"О России…"
классный час (2 класс) на тему

Ефанова Любовь Митрофановна

Классный час, направлен на формирование основ знаний младших школьников о символах Российского государства и Конституции, как главном законе России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_rossii.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час: "О России…" во 2 классе.

Цели:

- способствовать формированию основ знаний младших школьников о символах Российского государства и Конституции, как главном законе России;

- способствовать формированию общероссийской идентичности;

- способствовать формированию уважительного и ответственного отношения к законам и символам России.

Оборудование: изображение флага, герба и текст гимна, Конституция Российской федерации, возможно использование презентации.

Учащиеся говорят о том, что они живут в Российской Федерации. Для того чтобы люди в стране могли работать, отдыхать, учиться, нужны законы. Главный закон, определяющий жизнь государства, права и обязанности его граждан, - это Конституция Российской Федерации. Поэтому день принятия Конституции - 12 декабря - является государственным праздником.

Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы - флаг, герб и гимн.

Использую изображения Государственного герба и Государственного флага России, репродукции произведений русских художников-пейзажистов, запись Государственного гимна Российской Федерации. (Ученики должны зрительно представлять, как выглядят Государственный флаг и герб страны).

-Предлагаю назвать цвета Государственного флага Российской Федерации (белый, синий, красный). Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу.

Необходимо сформировать у детей представление о том, что цвета Государственного флага связаны с народными представлениями о красоте.

 Белый, синий и красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной, синей материи - нарядные сарафаны и другую одежду.

-При знакомстве младших школьников с гербом предлагаю детям описать Государственный герб России. (Сообщаю, что герб сочетает в себе знаково-символическое и эстетическое начало. ) Герб важно суметь грамотно прочесть. Можно привести определенный порядок описания.

- Вначале называют цвет фона (щита), затем - изображение, при этом первым называют изображение, находящееся в центре (двуглавый орел).

 На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел.

 Правой лапой орел сжимает скипетр.

В его левой лапе - держава.

Над головами орла мы видим короны.

   Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями.              Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств.

   Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это - Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея.

  Черный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. (Подчеркиваю, что герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.)

Обращаю внимание учащихся на то, что цвета символики часто встречаются в природе и произведениях искусства. В русском народном искусстве белый и красный цвета имеют особое значение: белый цвет является символом чистоты, а красный - символом жизни. Синий цвет напоминает цвет неба, а значит, символизирует высокое и чистое.

Обращаю внимание детей на функциональное назначение Государственных герба и флага РФ.( Активизации познавательной деятельности учащихся могут способствовать вопросы: "Как вы думаете, зачем нужен герб?", "Зачем нужен флаг?", "Где можно увидеть изображение герба и флага России? На каких предметах?").

Гости и туристы, приезжающие из других государств, видят на границе трехцветный флаг и Государственный герб РФ - двуглавого орла.

 Герб также мы видим на монетах и денежных знаках нашей страны, на печатях, подтверждающих подлинность важных документов.

Гимн России - это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Каждое утро в нашей стране начинается с Государственного гимна России, который звучит по радио. Мы  каждую рабочую неделю проводим линейку в школе и  начинаем линейку с гимна  России.

Можно прочитать текст Государственного гимна Российской Федерации. Использовать при этом технологию «смыслового чтения».

В ходе урока целесообразно использовать пословицы, поговорки, песни, загадки о солнце, о природе, о Родине.

Дать  расширение представлений детей о родной стране, о государственных символах России, Конституции - основном законе страны. Обсуждаются вопросы, что могут уже сейчас делать ученики для своей родины.

Активизировать работу могут вопросы: "Как называется наша страна?", "Какие народы живут в России?", "Знаете ли вы, как называется праздник 12 декабря?", "Что такое Конституция?", "Какие права и обязанности есть у граждан России?", "Какие символы имеет наша страна?", "Как вы считаете, зачем стране нужна символика?". Помочь ответить на эти вопросы может иллюстративный ряд, представленный на уроке.

На уроках так же используются изображения Государственных флага и герба России, запись гимна России. В качестве раздаточного материала могут служить рисунки флагов и гербов некоторых стран (без подписей). Например, можно предложить детям сравнить изображения флагов России, Франции (продольные полосы - синяя, белая, красная), Болгарии (горизонтальные полосы - белая, зеленая, красная), Нидерландов (горизонтальные полосы - красная, белая, синяя). Раздаточный материал поможет младшим школьникам научиться узнавать символы своей страны и отличать их от символов других стран.

Продолжить знакомство детей с Конституцией Российской Федерации. Дети узнают, что законы - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны, независимо от того, к какому народу они принадлежат. Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией.

    Ныне действующая Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны - красным днем календаря.

(Напомнить детям права гражданина, записанные в Конституции: право на образование, на охрану здоровья, на отдых и труд.)

  Кроме прав у граждан России есть обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину.

Учащиеся  уже знают, какие цвета у российского флага, из каких элементов состоит герб России, они также имеют некоторые представления об истории российских герба и флага.

   В ходе урока необходимо подвести школьников к пониманию того, что государственные символы страны имеют долгую историю, к ним надо относиться с уважением, ими нужно гордиться. Двуглавый орел является символом России уже более пятисот лет, а бело-сине-красному флагу - более трехсот лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Леса России" в 4 классе, УМК "Школа России"

Красочная презентация по теме урока  делает  изучение темы "Леса России" из раздела "Природные зоны" интересным и занимательным. Материал может быть использован для проведения внеклассного м...

Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."

Классный час расширяющий знания о  Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание....

Окружающий мир 3 класс (1-4) по программе «Школа России» "Золотое кольцо России"

Тема урока: «Золотое кольцо России»Тип урока:   Урок путешествиеЦели урока:Познакомить детей с древними городами России, показать красоту и изысканность русских городов.Прививать любовь к родному краю...

Сценарий «Россия - всё, чем я живу» (геральдика России)

Цель: создание условий для осознания учащимися государственной символики России, воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну....

Россия в 18 веке. Петр Ι - царь преобразователь. Новая столица России- Петербург. Провозглашение России империей

Цели  урока: 1.Познакомить  учащихся  со  значением  личности  Петра 1 в истории...

«Россия – священная наша держава!» Сценарий игры-путешествия ко Дню России "«Я - Гражданин России!»

                                           Предназначена для работы с учащимися 9-1...

Технологическая карта урока окружающего мира «Россия на карте. Проект «Города России» ( УМК " Школа России" ,2 класс)

Тема урока «Россия на карте. Проект «Города России» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование условий для ознакомления обучающихся с понятием «Геогр...