П

П

П

П

П

Я

Я

4,5

6

Кузнецова Елена

П

П

П

Я

П

П

Я

П

П

Я

4,3

7

Лапаев

Алексей

П

П

П

СП

Я

Я

П

Я

П

Я

4,3

8

Мартемьянова Дарья

Я

Я

Я

Я

Я

Я

Я

Я

Я

Я

5,0

9

Молева

Татьяна

П

П

СП

Я

П

Я

Я

П

П

Я

4,3

10

Муравьева Валерия

НП

НП

СП

СП

СП

СП

СП

СП

СП

П

2,9

11

Мышляева Ирина

Я

Я

Я

Я

Я

Я

Я

Я

Я

Я

5,0

12

Назаров Роман

П

П

П

Я

П

Я

П

П

Я

Я

4,4

13

Нестерова Анастасия

Я

Я

Я

Я

Я

Я

Я

Я

Я

Я

5,0

14

Нестеров Никита

П

П

П

Я

Я

Я

Я

Я

Я

Я

4,7

15

Панова Марина

Я

Я

Я

Я

Я

Я

Я

Я

Я

Я

5.0

16

Романов Антон

СП

СП

П

СП

П

П

СП

СП

П

П

3,5

17

Рожкова Валерия

НП

СП

СП

СП

П

П

П

СП

П

П

3,4

18

Сазанов Дмитрий

П

Я

Я

П

Я

Я

П

П

Я

Я

4,6

19

Соков Никита

НП

СП

СП

П

СП

П

Я

П

П

П

3,6

20

Сонина Оксана

СП

П

П

Я

П

СП

П

СП

П

П

3,5

21

Софронов Андрей

СП

П

П

П

П

Я

П

П

П

П

4,0

22

Тоболич Алексей

СП

СП

СП

П

П

Я

Я

П

П

П

3,9

23

Тринеева Александра

Я

СП

П

П

П

П

П

П

П

П

4,0

24

Урняев Иван

Я

П

П

Я

Я

Я

Я

Я

Я

Я

4,8

25

Шустова Яна

П

П

П

Я

П

Я

Я

Я

Я

Я

4,6

Средний уровень воспитанности по классу: 4,28 баллов.

Работа с родителями

Родительский комитет:

Председатель: Зябова Марина Александровна

Учебно-воспитательный сектор: Тринеев Олег Анатольевич

Культурно-массовый сектор: Мартемьянова Марина Николаевна

План работы родительского комитета:

Октябрь:

Выбор родительского комитета.

Обсуждение плана учебно-воспитательной работы на 2014-2015 уч. г..

Декабрь:

Обсуждение вопроса «Подготовка и проведение Новогодних праздников».

Организация родительского собрания.

Март:

Организация праздника для мам и бабушек.

Посещение семей.

Май:

Итоги учебно-воспитательной работы за год.

Организация дня здоровья.

Летний отдых детей.

Подготовка класса к новому учебному году.

Характеристика семей:

Полные семьи – 20

Неполные семьи- 5

Многодетные семьи- нет

Матери-одиночки- нет

Малообеспеченные семьи- 7

Неблагополучные семьи – нет

Тематика родительских собраний

3 классы.

Октябрь

Воспитание коллективизма у школьников начальной школы: психология отношений детей внутри класса.

Декабрь

О значении домашнего задания и контроля над его выполнением.

Март

Что делать, чтобы ребёнок не стал жертвой. Если вашим детям угрожает опасность.

Май

Вредные привычки: роль семьи в профилактике и предупреждении вредных привычек.

Система воспитательных мероприятий.

Гражданско – правовое, патриотическое направление

«Я – гражданин».

Единая тема месяца «Закон знай и уважай».(сентябрь)

1. Мероприятия по безопасности дорожного движения: (сентябрь)

-классный час «В мире дорожных знаков» – отв.кл. рук – ль;

-выставка рисунков «Красный, желтый, зеленый»

2.Единый классный час «Наша безопасность в каникулы» -отв. кл. рук – ль.- (ноябрь)

3.Игра для самых маленьких «Правила дорожного движения знай как таблицу умножения»- отв. рук-ль кружка «Дорожная азбука» Майорова Л.С.( ноябрь)

4.Единый классный час, посвященный Дню Конституции  «Знаешь ли ты закон?»

отв. кл. рук – ль. - декабрь

5.Единый классный час «Наша безопасность в каникулы» -отв. кл. рук – ль.- декабрь

6. Единый классный час «Народные традиции: святки, колядки, Крещение» - отв. кл. рук-ль (январь)

7.23 февраля – Праздник Мужчин и Мужества:  (февраль)

- Выставка рисунков «Наша армия самая сильная!»–отв. учителя нач. кл.

- Встречи с папами, конкурсные программы «Мой папка в армии служил!» (3-4 кл.)-отв. кл. рук-ли 3-4 кл.;

8. Единый классный час «О доблести, о подвиге, о славе»- отв. кл. рук-ль.

9.Единый классный час «Наша безопасность в каникулы» -отв. кл. рук – ль.(март)

10. 70-летию Великой Победы посвящается …( май):

- Единый классный час «Память сильнее времени»– отв. кл. рук-ль.

- конкурс рисунков на асфальте «Я рисую мир»

- оформление стены памяти «Навсегда в строю»

- общешкольное мероприятие «Поклонимся великим тем годам…»

-экскурсия на мемориальные комплекс, в музей школы;

-участие в районном празднике( задействованность  детей в сценарии, участие в шествии).

11.Единый классный час «Наша безопасность в каникулы»- отв. кл. рук – ль

Научно – познавательное направление

«Я – ученик».

1.Урок Знаний, посвященный 300-летию Нижегородской губернии.

2. Конкурс чтецов , посвященный Году Культуры в России.(школьный , районный ) – отв. ЗДУВР Щитаева С.Н.,Орешкина Н.А.(октябрь)

3. 12 ноября – Синичкин день. Конкурс рисунков, агитплакатов с призывом заботы о птицах зимой -отв. рук-ль кружка «Экология и я» Скоробогатова М.Г.

4. Предметная неделя – отв. руководители ШМО школы.

5. Единый классный час на экологическую тему «Как прекрасен этот мир»–отв. кл. рук-ль   (апрель).

                                Духовно-нравственное, эстетическое воспитание

«Я в мире – мир во мне».

1.Торжественная линейка, посвященная началу учебного года -Отв.ЗДВР, СВ школы.  ( сентябрь)

2. Праздничное представление, посвященное началу учебного года– отв. РДК

3. Подготовка поздравлений бабушкам и дедушкам ко Дню пожилого человека–отв. кл. рук – ль (сентябрь).

4.Поздравление учителей – ветеранов . отв. профком, кл. рук – ли. (октябрь)

5.Выставка рисунков, поделок «Я подарю тебе солнышко!» -0тв. СВ нач. школы, учитель.(ноябрь).

6.Мастерская Деда Мороза – отв. СВ школы, активы классов, кл. рук – ль.–(декабрь)

7.Праздничные программы «Новогодний хоровод»–отв. ЗДВР ,СВ школы , кл. рук-ли, Совет старшеклассников, ДО «Родник».( декабрь)

8.Операция «Кормушка»– отв. кружок «Экология и я», рук. Скоробогатова М.Г. учитель.( январь)

9.Женский день 8 Марта (март ):

-выставка рисунков «Весеннее настроение»–отв. учитель, СВ школы;

-классные огоньки – поздравления.

10.День Победы (май )

11.Линейка, посвященная окончанию учебного года. – отв. администрация школы, СВ школы, педколлектив, Совет старшеклассников, актив ДО. (май)

12.Организация каникул ( в конце каждой учебной четверти ).

                                   

                                     Спортивно – оздоровительное направление

«Здоровье – это здорово!»

1.«Осенний кросс» - отв. учителя физ – ры школы.- 6 октября.

2.Единый классный час «Здоровье-это здорово»– отв. кл. руководитель (ноябрь).

3.Школьная акция «Будь здоров!», посвященная  Дню борьбы со СПИДом и борьбе с вредными привычкам:  (декабрь)

-профилактические беседы врачей и учителей:

«Режим дня школьника»

4.Семейные соревнования «Самая спортивная!» ( 3 – 4 кл. ) – отв. СВ нач. школы, учитель , учителя физ – ры ( март-апрель)

5. День здоровья! ( нач. школа ) - отв. учителя физической культуры – май.

6.Пробег на приз газеты «Новый путь» - май.

7. Районные, зональные соревнования ( в течение года ).

8. Организация каникул(соревнования школы, массовое посещение ФОКа, семейные мероприятия и т.д.)

                                           

                                                 

                               Работа с семьей  «Семь Я».

  1. Составление социального паспорта класса  отв. кл. руководитель, соц. педагог. – сентябрь.
  2. Выборы родительского комитета, планирование работы на учебный год. Отв.- кл. руководитель  (сентябрь)
  3. Просвещение родителей по вопросам воспитания.

-Тематические родительские собрания. Отв.- кл. руководитель  в течение уч. года.

  1. Посещение семей на дому . Отв.- кл. руководитель, соц. педагог. – в течение уч. года.

Вовлечение родителей в реализацию воспитательных мероприятий.

1.Подготовка поздравлений бабушкам и дедушкам ко Дню пожилого человека  –отв. кл. рук – ль (октябрь)

    2.Выставка рисунков, поделок «Я подарю тебе солнышко!»  0тв-      учитель,

    3. Классные огоньки с приглашением мам, бабушек. (Ноябрь).

- Классные огоньки к 23 февраля с приглашением пап, дедушек;

 мам и бабушек-к 8 марта.

Встречи с папами, конкурсная программа «Мой папка в армии служил!» -отв. кл. рук-ль .

  Экскурсии при участии родителей.

4.Единый классный час «Семья вместе, и душа на месте»  отв.- кл. рук-ль (март)

5.Семейные соревнования «Самая спортивная!»  – отв. СВ нач. школы, учитель, учителя физ – ры  (март- апрель).

   6.Организация каникул (в течение уч. года).

                                             

                             Развитие самоуправления – направление «Лидер»

(общение и досуг).

1.Праздник Первого звонка.

2.«Новогодний хоровод», шефские представления –активы классов.

3. Женский день 8 марта.

       Праздничный концерт – поздравление учителей «Самые, самые, самые…» отв. Совет старшеклассников, актив ДО, активы классов.

4.Оформление колонны к праздничному шествию 9 Мая. Отв. – Совет. ст – ов, актив ДО

5.Линейка, посвященная окончанию учебного года.

Профилактическое направление.

1. Классный час, посвящённый школьному этикету. Ознакомление с Уставом школы. Сентябрь.        Кл. рук-ль

2. Привлечение учащихся в секции, кружки, учреждения дополнительного образования. Сентябрь. Кл. рук-ль, рук-ли кружков, секций.

3. Составление социальных паспортов классов. Сентябрь-октябрь. Кл. рук-ль, соц. педагог

4. Единый классный час «Твоя безопасность в каникулы» (правила поведения). Октябрь. Кл. рук-ль

5. Организация мероприятий в дни осенних каникул. Ноябрь Кл. рук-ль

6. Тематические родительские собрания. В течение года. Кл. рук-ль

7. Игра для самых маленьких «Правила дорожного движения знай как таблицу умножения»- отв. рук-ль кружка «Дорожная азбука» Майорова Л.С.( ноябрь)

8. Единый классный час «Здоровье-это здорово!» – отв. кл. руководитель  (ноябрь).

9. Школьная акция «Будь здоров!», посвященная  Дню борьбы со СПИДом и борьбе с вредными привычкам:  (декабрь)

-профилактические беседы врачей и учителей:

«Режим дня школьника»

10.Единый классный час, посвященный Дню Конституции  «Знаешь ли ты закон?»  отв. кл. рук – ль. - декабрь

11.Единый классный час «Наша безопасность в каникулы»  отв. кл. рук – ль.- декабрь

12. Планирование работы в зимние каникулы. Декабрь – январь. Кл. рук-ль, родительский комитет

13. Повторный сбор информации о занятости учащихся во внеурочное время. Январь. Кл. рук-ль

14. Семейные соревнования «Самая спортивная!» – отв. СВ нач. школы, учитель , учителя физ – ры ( март-апрель)

15. Единый классный час «Наша безопасность в каникулы». Март. Кл. рук-ль

16. Организация весенних каникул. Март. Кл. рук-ль, зам. дир. по ВР

17. День здоровья! ( нач. школа ) - отв. учителя физической культуры – май.

18.Единый классный час «Наша безопасность в каникулы» отв.- кл. рук – ль - май

19.Пробег на приз газеты «Новый путь» - май.

20. Районные, зональные соревнования ( в течение года ).

21. Организация каникул(соревнования школы, массовое посещение ФОКа, семейные мероприятия и т.д.)

                             

Паспорт программы

Название программы

Программа воспитательной работы

«Дорогою открытий и добра»

Ф.И.О. руководителя программы

Баранова Татьяна Геннадьевна

Руководитель МОУ

Инжутов Михаил Алексеевич

Территория для реализации программы

МОУ Шатковская СОШ №1 1 «б» класс

Адрес МОУ

р. п. Шатки, ул. Учительская, д.1

Формы проведения

Кл. часы, беседы, викторины, практические занятия, праздники, игры

Цель программы

Создание условий для социализации личности, становление гражданской идентичности младшего школьника, его духовно-нравственного развития.

Задачи программы

- Воспитание у младших школьников патриотизма и гражданственности, способности к осознанию себя патриотом своей страны.

- Духовно-нравственное развитие ребёнка, формирование его нравственного сознания, чувств, поведения.

- Создание условий для становления у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих и национальных ценностей.

Срок реализации

4 года

Количество участников программы

25 человек

Кадровое обеспечение

Классный руководитель

Содержание программы (направления)

Направления внеурочной деятельности:

Духовно-нравственное

Общеинтеллектуальное

Общекультурное

Социальное

Спортивно-оздоровительное

Муниципальное образовательное учреждение

Шатковская средняя общеобразовательная школа №1

                     

  ПРОГРАММА  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

           « ДОРОГОЮ  ОТКРЫТИЙ И ДОБРА»

1 КЛАСС

    АВТОРЫ ПРОГРАММЫ:

Н.Н. Деменева, Т.Я Железнова,

С.К. Тивикова,  Н.Ю. Яшина

                                           

   Срок реализации:  4 года

                                                                                      Переработала и дополнила:    

        Баранова Т.Г.

                                                   

2012г.

1.    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

      В Концепции духовно – нравственного   и воспитания личности гражданина России ( авт. А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А.Тишков) , созданной в рамках работы по реформированию общеобразовательной школы, выделены базовые национальные ценности ( патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество), сформулированы цели и  задачи духовно- нравственного  развития и воспитания личности учащихся на основе принятия базовых национальных ценностей. Важнейшей задачей современной школы является развитие у юного поколения чувства патриотизма, воспитания личности учащихся на основе принятия базовых национальных ценностей.

       В утвержденных Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования ( ФГОС НООО) 2 –го поколения определены планируемые результаты начального образования, в том числе личностные и метапредметные. К ним,  в частности, относится  становление у младших школьников основ гражданской идентичности в форме осознания своего « Я»  как гражданина  России, воспитание чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, народ и историю, развитие этических чувств, знание моральных норм и ориентация на их выполнение. ФГОС НОО предусматривает формирование у школьников целостного, социально ориентированного взгляда на мир и его органическом единстве и разнообразии природы. Культур. И религий, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Важнейшим компонентом стандарта является развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

         Программа разработана сотрудниками ГОУ ДПО НИРО и сертифицирована НМЭС ГОУ ДПО НПРО и областным экспертным советом министерства образования Нижегородской области.

         Программа  « Дорогою открытий и добра»  направлена на реализацию перечисленных выше требований ФГОС НОО и основных положений Концепции  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, достижения личностных и метапредметных результатов начального образования.

       В основу программы внеурочной деятельности « Дорогою открытий и добра» ( 1- 4 классы) положены идеи учебного курса                                                            « Гражданское образование в начальных классах» ( 2-4 классы)                          ( авт. Н.Н.Деменева, Т.Я. Железнова,  С.К. Тивикова, Н.Ю. Яшина).

       Возможны различные варианты использования программы  внеурочной деятельности « Дорогою открытий и добра» в сочетании с программой  учебного курса « Гражданское образование в начальных классах».

      Вариативность использования отражена в содержании

программы каждого класса в разделе « Общие сведения и дополнительные формы работы».  

         Программа « Дорогою открытий и добра» реализует не только духовно-нравственное направление внеурочной деятельности, но и общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное и спортивно- оздоровительное. Данная программа является комплексной и может использоваться по различным направлениям внеурочной деятельности в необходимом для данного образовательного учреждения объеме.

         Количество часов увеличено за счет дополнительных форм работы.  В 1 классе   на внеурочных занятиях реализуется базовое содержание программы и раздел « Дополнительно» из расчета 3 часа в неделю.

           Работа  по программе « Дорогою открытий и добра» способствует реализации общих целей начального образования. Программа  направлена в первую очередь на развитие  личности младшего школьника, построена с учетом идей развивающего образования. Предусмотрена тесная связь внеурочных  занятий с обучением младших школьников  различным учебным  предметам и семейным воспитанием.  Программа  предполагает привлечение родителей и других членов семьи учащихся к проведению праздников, различных дел, к подготовке детей к занятиям.

         Ключевые педагогические принципы, идеи и подходы. Программа  построена на основе принципов гуманизации образовательного процесса, ненасилия, культурологического принципа, идеи личностно ориентированного, развивающего образования в начальной школе, системно- деятельностного подхода к построению учебно- воспитательного процесса, идей сотрудничества и социальной заботы, а также условно- концентрического принципа.

         Программа рассчитана на четыре года, в течение которых учащиеся осваивают материал четырех основных разделов                                                                        ( тематических блоков) программы, имеющих разное содержательное наполнение в зависимости от года обучения:

  1. Отечество.  Родина ( Россия, малая  родина)
  2. Познание мира.
  3. Культура разных народов, культура моей страны и других стран.
  4. Семья и человек, самопознание.

 

2.  ЦЕЛЬ    ПРОГРАММЫ:

-  Создание условий для социализации личности, становление гражданской идентичности младшего школьника, его духовно- нравственного  развития.

        ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

-  Воспитание у младших школьников патриотизма и гражданственности, способности к осознанию себя патриотом своей страны.

-  Духовно- нравственное развитие ребенка, формирование его нравственного сознания, чувств, поведения.

-  Создание условий для становления у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих и национальных ценностей.

-  Формирование элементов правовой  культуры учащихся на основе знакомства с Всеобщей декларацией о правах ребенка.

-  Эстетическое развитие ребенка, воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости.

- Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способности к самосознанию, социальных умений.

-  Формирование опыта  творческой деятельности и развитие креативности.

- Формирование навыков самостоятельной работы, имеющей исследовательский характер.

-  Формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных  действий.

3. СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

Направления внеурочной деятельности

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ

ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ

СОЦИАЛЬНОЕ

СПОРТИВНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ

МЕХАНИЗМ   РЕАЛИЗАЦИИ:

Поставленные цели и  задачи в программе будут реализовываться посредством различных  видов и форм работы:

- внеурочных занятий с детьми

-бесед с учителем и одноклассниками

-дидактических, ролевых и подвижных игр

-драматизации

- разыгрывания и  анализа конкретных ситуаций

- упражнений по  использованию правил культурного поведения

- практических работ ( раскрашивание, рисование)

-экскурсий

- тренингов

-праздников

-коллективных творческих дел

-элементов исследовательской деятельности ( мини-исследования,

мини-проекты)

- чтение научно – популярных текстов

- рассказ учителя

- обмен информацией в парах или группах

- рассказы детей

- чтение художественных текстов учителем или детьми, их обсуждение

- работа с иллюстрациями

 -выполнение развивающих заданий

 - выполнение коммуникативных  заданий

 

     

ОСОБЕННОСТИ  ФОРМ  РАБОТЫ

      Содержание программы реализуется через систему  внеурочных занятий с детьми.  Первое занятие по каждому разделу является вводным. На нем раскрываются наиболее общие понятия, которые затем будут конкретизированы на других занятиях четверти ( в 1-2 классах) или полугодия ( в 3-4 классах). Последнее занятие каждой части является обобщающим. На нем систематизируются  полученные детьми представления по разделу или части раздела. Такое занятие проводится, как правило, в форме праздника, но   могут   использованы и другие формы: устный журнал, воображаемое путешествие  и др. Целесообразно проводить обобщающие  занятия совместно с родителями учащихся в форме  детско – родительских праздников.

      В 1 классе предпочтение отдается игровым формам проведения занятий. Важно включать  детей в активную деятельность, для этого   использовать  беседы  с учителем и  одноклассниками, дидактические, ролевые и подвижные игры, драматизации, разыгрывание и анализ конкретных ситуаций,  упражнения по использованию правил культурного поведения, практические работы  -   по раскрашиванию, рисованию и т. д.  Во 2-4 классах занятия проводится с использованием учебников и рабочих тетрадей « Кораблик» ( 2 класс) и « Жар – птица» ( 3 – 4 классы), также  мультимедийных приложений к учебникам.

       Внеурочные занятия  во 2-4 классах  не имеют жестко заданной структуры, но включает в себя несколько обязательных компонентов, последовательность и соотношение которых могут быть различными: эмоциональное введение в тему занятия; информационная часть( чтение научно- популярных текстов, рассказ учителя, обмен информацией в парах или группах, рассказы детей, работа со словарем учебника, со статьями Всеобщей декларации прав человека и др.); чтение художественных текстов учителем  и детьми, их обсуждение; восприятие зрительного ряда, работа с иллюстрациями; выполнение  развивающих ( интеллектуальных и практических) заданий, которые содержатся  в тетради, учебнике, или предложенных учителем; выполнение коммуникативных заданий. Таким образом, в процессе проведения занятий сочетаются  работа с учебником, тетрадью, сообщение учителем сведений, его рассказ и чтение текстов, организация различных видов деятельности детей ( учебной, игровой, трудовой).

        Дополнительной формы работы по программе достаточно разнообразны: игры, экскурсии, тренинги, праздники, коллективные творческие дела ( КТД) и т. д. По содержанию они тесно связаны с обязательной частью программы, но при этом могут относиться  к различным направлениям внеурочной деятельности ( познавательной, художественно- эстетической, трудовой, краеведческой и др.)

        Особое внимание в программе уделяется элементам исследовательской деятельности. Так, уже в 1 классе детям предлагается  выполнять мини – исследования и мини- проекты, связанные с поиском и анализом информации, которую они могут получить из доступных для первоклассника источников,  например, от других людей.

        Предполагается также включение учащихся со 2 класса в проектную деятельность, в том числе участие  в социальных проектах.

       

               

                                                                                                                                                           

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                 

                                 1 класс

                Раздел

№ п/п

          Тема

Кол.

час.

Открываем  школьный мир

1

Здравствуй школа

3

2

Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики

3

3

Мои учителя

3

4

Мои одноклассники

4

5

Школьные вещи – наши помощники

4

6

Правила школьной жизни

4

7

День рождения класса

4

Удивляемся чудесам, совершаем открытия

1

Тайны и  чудеса вокруг нас

4

2

Книги – наши друзья и помощники

4

3

Чудесный мир искусства ( изобразительное искусство и музыка)

4

4

Чудесный мир искусства ( театр, кино, мультипликация, цирк)

5

5

Удивительный мир людей

3

6

Удивительный мир вещей

2

7

Мир прекрасный и удивительный

3

Создаем и сохраняем традиции

1

Что такое традиции?

3

2

Школьные традиции

4

3

Семейные традиции

3

4

Праздничный календарь

7

5

Традиции малой родины

3

6

Встречаем весну

4

Познаем любимый край

1

Мой адрес

5

2

 Природа моего края

5

3

 Мой поселок

5

4

Моя улица, мой дом

2

5

 Мой дом, моя семья

2

6

Мои домашние любимцы                                                     ( животные,  растения)

3

7

Наши открытия

3

                       

                             2   класс

Раздел

п/п

         Тема

Кол. час.

Дом, в котором мы живем

1

Земля – общий дом для всех

2

2

Отечество. Наша Родина- Россия

2

3

Москва – столица нашей Родины

1

4

Санкт - Петербург

1

5

Нижний Новгород

1

6

Нижегородская ярмарка

1

7

Ярмарочная карусель

1

В путешествие по миру

1

Шар земной именуется миром

1

2

Открываем Америку. Соединенные Штаты Америки

2

3

Хождение за три моря.  Индия

1

4

Кругосветное путешествие

1

5

По новогодней карте

1

6

 Разноцветный новогодний хоровод

1

В тридевятом царстве, в тридевятом государстве

1

По неведомым дорожкам

1

2

В суровом северном краю

2

3

Секреты старого замка

2

4

Под жарким солнцем Черной Африке

2

5

Там, где восходит солнце

2

6

Сказочное путешествие

1

Я и моя семья

1

Из дальних странствий возвратясь

1

2

Мир семьи

2

3

Я и мое имя

2

4

Свет мой зеркальце, скажи

2

5

Вместе- дружная семья

1

                             3 класс

     Раздел

№ п/п

            Тема

Кол. час.

 Над российскими просторами

                                         

1

Отечество: старое, новое, вечное

2

2

Отчизны славные сыны

2

3

Наше государство- Российская Федерация

2

4

Сто народов – одна страна

2

5

По родной стране

1

6

Законы, по которым мы живем

2

7

Моя малая родина

2

8

Без праздника нет народа

2

9

Новый год и  Рождество

1

Тепло родного очага

1

В поисках счастья

2

2

Сохраняя прошлое

2

3

Мировое древо

1

4

Моя родословная

2

5

Наша школьная семейка

2

6

Моя школа, мой класс

1

7

Я – надежда Отечества

2

8

Слышу голос из прекрасного далека

2

9

В кругу родном и тесном

2

10

Семейные традиции

1

11

Что в сердце бережно храним

1

                              4 класс

Раздел

п/п

        Тема

Кол.час.

 Живем  мы по соседству

1

Мы и наши соседи

2

2

Аист на крыше

3

3

У янтарного моря

3

4

Мои путешествия

1

5

В горах Кавказа

3

6

Многоцветные краски Востока

3

7

Фестивальные встречи

1

Из страны детства в мир взрослых

1

Я взрослею

2

2

Мои права

1

3

Таинственный мир знаний

3

4

Пора в путь- дорогу

3

5

Путешествие по родному краю

1

6

Приглашаем в театр

2

7

Досуг – дело серьезное

2

8

Правила общения. Культура поведения

3

9

Парк чудес и открытий

1

4.  ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

   

   Становление  у младших школьников основ гражданской идентичности в форме осознания своего «Я» как гражданина России.

  Воспитание чувства сопричастности и гордости за свою Родину и историю.

   Развитие этических чувств.

  Знание моральных норм и ориентация на их выполнение.
 Формирование уважительного отношения к иному мнению,  и культуре других народов.

   Формирование целостного, социально ориентированного  взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур    и  религий.

  Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

                         

                       5.  ЛИТЕРАТУРА

1.   Организация внеурочной деятельности младших школьников                             /С.К. Тивикова, М.К. Приятелева, - Н.Новгород:   Нижегородский институт развития образования, 2011 г.

2.   Внеклассные мероприятитя: 1 класс / О.Е. Жиренко, Л.Н.Яровая, Л.П. Барылкина, Т.И. Цыбина, Е.М. Резенова. – М.: ВАКО, 2006

3.   Внеклассные мероприятия: 2 класс /Л.Н. Яровая, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина, Л.А. Обухова. – М.: ВАКО, 2007

4.  Классные часы: 2 класс / Т.Н. Максимова,- М.: ВАКО,2008

5.Тивикова С.К. Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю. Кораблик: учебник по гражданскому образованию для 2 класса начальной школы, - Н.Новгород, 2010 г.

6.  Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я.Яшина Н.Ю. Жар птица: учебник по гражданскому образованию для 3 класса начальной школы, в 2 –х частях – Н. Новгород, 2009 г.

нКалендарно-тематическое планирование в 3 классе

№п/п

Тема

Дата проведения

1-2

Отечество: старое, новое, вечное.

05.09.2014

12.09.2014

3-4

Отчизны славные сыны.

19.09.2014

26.09.2014

5-6

Наше государство- Российская Федерация.

03.10.2014

10.10.2014

7-8

Сто народов- одна семья.

17.10.2014

24.10.2014

9

По родной стране.

31.10.2014

10-11

Законы, по которым мы живём.

14.11.2014

21.11.2014

12-13

Моя малая родина.

28.11.2014

05.12.2014

14-15

Без праздника нет народа.

12.12.2014

19.12.2014

16

Новый год и Рождество.

26.12.2014

17-18

В поисках счастья.

16.01.2015

23.01.2015

19-20

Сохраняя прошлое.

30.01.2015

06.02.2015

21

Мировое древо.

13.02.2015

22-23

Моя родословная.

20.02.2015

27.02.2015

24-25

Наша школьная семейка.

06.03.2015

13.03.2015

26

Моя школа, мой класс.

20.03.2015

27-28

Я – надежда Отечества.

03.04.2015

10.04.2015

29-30

Слышу голос из прекрасного  далёка.

17.04.2015

24.04.2015

31-32

В кругу родном и тесном.

01.05.2015

08.05.2015

33

Семейные традиции.

15.05.2015

34

Что в сердце бережно храним.

22.05.2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы в 1 классе

План воспитательной работы для 1 класса, содержащий основные внутриклассные мероприятия их цели и задачи....

План воспитательной работы во 2-м классе

Интеграция образовательной, воспитывающей и развивающей деятельности....

Воспитательная работа План воспитательной работы 3 класс

План воспитательной работы в 3 классе на  20011-2012 учебный год ...

Программа воспитательной деятельности и план воспитательной работы в 4 классе

Программа воспитательной деятельности составлена на 4 года, и в данном случае завершает реализащию.  Соответственно план воспитательной работы разработан для 4 класса....

План воспитательной работы по модулю "Работа с родителями"

План воспитательной работы по модулю "Работа с родителями". Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания...

2.4)План воспитательной работы 1 класс. Работа по выявлению и развитию способн

2.4)План воспитательной работы 1 класс. Работа по выявлению и развитию способн...

План воспитательной работы для организации работы с учащимися 4 классов

План воспитательной работы для организации работы с учащимися 4 классов...