ПРОГРАММА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕЙ ШКОЛЬНЙ ГРУППЕ (8-10 лет) В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
методическая разработка на тему

Барскова Ирина Сергеевна

Приоритетами современного воспитания на сегодняшний день являются: развитие личности ребёнка, его умение ориентироваться в жизненных ситуациях. Сможет ли он сам найти пути решения задач, поставленных жизнью, создать счастливую  семью, ладить с коллегами по работе, в будущем.В этом поможет данная программа, разработанная воспитателями детского дома Барсковой И. С. и Репниковой А. Ф.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_k_pechati.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В  МЛАДШЕЙ ШКОЛЬНЙ ГРУППЕ (8-10 лет) В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

1.Создать условия для формирования у воспитанников готовности к самостоятельной семейной жизни, учить выстраивать модель семьи.

2. Создать условия для развития основы морально-нравственных качеств личности, составляющих базис человека как социального существа.

ЗАДАЧИ:

Компонент 1: Семейное воспитание

1. Расширять знания, формировать у детей представления о семье, ее функциях и значении в жизни каждого человека.

2. Дать теоретические знания и сформировать практические навыки ведения домашнего хозяйства.

3. Воспитывать в мальчиках уважительное отношение к девочкам, женщинам, стремление оказывать им посильную помощь; у девочек - заботливое отношение ко всем окружающим, стремление к аккуратности и порядку.

4. Расширять понятие "традиции" семьи.

5. Дать определенные знания о себе, познакомить с нормами поло-ролевого поведения человека.

6. Научить соблюдать правила личной гигиены, вести здоровый образ жизни.

7. Расширить представления о мире профессий.

8. Развивать познавательный интерес.

Компонент 2: Социальная адаптация

Формирование «социального портрета» ребенка по морально-нравственным параметрам:

  • Ребенок физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
  • Любознательный, активный;
  • Эмоционально отзывчивый;
  • Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослым и сверстниками;
  •  Универсальными предпосылкам учебной деятельности;
  • Необходимыми умениями и навыками;
  • Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые норм и правила поведения;
  • Решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
  • Имеющий первичные  представления о себе, семье, об обществе, государстве, мире и природе.

Прогнозируемый результат:

Предполагается, что реализация данной программы в рамках детского дома,  даст детям возможность  приобрести интерес к познанию и самопознанию; стремление к самовыражению и самореализации, осознавая своё «я», как частицу коллектива или семьи;

поможет развить способность воспринимать жизненные неудачи как результат  деятельности и желание преодолевать препятствия, понимая при этом преимущества крепкой и дружной семьи, семейных традиций, дружбы между людьми, компромисса в спорной ситуации; применять знания о жизни в социальном обществе, мире; инициативность и творчество в труде, развитие лидерских и коммуникативных качеств; желания быть полезным обществу, своей Родине, защищать и беречь Родную природу; доброжелательное отношение к людям, соблюдение правил культуры, этикета, требовательность к себе, опрятность и умение позаботиться о своём здоровье доступными средствами.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Всё дело воспитания маленьких людей слагается из мелочей. Из всех мелочей незаметно складывается фундамент, без которого всё здание воспитания и шатко и валко…»

                                                                                                                                     В. П. Шереметьевский

Приоритетами современного воспитания на сегодняшний день являются: развитие личности ребёнка, его умение ориентироваться в жизненных ситуациях. Сможет ли он сам найти пути решения задач, поставленных жизнью, создать счастливую  семью, ладить с коллегами по работе, в будущем.

Исследования показывают, что дети, лишённые материнской заботы и опёки семьи, хуже адаптируются во взрослом мире, им труднее строить безконфликтные отношения и в семье и среди людей.

В возрасте 8-10 лет у детей возникают определённые потребности, а это не только потребность учиться новому и расширять кругозор, но и потребности в дружеском общении, в коллективной деятельности, сопричастности к группе сверстников, применение морально-нравственных ценностей к окружающей среде и событиям.

Стремление детей данного возраста состоит так же ещё и в том, чтобы поскорее стать взрослым, подражая своим идеалам. Во многом от нас зависит, какими будут эти идеалы и какие пути будут выбраны ребёнком для их претворения в жизнь.

Задачи, выдвинутые в 9 разделах программы, призваны помочь ребёнку понять, каким должен быть человек, научить его общению с людьми и построению дружественных взаимоотношений. Понять, что такое семья и родные люди.

Путём личностно-ориентированного подхода, помочь ребёнку, определить своё место в жизни и научить находить выход из сложных ситуаций, не теряя собственного достоинства и не причиняя неприятностей другим людям.

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1раздел. "Я и мое здоровье"

Задачи: 

1.Помочь понять, что здоровье является социальной ценностью, и оно формируется на протяжении всех жизни.

2. Сформировать осознанного отношения воспитанников к  своему здоровью, умение и желание противостоять к пагубным привычкам (курение, алкоголи, наркотики).

3. Сформировать знание ребенка об организме человека и его функционирование. Познакомить детей с внутренними  органами, показать важность выполняемой работы, научить понимать свой организм.

4. Сформировать потребность к аккуратности и потребности личной гигиены.

  1. раздел. "Я и моя семья"

Задачи: 

  1. Формировать осознанное понимание значимости родственных отношений, любовь к родным людям (т.е. братьям, сестрам и родственникам старшего поколения).
  2. Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга.
  3. Воспитывать желание заботиться о близких.
  4. Прививать любовь к народным традициям и традициям семьи.

3 раздел. " Я  среди людей"

Задачи:

  1. Расширять и пополнять знания  о правилах поведения в различных ситуациях в обществе.
  2. Формирование навыков безконфликтного поведения, умение сосуществовать с разными людьми, решать спорные вопросы путем компромисса.
  3. Воспитывать доброжелательное отношение к людям.
  4. Поддерживать и развивать в детях интерес  к миру взрослых.
  5. Продолжать формировать навыки  этикета.

4 раздел. " Мир вокруг меня"

Задачи: 

  1. Расширять представления о родном крае и его флоре и фауне.
  2. Формировать у детей  представление о понимании  значимости причинно-следственных связей в природе.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе во всех ее проявлениях : к человеку, к животным, к земле и воде, к родному краю, к миру вокруг , а так же потребность в охране окружающей среды.
  4. Сформировать знание об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, и о человеке и его месте в природе и обществе.

5 раздел "Я - гражданин"

Задачи:

1.Воспитывать чувство собственного достоинства, способствовать формированию патриотических чувств детей, развивать познавательный интерес к истории нашей Родины (малой и большой ), сокрытую в духовной жизни народа, традициях и обычаях, исторической памяти, воспитывать чувство гордости за ее историю.

 2. Помочь детям осознать, что все люди разные, но все равны в своих правах.

 Формировать умение анализировать свои поступки и оценивать их.

3.Сформировать представление о нравственности и опыта взаимодействия сверстников и взрослых в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, правилами культуры поведения.

4.Сформировать представление детей о жизни страны в настоящее время.

 5.Дать учащимся представление о государственном устройстве нашей страны, об основных документах, защищающие права человека.       

6 раздел "Я в мире профессий"

Задачи:

  1. Сформировать интерес к различным профессиям.
  2. Расширять представление детей о происхождении профессий.
  3. Формировать осознание значимости своего труда в общем деле.
  4. Воспитывать    желание  участвовать в совместной деятельности, стремление быть полезным окружающим .
  5. Помогать освоению системы знаний умений опыта осуществления  различных видов деятельности

7 раздел "Я-экономист"

Задачи:

  1. Расширить знание об экономики, понятиях : собственности, товар, деньги, ценна, сделка, партнеры, бартер, покупатель-продавец.
  2. Познакомить с понятием «семейный бюджет».
  3. Познакомить  с монетами, с денежными единицами.
  4. Познакомить детей со свойствами полезных ископаемых, профессиями людей добывающих полезные ископаемые.
  5. Познакомить детей с домашним животноводством, растеневодством.

8 раздел "Моя безопасность"

Задачи:

  1. Расширять знание ПДД (Правила Дорожного движения).
  2. Сформировать умение ориентироваться  в опасных для жизни и здоровья ситуациях в доме и в окружающем мире.
  3. Формировать умение пользоваться современными техническими средствами связи и электробытовыми при борами, прививать навыки доврачебной помощи.
  4. Продолжать воспитывать чувство осторожности в общении с незнакомыми людьми, в обращении с опасными предметами.
  5. Учить ориентироваться в экстремальных ситуациях

9 раздел "Образ "Я"

Задачи:

  1. Помочь ребенку осознать себя, свои достоинства и недостатки.
  2. Сформировать умение выражать себя в различных видах творческой деятельности, лидерских качеств.
  3. Сформировать навыки самоорганизации, проектирование собственной деятельности, коммуникативных умений.
  4. Сформировать отрицательное отношение  к проявлению негативных черт характера

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в условиях детского дома"

Развитие мелкой моторики на занятиях изобразительной деятельностью способствует улучшению освоения школьных программ....

ДОКЛАД «Развитие речевого общения у детей с умственной отсталостью в условиях детского дома – интерната».

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ    ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИХ ДЕТСКОГО ДОМА-ИНТЕРНАТАТема данного выступления актуальна в педагогической теории и практики, так как наблюдается...

Проект :"Подготовка детей дошкольного и младшего школьного возраста к семейной жизни в условиях детского дома"

В данном проекте представлена работа воспитателей и узких специалистов детского дома по теме "Подготовка детей дошкольного и младшего школьного возраста к семейной жизни в условиях детского дома"...

Авторская программа "Обучение грамоте и письму детей с проблемами в развитии в условиях детского дома"

Нарушение речи, отставание в овладении грамотой отрицательно влияют на формирование личности ребенка, способствуют развитию отрицательных черт характера (негативизм, замкнутость, нерешительность, агре...

Планирование и организация жизнедеятельности по программе «Обретение надежды» в разновозрастной группе по типу семьи в условиях детского дома за 2018-2019 учебный год

В этом учебном году продолжим работу по программе «Обретениенадежды»,третьего обучения, создавая  условия для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечел...

ПРОГРАММА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕЙ ШКОЛЬНОЙ ГРУППЕ (7-10) В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА

 Программа «Большие открытия юных корреспондентов», предполагает творческий подход в процессе, реализации которого, воспитанники, через всевозможные виды деятельности изучают г...

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА (из опыта работы)

Сегодня жизнь требует, чтобы любой ребёнок знал, что такое потребности и ограниченность возможностей для их удовлетворения, умел делать осознанный выбор, руководствуясь принципом рациональности; поним...