Планирование воспитательного процесса класса
статья на тему

Швайкова Светлана Николаевна

В данной статье рассматривается планирование воспитательной работы в классе, представлены основные направления деятельности классного руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_vospitatelnogo_protsessa_klassa.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование воспитательного процесса школы, класса.

       Воспитательная работа в школе, в классе осуществляется через содержание образование, но не менее важное  значение имеет внеклассная и внешкольная педагогическая работа. Анализ педагогической практики свидетельствует о том, что во многих школах руководители и учителя испытывают трудности в планировании воспитательной работы.

       Планирование воспитательного процесса может осуществляться примерно в следующем порядке:  

  • Анализ имеющихся воспитательных результатов школы и определение перспектив воспитательного процесса, выбор приоритетов на следующий учебный год. Анализ должен быть проведен в конце учебного года(май) в форме педсовета, организационно –деятельностной игры, «круглого стола» и т. д.
  • Общественное педагогическое целепологание и планирование (август, сентябрь).
  • .Коллективное педагогическое планирование в первичных коллективах и детских объединениях на учебный год
  • Индивидуальное планирование работы классного руководителя, организатора, заместителя директора по ВР (сентябрь).
  • Составление плана воспитательной работы школы на год (конец сентября).

       Педагогическое (по четвертям) индивидуальное и коллективное планирование воспитательной работы и деятельности детских коллективов, где должны быть учтены следующие принципы:

  • добровольность участия детей в соответствии с их интересами и способностями;
  • систематичность в организации;
  • личностно – ориентированный подход в развитии и формировании личности ребенка; создание условий для проявления творческих возможностей, взглядов,  мнений, свободы мысли;
  • сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы;
  • сочетание романтики и игры с опорой на духовные ценности: добро, истину, красоту; диагностика воспитанности личности, коллектива.

Примерные рабочие документы:

  1. Классного руководителя:

- программа воспитательной работы в классе на год;

- перспективный класс работы класса;

- план работы классного руководителя на четверть;

- план работы детского коллектива на четверть.

  1. Заместителя директора по ВР:

- план воспитательной работы школы на год;

- план работы заместителя директора по ВР на год;

- план работы заместителя директора на четверть;

- план работы служб детского объединения (годовые и по четвертям);

- план воспитательной работы школы на четверть.

Программа воспитательной работы в классе:

(примерная структура)

  1. Пояснительная записка:

- особенности класса и воспитанников;

- особенности ближайшего социального  окружения каждого ребенка и его взаимодействия со средой; принципы отбора содержания и организация воспитательного процесса.

   2. Воспитательные цели.

   3. Содержание и организация воспитательного процесса:

     1. Организация жизнедеятельности детского коллектива:

        - задачи;

        - содержание;

        - способы реализации задач.

     2. Организация деятельности органов ученического самоуправления:

        - задачи;

        - содержание и способы реализации задач.

      3.  Сотрудничество в достижении воспитательных результатов:

         - задачи;

         - содержание и формы сотрудничества.

План работы классного руководителя на четверть.

Направление

деятельности  

Дата

Место

Участники  

Задачи

Предполагаемый результат

Достигнутый результат

Работа с родителями.

Родительское собрание на тему: «Развитие самостоятельности у детей»

План работы детского коллектива на год.

Направления

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1.Общие дела класса.

2.Работа центров.

3.Работа советов штаба.

4.Общешкольные дела.

План работы классного руководителя на год.

                                            1 четверть                                 2 четверть

Направления

задачи

Содержание и организация

результаты

задачи

Содержание и организация

результаты

1.Организация деятельности детского коллектива

2. Организация

деятельности

ученического самоуправления

3.Работа с родителями

4. Диагностика

5.Анализ результатов.

6.Повышение квалификации.

           

План работы детского коллектива на четверть.

Дело

Дата

Место проведения

Участники

Для кого

Отметка о выполнении

                                               

План воспитательной работы школы на полугодие.

                            1 полугодие                                 2 полугодие      

Направления

Задачи

Содержание и организация

Результаты

Задачи

Содержание и организация

Результаты

1.Организация деятельности детского коллектива

                                                                         

План работы классного руководителя.

    Воспитательная работа - работа творческая. Успех ее во многом зависит от педагогического мастерства классного руководителя, от знания им индивидуальных особенностей своих воспитанников, наконец, от воспитательных и педагогических задач коллектива.

     План -  это средство повышения качества воспитательной работы классного руководителя. Этот документ должен быть глубоким по смыслу, кратким и конкретным по содержанию. Необходимо помнить, что деятельность классного руководителя не должна сводиться к работе «ради плана». Главная цель деятельности – в соответствии с планом оказать «оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с жизненным,  профессиональным этическим выбором (самоопределением)»

     Работа над планом начинается с определения основных задач воспитательного процесса. Он составляется с учетом возраста учащихся и отражает различные направления деятельности классного руководителя.

   

Примерные требования к плану воспитательной работы классного руководителя

1.Аналитическая часть.

      Аналитическая часть данного документа включает анализ воспитательной работы  за прошедший учебный год и характеристику класса.

План анализа воспитательной работы  за прошедший учебный год;

-  задачи, поставленные в начале прошлого учебного года;

-  какие результаты получены по итогам учебного года

(по каждой из поставленных задач)?

-  что помогло достичь позитивных результатов?

-  какие задачи не были выполнены и почему?

-  какие новые проблемы были выявлены, и каковы пути их решения?

Характеристика класса:

-  социальный состав учащихся;

- общий и качественный процент успеваемости в классе;

-  дисциплина в классе, посещаемость учебных занятий;

- имеются ли учащиеся с «проблемным» поведением; ослабленным здоровьем; с «трудными» взаимоотношениями с одноклассниками и т.д.

2.Постановка целей на новый учебный год.

     В содержании целей имеет смысл указать, как соотносится воспитательная работа с социальным заказом, потребностями общества, интересами и потребностями обучающихся и их родителей.

3. Направления деятельности классного руководителя.

    В содержании деятельности классного руководителя по каждому из направлений необходимо отразить:

-  работу с учителями, преподающими в классе;

-  работу с родителями,

-  индивидуальную работу с учениками;

-  массовые дела класса, классные часы, собрания;

-  традиции класса;

-  участие в делах школы.

Основные направления деятельности классного руководителя.

Здоровье  (спортивно-оздоровительное, охрана жизни и здоровья)

                  Цель работы классного руководителя в этом направлении – использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.

                  Задачи:

  • знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;
  • формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

                  Виды деятельности:

  • сотрудничество с медицинскими работниками школы и районной больницы;
  • сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками;
  • сотрудничество с психологической службой школы;
  • сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися;
  • формирование у учащихся деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья.

                  Формы работы:

  • спортивные конкурсы, соревнования в классе и между классами, спартакиады, олимпиады;
  • встречи с выдающимися спортсменами-старшеклассниками, победителями спортивных соревнований, со студентами физкультурных вузов;
  • спортивные викторины, классные часы по спортивной тематике, фестивали спортивной песни;
  • беседы на спортивную тему: «Спорт в моей жизни», «Великие спортсмены моей страны и мира», «Спорт в нашей семье» и др.;
  • туристические походы, дни здоровья.

Интеллект (художественно-эстетическое воспитание)

                    Цель работы классного руководителя в этом направлении – оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.

                                      Задачи:

  • определить круг реальных учебных возможностей ученика;
  • создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
  • формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.

                                 Виды деятельности:

  • изучение результативности учебной деятельности учащихся класса за каждую четверть и каждый год для организации коррекционной работы;
  • сотрудничество с учителями предметниками по изучению индивидуальных возможностей каждого учащегося;
  • интеллектуальное просвещение учащихся класса, формирование культуры умственного труда;
  • организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся;
  • сотрудничество с психологической службой для организации коррекции интеллектуальных умений учащихся;
  • сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместного развития интеллектуальных возможностей учащихся.

                                   Формы работы:

  • внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления;
  • интеллектуальные марафоны в классе и параллели;
  • интеллектуальные ринги, бои, дебаты;
  • участие в научно-исследовательской работе.

Взаимодействие (самоуправление)

                  Цель работы – передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей.

                           Задачи:

  • формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок»,
  • знакомить учащихся  с традициями и обычаями общения различных поколений.

                          Виды деятельности:

  • изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе;
  • изучение с учащимися  исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах, их роли для последующих поколений;
  • обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности.

Нравственность (духовно-нравственное воспитание)

                              Цель работы – помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.

                             Задачи:

  • формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим;
  • формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни;

                            Виды деятельности:

  • развитие волевых качеств ученика способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
  • воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях;
  • знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей, их умением выживать в трудных ситуациях;
  • воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самосовершенствования;
  • формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.

                                        Формы работы:

  • тематические классные часы по этике и этикету;
  • театральные и кинопросмотры;
  • экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами поселка, области;
  • дискуссии по нравственной тематике;
  • поисковая работы по пополнению исторических материалов музея;
  • шефская работа в детских домах, домах престарелых;
  • изучение нравственного наследия писателей и поэтов страны;
  • организация цикла нравственных бесед;
  • праздничные поздравления одноклассников, педагогов, конкурсы;
  • школа вежливых наук.

 

Досуг

              Цель работы классного руководителя – создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости, развитие интереса к внеклассной деятельности.

                              Задачи:

  • создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности;
  • использование нестандартных творческих форм внеклассной работы с учетов возрастных особенностей учащихся;
  • просвещение и консультация учащихся в выборе кружков, клубов, секций;
  • демонстрация достижений, результатов, способностей учащихся в досуговой деятельности родителям, педагогам, сверстникам;
  • развитие способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к своим достижениям.

                                Виды деятельности:

  • изучение потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий;
  • предоставление учащимся возможности самостоятельного и совместного планирования жизни класса во внеурочной деятельности и ответственности за его выполнение;
  • изучение отношения учащихся к деятельности внеклассных учреждений и результативности участия в них;
  • предоставление родителям информации об участии ребенка в жизни класса, демонстрация достижений учащихся;
  • стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни класса.

                                     Формы работы:

  • празднование памятных дат в жизни учащихся;
  • празднование памятных дат календаря;
  • посещение театров, музеев, выставок, библиотек;
  • театрализованные представления;
  • школьные вечера;
  • конкурсы, марафоны.

Гражданин (гражданско-патриотическое воспитание)

                       Цель работы кл. рук. – формирование у учащихся знаний о праве, правовых нормах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих осознанного выбора поведения и ответственности за него.

                                Задачи:

  • формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
  • формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей;
  • обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования.

                                     Виды деятельности:

  • изучение правовых норм государства, законов и формирование у учащихся ответственного отношения к ним;
  • организация внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
  • сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;
  • формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости.

                                                    Формы работы:

  • тематические классные часы;
  • встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
  • конкурсы, викторины по правовой тематики;
  • праздники получения паспорта, дня Конституции;
  • игры, дебаты, дискуссии на тему «Я имею право на …».

Семья

            Цель работы кл. рук. – максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

                              Задачи:

  • организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
  • организация психолого-педагогического просвещения родителей через родительские собрания, тематические и индивидуальные консультации, беседы;
  • создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов детей и родителей;
  • организация просвещения родителей по вопросам воспитания детей;
  • создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель-ученик-родитель».

                                    Виды деятельности:

  • сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями;
  • изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка;
  • поощрение родителей, участвующих в жизни класса.

                                     Формы работы:

  • тематические классные часы, посвященные семейным корням: «История создания моей семьи», «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях», «Памятные даты моей семьи» и др.;
  • классные праздники с участием родителей, дедушек, бабушек;
  • праздники, посвященные красным датам календаря, школы;
  • индивидуальные и групповые беседы с детьми и родителями;
  • походы выходного дня, экскурсии совместно с родителями;
  • дня творчества, дня открытых дверей.

Формы взаимодействия классных руководителей с родителями

  • классное собрание;
  • классные часы с приглашением родителей;
  • приглашение родителей на открытые уроки;
  • праздники знаний и творчества;
  • привлечение родителей к оформлению классной комнаты;
  • совместный трудовой десант по благоустройству и озеленению школы и пришкольной территории;
  • совместные праздники, походы, экскурсионные поездки, просмотр и обсуждение фильмов и спектаклей, соревнования.

           

4. Планируемые итоги воспитательной работы.

     Содержание тетради (папки) классного руководителя.

  • Список учащихся класса с адресами и  фамилиями, телефонами для срочного оповешения.
  • Краткая характеристика семей учащихся:

а) морально-психологическая обстановка;

б) материальное положение;

в) наличие многодетных и малообеспеченных семей, семей, в которых проживают дети, находящиеся на попечении, сироты;

г) сведения о том, чем могут помочь семьи классу, школе.

  • Сведения о занятости учащихся во внеурочное время.
  • Сведения о питании учащихся.
  • Сведения об участии учеников в дежурствах по классу и школе, в  
  • генеральных уборках, в других делах класса.
  • Тетрадь по работе с «трудными» учащимися (если таковые есть).
  • Ведомости успеваемости учащихся за четверть, полугодие.
  • Карта развития личности.
  • Результаты наблюдений классного руководителя.
  • Информация о работе с ученическими дневниками.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.Рузвельт Т.Главная цель  моей работы:  всестороннее  развитие каждого ученика....

Современные подходу к планированию воспитательного процесса в коррекционной школе

Воспитать человека с современным мышлением, способного самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только...

Циклограмма календарного планирования воспитательно-образовательного процесса вне занятий с детьми средней группы № 5 «Дружные ребята» (12 ч пребывание детей в ДОУ)

Циклограмма планирования образовательного процесса с детьми дошкольного возраста поможет воспитателям правильно распределить виды детской деятельности в течение дня по всем образовательным областям...

Выступление на педагогическом совете "Задачи процесса социализации. Проблемы в развитии умственно отсталого ребенка и их преодоление в условиях организации учебно-воспитательного процесса с целью их социальной адаптации и интеграции в общество"

В материале предоставлено выступление на педагогическом совете с опытом работы педагога-психолога на занятиях по "Развитию психомоторики и сенсорных процессов" обучающихся с нарушением интел...