Воспитай себя, или что значит быть терпимым
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Оксана Юрьевна Савкова

На практике определить уровень толерантности воспитанников; помочь прочувствовать необходимость быть терпимым к другим; формировать представления о толерантности как качестве личности;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitay_sebya_ili_chto_znachit_byt_terpimym.odt20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение  «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Ивнянского района Белгородской области

«Воспитай себя, или Что значить быть терпимым»

(практическое занятие)

Подготовила

воспитатель

Савкова О. Ю.

2015

Цели: определить уровень толерантности детей; помочь прочувствовать необходимость быть терпимым к другим; формировать представления о толерантности как качестве личности; воспитывать чувство терпимости к людям, непохожим на нас.

Оборудование: рисунок с изображением вороны; два рисунка с изображением мальчиков; рисунок с изображением голубого щенка; изображение цветка столетника (или сам цветок); изображение розы, тюльпана, георгина, мака, нарцисса; цветные карандаши; рисунки черного и красного сердец, черно-белого квадрата, рабочие листы.

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Изучение нового материала

— Тема сегодняшнего занятия «Воспитай себя, или Что значит быть терпимым?»

А почему мы так назвали наше занятие, вы ответите в конце, когда мы будем подводить его итоги.

— Прочитайте предложения в первом задании рабочих листов,

С помощью баллов выразите, насколько верны эти высказывания по отношению к вам.

Отвечайте честно.

— Ребята, поднимите руку, кто из вас поставил 3 балла в первом высказывании? (Дети поднимают руку.)

— А кто из вас поставил 3 балла, прочитав второе высказывание? (Дети поднимают руку.)

— А кто в третьем высказывании поставил 3 балла? (Дети поднимают руку.)

— Вы увидели, что у нас в классе есть дети, которые нетерпимы к другим, и есть дети, которые, наоборот, понимают других.

— Выполним следующее задание в рабочих листах. Прочитайте перечень слов. От слов, которые вы связываете по смыслу со словом «чужой», проведите стрелочки в левую сторону. От слов, близких по значению к словам «свои», «наши», — в правую сторону. От слов, которые вы не знаете куда отнести, проведите стрелочки вниз.

— Какие слова вы подобрали к слову «чужой»? (Мнения детей.)

— Нелегко быть чужим, новеньким. (Воспитатель помещает на доску рисунок с изображением голубого щенка).

— Это в полной мере испытал на себе герой мультфильма «Голубой щенок», который раздражал остальных собак только своим голубым окрасом.

Он получал одни пинки

И трепку по затылку.

А черно-белые щенки

Придумали дразнилку:

«Тремнти-бремнти-тремнти-там!

Это кто ж такой

Весь от носа до хвоста

Очень голубой?!

Голубое ухо!

Голубое брюхо!

Голубой чубчик!

Как дела... голубчик?!

Не бывало до сих пор Голубых собак. Ты позоришь целый двор Ты - бесспорный брак!

Голубой! Голубой!

Не хотим играть с тобой!

В его глазах печаль-тоска,

Но не подал он вида.

Ведь гордость есть и у Щенка,

Хоть на душе обида.

Неужели из-за масти

Мне не будет в жизни счастья?!

Я обижен злой судьбой...

Ах, зачем я голубой?

Отыскать хочу я друга,

Но пока одну лишь ругань

Всюду слышу за собой...

Ах, зачем я голубой?

Мне нигде приюта нету.

Я один бреду по свету,

А мечтал гулять гурьбой...

Ах, зачем я голубой?

Ю. Энтин

Какие чувства вы испытываете к голубому щенку? А к собакам, которые были к нему нетерпимы? (Мнения детей.)

А теперь приготовьтесь послушать еще одну историю, кс называется «Столетник». А что такое столетник? (Это растение, которое живет сто лет.) (Воспитатель помещает на доску изображение столетника или сам цветок.)

(По ходу чтения воспитатель помещает на доску изображения цветов.)

— Слушая рассказ, представьте себя на месте столетника. По мере чтения выбирайте цвет для своих чувств и раскрашивайте этим цветом прямоугольники в рабочих листах, пользуясь следующей цветовой гаммой:

красный;

зеленый;

розовый;

коричневый;

желтый.

В одном ботаническом саду жила-была красавица роза. Все цветы этого сада восхищались ее красотой. (Воспитатель демонстрирует изображение розы.)

Однажды в этот ботанический сад принесли столетник. Он не понравился цветам, так как был некрасив. Они стали дразнить его за это.

— Какое чувство вы испытываете, находясь на месте этого столетника? (Мнения детей.)

— Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам, и раскрасьте прямоугольник.

(Дети раскрашивают.)

Столетнику очень понравилась роза, и он попытался ухаживать за ней, но роза отвергла его.

— Какое чувство вы испытываете, находясь на месте этого столетника? (Мнения детей.)

— Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам, и раскрасьте прямоугольник.

Все цветы возмущались тем, что такой уродливый цветок смеет ухаживать за прекрасной розой. ( Воспитатель демонстрирует изображения мака, тюльпана, нарцисса, георгина.)

Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам, и раскрасьте прямоугольник.

Однажды ночью начался сильный дождь, засверкала молния,

прогремел сильный гром. Розе стало страшно. Все цветы-мужчины испугались грозы и забыли о розе. Лишь один столетник стал укрывать ее своими листьями.

Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам, и раскрасьте прямоугольник.

Он прикрывал ее своими толстыми, мясистыми, но хрупкими листочками, и вдруг его стебель разломался пополам.

— Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам, и раскрасьте прямоугольник.

Храбрый столетник упал около горшочка розы. Прекрасная роза и все цветы сада подумали, что отважный столетник погиб.

Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам, и раскрасьте прямоугольник.

Но, вдруг... Из того места, в котором переломился столетник,

появился цветок. Сначала он был ослепительно белым. Потом стал розовым, красным, фиолетовым и, наконец, окрасился в траурный черный цвет. Прошло лишь несколько минут. Цветок столетника перестал менять цвета. Он стал медленно закрываться. Закрылся и упал. Так закончилась долгая жизнь отважного столетника.

— Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам, и раскрасьте прямоугольник.

Вскоре на месте погибшего столетника появился маленький проросток, который ровно 100 лет будет некрасивым, колючим растением. Но один единственный раз расцветет так, что его красоте не будет равных.

— Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.

Цветы ботанического сада еще долго говорили об удивительной 1 соте и отваге цветка, который цветет один раз в сто лет—столетнике. По мотивам рассказа А. Куприна «Столетник»

— Рассмотрим раскрашенные прямоугольники. Проследите, пользуясь палитрой цветов, как менялось ваше настроение. Воспитатель открывает на доске таблицу палитры цветов:

красный — чувство возбуждения;

зеленый — чувство спокойствия;

розовый — чувство счастья;

коричневый — чувство угнетенности;

желтый — чувство уверенности.

Каждый ребенок соотносит свое настроение с выбранным им цветом.

(Идет обмен мнениями.)

— Столетнику было очень трудно, плохо находиться среди цветов, потому что они были к нему нетерпимы, нетолерантны.

Если брат ваш — не вашей масти, Разве в этом он виноват? Вы же рвете его на части, Словно он вам уже и не брат. Б. Заходер

— Быть терпимым, толерантным — значит обращать внимание не на то, что у нас разное, а на то, что нас сближает. Давайте на конкретных ситуациях поучимся проявлять снисходительность, терпимость, научимся прощать.

Первая ситуация. Катя плохо одета, дети подсмеиваются над ней.

— Можно ли назвать их терпимыми, толерантными? (Мнения детей.)

— Что делают толерантные дети? (Они не обращают внимания на стоимость ее одежды.)

Вторая ситуация. Тебя на перемене случайно толкнул мальчик из соседнего класса. Ты весь урок думаешь, как отомстить ему.

— Можно ли назвать такое поведение толерантным, терпимым? (Мнения детей.)

— Как в таком случае поступают толерантные дети? (Они сразу забывают об этом.)

Третья ситуация. Все ребята на большой перемене идут завтракать в столовую, а Витя остается в классе и ест бутерброды, которые мама дала ему из дома. Дети показывают на него пальцем и обзывают.

— Можно ли этих детей назвать толерантными, терпимыми? (Мнения детей.)

Как в таком случае поступают толерантные дети? (Они на это не обращают внимания, потому что это личное дело мальчика, где и как обедать.) Четвертая ситуация.

Маленькая сестренка сломала твою любимую игрушку. Ты подошел к ней, и попытался объяснить, что это была твоя любимая игрушка, потому что тебе ее подарили, когда ты был таким же маленьким, как и сестра, и что когда она вырастет, она также будет дорожить своей любимой куклой.

Можно назвать поведение мальчика толерантным, терпимым? (Мнения детей.)

Так чем же толерантный, терпимый человек отличается от нетолерантного, нетерпимого? Давайте попробуем это выявить. Первое качество толерантного человека мы выявим из мини-сценки, которую подготовили девочки. (Две заранее подготовленные девочки разыгрывают мини-сценку.)

1-я девочка. Мне так не нравятся мальчишки! Вечно они балуются, бегают, и вообще, они глупые.

2-я девочка. А я ничего плохого не могу сказать о них. Мне мальчики кажутся интересными, без них нам было бы очень скучно. Какую черту толерантного человека вы подметили из этой ситуации? (Мнения детей.) (Учитель помещает на доску черно-белый квадрат и изображение радуги.)

- Ребята, нетолерантные люди делят мир на две части: черную и белую. Для них не существует полутонов и есть только два сорта людей — плохие и хорошие. Они всегда подчеркивают различия между «своими» и «чужими». Толерантный человек, напротив, видит мир во всем его многообразии.

- Давайте посмотрим еще одну сценку. (Две заранее подготовленные девочки разыгрывают мини-сценку.)

1-я девочка. Я стараюсь не общаться с этой Катей из бедной семьи.

2-ядевочка.А мне всегда хочется поддержать ее.

- Какая черта толерантного человека обнаружилась здесь? (Мнения детей.) (Учитель помещает на доску рисунки черного и красного сердца.)

- Действительно, толерантный человек в отличие от нетолерантного очень чувствителен к проблемам других людей.

- А сейчас вы узнаете еще одно важное качество толерантного человека. (Два заранее подготовленных мальчика разыгрывают мини-сценку.)

1-й мальчик. Ты часто отвечаешь на вопросы учителя правильно.

2-й мальчик. Да уж, иногда я выгляжу как Незнайка. Но если больше читать, то этого не будет. — Итак, что же это за черта толерантного человека? (Мнения детей)

(Учитель помещает на доску рисунок.)

- Чувство юмора и способность посмеяться над собой - важные черты толерантной личности. Такие люди умеют посмеяться над своими недостатками, они не стремятся к превосходству над другими. Мы с вами на прошлых уроках много говорили, что нужно делать, чтобы сохранить здоровье и не заболеть. А вот некоторые ученые считают, что кроме здоровья тела человека, есть еще и здоровье которое также нужно беречь. И если нетерпимо, нетолерантно относятся к тем, кто непохож на тебя и отличается своими мыслями, одеждой, цветом кожи, поведением, вкусами, разрезом глаз, цветом волос, то это приведет к болезни и преждевременной смерти.

— Как же нам сохранить здоровье своей души и стать толерантными?

4. Оздоровительная минутка

— Сейчас я научу вас одному приему. Если вам не нравится какой-то человек, который чем-то сильно отличается от вас и кажется вам плохим, и вы вот-вот скажете ему что-нибудь неприятное, а значит, начнете заболевать сами, то нужно сделать следующее. Задержите дыхание и спокойно про себя считайте до десяти, наполняя свое сердце добротой до тех пор, пока вам не расхочется ссориться с ним.

Сделайте первый шаг навстречу,

В простую истину прозрей:

Зло злом не победить.

И потому ты будь добрей,

Умей добро творить.

Л.М. Бондаренко

5. Продолжение изучения материала

— Итак, толерантные люди видят в других в первую очередь хорошее, доброе. Давайте и мы с вами постоянно будем проявлять толерантность. Умение быть толерантным — очень важное для человека качество. А теперь выполним следующее задание в рабочих листах.

— Прочитайте характеристики на двух детей, которые по разным причинам отличаются от других ребят и поэтому чувствуют себя чужими в классе. Проявите толерантность и постарайтесь увидеть, в этих детях хорошее, мысленно наложив на текст сетку-шифр. (1. Он добрый. 2. С ней весело.)

А теперь послушайте притчу о белой вороне и Каркухе. (Воспитатель помещает на доску рисунок с изображением белой вороны.)

На одном острове среди черных ворон жила-была одна белая ворона. Все черные вороны дразнили ее, отгоняли от корма, отказывались помогать ей в трудных ситуациях.

Одна из них, Каркуха, больше всех обижала белую ворону. Клевала ее, вытаскивала ей больше всех перышек.

И от всех своих страданий белая ворона почернела. Ведь все были так нетерпимы к ней.

Однажды случилось ненастье и огромная волна накрыла остров. Почти все черные вороны погибли. А белой вороне и Каркухе удалось спастись. Решили они улететь на другой остров.

И там они оказались среди белых ворон... Как себя почувствовала теперь Каркуха? (Мнения детей.) Ребята, верите ли вы в то, что Каркуха хотела, чтобы белые вороны оказались более терпимыми, толерантными, чем была она? (Мнения детей.)

6. Подведение итогов занятия

— Подведем итоги нашего занятия. Почему тема  называлась «Воспитай себя, или что значит быть терпимым?»

— Придумайте и запишите в рабочих листах предложение с сочетанием слов «терпимый человек» (задание 5).

— Как вы думаете, что означает слово «терпимость»?

— Расскажите, что вам приходит в голову, когда вы задумываетесь над словом «терпимость»?

Нарисуйте, что вам приходит в голову, когда вы задумываетесь над словом «терпимость».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся быть терпимыми

Классный час о толерантном отношении друг к другу...

Доклад на общешкольном родительском собрании на тему"Учимся быть терпимыми" (о толерантности).

Данная тема помогает понять родителям, что такое толерантность. Способы предотвращения конфликтов в семье.Вывление черт толерантной и интолерантной личности. На мой взгляд -это очень увлекательный, по...

Занятия – «Учимся быть терпимыми»

На занятии с учениками в различных формах формируется толерантное и уважительное отношение к одноклассникам, дети учится находить компромисс в решении конфликтных ситуаций, приобретают навыки разрешен...

Занятия – «Учимся быть терпимыми»

Какие нормы поведения считают толерантными....

Классный час "Что такое толерантность? Учимся быть терпимыми."

Материал классного часа учит быть толерантными и терпимыми к окружающим и близким людям....