Этикету надо учиться
статья на тему

Молчан Наталья Владимировна

статья об использовании методов и приемов работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etiketu_nado_uchitsya.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

«Этикету надо учиться…»

Культура поведения младших школьников

Школа - главный помощник в становлении личности ребёнка. Маленький человек попадает в новый мир, где его окружают педагоги, одноклассники, дети, формируются новые отношения, устанавливаются правила и нормы поведения. Дети младшего школьного возраста часто находятся в школе в течение всего дня, занимаясь учебной и внеурочной деятельностью. Здесь они учатся, отдыхают, участвуют в различных мероприятиях. Именно на школьных занятиях закладываются основы культуры поведения ребёнка в обществе.

Культура поведения учащихся - тема актуальная в наше время. Конечно, семья играет важную роль в воспитании культуры поведения ребёнка. И, как показывает опрос родителей, они стараются привить важнейшие навыки поведения, обращаясь к книгам, своему опыту. Но, с другой стороны, родители отмечают свою занятость, недостаточность знаний.  Значительное расширение круга общения ребёнка не всегда положительно. Надо иметь в виду и неустойчивую, формирующуюся психику ребёнка. Дети легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Внимание детей этого возраста ещё слабо организовано, имеет небольшой объём, плохо распределяемо, неустойчиво. Дети получают замечания со стороны педагогов, одноклассников, ребят из других классов. И они начинают задумываться, почему нужно соблюдать какие-то правила. Зачем они нужны?

В школе закладываются навыки культурного поведения, которые потом ребёнок пронесёт через всю жизнь.

В основе занятий  должна присутствовать - игровая технология обучения и воспитания, технология сотрудничества и сотворчества. Игровая технология характеризуется наличием сценариев игры, ролевых игр, элементов занимательности, управлением эмоционального напряжения, предполагаемыми результатами.

Поступление в школу связано для детей с освоением новой роли - роли ученика и новой формой общения - делового общения. В ситуациях школьной жизни возникает необходимость усвоения ролевых позиций на уроке, на перемене, в раздевалке, в библиотеке. Речь и поведение взаимосвязаны. Усвоение связанных с этими новыми ситуациями норм речевого поведения помогает ребенку адаптироваться к новым условиям, преодолевать трудности, с которыми в повседневной жизни сталкивается каждый ребенок, избегать конфликтных ситуаций в общении со сверстниками, осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения.

В основе обучения младших школьников этикету лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции (старший-младший, знакомый-незнакомый - и др.) и соответственно строить свое речевое поведение, используя необходимые в конкретной ситуации этикетные формулы. Такая система обучения привязывает усвоение этикетных формул и других норм поведения к типичным ситуациям общения, важным для школьника: дом, школа, общественный транспорт, театр, поликлиника.

Через занятия по этикету формируются и развиваются  навыки культурного поведения детей младшего школьного возраста. («Этикет - установленный порядок поведения, форм обхождения». Словарь русского языка. С. И. Ожегов). Этикету нужно учиться - так мы говорим детям. Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, общаться в магазине, театре, библиотеке, знакомиться, как общаться с детьми). Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но обладает такими качествами, как приветливость, доброта, учтивость, уважительное отношение к людям. Если правильно воспитывать у детей культуру общения, то уже маленький ребёнок проявляет сочувствие к больному, пожилому человеку. В этом кроются зачатки будущей доброты, чуткости, способности к сопереживанию.

Через занятия по этикету дети осваивают этические нормы, в основе которых лежат нравственные понятия и принципы: деликатность, доброта, внимание к окружающим (в наше время общество испытывает необходимость в таких гуманных ценностях), учатся соединять воедино вежливость и отзывчивость, вежливость и скромность, вежливость и уважительное отношение к другим. Данные нравственные понятия, которые формируются через занятия по этикету,- неотъемлемые черты личности.

Из опыта работы могу сказать, что дети с удовольствием работают на занятиях, владеют "волшебными словами", умеют вести себя в общественных местах,  со взрослыми и одноклассниками. Большинство детей могут адекватно оценить поступки других, могут помочь, могут осудить. Они открыты и любознательны. Но дети  должны знать и помнить, что в школьном пространстве есть определённые правила поведения, которые они должны выполнять. А учитель должен придерживаться следующих заповедей: быть требовательным, но добрым; уметь определить, что хотите от ребенка; разбирать с ребенком его правильные и неправильные поступки; дать ему почувствовать, что вы верите ему; оценивать поступок, а не личность; предоставить самостоятельность; не предпринимать воздействий в плохом настроении; быть последовательным.

МАОУ «ДГГ» г. Дятьково

 учитель нач. классов

Н.В. Молчан


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание детей — это большой и сложный труд; этому надо постоянно учиться.

Воспитание детей — это большой и сложный труд; этому надо постоянно учиться....

Классный час "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться"

     Классный час разработан для учащиххся 3-4 классов. Он направлен на формирование представлений об истоках юмора в народном фольклоре; обзорно знакомит учащихся с современными...

Научно-исследовательская работа по теме «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!»

Работа представлена на научно-практическую конференцию учеником 2 класса...

Конспект метапредметного занятия на тему "Зачем надо учиться"

Вид УУДЛичностностные УУДКласс1Тема занятия«Зачем надо учиться?»Цели учителяорганизовать усвоение знания функций учебной деятельности; создать условия для понимания (принятия) необходимости и це...

Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться.

Проведение экскурсий в первом классе в начале учебного года....

Обобщение опыта работы "Дорога в будущее. Творчеству надо учить" (выступление с презентацией)

Данная работа  я представляет обобщение моего опыта работы, как учителя ИЗО и технологии...

дополнительная общеразвивающая программа "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!"

данная программа разработана и реализуется автором на базе общеобразовательного учреждения по запросу учителей начального звена. Программа направлена на удовлетворение потребностей младших школьников ...