Рабочая программа кружка "Занимательная математика"
рабочая программа на тему

Наталия Александровна Лаврентьева

Разработка рабочей программы кружка "Занимательная математика" для начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_zm.docx51.02 КБ

Предварительный просмотр:

     ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 64

Утверждено                                                                                       Принято на

Приказом директора МБОУ СОШ  №64                                        педагогическом Совете

От 2.09.2014 № 232 – О                                                                   МБОУ СОШ № 64              

Директор МБОУ СОШ № 64                                                          Протокол № 1 от 29.08.2015

________________М. В. Зеленова

Дополнительная образовательная программа

«Занимательная математика»

Срок реализации – 1 год

Возраст детей 6 – 11 лет

     Автор: Лаврентьева Н. А.

                      Учитель начальных классов

Нижний Новгород

2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                

       Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Актуальность программы кружка «Занимательная математика» определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

       Рабочая программа разработана на основе программы курса «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой. Изменения в авторскую программу не внесены.


Цель и задачи программы

Цель -  развивать математический образ мышления.

Задачи:

 ➢ расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

 ➢ расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики;

 ➢ оптимальное развитие математических способностей у учащихся;

 ➢ развитие у детейумения сочетать индивидуальную работу с коллективной;

 ➢воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.

Организационно – педагогические основы обучения

Продолжительность занятий:

- в 1 классе – 35 минут,

- во 3-4 классах – 40 минут.

Продолжительность учебного года:

- в 1 классе – 33 учебные недели,

- во 3-4 классах – 34 учебные недели.

Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Ожидаемые результаты

По окончании обучения учащиесядолжны знать:

• нестандартные методы решения различных математических задач;

• логические приемы, применяемые при решении задач;

• исторические моменты развития математической науки.

 

 По окончании обучения учащиесядолжны уметь:

• рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

• систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;

• применять нестандартные методы при решении программных задач. 

Занятия в  кружке должны помочь учащимся:

  • овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества решенияучащимися задач различного уровня сложности; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

Основные виды деятельности учащихся:

- решение занимательных задач;

- оформление математических газет;

- участие в математических играх и олимпиадах;

- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

- проектная деятельность;

- самостоятельная работа;

- работа в парах, в группах;

- творческие работы.

Личностные,метапредметные и предметные результаты изучения курса «Занимательная математика»

Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия». 

Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Числа. Арифметические действия. Величины.

  • Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
  • Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
  • Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
  • Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
  • Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
  • Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
  • Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
  • Занимательные задания с римскими цифрами.
  • Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Форма организации обучения - математические игры:
  • «Веселый счёт» - игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».
  • Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»
  • Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».
  • Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) - двусторонние карточки: на одной стороне - задание, на другой - ответ.
  • Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».
  • Работа с палитрой - основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.
  • Игры «Крестики-нолики», «Морской бой»

Универсальные учебные действия

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. 

Применятьизученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. 

Выполнятьпробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

 Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Универсальные учебные действия

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. 

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные. 

Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи. 

Оцениватьпредъявленное готовое решение задачи (верно, неверно). 

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки.


Универсальные учебные действия

Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки, указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции. Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения. Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Список литературы:

1. Ефремушкина О.А. «Школьные олимпиады для начальных классов» Ростов –на- Дону «Феникс» - 2006

  1. Рудницкая В.Н. «Тесты по математике» М.: Изд-во «Экзамен», 2011
  2. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
  3. Пупышева О.Н. «Олимпиадные задания» 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2006
  4. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
  5. Быкова Т.П. «Нестандартные задачи по математике»М.: Изд-во «Экзамен», 2013
  6. Ефимова А.В., Гринштейн М.Р. «212 задач и примеров по математике»-СПб.: Изд-й Дом «Литера», 2013
  7. Хиленко Т.П. «Типовые задачи по формированию УУД» - М. Просвещение, 2012

Тематическое планирование 1 класс

№  

п/ п

Дата

Название раздела, тема занятия

Кол – во часов

Примеч

1

2.09

Математика – это интересно

1

2

9.09

Танграм: древняя китайская головоломка

1

3

16.09

Путешествие точки

1

4

23.09

Игры с кубиками

1

5

30.09

Танграм: древняя китайская головоломка

1

6

7.10

Волшебная линейка

1

7

14.10

Праздник числа 10

1

8

21.10

Конструирование многоугольников из деталей танграма

1

9

28.10

Игра – соревнование «Веселый счет»

1

10

11.11

Игры с кубиками

1

11-12

18.11;

25.11

Конструкторы лего

2

13

2.12

Веселая геометрия

1

14

9.12

Математические игры

1

15-16

16.12;

23.12

«Спичечный» конструктор

2

17

13.01

Задачи – смекалки  

1

18

20.01

Прятки с фигурами

1

19

27.01

Математические игры

1

20

3.02

Числовые головоломки

1

21-22

17.02;

24.02

Математическая карусель

2

23

3.03

Уголки

1

24

10.03

Игра в магазин. Монеты

1

25

17.03

Конструирование многоугольников из деталей танграма

1

26

7.04

Игры с кубиками

1

27

14.04

Математическое путешествие

1

28

21.04

Математические игры

1

29

28.04

Секреты задач

1

30

5.05

Математическая карусель

1

31

12.05

Числовые головоломки

1

32-33

19.05;

26.05

Математические игры

2

Тематическое планирование 2 класс

№  

п/ п

Дата

Название раздела, тема занятия

Кол – во часов

Примеч

1

Удивительная снежинка

1

2

Крестики – нолики

1

3

Математические игры

1

4

Прятки с фигурами

1

5

Секреты задач

1

6 – 7

«Спичечный» конструктор

2

8

Геометрический калейдоскоп

1

9

Числовые головоломки

1

10

«Шаг в будущее»

1

11

Геометрия вокруг нас

1

12

Путешествие точки

1

13

«Шаг в будущее»

1

14

Тайны окружности

1

15

Математическое путешествие

1

16-17

«Новогодний серпантин»

2

18

Математические игры

1

19

«Часы нас будят по утрам…»

1

20

Геометрический калейдоскоп

1

21

Головоломки

1

22

Секреты задач

1

23

«Что скрывает сорока?»

1

24

Интеллектуальная разминка

1

25-27

Дважды два – четыре

3

28

В царстве смекалки

1

29

Интеллектуальная разминка

1

30

Составь квадрат

1

31-32

Мир занимательных задач

2

33

Математические фокусы

1

34

Математическая эстафета

1

Тематическое планирование 3 класс

№  

п/ п

Дата

Название раздела, тема занятия

Кол – во часов

Примеч

1

4.09

Интеллектуальная разминка

1

2

11.09

«Числовой» конструктор

1

3

18.09

Геометрия вокруг нас

1

4

25.09

Волшебные переливания

1

5 – 6

2.10; 9.10

В царстве смекалки

2

7

16.10

«Шаг в будущее»

1

8 – 9

23.10; 30.10

«Спичечный» конструктор

2

10

13.11

Числовые головоломки

1

11-12

20.11;

27.11

Интеллектуальная разминка

2

13

4.12

Математические фокусы

1

14

11.12

Математические игры

1

15

18.12

Секреты чисел

1

16

25.12

Математическая копилка

1

17

15.01

Математическое путешествие

1

18

22.01

Выбери маршрут

1

19

29.01

Числовые головоломки

1

20-21

5.02; 12.02

В царстве смекалки

2

22

19.02

Мир занимательных задач

1

23

26.02

Геометрический калейдоскоп

1

24

5.03

Интеллектуальная разминка

1

25

12.03

Разверни листок

1

26-27

19.03; 2.04

От секунды до столетия

2

28

9.04

Числовые головоломки

1

29

16.04

Конкурс смекалки

1

30

23.04

Это было в старину

1

31

30.04

Математические фокусы

1

32-33

7.05;

14.05

Энциклопедия математических развлечений

2

34

21.05

Математический лабиринт

1

Тематическое планирование 4 класс

№  

п/ п

Дата

Название раздела, тема занятия

Кол – во часов

Примеч

1

4.09

Интеллектуальная разминка

1

2

11.09

Числа - великаны

1

3

18.09

Мир занимательных задач

1

4

25.09

Кто что видит?

1

5

2.10

Римские цифры

1

6

9.10

Числовые головоломки

1

7

16.10

Секреты задач

1

8

23.10

В царстве смекалки

1

9

30.10

Математический марафон

1

10-11

13.11;

20.11

«Спичечный» конструктор

2

12

27.11

Выбери маршрут

1

13

4.12

Интеллектуальная разминка

1

14

11.12

Математические фокусы

1

15-17

18.12;

25.12;

15.01

Занимательное моделирование

3

18

22.01

Математическая копилка

1

19

29.01

Какие слова спрятаны в таблице?

1

20

5.02

«Математика – наш друг!»

1

21

12.02

Решай, отгадывай, считай

1

22-23

19.02;

26.02

В царстве смекалки

2

24

5.03

Числовые головоломки

1

25-26

12.03;

19.03

Мир занимательных задач

2

27

2.04

Математические фокусы

1

28-29

9.04;

16.04

Интеллектуальная разминка

2

30

23.04

Блиц – турнир по решению задач

1

31

30.04

Математическая копилка

1

32

7.05

Геометрические фигуры вокруг нас

1

33

14.05

Математический лабиринт

1

34

21.05

Математический праздник

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение  кругозора учащихся в различных облас...