концепция воспитаельной системы класса
учебно-методический материал (1 класс) на тему
Концепция воспитательной системы класса:
«Будущее начинается сегодня»
(Становление личности ребенка в начальной школе.)
Нам каждый год встречать и провожать.
И каждый день глядеть в ребячьи души.
Нам каждый час единство с ними ощущать.
И с каждым мигом становиться чище, лучше…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptsiya_vospitatelnoy_sistemy_klassa.doc | 205.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Концепция воспитательной системы класса:
«Будущее начинается сегодня»
(Становление личности ребенка в начальной школе.)
Нам каждый год встречать и провожать.
И каждый день глядеть в ребячьи души.
Нам каждый час единство с ними ощущать.
И с каждым мигом становиться чище, лучше…
Актуальность.
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Чем более развито общество, тем более значительную роль играет в нем воспитание - старейшее из человеческих дел. В древности его считали труднейшим из занятий, искусством из искусств. Ведь ни в какой другой человеческой деятельности итоги не отличаются так разительно от затраченных усилий.
Развитие ребенка происходит постоянно, оно не знает перерывов, каникул или выходных дней: оно осуществляется во время труда, игр, в быту, в общении с людьми. Дети развиваются в каждый момент жизни так же активно, как активно они мыслят, действуют, переживают события. Чтобы умело и целенаправленно руководить становлением ребенка, необходимо постоянное чуткое внимание к миру его мыслей, чувств, поступков, доподлинное знание всего, чем живет, о чем мечтает, знание его психологических особенностей, его окружения.
В начальной школе дети еще маленькие, но внимания к себе требуют большого. Привитое, усвоенное в первые школьные годы, сказывается на протяжении всей жизни. Заложенное с детства - прочно и устойчиво. Вот почему воспитание играет такую большую роль уже с первых школьных дней. Сегодняшние дети через несколько лет будут полновластными хозяевами жизни. Учитель должен понимать, что в его сегодняшней работе зреет Завтра, набирает силу Будущее.
Это предъявляет высокие требования к учителю. Еще А.С. Макаренко писал: « Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет рядом». Значит, воспитание надо начинать с себя. Необходимо постоянное внимание и к собственному поведению, словам, поступкам: ведь дети смотрят на жизнь, прежде всего глазами своих родителей и учителей.
Гипотеза.
Если учитель будет знать, чем наполнена жизнь ребенка, чем заняты его мысли, чувства, что движет его поступками, к чему он стремится, то в педагоге дети увидят человека и друга, способного эмоционально отзываться на переживания других людей, ценить их внутренний мир.
Как найти контакт с детьми? Как проникнуть в их маленький мир? Уверена, что путь от сердца к сердцу можно проложить на основе искренности, взаимопонимания, взаимодоверия. Любая педагогическая концепция может быть воплощена в жизнь при одном главном условии: необходимо любить детей и принимать их такими, какие они есть! Идут дни, месяцы, годы, но дети всегда остаются детьми, и задача учителя - быть им другом и помочь раскрыться личности ребёнка.
Основными идеями,
которые легли в основу моей воспитательной системы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного развивающего пространства.
Воспитательная система построена на следующих принципах:
Ребёнок - субъект собственной жизни. Педагогу-воспитателю следует направлять ребенка, а не принуждать, так как любое потенциальное принуждение ведёт к моральной деградации растущей личности. Ребёнок сам, в меру своих сил, должен определить, что ему интересно, что для него важно, а что не вызывает интереса, что является второстепенным.
Каждый ребёнок талантлив. Исходя из этого чрезвычайно важного для меня принципа, я считаю необходимым помочь каждому ребёнку найти себя, проявить, развить свои способности. «Ситуация успеха» - не самоцель, а лишь дополнительный стимул к самосовершенствованию. Успех порождает дальнейший успех, а неудача (очень часто) не является для ребенка стимулом для развития. Необходимо предоставить каждому ребёнку максимальную возможность испытать радость успеха, яркое ощущение своей нужности, востребованности и полезности.
Принцип толерантности. Толерантность есть терпимое, вдумчивое отношение к людям, признающее право каждого человека на ошибку, осуществляемое в рамках законов, принятых человеческим сообществом, государством, а также образовательным процессом.
Создание воспитывающей среды - очень сложная проблема. Этот принцип предполагает создание атмосферы взаимной ответственности участников педагогического процесса, создание ситуации сопереживания, взаимопомощи, способности сообща преодолевать трудности. Условия реализации этого принципа: развитие детского самоуправления, а также инициативы и самостоятельности детей и взрослых, формирование позитивного отношения к творчеству, создание в коллективе отношений «ответственной зависимости».
Принцип индивидуализации воспитания. Данный принцип предполагает определение индивидуальной траектории перспектив социального (познавательно-творческого и др.) развития каждого ученика, интерес всех детей к самым различным видам деятельности, то есть раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеурочной работе, предоставление каждому учащемуся возможности для самореализации.
Цель воспитательной системы
это формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека, гражданина своей Родины.
Задачами воспитательной деятельности являются:
- Формирование гражданско-патриотической позиции и основных принципов социальных норм общежития у младших школьников;
- Обеспечение личностного и физического развития детей через внеурочную деятельность;
- Совершенствование форм работы с семьёй;
- Воспитание эстетической, нравственной культуры учащихся и ценностного отношения к дому, где ты живёшь.
Методы:
- Обучения:
- объяснительно- иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый;
- исследовательский.
- Воспитания:
- методы воспитания словом;
- методы воспитания делом;
- методы воспитания ситуацией;
- методы воспитания игрой;
- методы воспитания общением;
- методы воспитания отношениями.
Средства обучения:
- создание проблемных ситуаций;
- интеграция на уроках содержания разных предметных областей.
Средства воспитания:
- различные виды деятельности: игровая, учебная, трудовая, творческая, совместная деятельность семьи и класса;
- совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемые для педагогической работы;
- развивающая среда.
Считаю, что моя система воспитательной работы должна стать гарантом интеллектуального, нравственного и физического развития воспитанников, потому что она направлена на формирование личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру, способность к саморазвитию и самореализации.
Направления воспитательной деятельности.
Уровни социального пространства, которые осваивает человек, когда является учеником начальных классов школы, можно определить следующим образом:
- «Мир моего Я» (чувства и мысли человека по отношению к самому себе - самооценка, самоуважение, самосознание, способы самовыражения).
- «Я и другие» (взаимоотношения с людьми: сверстниками, родителями, учителями; способы и культура общения, ценностные ориентации в коммуникативной сфере).
- «Я и школа» (традиции в школе и в классе, правила, нормы, социальная роль ученика, мера и способы участия в жизни класса).
- «Я и мир» (изучение истории своей семьи, приобщение к истории и традициям школы, города, края).
Работа с родителями является сегодня ведущим направлением в системе моей воспитательной деятельности. Здесь я выделяю три следующие задачи:
- Привлекать родителей к сотрудничеству по организации воспитательной работы в классе;
- Помогать родителям в решении наиболее актуальных проблем воспитания;
- Способствовать повышению роли и значения семьи в гуманистически-ориентированном воспитании детей.
Принципы жизнедеятельности классного коллектива:
Познай себя – это интересно!
Сотвори себя – это необходимо!
Утверди себя – это возможно!
Прояви себя – это реально!
Критериями эффективности воспитательной системы класса являются следующие:
- уровень воспитанности учащихся;
- уровень успеваемости и качества знаний;
- отношение ребёнка к своему « Я»;
- уровень сформированности классного коллектива;
- нравственная направленность личности;
- степень удовлетворенности учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе и школе, заинтересованность и активность в общешкольных мероприятиях и делах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)
Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...
Концепция воспитательной системы класса "Будущее начинается сегодня"
Материал к конкурсу классных руководителей "Классный, самый классный -2010"...
Концепция воспитательной системы класса: «Ступеньки знаний»
Концепция воспитательной системы класса:«Ступеньки знаний»...
Концепция воспитательной системы класса
Воспитательную систему своего класса я рассматриваю как форму интеграции средств урочной и внеурочной деятельности, воспитательных воздействий в целостный воспитательный процесс, позволяющий доб...
Концепция воспитательной системы класса «Быть здоровым - это здорово!»
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни(тематическое планирование)...
Концепция воспитательной системы класса
Материал для портфолио учителя...
Концепция воспитательной системы класса: «Будущее начинается сегодня»
Развитие ребенка происходит постоянно, оно не знает перерывов, каникул или выходных дней: оно осуществляется во время труда, игр, в быту, в общении с людьми. Дети развиваются в каждый момент жизни так...