работа с родителями
материал на тему
Предварительный просмотр:
Работа с родителями в начальной школе
Основные направления деятельности классного руководителя:
-обеспечение нормального физического здоровья школьников;
-решение проблемы общения;
-расширение познавательной сферы ребёнка;
-повышение воспитательного потенциала семьи.
Профессиональные способности классного руководителя:
1.Рефлексивно-аналитические способности:
-способность анализировать свою деятельность;
-способность предвидеть результаты и последствия своей деятельности;
-умение овладевать методами диагностики состояния личности и коллектива;
-умение наблюдать и оценивать уровень индивидуального развития школьника.
2.Организаторские способности:
-ставить перед детьми только такие задачи, которые дадут ожидаемый результат;
-планировать работу с теми, кто будет её осуществлять;
-разделить цель на более мелкие задачи и превратить их в дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы класса;
-создать положительную установку на предстоящую деятельность;
-использовать различные методы стимулирования индивидуальной самореализации детей;
-координировать усилия семьи, педагогов в воспитании школьников.
3.Коммуникативные способности:
-установление контакта и взаимопонимание с каждым ребёнком;
-коррекцию межличностных взаимоотношений между детьми;
-справедливое решение всех конфликтных ситуаций;
-достижение взаимопонимания между родителями, педагогами и детьми.
Рекомендации по проведению родительских собраний
- Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе.
- Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
- Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.
- Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Этапы подготовки к родительскому собранию:
- Выбор темы собрания.
- Определение целей родительского собрания.
- Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.
- Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (анкетирование, беседы, тестирование).
- Определение вида, формы и этапов родительского собрания. Способов и приёмов совместной работы его участников.
- Приглашение родителей и других участников собрания.
- Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.
- Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.
Определение целей родительского собрания:
-повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребёнка в семье и школе;
-содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение их в жизнедеятельность классного сообщества;
-выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребёнка;
-пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей;
-подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за определённый период времени
Положение о родительском комитете
1. Общие положения
- Родительский комитет класса - это объединение родителей, деятельность которых направлена на всемерное содействие педагогическому коллективу учителей, работающих в классе, классному руководителю в организации сотрудничества семьи и школы на благо учащихся класса.
- Родительский комитет выбирается на родительском собрании в начале учебного года сроком на один год.
- В родительский комитет класса могут быть избраны родители любого ученика класса по их желанию или по предложению большинства участников родительского собрания класса.
- Председатель родительского комитета выбирается из числа избранных членов родительского комитета на первом заседании.
- О своей деятельности родительский комитет отчитывается перед родительским собранием.
- Собрание родителей вправе потребовать от родительского комитета внеочередного отчета, если сомневается в его действиях.
- Родительский комитет класса участвует в заседаниях Совета школы, школьных конференциях, встречах родительских комитетов классов со школьной администрацией.
- Заседания родительского комитета проходят 3-4 раза в учебный период (четверть, триместр). Принятые решения фиксируются в протоколе, который хранится у председателя родительского комитета.
- Положение о родительском комитете класса принимается на заседании родительского комитета школы или заседании Совета школы.
2. Обязанности родительского комитета класса
Родительский комитет класса обязан:
- помогать классному руководителю в налаживании контакта с коллективом родителей;
- вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми;
- влиять на формирование культуры родительского общения;
- быть посредником между семьёй, школой, общественными организациями в трудных жизненных ситуациях;
- стимулировать подвижничество и ответственность в воспитании подрастающего поколения;
- выступать с инициативами и предложениями по улучшению образовательно-воспитательного процесса в школе;
- соблюдать этические нормы в общении с педагогами, учащимися и их родителями.
3. Права родительского комитета класса
Родительский комитет класса имеет право:
- активно участвовать в организации образовательно-воспитательного процесса в классе;
- помогать классному руководителю и школе в приобретении учебников и пособий;
- посещать вместе с классным руководителем учащихся на дому;
- присутствовать на уроках и внеклассных мероприятиях;
- высказывать свое мнение о проводимых в классе мероприятиях;
- принимать совместно с классным руководителем определенные меры воздействия к тем родителям, которые не занимаются воспитанием своих детей;
- проводить беседы с проблемными учащимися;
- поддерживать тесный контакт с правоохранительными органами и общественными организациями в защиту прав и интересов ребенка и семьи;
- привлекать в случае необходимости различного рода специалистов для решения проблем семьи.
Родительские собрания 2010 – 2011 год
(1 класс)
№ | тема | Основные вопросы | сроки |
1 | Родительское собрание «Трудности адаптационного периода первоклассников». | Знакомство родителей и педагога. Беседа по теме «Трудности адаптационного периода первоклассников». Выбор родительского комитета. Организация питания; Организация питьевого режима. | 1 неделя сентябрь |
2 | «Родителям о внимании и внимательности. Правила выполнения разных видов письменных работ. Итоги первой четверти» | Беседа по теме «Родителям о внимании и внимательности. Правила выполнения разных видов письменных работ». Подведение итогов 1 четверти Подготовка кабинета к зиме | 3 неделя октябрь |
3 | «Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Режим первоклассника. Итоги 1 полугодия» | Беседа по теме «Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Режим первоклассника». Подведение итогов 1 полугодия Организация новогоднего праздника; Досуг детей в зимние каникулы. | 2 неделя декабрь |
4 | «Семь этапов в воспитании ребёнка. Итоги третьей четверти». | Беседа по теме «Семь этапов в воспитании ребёнка». Подведение итогов 3 четверти. Индивидуальные консультации для родителей отстающих учеников. | 3 неделя март |
5 | «Перелистывая страницы учебного года. Итоги учебного года» | Беседа по теме «Перелистывая страницы учебного года» Отчёт родительского комитета о проделанной работе; Организация летнего отдыха детей; Организация ремонта кабинета. | 3 неделя май |
Родительские собрания 2011 – 2012 год
(2 класс)
№ | тема | Основные вопросы | сроки |
1 | «Первые уроки школьной отметки» | Беседа по теме «Первые уроки школьной отметки»; Отчёт родительского комитета о проделанной работе за 2010 – 2011 г. Перевыборы родительского комитета; Организация питания; Организация питьевого режима. | 2 неделя сентябрь |
2 | «Трудовое участие ребёнка в жизни семьи» | Беседа по теме «Трудовое участие ребёнка в жизни семьи» Итоги первой четверти; Подготовка кабинета к зиме. | 3 неделя октября |
3 | «Младший школьный возраст и его особенности» | Беседа по теме «Младший школьный возраст и его особенности»; Досуг детей в зимние каникулы; Организация новогоднего праздника. | 2 неделя декабря |
4 | «Режим для младшего школьника, как способ охраны здоровья». | Беседа по теме «Режим для младшего школьника, как способ охраны здоровья»; Итоги третьей четверти; Индивидуальная консультация для родителей отстающих в учёбе детей. | 3 неделя марта |
5 | Итоговое собрание | Подведение итогов работы родительского комитета; Итоги четвёртой четверти; Организация ремонта кабинета; Организация летнего отдыха детей. | 3 неделя мая |
Родительские собрания 2012 – 2013 год
(3 класс)
№ | тема | основные вопросы | сроки |
1 | «Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка» | Беседа по теме «Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка»; Отчёт родительского комитета о проделанной работе за 2011 – 2012 г. Перевыборы родительского комитета; Организация питания; Организация питьевого режима; Подготовка кабинета к зиме. | 4 неделя сентябрь |
2 | «Поощрение и наказание детей в семье» | Беседа по теме «Поощрение и наказание детей в семье»; Итоги первого полугодия; Досуг детей в зимние каникулы; Организация новогоднего праздника. | 2 неделя декабря |
3 | «Телевидение в жизни младшего школьника» | Беседа по теме «Телевидение в жизни младшего школьника»; Итоги третьей четверти; Индивидуальная консультация для родителей отстающих в учёбе детей. | 3 неделя марта |
4 | «Перелистывая страницы учебного года. Итоговое собрание» | Подведение итогов работы родительского комитета; Итоги четвёртой четверти и года; Организация ремонта кабинета; Организация летнего отдыха детей. | 3 неделя мая |
Родительские собрания 2013 – 2014 год
(4 класс)
№ | тема | основные вопросы | сроки |
1 | «Особенности обучения в 4-выпускном классе. Эффективное общение – залог успеха. Составление общих задач и целей воспитания» | Беседа на тему «Особенности обучения в 4-выпускном классе. Эффективное общение – залог успеха. Составление общих задач и целей воспитания»; Отчёт родительского комитета о проделанной работе за 2012 – 2013 г. Перевыборы родительского комитета; Организация питания; Организация питьевого режима; Подготовка кабинета к зиме. | 4 неделя сентябрь |
2 | «Роль семьи и школы в формировании интереса к чтению. Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника. Итоги 1 полугодия» | Беседа на тему «Роль семьи и школы в формировании интереса к чтению. Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника»; Итоги 1 полугодия; Организация новогоднего праздника; Индивидуальная консультация для родителей отстающих в учёбе детей. | 3 неделя декабря |
3 | «Как уберечь ребёнка от насилия. Как подготовить детей к итоговым, переводным работам. Итоги 3 четверти». | Беседа на тему «Как уберечь ребёнка от насилия. Как подготовить детей к итоговым, переводным работам»; Итоги 3 четверти; Организация выпускного бала | 3 неделя марта |
4 | «До свидания, школа! Здравствуй, школа!» | Беседа на тему «До свидания, школа! Здравствуй, школа!» Подведение итогов учебного года; Знакомство с классным руководителем и учителями предметниками в 5 классе | 3 неделя мая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"
Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....
Формы и методы работы с родителями (выступление на педагогическом совете "Взаимодействие школы и родителей")
Формы и методы работы с родителями...
презентация программы по воспитательной работе на тему: "Виды и формы работы с родителями. Создание единого коллектива: семья - педагог - родитель - ребенок"
В виде презентации представлена программа по воспитательной работе. Отражена тема работы с родителями, указаны цели, задачи, формы работы, итоговый результат работы....
Работа с родителями «Работа над речью слабослышащего ребенка в домашних условиях» (рекомендации для родителей)
познакомить родителей с правилами общения со слабослышащими детьми;дать советы, рекомендации по проведению работы над речью слабослышащего ребенка дома;донести до родителей важность и необходимость да...
Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель
В данной статье проводится анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений и учитель- родитель. Расскрыты особе...
Программа работы с родителями «Содружество» предназначена для работы с родителями (законными представителями) учащихся 1 – 4 классов. Срок реализации 4 года.
Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками....
Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).
Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка высокие духовные и нр...