Работа с родителями
статья (3 класс) на тему

Капитанова Галина Сергеевна

Выступление классного руководителя - учителя начальных классов на педсовете на тему "Работа с родителями"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете на тему «Работа с родителями» -  слайд 1

    Один из мифов советской педагогики заключался в представлении, что создание комфортных санитарно-гигиенических условий, повышение технического обеспечения образовательного процесса способны существенно повысить результативность обучения ребенка в школе. Слайд 2

Однако, время показало, что комфортность условий обучения - вещь необходимая, но не достаточная.

 Сегодня все яснее становится понимание роли семьи в формировании, поддержании и развитии познавательных интересов ребенка. Поэтому работа с семьей становится важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса. Слайд 3

  Слайд 4. Основным принципом работы с родителями в современных условиях является отказ от репрессивного характера общения. Традиционное «донесение» родителям об успеваемости детей, об их поступках и прегрешениях с требованием принять меры без педагогического анализа причин, результатов наблюдения, рекомендаций -  неприемлемо.

  Сегодня требуется сформировать конструктивный характер общения родителей со школой и школы с родителями. Конструктивный характер общения предполагает понимание сторонами того, чем они занимаются. Поэтому в основе любого общения с родителями должно лежать понимание того, что такое школа, что она может, должна и каковы пределы ее возможностей и ответственности.

 Слайд 5.   С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса. 

---- Слайд 6  Содержание работы с родителями

1.  Изучение семей учащихся, положение детей в семье, условий их жизни:

  • создание «социального паспорта семьи» учащихся постоянного контингента и учащихся из неблагополучных семей;
  • раннее выявление семей группы риска, посещение этих семей совместно с инспектором ПДН.
  • 2.  Правовое просвещение родителей.
  • 3.  Проведение индивидуальных и групповых консультаций:
  • беседы для предупреждения конфликтных ситуаций
  • 4.  Привлечение родителей к сотрудничеству по всем направлениям деятельности:
  • помощь в проведении творческих дел;
  • помощь в укреплении материально-технической базы;
  • помощь в благоустройстве школы;
  • помощь в проведении спортивных мероприятий;
  • помощь в организации экскурсий, поездок.
  • 5.  Поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы, класса.
  • 6.  Привлечение к работе общешкольного родительского комитета.
  • 7.  Участие в традиционных классных и общешкольных праздниках.
  • 8. Проведение  родительских собраний.

Слайд 7.  "Зорко одно лишь сердце", - давным - давно сказал Сент Экзюпери. Как много ситуаций в жизни учителя, когда только зоркое чуткое сердце может помочь в чём-то разобраться, найти решение из, казалось бы, неразрешимых проблем...Встреча с родителями учеников – как раз тот случай.

    Родительские собрания провожу не только для того, чтобы держать родителей в курсе обучения и помочь им в воспитании детей, но и для того, чтобы помочь решить те проблемы, с которыми родители безуспешно пытаются справиться сами. Здесь помогают разговоры «тет-а-тет», письменные  характеристики (начало - позитивное, затем – немного негативного, в конце – позитивное, рекомендации, надежда  на положительный успех), обмен   родителей опытом воспитания  по той или иной теме, …

Пример из   родительского собрания по итогам 1 четверти 1 класса…..

Совет. В конце каждой четверти прошу родителей  устраивать праздничный стол всем детям, даже тем, кто закончил не очень хорошо. «Просто сказать своим чадам, что Г.С. заметила изменения в лучшую сторону, и мы вместе с учителем надеемся на тебя, что в следующей четверти ты больше постараешься».

Совет. Когда появляются отметки, родители вместе с ребёнком за каждую полученную  хорошую отметку кладут в коробочку или баночку горошинки (макаронины). Когда она наполняется, родители выполняют желание (можно, как в сказке, 3 желания)  детей. Это большой стимул  для успешной учёбы.

Слайд 8

Мои принципы общения с родителями:

  • Помнить, что их дети - самое дорогое в жизни.
  • Быть  тактичной.
  • Постараться не обидеть и не унизить их достоинство.
  • Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной
  • Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения.
  • Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов.

В конце каждого собрания всегда благодарю родителей за совместную работу. Родители, уходя с собрания, всегда благодарят учителя. Стараюсь, чтобы каждый родитель ушёл  с собрания в хорошем настроении.

 Слайд 9.  Доверие – один из факторов повышения качества  работы с родителями

 Для того чтобы научиться слушать, слышать и быть услышанными родителями, надо решить проблему доверия. Доверие - один из факторов повышения качества работы с родителями. Родитель, который доверяет учителю, школе:

1). более лоялен, а это благоприятно сказывается на школьной атмосфере в целом;

2). менее чувствителен к проблемам, так как уверен, что их решат;

3). он не жалуется и не скандалит, а высказывает конструктивные предложения и советы;

4). всегда встанет на защиту школы в критической ситуации.

Фрагменты проведения родительских собраний:

1 класс: Предлагаю родителям  на листочке обвести свою ладошку.   Запишите, пожалуйста,  на бумажных ладошках, что бы вы хотели организовать в классе. Протяните мне руку помощи. Может вы могли бы мне посоветовать, как строить общение с вашим ребёнком, потому что вы, как родители, знаете его больше. Может быть, вы посоветуете, как бороться с какими-то вредными привычками наших учеников. Может, вы предложите какие-то формы работы, направленные на объединение класса. Свой листок можно подписать, а можно и не подписывать.

Ещё пример: Прошу родителей обвести руку на листе бумаги и на каждом пальчике написать разные ласковые слова («Моё солнышко», «Моя радость» и т.д.). Листочки подписать. При удобном необходимом случае раздаю детям листочки. Сколько радости, восторга, удивления на лицах детей. Некоторые дети целуют каждый пальчик  на бумаге).

К родительскому собранию   часто готовлю памятки для родителей, анкеты по разным интересующим темам, знакомлю родителей с результатами опроса детей по определённой теме собрания,  готовлю выставки рисунков детей.

-----Опрос детей  

  1. Сколько раз в неделю ты смотришь телевизор и играешь в компьютерные игры?
  2. Ты смотришь телевизор и играешь один или со своей семьей?
  3. Ты любишь смотреть все подряд или предпочитаешь какие-то отдельные передачи? А какие игры ты предпочитаешь? Или тебе всё равно? На каких сайтах любишь бывать?
  4. Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы предметы ты заказал доброму волшебнику, чтобы твоя жизнь была интересной и нескучной?

- ---Слайд 10

Памятка для родителей  

1. Поддержите в ребенке его стремление быть успешным школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его  достижениям и возможным трудностям помогут  подтвердить значимость его нового положения и деятельности. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.  Но помните! Ребенок имеет право на ошибку.  Радуйтесь успехам, не раздражайтесь из-за каждой неудачи, постигшей ребенка.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встречается в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Составьте вместе с  ребёнком  распорядок дня, следите за его соблюдением.

4. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.  

5. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

6. Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель – ваш первый союзник и друг вашей семьи. Советуйтесь с ним, поддерживайте его авторитет.  

7.Старайтесь выслушать рассказы ребенка до конца. Поделиться своими переживаниями – естественная потребность детей.

    ---- Только контакт родителей, ребенка и учителя даёт положительный результат в его обучении и воспитании. Многое зависит от родителей. Если они заинтересованы в будущем своего ребенка, то они должны в первую очередь интересоваться успехами или неудачами своего ребенка в школе, быть активными участниками педагогического процесса.

  Работа с родителями – это не только встреча на родительских собраниях. Это насыщенная интересная жизнь. А именно …

Слайд 11. Участие родителей во внеклассной работе

1. Традиционные праздники в классах:

  •  «День осенних (зимних, весенних, летних) именинников»,
  •  «Прощай, первый (второй, третий) класс. Здравствуй, лето!»

Это совместное проведение родительского собрания с детьми. Здесь же и концерт для родителей. На этом собрании мы награждаем каждого ребёнка по той или иной номинации («самая ответственная», «самые весёлые и общительные», «самые серьёзные», «самые музыкальные», «самые спортивные», «самые активные», «джентльмены», «самые скромные», «самые трудолюбивые», «самые добрые». Награждаем медалями или грамотами, а так же сладкими призами тех детей, которые не пропустили за весь год ни одного учебного дня по болезни. Вручаем благодарности родителям за активное участие в школьной и классной жизни.

  •  «Последний звонок»
  •  «А ну-ка, мальчики!»
  •  Концерт для мам и бабушек на 8 Марта.  

 2. Общешкольные праздники:

  •  День знаний – торжественная линейка.
  •  Конкурсы творческих работ.  

 3. Организация коллективного  посещения музеев, выставок.  Экскурсии во внеурочное и каникулярное время.

4. Походы в пиццерию, в школьный бассейн, в Ледовый Дворец.

5. Отдых на природе. Зимой катание на лыжах, «ватрушках».

6.Совместное участие в творческих конкурсах, проектах («Школа кулинаров», «Птичьи столовые»).

7. Выпуск праздничных газет, плакатов.

 

Слайды 12-26  - фото

13 слайд.  На утренниках.  Родители спонсируют праздники (покупают сувениры, сладости, напитки для сладкого стола). Помогают в подготовке костюмов.   Делают фотографии и проводят видеосъёмку. Это помогает родителям окунуться в атмосферу школьной жизни, лучше узнать своих детей и познакомиться с их школьными друзьями.

    Родители, их помощь – самый большой наш внутренний ресурс. Необходимо тщательно анализировать их возможности: - интеллектуальные; - материальные; - процессные; - коммуникативные, и постараться привлечь родителей к нашему образовательному процессу. И, конечно же, сами дети, их заинтересованность   заставляют родителей «свернуть горы». 

   Слайд 27.    Каждый из нас - творец нескольких сотен судеб, в наших классах, как в кузнице, куется счастье наших воспитанников.

                                                                                   Ш.А. Амонашвили.

Я желаю всем, чтобы счастье наших учеников ковалось в полной гармонии  и тесном сотрудничестве с родителями, поскольку, только шагая по такому пути, мы можем добиться хороших результатов.

Капитанова Г.С. – 26.03.2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"

Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....

презентация программы по воспитательной работе на тему: "Виды и формы работы с родителями. Создание единого коллектива: семья - педагог - родитель - ребенок"

В виде презентации представлена программа по воспитательной работе. Отражена тема работы с родителями, указаны цели, задачи, формы работы, итоговый результат работы....

Работа с родителями «Работа над речью слабослышащего ребенка в домашних условиях» (рекомендации для родителей)

познакомить родителей с правилами общения со слабослышащими детьми;дать советы, рекомендации по проведению работы над речью слабослышащего ребенка дома;донести до родителей важность и необходимость да...

Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель

В данной статье проводится  анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений  и учитель- родитель. Расскрыты особе...

Программа работы с родителями «Содружество» предназначена для работы с родителями (законными представителями) учащихся 1 – 4 классов. Срок реализации 4 года.

Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками....

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...