Клубный час "Если вдруг случилась беда"
классный час по теме

Горяева Татьяна Владимировна

Сценарий клубного часа про профилактике пожарной безопасности преследуес собой цели: воспитать у детей чувство ответственности за своё поведение в природе, выработать потребность в общении с природой. Работа состоит из плана-конспекта занятия и презентации.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лицей № 410

КЛУБНЫЙ  ЧАС

        

Работу выполнила

Горяева Татьяна Владимировна

воспитатель группы продленного дня

Клубный час  "Если вдруг случилась беда "

Цель:

воспитать у детей чувство ответственности за своё поведение в природе,

выработать потребность в общении с природой.

Оборудование:

презентация в Microsoft  PowerPoint.

Участники:

воспитатель, учащиеся.

Ход занятия

Беседа

 2 слайд - Что такое беда? (высказывания учащихся)

Толковый словарь Ожегова.  

Беда  - поражение, разгром (войска), случай, испытание

3  слайд

  • На нашей планете возникает более 5 миллионов пожаров в год!
  • Каждые 5 секунд – новый пожар!
  • Большая часть их возникает   по вине человека!!!

4 слайд 

Возникает вопрос: Огонь друг, или огонь враг?

5 слайд

А без доброго огня

Обойтись нельзя и дня,

Он надежно дружит с нами:

Гонит холод, гонит мрак,

Он приветливое пламя

Поднимает, будто-то флаг.

Всем огонь хорош и нужен,

И за то ему почет

6 слайд 

- Что такое пожар?  

Пожар – это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Сегодня на клубном часе мы обсудим следующие вопросы:

  • Какие  есть причины,    приводящие   к возникновению  пожара?
  • Узнать, какая бывает польза от огня,  и чем он бывает опасен.  
  • Узнать о причинах возгорания.

Воспитатель:

         Пожалуй, мы уже привыкли к тому, что весной и осенью в нашем районе постоянно ощущается запах дыма. Кому-то он даже нравится. Горит сухая трава на полях и лугах. Горят и тлеют торфяники.  Горят по вине людей. Вечером, глядя с вершины одного из холмов, можно одновременно увидеть десятки шевелящихся огненных «змеек». Жутковатая, но завораживающая картина. Массовые вспышки пожаров наблюдаются весной, когда люди устремляются на берега водоемов. Основные причины возгораний: непотушенные костры, окурки, горящий мусор, а зачастую и намеренные поджоги сухой травы.  Мнение о том, что палы для улучшения травостоя глубоко ошибочно. Действительно природные экосистемы частично приспособлены к пожарам, но только в том случае, если они локальны и происходят редко – раз в несколько десятилетий. По статистике, лесные пожары возникают от удара молнии не чаще, чем  в 1-2 % фактических случаев пожара. На открытых пространствах естественное возникновение пожаров имеет еще меньше возможностей. То есть в природе возникновение пожаров без участия человека – большая редкость.

         В настоящее время, когда пожары почти ежегодно охватывают огромные площади полей, лугов и лесов, природные комплексы теряют устойчивость. Пламя  уничтожает  семена и прикорневые побеги многих видов растений. Вместе с ними гибнет в огне множество животных: насекомые и их личинки; мелкие млекопитающие; кладки птиц, гнезда которых расположены на земле или на невысоких кустарниках.  Сжигая ветошь, пал препятствует образованию подстилки, являющейся основным источником гумуса и определяющей плодородие почвы. Снижается биопродуктивность растительных сообществ, что в свою очередь вызывает уменьшение численности большинства диких животных. Постоянные обитатели подстилки, например безногая ящерица веретеница, занесенная в Красную книгу, лишаются  местообитаний. Отсутствие защитного покрова из ветоши и удерживаемого ею снега приводит к вымерзанию корневых систем отдельных растений и гибели множества зимующих беспозвоночных.  Незакрепленный верхний плодородный слой почвы, легко выносится ветром; возрастают и масштабы водной эрозии приводящей к механическому разрушению экосистем.        

         В результате частого выжигания травянистой растительности меняется ее облик. Исчезают лишайники, мхи, эфемеры, мятлик луковичный и многие другие растения. Пропадают нежные яркие цветы, лекарственные травы, душистое разнотравье. В травостое начинают преобладать осоки, вейники, грубостебельные зонтичные растения. Причина отмеченных негативных изменений не только в прямом уничтожении растений огнем и нарушении почвенного покрова, но и в дестабилизации экосистем. Огонь нещадно истребляет животных обеспечивающих баланс луговых и лесолуговых природных комплексов: муравьев, сдерживающих рост численности вредителей; бабочек и шмелей, опыляющих цветковые растения; кольчатых червей, мокриц и других беспозвоночных, участвующих в почвообразовании.

         Вероятно, одной из причин снижения видового разнообразия бабочек является уничтожение травянистой растительности лугов и лесных полян в результате палов. Отмечено, что  рыба не идет на нерест в те места, где перед половодьем прошел ранний весенний пал. Выжигание прибрежной растительности сильно затрудняет лягушкам, жабам и тритонам продвижение к водоемам, где они откладывают икру. Это может снижать успешность размножения земноводных. На горелую траву не садятся для отдыха  стаи диких гусей.  Перелетные утки, и кулики тоже избегают подобных участков.

         От выжигания травы страдают кулики, гнездящиеся на пойменных лугах -  бекас, дупель, большой веретенник и др. (последние два вида занесены в Красную книгу);   любимый всеми полевой жаворонок. Из птиц, пожалуй, только вороны научились извлекать временную выгоду из палов. Они  разгуливают среди горелой травы, подбирая останки погибших животных и выбирая пищевые отбросы среди дымящихся мусорных куч.

         Даже низовой пожар, не захватывающий стволы и кроны,  несет лесу множество бед. Поврежденные огнем деревья в первую очередь поражаются вредителями. Исчезают ягодники, гибнут грибницы, пропадают многие редкие и лекарственные растения – лилейные, бобовые и др. Огромный вред наносится молодняку зайцев, глухарей, рябчиков, тетеревов и других лесных животных. Гибнут обитатели лесной подстилки. Страдают от огня и крупные муравейники, обитатели которых берегут лес, контролируя численность растительноядных насекомых. Интересно, что некоторые муравейники при слабых низовых пожарах огонь, как будто обходит стороной. Наблюдения показали, что при появлении огня вблизи муравейника или на его поверхности муравьи начинают очень активно выбрызгивать кислоту – свое химическое оружие. Таким образом, благодаря крошечным насекомым иногда могут  быть погашены  микроочаги  возгорания.  На роль лесного пожарного претендует и бурый медведь. Некоторые охотники и натуралисты рассказывают об  удивительных случаях, когда медведь, увидев  тлеющий костерок или другой небольшой очаг огня, принимался его тушить – рыть и разбрасывать землю.

         О пожарной безопасности многие имеют у нас весьма  смутное представление.

Если обратиться к статистике, то большинство пожаров происходит в «нехороших» квартирах, где злоупотребляют спиртными напитками. Там причина возгорания банальна: выпил, покурил, бросил окурок на пол. Хорошо если соседи вовремя спохватятся и, почувствовав запах дыма, вызовут пожарную охрану. Но в тоже время, немало пожаров происходит в жилье обычных людей, которые не входят в зону риска.

Опять же по статистике чаще всего неисправности в электросети приводят к возникновению пожаров. Что под эти подразумевается?

         Во-первых, перегрузка. Обычно в домах электропроводка рассчитана на суммарную силу тока. Если подключить в одну электрическую розетку несколько мощных приборов, то сумма потребляемых токов может оказаться больше расчетной. В этом случае, розетка и подходящая к ней проводка начнет греться, изоляция оплавляться и обугливаться.

         Во-вторых, необходимо помнить, что в сети в результате нестандартной подачи электричества, могут происходить так называемые скачки напряжения. Те электрические приборы, которые в это момент включены в сеть, такой нагрузки могут не выдержать и загореться. В первую очередь это относится к телевизорам, которые часто оставляют в режиме ожидания. Случается, что скачок напряжения идет по всему дому, а загорится что-нибудь в одной квартире. Так что помните, чем меньше работающих электроприборов, тем ниже вероятность возникновения пожара. Поэтому, уходя из дома, выключайте из розеток все что можно.

         И, в-третьих, это переходные сопротивлении, которые появляются в месте неплотной скрутки двух проводов или же там, где плохо контактируют токопроводящие детали розетки. Это место начинает греться, изоляция разрушаться. Раз уж мы заговорили об электричестве, то нельзя не упомянуть удлинители. При покупке вы должны обязательно поинтересоваться, есть ли сертификат и какова его номинальная мощность. Т.к. существуют удлинители для подключения лишь небольших по мощности приборов. Конструкция удлинителей типа «пилот» сама по себе небезопасна. Корпус разогревается, начинается возгорание. Причем происходит оно намного быстрее, если «пилот» лежит на паласе или ковре. Так что чем проще конструкция удлинителя, тем он надежнее. Например, провод попадает под стул, который его передавит; или домашние животные попытаются с ним поиграть, перегрызть. Результат один - пожар. Не пользуйтесь поврежденными розетками, выключателями и удлинителями!

7 слайд

   Причины пожаров

1. По вине человека –

  • неосторожное обращение с огнем;
  • грубое нарушение правил эксплуатации электроприборов;
  • незнание правил обращения с пожароопасными материалами;
  • курение в запрещенных местах.

2. Без вины человека –

  • прямое попадание молнии;
  • тепловое и химическое воспламенение горючих веществ и материалов; технологические и технические причины.

Правила поведения при пожаре

Что же надо делать, как вести себя в случае пожара?

Воспитатель: 

         Если горит соседняя квартира, то в первую очередь надо позвонить по телефону «01», и спокойно, без паники, сообщить полный адрес места загорания (назвать улицу, дом, корпус, подъезд, этаж, № квартиры; ответить на дополнительные вопросы оператора дежурной смены пожарной охраны, Далее, помогите детям, престарелым людям и инвалидам покинуть помещения, и дожидайтесь приезда пожарной охраны на улице.

         Если задымление на лестнице и лестничной клетке велико, то не следует рисковать и пробираться сквозь дым. Вы можете задохнуться и погибнуть. В таком случае, надо вызвать пожарную охрану, затем мокрыми тряпками проложить щели входной двери и заткнуть вентиляционные вытяжки на кухне, в ванной, туалете, чтобы дым не проникал в квартиру.

        Ни в коем случае не открывайте окна и балкон, так как это вызовет сквозняк, и дым будет проникать в квартиру интенсивнее.

        Однако, если в квартире все же сильное задымление, выйдите на балкон, плотно закрыв за собой дверь, или подойдите к окну.

        Зовите на помощь, подавайте какие-нибудь знаки, чтобы Вас обязательно заметили. Пожарные подразделения, первые прибывшие к месту пожара, в первую очередь занимаются спасением людей.

    Главное - не паниковать! При эвакуации с места пожара никогда нельзя пользоваться лифтом! Не прыгайте с окна (начиная с 4 этажа каждый второй прыжок смертелен). Помните: для вызова пожарной охраны необходимо набрать номер «01»;

8 слайд

Правила поведения при пожаре

9 слайд

  • Если пожар в зачатке, надо попытаться потушить его, закрыв тряпкой, прекратить доступ кислорода.
  • Позвоните по телефону "01", сообщите точный адрес и характер возгорания. Если рядом есть взрослые (соседи), надо позвать на помощь

 10 слайд 

        

Средства тушения огня.

Задание для учащихся

  • Пофантазировать о пожарной технике будущего и  свои фантазии  изобразить.
  • Выбрать самые интересные и оригинальные рисунки. Устроить выставку.

11 слайд 

Запомни!

 

          Не устраивай игр со спичками.

  • Не пользуйся неисправными электрическими приборами, не оставляй их без присмотра.
  • Чтоб он не стал твоим врагом,
    Будь осторожен с утюгом.
  • Не суши белье над газом,
    Все сгорит единым разом.
  • Все горючие жидкости и легковоспламеняющиеся материалы не храни вблизи огня и нагревательных приборов.
  • Не кури, курильщик – это поджигатель.
  • Не оставляй без присмотра печь.
  • Не украшай елку свечами. Не пользуйся вблизи елки бенгальскими огнями, хлопушками.
  • Выходя из квартиры, убедись, что ты нигде не оставил источника огня (закрой печь, выключи газ, электроприборы).

Знаки пожарной безопасности (просмотр слайдов12-16)

 Вспомни и запиши те правила, которые тебе пригодятся.

    Памятка  безопасности. Запомни!

1.________________________________________________________________________

2.________________________________________________________________________

3.________________________________________________________________________

4.________________________________________________________________________

5.________________________________________________________________________

17 слайд

Итак: огонь друг или враг?

Обобщение. Рефлексия.

-Что запомнили?

-Что показалось интересным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира. Тема урока: «Если случилась беда".

Урок окружающего мира по программе Виноградовой, на котором учащиеся сами ставят перед собой цель урока и стараются её реализовывать в течение всего урока .На уроке формируются УУД,соответствующие тре...

Конспект занятия по ОБЖ: "Если вдруг пришла беда - как же поступить тогда?"

Программные задачи: 1. Отработка навыков поведения в экстремальных ситуациях.2. Формирование умения реально оценивать возможную опасность.3 . Коррекция логического мышления на основе упражнений в...

Урок окружающего мира в 4 классе "Если случится беда..." УМК "21 век"

Открытый урок окружающего мира с презентацией в 4 классе по программе "21 век"...

Презентация "Чтобы не случилось беды"

В презентации рассказано о том, как следует воспитывать чувства ребёнка.Наша психика – самая нежная и легко ранимая в организме. Хотя мы способны перенести большие нагрузки и пережить серьёзные огорче...

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме: "Если случилась беда..."

Урок разработан по программе "Начальная школа 21 века", отвечает требованиям ФГОС. С  указанием УУД....

Беседа "Чтобы не случилось беды".

Цель: в доступной житейской форме рассказать ребятам о самых распространенных опасностях, подстерегающих их в быту; научить подростков, как правильно выйти из сложной ситуации, угрожающей их здор...

Тест: Вредные привычки. Когда дом становится опасным. Если случилась беда.

Тест - обобщение по темам "Вредные привычки", "Когда дом становится опасным", "Если случилась беда"...