Беседа "Человек и труд"
классный час по теме

Кивелис Е.В.

На примерах героев литературных произведений, а также реальных героев показать, что всё в жизни достигается через труд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda.doc39.5 КБ
Office presentation icon beseda.ppt2.13 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Человек и труд»

Задачи:  

  1. на примерах героев литературных произведений, а также реальных героев показать, что всё в жизни достигается через труд;
  2. сформировать понятия «прилежный», «старательный» как синонимы, дать положительную оценку данным качествам;
  3. воспитывать трудолюбие и терпение, целеустремлённость.

Оборудование: презентация Power Point

Ход беседы:

Учитель:

- Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете всё добывается трудом. Даже маленькую рыбку из пруда не вытащишь без труда. Русские народные пословицы во главу всегда ставили труд

   Послушайте (или вспомните) пословицы и объясните смысл каждой из них.

    1.Будешь трудиться, будешь кормиться.

    2.Всё надоедает, кроме работы.

    3.Дело мастера боится.

    4.Каков мастер, такова и работа.

    5.Труд кормит, а лень портит.

    6.Глаза боятся, а руки делают.

    7.Скучен день до вечера, коли делать нечего.

    8.Без труда человек не познает счастья.

    9.Труд-радость жизни. (Дети объясняют)

Вывод: О человеке в обществе судят по результатам труда, по его отношению к труду.

Чтение и анализ литературных произведений.

 

 Учитель:  Послушайте притчу. Слайд 2.

При постройке Шартрского собора во Франции трём разным рабочим задали один вопрос:    «Что ты здесь делаешь?» Один процедил: «Камни таскаю, будь они неладны!» Второй ответил « Деньги зарабатываю для семьи». А третий воскликнул: «Я строю Шартрский собор!»

-Проанализируйте ответ каждого строителя. (Дети высказываются)

К сожалению, сегодня то и дело слышится: «Выиграй миллион!», «О, счастливчик!» То есть нам всячески дают понять, что в жизни все богатства лежат на блюдечке с золотой каёмочкой, стоит лишь протянуть руку или заявить о своём желании. Увы. Это не имеет ничего общего с настоящей жизнью.

Послушайте басню. Слайд 3.

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки. И Столько накидала , что вода стала выше и можно было пить. (Л.Н.Толстой)

-Благодаря чему птице удалось исполнить желание?

-Для чего вы учитесь в школе?

Беседа по теме

(На доске написаны пословицы: Мир освещается солнцем, а человек знанием. 

Многое ученье трудов потребует.

 «Корень учения горек, да плод его сладок».)

-О чём эти пословицы?

-Нужно ли учиться? Зачем? Чему?

-Какое значение имеет учёба в жизни человека?  Слайд 4

-Учение – это большой труд. От человека требуется быть терпеливым, старательным, усидчивым. Ведь не всегда всё легко получается.

«Терпение и труд всё перетрут»,- гласит народная мудрость. Трудолюбие- это достоинство человека. Все великие люди были необычайно старательными и трудолю-  бивыми.                                                                                                                                

-    Трудолюбие- достоинство человека (5 слайд)

 Примеров огромного трудолюбия и терпения можно много привести:

Один из них…

Ю.А.Гагарин- первый космонавт Земли,

В.Н.Терешкова- первая женщина- космонавт, полетевшая в космос,

         (изнурительные тренировки и учёба космонавтов).

  - Все великие люди были необычайно старательными и трудолюбивыми.

А.В.Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд над собой помог ему стать непобедимым и великим полководцем. « Тяжело в учении - легко в бою!»-его знаменитые слова, ставшие поговоркой.

  -300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова исполнилось в ноябре 20011 года. Это великий русский учёный. Круг его познаний необычайно разнообразен.

   А вы знаете, что учиться в Москву из Архангельска Ломоносов пришёл  пешком, пройдя несколько тысяч километров, следуя за обозом, который снаряжался в Москву с мороженой рыбой (семгой).

ПЕШКОМ ДО САМОЙ МОСКВЫ — УЧИТЬСЯ? Представить даже трудно, какая тяга к знаниям должна быть. Она у Михайло Ломоносова была именно такой.

 Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Потянулись холодные и голодные годы ученичества. К этому добавлялись другие мучения:

  Запись из личного дневника Ломоносова:

"Школьники, малые ребята, кричат и перстами  указывают: смотрите-де, какой болван в лет двадцать пришел латыни учиться!»

    Обучение в этой Академии было рассчитано на 13 лет. Ломоносов овладел всей программой за 5 лет, уже в первый год

-Каким вы представляете прилежного, старательного человека? Опишите.

Часто учителя обращаются к ученику с просьбой :старайся.

Что это значит? (Значит, нужно выполнить задание так, чтобы результат имел высокую оценку и доставил всем радость.)

Чтение рассказа

                                                             Сыновья

      Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старичок на камушке отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:

     -Мой сынок ловок да силён- никто с ним не сладит.

     -А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет,- говорит другая.

     А третья молчит.

     -Что же ты про своего сына не скажешь?- спрашивают её соседки.

     -Что же сказать, - говорит женщина. – Нечего в нём особенного нет.

      Набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещет вода, ломит спину.

        Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит. Любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается- заслушались его женщины. А третий к матери подбежал. Взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

       Спрашивают женщины старичка:

      -Ну. Что? Каковы наши сыновья?

      -А где ж они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу. (В.Осеева)  Слайд 10.

-Почему старичок так ответил женщинам?

Старательный человек бережёт время своё и чужое. У него  в жизни всё чётко распределено. Такие люди планируют свои дела на день, на неделю. Когда человек придерживается определённого режима, то у него хватает времени и на отдых.

-Поделитесь с одноклассниками, как вы планируете свой день, если у вас  удачно распределено время.

Часто слышишь от людей: я ничего не успеваю делать. Почему это происходит?

Обобщение

-Чтобы любое начатое дело приносило радость, давайте вместе сформулируем правила, которые будем соблюдать. Слайд 11.

1.Придерживаться распорядка дня.

2.Доводить начатое до конца.

3.Семь раз отмерь, один отрежь.

4.Отдыхать с удовольствием.

-Закончите предложение: «Я буду терпеливым и трудолюбивым, потому что…»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку... Ученье есть труд и должно оставаться трудом, полным мысли...” К. Ушинский

Главная идея опытамоей работы через использование приёмов технологии интерактивного обучения, способствующих  развитию коммуникативных умений, пытаться вместе с учащимися отыскивать общий с...

Доклад «От азбуки ручного труда в школе – к высокой культуре труда в жизни»

1.Работа содержит:-пояснительную записку- цели и задачи- место курса "Технология" в учебном плане- результаты изучения курса2. Технологическая карта изготовления "Панно из хризантем"...

Конспект урока по окружающему миру: "Что создавалось трудом крестьянина. Как трудились крестьянские дети".

Данный урок содержит большой теоретический материал. Как его дать учащимся? В форме рассказа учителя, сообщений учащихся, видео-экскурсии, работы в группах  -  решать вам. Главное, чтобы не ...

Неделя труда: Труд - это радость.

Задачи: развивать инициативу, стремление к активной деятельности.Формировать навыки, потребности в труде, в общественной оценке и самооценке, потребность занимать достойное место среди других людей.Фо...

Конспект урока технологии (3 класс). Тема: «Правила организации труда при работе с компьютером. Безопасность труда». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: создание условий для формирования первичного представления об устройстве компьютера, о назначении его составных частей и периферийных устройств; побуждение интереса к изучен...

Конспект урока технологии "Правила организации труда при работе за компьютером. Безопасность труда" 3 класс

Цели деятельности учителя:создание условий для формирования первичного представления об устройстве компьютера, о назначении его составных частей и периферийных устройств; побуждение интереса к изучени...

Конспект урока по ручному труду во 2 классе по теме: «Прямоугольник. Квадрат» Конспект урока по ручному труду во 2 классе по теме: «Прямоугольник. Квадрат» Профессия швея.

Тема: «Прямоугольник. Квадрат». Профессия швея.Цель урока: уточнить понятия прямоугольника и квадрата, выявить существенные признаки прямоугольника и квадрата, формировать способность к их...