Работа с родителями
статья (2 класс) на тему

Родительский лекторий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskiy_lektoriy.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра начального общего образования

                               Родительский лекторий

Тема: «Особенности памяти и мышления второклассников и способы их развития»

Исполнитель:

Быкова Любовь Матвеевна

учитель начальных классов МБОУ СОШ №37

Кемерово 2014

                                       Родительский лекторий

                                                           « От того, что мы выберем сегодня,

                                                               зависит наше завтра»  П. Бошен.

Тема: « Особенности памяти и мышления второклассников и способы их

              развития»

Цель:   Дать родителям полную информацию об особенностях развития памяти  

             и мышления ребят в возрасте 8-9 лет.

Задачи:  1 Помочь родителям осознать важность развития памяти и мышления

                  именно в этом возрасте: 8-9 лет сензитивный период для развития .

                 

               2 Ознакомить родителей с практическими приёмами развития памяти и

                  мышления.

               3 Помочь родителям развивать творческие начала у своих детей.

Ход собрания:

1 Сообщение темы и задач собрания

 

2 Анкетирование родителей

  Вопросы анкеты:

  • Умеет ли ваш ребёнок фантазировать и мечтать?
  • Любит ли ваш ребёнок перевоплощаться?
  • Может ли подробно пересказать то, что увидел и услышал?
  • Легко ли заучивает наизусть заданный материал, стихи?

3 Обобщение результатов анкеты

   Большинство ответов «ДА» на вопросы анкеты— у вашего ребёнка огромные потенциальные возможности развития хорошей памяти и высокого уровня мышления, главное-не упустить сейчас этот момент

   Большинство ответов «НЕТ» или  2:2 на вопросы анкеты — у вашего ребёнка

может быть и нет такого огромного потенциала, но сейчас наступил самый благоприятный период развивать мышление и память вашего малыша и достичь высокого уровня. Всё в ваших руках!

4 Актуальность данной темы

   Как мы видим из результатов анкеты, у наших ребят разные способности.

   Но возможность развивать их есть и должна быть у каждого ребёнка, тем

   более, что сейчас наступил благоприятный, или, как говорят психологи-

   сензитивный период для развития памяти и мышления. Другого такого

   периода, к сожалению, не будет. И важно именно сейчас не упустиь время,

   приложить максимум усилий. Сегодня мы поговорим об этих мыслительных

   процессах, а самое главное — вооружимся приёмами их развития и будем вместе помогать нашим детям.

5 Лекторий для родителей об особенностях памяти и мышления второклассников

   (рассказ учителя или школьного психолога, просмотр презентации)

Мышление- это сложный психический процесс, который помогает получать знания, недоступные органам чувств, решать задачи, использовать разнообраз-

ные вспомогательные приёмы и средства в процессе познавательной деятельности, активно действовать в процессе получения новых знаний.

При поступлении ребят в школу их мышление носит эмоционально-образный характер, т.е это мышление, в котором на первый план выступают действия с

образами, а не с понятиями. И чем ярче, эмоциональнее этот образ тем лучше он запоминается, вызывает больший интерес к познанию. Этот вид мышления присущ и второклассникам. Но уже сейчас у ребят начинает формироваться

абстрактно- логическое (или словесно логическое) мышление. Это такой вид мышления, в котором действия в основном внутренние, осуществляются в речевой форме, а материалом для них выступают понятия. Так-же в этом возрасте начинает развиваться практическое мышление — преобладание реальных практических действий с материальными предметами над действиями с понятиями и образами.

С понятием «мышление» тесно связано понятие «интеллект». Интеллектуально развитым называют человека, который одинаково хорошо умеет решать и умственные, и образные и практические задачи.

Мышление непосредственно связано с речью, памятью, воображением.

Развивая речь, как инструмент мышления, память, воображение- мы развиваем мышление ребёнка.

Воображение и мышление переплетаются так, что их бывает трудно разграни-

чить. Обаэти прори поцесса участвуют в любой творческой деятельности, творчество

всегда подчинено сознанию чего-то нового, неизвестного. Оперирование уже известными знаниями в процессе фантазирования предполагает обязательное включение их в системы новых отношений, в результате чего могут возникать новые знания. Отсюда видно: «Круг замыкается, познание (мышление) стимулирует воображение (создающее модель преобразования), которая (модель) проверяется и уточняется мышлением»- пишет академик А.Д. Дудицкий.  У младших школьников в период 8-9 лет идёт интенсивное развитие воображения и важно не упустить этот момент. Важно играть с ними в развивающие воображение игры, водить в кружки и помогать развивать творческое мышление.

Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, наме-

чать новые цели. Большое значение для развития творческого воображения имеют кружки: художественные, литературные, музыкальные, научно- исследовательские, технические. Работа кружков должна быть организована так, чтобы ученики видели результаты своего труда.

Память- это способность к получению, хранению и воспроизведению жизнен-

ного опыта. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. В связи с временем   сохранения материала выделяют следующие виды памяти:

-мгновенная (длительность от 0,1 до 0,5 секунд) это память-образ

-кратковременная (около 20 секунд), связана с актуальным сознанием

-оперативная- хранение информации в течение заданного срока

-долговременная- это память, способная хранить информацию в течение

практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться сколь угодно раз без утраты.

Многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает её следы в долговременной памяти. Ведь не зря в народе говорят

«Повторение- мать учения.» В возрасте 8-9 лет у ребёнка закладываются все предпосылки и наступает благоприятный период к развитию долговременной памяти. Систематически в разных формах повторяя материал, заучивая наизусть и переодически повторяя стихи, правила, таблицу умножения мы развиваем долговременную память.

По способу запоминания память может быть:

Зрительная — связанная с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

Слуховая — хорошее запоминание и точное воспроизведение различных звуков.

Двигательная — понимание, сохранение, воспроизведение движений

Эмоциональная- память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти.

У ребят-второклассников хорошо развита зрительная и эмоциональная память,

но открывается сензитивный период для развития слуховой и двигательной памяти. Это благоприятный период для начала занятий в спортивных секциях,

музыкальной школе.

Мозг ребёнка в этом возрасте обладает такой пластичностью, которая позволяет им справляться с заданиями, связанными с дословным запоминанием.

(например, игра «Снежный ком») Но всё таки нужно помнить, что память в этом возрасте носит преимущественно наглядно-образный характер. Поэтому ребята запоминают надолго и легко воспроизводят тот учебный материал,

который преподносится ярко, нестандартно,  интересно и конкретно.

Запоминание бывает непроизвольное (происходит автоматически, без особых усилий, без постановки специальных задач) и произвольное (требует постановки задач на запоминание и воспроизведение, а сам процесс требует волевых усилий) . Постоянная тренировка памяти именно в этом возрасте при-

ведёт к расширению объёма памяти ребёнка, развитой ассоциативной памяти,

произвольному запоминанию учебного материала. Родители могут и должны стать серьёзными помощниками своему ребёнку в развитии памяти и мышления в целом.  Я хочу предложить вам ряд упражнений и специальных игр, в которые можно играть с ребенком и  всей семьёй для развития памяти , мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.

6 Практикум по проигрыванию игр с родителями

   ( В конце практикума предлагается памятка-сборник игр)

Игра 1

Рассказы на тему «Что мог бы рассказать мой портфель»

                               «Разговор двух тетрадок»

                                «Что видел сегодня цветок на окне»

                                «Если бы я был волшебником» и.т.п.

Можно объявить семейный конкурс на самый интересный рассказ.

Игра 2

Нарисуй слово

Ребёнку предлагается рисовать при помощи рисунка то , что он услышит, а потом по рисункам воспроизвести слова: счастье, горе, доброта, обман, болезнь.

Богатство, разлука, дружба, страх, любовь, красота и.т.д.

Игра 3

Неполная фигура

На листе изображены круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, прямая и.т.д.

Нужно нарисовать предметы, либо целую картину.

Игра 4

«Что пропало?» или «Что появилось?»

На столе 10 предметов. Ребёнок смотрит 1-2 минуты. Отворачивается, 1-2 предмета убираются. Ребёнок должен назвать что пропало. В качестве водящего может быть и взрослый.  Аналогично проводится игра «Что появилось?»

Игра 5

Что в коробке?

Взрослый прячет предмет в коробку и даёт его описание словесно. Ребёнок отгадывает. Потом можно поменяться ролями.

Игра 6

Я знаю 10 названий...

Водящий берёт мяч и говорит «Я знаю 10 названий деревьев — берёза — раз...»

и передаёт мяч другому. Кто не может продолжить- выбывает из игры. Аналогично берутся названия игр, машин, сказок, писателей и.т.д.

Игра 7

Игра с палочками. Водящий выкладывает фигурку из палочек. Ребёнок повторяет, можно на время, можно усложнить, закрыв фигурку и предложить выложить по памяти.

Игра 8

«Покупки в магазине»

На диване разложить несколько вещей. Попросить принести вещь не называя её, а по описанию. Потом поменяться ролями.

Игра 9

«Ассоциации»

Играют 2 и более человек. Первый говорит, напрмер « Я-гроза» второй  и остальные называют ассоциации «А я- туча», «Я-зонтик», «А я лужа» и.т.д.

Можно усложнить, изображая эти предметы. Кто не находит ассоциацию- выбывает.

Игра 10

«Снежный ком»

Чем больше человек играют в эту игру, тем лучше.

Первый говорит, например «Меня зовут Ромашка, я умею прыгать», второй повторяет «Её зовут Ромашка, она умеет прыгать, а меня зовут Зайчик, я умею бояться» третиий повторяет то, что сказали два предыдущих игрока и говорит своё и. т. д.

Игра 11

Назови одним словом или назови слова на тему.

Например, водящий говорит «Маша, Катя, Оля — это..»  а игрок продолжает.

Или «Назови  5 дом. Животных» и.т.д.

Игра 12

«Что следует»

Водящий говорит «Если светит солнце, то......» или «Если сегодня суббота, то завтра....» и.т.д.

7 Знакомство родителей с расписанием работы  школьных и районных  кружков,

   спортивных секций.

8 Подведение итогов собрания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"

Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....

презентация программы по воспитательной работе на тему: "Виды и формы работы с родителями. Создание единого коллектива: семья - педагог - родитель - ребенок"

В виде презентации представлена программа по воспитательной работе. Отражена тема работы с родителями, указаны цели, задачи, формы работы, итоговый результат работы....

Работа с родителями «Работа над речью слабослышащего ребенка в домашних условиях» (рекомендации для родителей)

познакомить родителей с правилами общения со слабослышащими детьми;дать советы, рекомендации по проведению работы над речью слабослышащего ребенка дома;донести до родителей важность и необходимость да...

Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель

В данной статье проводится  анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений  и учитель- родитель. Расскрыты особе...

Программа работы с родителями «Содружество» предназначена для работы с родителями (законными представителями) учащихся 1 – 4 классов. Срок реализации 4 года.

Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками....

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...