Методическая разработка занятия по внеклассной работе "Полеты во сне и наяву"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Тихомирова Елена Максимовна

Знакомство с мировой историей развития воздухоплавания

Цель: 1. Развитие познавательной активности учащихся;

           2. Знакомство с историей воздухоплавания;

           3. Развитие воображения, чувства прекрасного;

           4. Расширение кругозора.

 

План занятия.

1.   Организационный момент.

2.   Работа по теме занятия:

а) предыстория создания первых летательных аппаратов;

б) воплощение мечты о полете в произведениях искусства;

в) первые летательные аппараты;

г) история первого самолета в мире, созданного А.Ф.Можайским;

д) первый в мире полет самолета братьев Райт.

     3. Закрепление. Викторина по теме занятия.

     4. Подведение итогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polety_vo_sne_i_nayavu.part1_.rar3 МБ
Microsoft Office document icon polety_vo_sne_i_nayavu.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия с использованием

мультимедийного проектора.

Тема: «Полеты во сне и наяву».

Цель: 1. Развитие познавательной активности учащихся;

    2. Знакомство с историей воздухоплавания;

    3. Развитие воображения, чувства прекрасного;

    4. Расширение кругозора.

План занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Работа по теме занятия:

а) предыстория создания первых летательных аппаратов;

б) воплощение мечты о полете в произведениях искусства;

в) первые летательные аппараты;

г) история первого самолета в мире, созданного А.Ф.Можайским;

д) первый в мире полет самолета братьев Райт.

     3. Закрепление. Викторина по теме занятия.

     4. Подведение итогов.

Ход занятия.

Человечество всегда привлекало небо и звезды. Ведь там так много происходит удивительного: плавают облака, собираются грозовые и снежные тучи, гремит гром и сверкают молнии, проносятся смерчи и ураганы, появляются радуги и возникает северное сияние… Что касается звезд, то люди давно заметили влияние луны, солнца и других планет  не только на природные явления и катаклизмы Земли, но даже на судьбу и здоровье каждого человека. (Слайд 5)

      У человека нет крыльев, но он всегда очень мечтал подняться в воздух и летать  как птицы.  Откуда это желание? Может быть из снов? Дети – счастливые люди: они во сне летают. И что самое главное, им для этого ничего не надо делать. Только придти в свою комнату, погасить свет, лечь в постель и закрыть глаза. И, если ты хорошо себя вел, то придут ангелы сна и подарят тебе самые удивительные сны в мире, в которых ты только одним небольшим усилием воли можешь подняться в воздух и полететь куда захочешь и заглянуть во все уголки этого прекрасного необъятного мира. По мере взросления человека, ему перестают сниться эти замечательные сны. Но, единожды испытав полет, взрослым хочется повторить его еще и еще раз. (Слайды 6-7)

        Свою мечту о полете люди воплощали  в создаваемых ими произведениях искусства. Они слагали мифы и религиозные учения, в которых  боги были умнее, могущественнее людей и имели то, что им было  недоступно  – крылья. Это, например, в христианской религии Архангел Гавриил, который явился к деве Марии с вестью от Бога, что она скоро родит мальчика, который будет не простым мальчиком,  а будет сыном самого Бога. Это в римской мифологии вестница богиня Ирида, которая по радуге спускалась на Землю, чтобы передать людям волю богов. В греческой мифологии Морфей - бог сновидений.

        В славянской дохристианской религии были свои боги. Здесь мы остановимся немного подробнее, так как это касается  истории и культуры нашей страны, и поговорим не только о крылатых богах. Самый главный бог – Род. Предполагается, что от его имени произошли такие слова, как родина, родные, родословная Он  создал видимый свет и других богов, главные из  которых были Лада и Сварог. Лада-богиня любви и красоты была  супругой Сварога. Сварога называли еще Отцом Небесным. Он создал материальный мир: нашу вселенную, Солнце, Землю и людей. От Сварога с Ладой пошло много других богов. Один из них был грозный Перун – бог грома и молний, покровитель воинов. Крылатый Догода – бог теплого ветра и ясной погоды.  Крышень - младший брат Рода, принесший людям огонь и победивший Чернобога. Как и в любой религии, в славянской религии были добрые и злые боги. Карачун – злой бог подземного мира, бог падежа скота и свирепых морозов (его второе имя Чернобог). Царица Ночи – грозное божество, богиня зимы и смерти, воплощение темных сил. Каждое утро она подкарауливала солнце и пыталась его погубить, но каждый раз отступала под его животворящими теплыми лучами. Мифическое существо Гамаюн – вещая дева-птица, которая знала все на свете и могла предсказать будущее. У нее были сестры сладкоголосые Сирин и Алконост. Алконост  утешала песнями радости святых, а Сирин песнями печали зачаровывала людей, принося им потерю памяти.  (Слайды 8-11)

С древних времен все народы изображали своих богов в виде скульптур и барельефов. Рассмотрим несколько таких примеров крылатых богов. Например, в индийской религии - Бог Гаруда, который служил средством  передвижения для главного бога Вишну. У шумер были свои боги – Аннунаки, которые, как они утверждали, прибыли к ним с планеты Нибиру. В Египте был крылатый Гор – бог высоты и неба. В римской мифологии существовали богиня любви и красоты Венера с крылатым сыном Амуром – богом любви, Меркурий – бог торговли и путешествий с крылышками на шлеме, жезле и сандалиях. В греческой мифологии – крылатая богиня победы Ника, которая венчала лавровым венком головы воинов-победителей. (Слайды 12-14) 

Мы с вами живем в век скоростей, летаем на самолетах, но мечта о свободном полете продолжает жить в сердцах людей. И примером тому служат работы современного японского скульптора Хо Гейлорда. Его скульптуры полны нежности, любви  и изысканной красоты.

В литературе всех народов мира существует множество сказок, в которых герои то превращались в птиц и насекомых, то летали на коврах самолетах. (Слайды 15-16)

Но люди не только мечтали о полетах, но и воплощали свою мечту в жизнь. Все началось с воздушного змея. Первые воздушные змеи появились в Китае еще до нашей эры и долго были широко распространены только в азиатских странах. Их делали из бамбука и  листьев. В основном воздушные змеи использовались как игрушки,  но  иногда они применялись, например, для запуска фейерверков с целью устрашения противника, для поднятия наблюдателей, для отпугивания птиц от зерновых культур, даже для ловли рыбы. Со временем о воздушных змеях узнали и в Европе, но использовались они только как игрушки до 18 века. А в 18 веке они нашли свое применение в качестве научного инструмента для изучения верхних слоев атмосферы, для метеорологических наблюдений, а также при разработке первых аэропланов. Люди делали попытки летать на воздушных змеях, но это было очень опасно из-за их неуправляемости. (Слайды 17-20) 

Но были и другие попытки людей подняться в воздух. В мифах Древней Греции существует история о мастере Дедале и его сыне Икаре, которые хотели улететь с острова Крит, где были в плену у царя Миноса, на самодельных крыльях. Но юноша забыл предостережение отца, поднялся слишком высоко в небо, в результате чего солнце растопило воск, которым были скреплены перья его крыльев. Крылья распались. Икар упал в море и утонул, а Дедал сломал крылья и проклял свое искусство, погубившее его сына. На Руси тоже были свои Икары. В 1565 году еще во времена Ивана Грозного в Александровской слободе холоп Никитка Крякутный сделал крылья из дерева и сыромятной кожи, да и спрыгнул с 50-метровой колокольни. Говорят, приземлился он удачно – не разбился, но судьба его была трагичной: по приказу царя Никитку казнили, а крылья сожгли. Но память о летуне Никитке осталась. В Пермском крае в честь этого события был установлен памятник. (Слайд 21)

Людям давно  было известно, что горячий воздух легче, чем холодный. Используя это физическое явление природы, в 1709 году бразильский священник Барталомео Лоренцо сделал и продемонстрировал королевской знати Португалии модель летательного аппарата, который поднялся в воздух на  4 метра. Таким образом, он стал первым человеком, который сумел выявить реальный способ воздухоплавания и осуществить это на практике. Идея запуска воздушного шара продолжала будоражить умы изобретателей.

5 июня 1783 года братья Монгольфье во Франции запустили в воздух шар диаметром  10 м, наполненного горячим воздухом. Он поднялся на высоту 500 м, продержался 10 минут и пролетел 2 км. Был составлен специальный протокол, скрепленный подписями, который засвидетельствовал все подробности.  11 сентября того же года был запущен другой шар с первыми в мире живыми пассажирами.  Ими оказались овца, курица  и утка, которые благополучно приземлились.

21 ноября 1783 года  впервые братьями Монгольфье был запущен воздушный шар   15 м с двумя пилотами на борту, который продержался всего 25 минут на высоте 1 км и пролетел  около 9 км. Во время полета воздух подогревался путем сжигания крошеной соломы. Шары, наполненные горячим воздухом стали называть монгольфьерами. (Слайд 22)

Во Франции в 1783 году случилась настоящая воздухоплавательная лихорадка. Изобретатели наперебой пытались удивить общество, показывая очередные новинки. Так профессор Жак Шарль 1 декабря 1783 года совершил первый в мире полет на воздушном шаре, наполненном водородом, который был легче нагретого воздуха. Такие шары стали называть шарльерами. Этот шар диаметром 9м поднялся на высоту 2750 м и пролетел 40 км. Верхняя полусфера шара обтягивала сетка, к которой  была подвешена гондола для людей. Для управления высотой полета использовался специальный клапан в оболочке и балласт, а для посадки бы предусмотрен якорь. (Слайд 22)

В 1784 году французским ученым и военным инженером Шарлем Менье  был изобретен дирижабль, проект которого он представил Парижской академии. Кстати, французское слово «дирижабль» означает «управляемый». Управление дирижаблем должно было осуществляться при помощи 3 пропеллеров, вращаемых вручную усилиями 80 человек. Проект Менье был интересным, но невыполнимым.

Следующий технический прорыв произошел через 100 лет в 1884 году, когда был осуществлен полностью управляемый полет на французском  дирижабле Шарлем Ренаром и Артуром Кребсом. Длина его была 52 м. Это стало возможным только после изобретения электродвигателя. На высоте 300 м за 23 минуты он пролетел 8 км.  Надо сказать, что некоторое применение воздушные шары и дирижабли имели. Их использовали для разведки, для сбрасывания бомб, для доставки почты, как оградительный объект, для спортивных и научных целей. В настоящее время существует всемирная федерация воздухоплавания, которая проводит чемпионаты мира: в четные года – для монгольфьеров, в нечетные – для газовых аэростатов. Но все же, эти виды летательных аппаратов имели ряд существенных недостатков: они были громоздкие, малоскоростные, трудны в обслуживании, недолговечные и крайне непрочные.  (Слайд 23)

Параллельно в мире развивалась другая летательная техника. В 1891г. немецкий инженер Отто Лилиенталь совершил первый полет на планере, прародителем которого был воздушный змей. И хотя планер был неуправляем и пролетел всего 25 метров, но это было уже большим достижением. (Слайд 24)

За много лет до полета Отто Лилиенталя в России жил и работал над созданием летательного аппарата гениальный военный инженер контр-адмирал в отставке Александр Федорович Можайский (1825-1890г.). В 1876 году он сконструировал и испытал небольшую модель самолета, которая совершала устойчивый полет, наблюдаемый многочисленными слушателями  Морской академии в одной из ее аудиторий. 20 июня 1882 года А.Ф.Можайский провел испытание созданного им первого в мире самолета в натуральную величину с летчиком на борту.  Самолет имел размах крыльев 24 м, длину 15м и вес 950 кг. Самолет не смог подняться в воздух. Испытания аппарата и дальнейшие расчеты показали, что для полноценного полета самолету не хватило мощности силовой установки. Можайский без всякой материальной помощи со стороны царского правительства на собственные скудные средства продолжал работать над совершенствованием своего самолета до последних дней своей жизни. Смерть помешала  закончить постройку нового самолета. После смерти Можайского все сведения об аппарате были засекречены и «положены под сукно». Самолет долгое время простоял под открытым небом в Красном селе, затем был перевезен в имение Можайских, где он сгорел в 1895 году.  Исследования и расчеты, сделанные А.Ф.Можайским легли в основу дальнейших разработок его последователей по созданию в России первых в мире самолетов тяжелой авиации «Русский витязь» и  «Илья Муромец», созданных  в 1913-1914 г.  (Слайд 25)

Во всем мире энтузиасты изобретатели продолжали работать  над созданием новых летательных аппаратов.  17 декабря 1903 года два американских авиаконструктора Орвил и Уилбер Райт совершили первый в мире управляемый полет на сконструированном ими моторном аэроплане «Флаер-1». Дальность его первого полета на высоте 2,5 – 3,5 м составила всего 37 м за 12 сек. В четвертом полете того же дня самолет пролетел 230 м за 59 сек.   В этот же день сильный порыв ветра перевернул аппарат и сильно его повредил. Больше «Флаер-1» в воздух не поднимался. Конечно, этот аэроплан был еще очень неустойчив в полете и плохо управляем. Позже появились более совершенные «Флаер-2», затем «Флаер-3», который в 5 октября 1905 года пролетел уже 39 км за 38 мин. Но именно с 1903 года во всем мире  начинается бурное развитие авиации.  (Слайд 26)

 Во всех европейских странах начинают создаваться конструкторские бюро, аэродромы и мастерские по созданию самолетов, открываться летные школы. Появилась новая профессия для сильных, умных и мужественных людей, влюбленных в небо  - летчик. Сейчас мы с вами посмотрим видеоклип «Ключи-Облака» и в какой-то степени ощутим тот восторг, который испытывали первые летчики, поднимаясь в небо к облакам. (Слайд 27) (во время видеоклипа хорошо провести физминутку, дети двигаются и подпевают).

А теперь мы с вами ответим на вопросы викторины.  (Слайды 28-38) Молодцы, вы отлично ответили на все вопросы викторины.

Мы с вами узнали, какие этапы развития в области воздухоплавания прошло человечество, прежде чем появился первый самолет, на котором можно было совершать управляемые полеты.

Что вам больше всего запомнилось, понравилось?

Вас что-то удивило?

Что было для вас новым?

 В дальнейшем мы будем знакомиться с историей нашего микрорайона, который, как вы уже знаете, называется Комендантский аэродром.

Занятие закончено. Всем спасибо.

Дополнение: для просмотра видеоклипа «Облака» необходимо щелкнуть мышкой по звездочке на слайде 25.

         

         

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия образовательного модуля "Введение в школьную жизнь" - Занятие "Оценка. Введение способа оценки"

Занятие разработано для проведения в адаптационный период в первые дни недели обучения первоклассников в школе....

Методическая разработка занятия образовательного модуля "Введение в школьную жизнь" - Занятие "Столкновение мнений детей. Как надо и не надо спорить"

Занятие разработано для проведения в адаптационный период в первые недели обучения первоклассников в школе...

Методическая разработка занятия по программе внеурочной деятельности «Лесная школа». Тема занятия: «Дружная страна»

Занятия по программе «Лесная школа» реализовываются в параллели 1-х классов во время внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС по запросу администрации.Цель программы: помочь ребенку в...

Методическая разработка занятия по программе внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс». Тема занятия «Общение и уважение».

Занятия по программе «Первый раз» реализовываются в параллели 5-х классов во время внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС по запросу администрации.Цель программы: создание условий д...

Методическая разработка цикла тематических внеклассных занятий. «Занятия по сплочению классного коллектива».

Методическая разраработка  внеклассных занятий направлена на сплочение классного коллектива в любом классе школы. Упражнения разработаны с учетом возможности их усложнять по мере необходимости, з...