Формирование навыков проектной деятельности через участие в работе клуба семейного общения
статья на тему

Кекош Елена Ивановна

      Родители и педагоги - две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.

Сотрудничество родителей с детьми в процессе проектной деятельности взаимно обогащает партнеров, как ребенка, так и самого взрослого, способствует открытию нового друг в друге и эмоциональному сближению.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков проектной деятельности через участие

в работе клуба семейного общения

               выступление  Кекош Е.И.

      Родители и педагоги - две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.

 Каковы же цели и задачи работы школы с родителями учащихся?  Это

1  - установление контакта, благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся;

2  - изучение воспитательных возможностей  семей

3  - формирование активной педагогической позиции родителей, повышение    воспитательного потенциала семьи;

4  - вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями,  формирование основ педагогической культуры;

5  - предупреждение наиболее распространенных ошибок родителей в воспитании детей;

6  - оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования.

Семья, как и школа,- своего рода посредник между формирующейся личностью ребенка и обществом. Значит, родители должны иметь представление о  целях, задачах и конечном результате воспитательного процесса, осуществляемого школой. Это поможет им в воспитании собственного ребенка.

      Одним из возможных путей оптимизации применения проектного метода в работе с учащимися начальной школы является подключение родителей к детской проектной деятельности. Ведь, в силу своих возрастных особенностей младшие школьники далеко не сразу обнаруживают способность быть самостоятельными на всех этапах выполнения того или иного проекта.

Безусловно, главную помощь ребенку на пути становления его субъективности в проектной деятельности в целом, оказывает педагог. Однако детям нужна еще и поддержка родителей, особенно в проектах, выполнение которых происходит во внеурочное время.

Также, объединение в совместном творческом процессе не только детей и учителя, но и родителей особенно важно в ситуации дефицита внутрисемейного общения, широко распространенного в наше время.

            Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности младших школьников – сотрудничество, содействие, партнерство  с собственным ребенком. Очень важно, чтобы взрослые осознавали это и не принимали на себя функции учащегося, иначе теряется смысл выполнения проекта. В связи с этим привлечение родителей  к проектной деятельности детей должно быть специально организовано учителем.

           На родительском собрании объясняю  сущность проектного метода, раскрываю формы возможного участия родителей в проектной деятельности учащихся. За основу беру уже реализованные ранее проекты.

       Роль родителей, форма их участия в проектной деятельности достаточно разнообразны.

1 Мотивационная поддержка.

Заключается в стимулировании интереса к выполняемому проекту, развитии у ребенка стремления к достижению результата, демонстрации уверенности в успехе совместной работы. Родитель может подбодрить своего ребенка, показать собственную заинтересованность как темой проекта, так и сотрудничеством с учащимися.

2 Информационная поддержка.

Актуальна на этапе сбора необходимой для выполнения проекта информации и материалов. Родители нередко сами выступают важным источником информации для ребенка, может порекомендовать определенные источники или выразить сомнения относительно некоторых из них, помочь в поиске нужных сведений в книгах, периодике, сети Интернет.

3 Организационная поддержка.

Это одна из самых необходимых для учащихся начального звена в силу их возрастных особенностей. Весьма разнообразна по своему содержанию и может касаться как внешней стороны проекта(например сопровождение детей в музей, библиотеку, организация экскурсии др.), так и внутреннего плана (например, помощь ребенку в оптимальном распределении времени и дозировании нагрузки в процессе подготовки проекта).

4 Техническая поддержка.

Эта помощь может потребоваться на разных этапах подготовки проекта: во время сбора информации, ее обработки, в моменты планирования и проведения презентации. Она подразумевает участие родителей  в проведении фото-и видеосъемок, монтаже материалов, подготовке компьютерных презентации, техническом оснащении докладов, праздников  и многом другом.

5 Поддержка в самооценке проекта.

Данный вид помощи важен не только в конце проектной деятельности, но и в ее процессе, чтобы учащийся мог своевременно скорректировать свои действия. Родители могут спросить у ребенка: что получается не так, как хотелось бы, и почему, как можно это исправить; что для него самое трудное, интересное, полезное в выполнении конкретного проекта. В конце работы желательно вместе обсудить ее достоинства и недочеты и обязательно отметить реальные успехи и достижения ребенка – ведь пусть в малом, но он продвинулся вперед.

Все эти виды поддержки должны оказываться родителями лишь в том случае, если они действительно необходимы – например, ребенок испытывает серьезные затруднения в каких -либо действиях или сам обращается за помощью. И, конечно же, взрослым следует учитывать опыт ребенка в выполнении проектов, стремясь  к постепенному уменьшению своего участия и созданию условий для становления инициативности и самостоятельности ученика.

Важно по мере возможности привлекать родителей не только к процессу подготовки проектов, но и к оценке их эффективности.

В заключении хочу отметить, что сотрудничество родителей с детьми в процессе проектной деятельности взаимно обогащает партнеров, как ребенка, так и самого взрослого, способствует открытию нового друг в друге и эмоциональному сближению.

Для наглядности предлагаю посмотреть фрагмент совместного проекта «Профессия моих родителей»

     Родителей будущих первоклассников на первом собрании я знакомлю их сне только с традициями школы, но и собственной программой воспитательной работы класса. Для создания крепкого коллектива обучающихся и родителей предлагается участие в коллективных мероприятиях.

   В 1 классе каждая семья приглашает весь класс в импровизированную гостиную «Кафе МОЯ СЕМЬЯ». Количество учащихся делится на 7 месяцев (исключаем сентябрь и май). На участие  одного заседания к выступлению готовятся 3-4 семьи. Семьи приходят в полном составе: и взрослые ,и дети. Ребенок рассказывает о своих родителях, об их профессии, увлечениях, общих интересах семьи, о проведении летних отпусков и т. д. Родители дополняют рассказ ребенка фотографиями, слайдами, поделками. Предлагают попробовать любимое блюдо семьи. К этому выступлению подготавливают веселые развлечения, игры, в которых участвуют и дети , и родители класса.

Такие мероприятия я провожу уже несколько лет. Они позволяют сплотить коллектив класса, лучше узнать каждую семью; помогают раскрепощению и быстрой адаптации детей в классе. Родители же со своей стороны могут понаблюдать за поведением своего ребенка , за его взаимоотношениями со сверстниками ,и сделать вывод для себя (может где-то это дает толчок к исправлению своих ошибок в воспитании).

   Во 2 –м классе родители также по очереди проводят цикл бесед по культуре поведения и общения. Готовят творческие конкурсы с проигрыванием ситуаций из жизни. Часто организуют экскурсии в музеи, библиотеки, выставочные залы и др.

  В 3-м классе каждый родитель знакомит со своей профессией, если есть возможность приглашает на экскурсию по предприятию на котором работает. На таких встречах реализуется сразу несколько воспитательных направлений : знакомство с предприятиями города, знакомство с разнообразием профессий, воспитание гордости за своих родителей…

  В 4-м классе дети готовят папку «Моя семья», в которую совместно с родителями вкладывают сочинения и сообщения с фотографиями по определенным темам.

Вот некоторые из них:

-Родословная моей семьи.

- Происхождение моей фамилии.

-Национальности в моей семье.

- Как мой папа служил в армии,

-Профессия моих родителей.

- Реликвии семьи…

 Используя  эти нестандартные формы работы, я стремлюсь сформировать и сплотить детский коллектив, сформировать положительную эмоциональную атмосферу, вовлечь и заинтересовать родителей жизнью ребенка в школе.

  Сотрудничество принесет свои плоды тогда, когда родные и близкие люди, без которых ребенок не мыслит своей жизни, найдут в себе силы и мужество каждый день учиться быть настоящими родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему «Формирование навыков продуктивной деятельности через проектный метод обучения в условиях спортивной школы»

Презентация на тему «Формирование навыков продуктивной деятельности через проектный метод обучения в условиях спортивной школы». Виды проектов в начальной школе. Последовательность работы ...

Тренинговые занятия как способ формирования навыков проектной деятельности младших школьников

Мастер-класс по формированию проектно-исследовательской компетенции школьников...

Развитие коммуникативных навыков младших школьников в учебной и внеурочной деятельности через организацию разновозрастного и разноуровнего общения (из опыта работы)

На протяжении более трёх лет я являлась участником региональной экспериментальной площадки по теме «Развитие коммуникативной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образов...

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности....

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ( ЧТЕНИЕ ) В 1-ОМ КЛАССЕ ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ

Тема урока: Согласные буквы “Ч(ч)”, обозначающие мягкий согласный звук [ч’].Изготовление опорной схемы для рассказа – сообщения о букве “Ч(ч)” и звуке [ч’], к...

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.

Формирование проектных навыков во внеурочной деятельности младших школьников...

"Формирование навыков проектной деятельности на уроках русского языка в начальной школе"

Работа по формированию навыков проектной деятельности на уроках русского языка по программе УМК "Школа России"...