Главные вкладки

    ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ «Я И МОЕ ОТЕЧЕСТВО»
    рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

    Воспитание гражданина невозможно, если не привить малому человеку патриотические чувства.

    В.А. Сухомлинский

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ «Я И МОЕ ОТЕЧЕСТВО»

    (начальная школа)

    Воспитание гражданина невозможно, если не привить малому человеку патриотические чувства.

    В.А. Сухомлинский

    В последнее время в нашем обществе наблюдается распространение таких явлений, как равнодушие, цинизм, неуважительное отношение к государству, его символике. Во многом утрачено чувство ответственности и долга перед родителями, семьей, коллективом, обществом, Отечеством. Стала все более заметной постепенная утрата традиционного российского патриотического сознания.

    В этих условиях очевидна неотложность решения проблем в системе гражданско-патриотического воспитания молодежи как основы консолидации общества и укрепления государства.

    Только на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

    Гражданственность - принадлежность к числу граждан государства, правовое положение гражданина (Большая Советская Энциклопедия).

    Понятие патриотизм включает в себя:        

    • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
    • уважительное отношение к языку своего народа;
    • заботу об интересах Родины;
    • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
    • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
    • гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
    • гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
    • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
    • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выражение в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
    • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

    Программа «Я и мое Отечество» составлена в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы».

    Цель программы: формирование и развитие социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите.

    Основные направления:

    • Духовно-нравственное - осознание учащимися высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
    • Историко-краеведческое - осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
    • Гражданско-патриотическое воспитание - формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
    • Социально-патриотическое - активизация духовно-нравственной и культурно- исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
    • Военно-патриотическое - формирование высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
    • Героико-патриотическое - пропаганда героических профессий, знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
    • Спортивно-патриотическое - развитее морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

    Программа составлена на четыре года и имеет четыре этапа:

    • 1-й        этап «Я и мои близкие»

    Задачи:

    • формировать уважение к членам семьи и ее традициям;
    • развивать чувства привязанности к тем местам, где человек родился, вырос;
    • воспитывать чувство ответственности за свои поступки, самоуважение и уважение к другим людям.
    • 2-й        этап «Я и мой город»

    Задачи:

    • формировать интерес к изучению историко-культурных корней;
    • развивать потребность в познании культурно-исторических ценностей города, общественную активность учащихся;
    • воспитывать чувство гордости за свой город, его историю, традиции, социальные и культурные достижения.

    • 3-й        этап «Я и мой край»

    Задачи:

    • формировать представление об историческом и культурном прошлом родного края;
    • развивать познавательную активность, гражданскую позицию;
    • воспитывать чувство национальной гордости и любви к своей малой Родине.

    4-й этап «Я и моя страна»

    Задачи:

    1) формировать основу правовой культуры и законопослушности;

    2} раэамаать моральио-аолеаые качества, гражданскую ответственность;

    3) воспитывать политическую культуру, понимание взаимосвязей между человеком, обществом, природой.

    В программе отражены различные формы работы с детьми и родителями:

    • Уроки-путешествия, экскурсии
    • Вечера памяти
    • Встречи с ветеранами войны, акции
    • Составление летописи
    • Праздники, игры
    • Выпуск классных газет, сочинения
    • Конкурсы рисунков, стихов
    • Викторины, КВН
    • Родительские собрания

    Чувство любви к Отечеству присуще всем нациям. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства нельзя вдохновить людей на высокие дела. Эти качества воспитываются с раннего возраста. Считаю, что при реализации программы «Я и мое Отечество» в детях будет заложено начало понимания высоких гражданско-патриотических чувств.

    Я и моя страна (4-й класс)

    Гражданско-патриотическое направление

    № п/п

    Дата

    Название мероприятия

    Форма работы

    Составляющие качества образования

    Примечание

    Предметно- информационное

    Ценностно- ориентированное

    1

    Россия - Родина моя

    Классный час

    Формирование образа родной страны и чувства Родины

    Чувство гордости за достижения своей страны, эмоционально - личностный образ Родины, любовь к Отечеству

    Коллективный рисунок «Символический образ Родины»

    2

    Воспитание патриота - гражданский долг

    Родительское собрание

    Патриот-человек, служащий своей Родине Чернышевский Н.Г.

    Нравственная культура семьи. Необходимость обсуждения нравственных и патриотических тем в семье

    3

    Символы государства

    Урок

    Представления о символах государства, истории их создания

    Воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию России. Воспитывать чувство патриотизма

    В/ф «Символы государства»

    4

    12,12,12

    Презентация визиток «Памятными тропами»

    Совместное

    родительское

    собрание

    Путешествие по родному краю

    Сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, осознание необходимости увековечения памяти об участии российских воинов в знаменательных событиях истории Отечества

    Составление рассказов, показ фотографий о поездках по родному краю

    5

    Фамилии, которыми гордится моя страна и я

    Сочинение

    Люди, прославившие город, страну своими достижениями в науке, спорте, культуре

    Духовно-нравственная и культурно-историческая преемственность поколений

    Просмотр фотографий

    6

    Урок мужества

    Урок

    Подвиг российского солдата - защитника Отечества. Трудовой подвиг

    Сохранение памяти о подвигах российских воинов - защитников своего Отечества

    Просмотр отрывков в/ф о Великой Отечественной войне

    7

    История нашей семьи в истории моей Родины

    Конкурс сочинений

    Место каждой семьи в истории страны

    Сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, семью

    8

    Я и моя история

    Классный час

    Исторические события страны, принесшие мировую славу, признание во всем мире. История семьи. Генеалогическое древо - родословная семьи в виде дерева

    Воспитание самоценного отношения к себе через историю своего рода

    «Моя летопись»-составление летописи (наиболее значимые события своей семьи). Составление герба семьи

    9

    Культура разных народов

    Классный час

    Особенности ценностных ориентиров народной культуры

    Воспитание готовности к восприятию тех или иных явлений национальной жизни и межличностных отношений. Уважение к традициям и культуре разных народов

    Посещение

    городской

    библиотеки

    10

    Я-мир

    Коллективный рисунок

    Способы выражения своих чувств

    Умение сотрудничать. Эффективное и позитивное взаимодействие с Миром

    Духовно-нравственное направление

    № п/п

    Дата

    Название мероприятия

    Форма работы

    Составляющие качества образования

    Примечание

    Предметно- информационное

    Ценностно- ориентированное

    1

    Будь добр к людями

    Классный час

    Понятие: Вежливость, воспитанность, миролюбие

    Конструктивное социальное взаимодействие, миролюбие и нравственное поведение

     Работа в микрогруппах: сочинение нового варианта рассказа. Рассказ «Бабочка»

    2

    О родных и близких людях с любовью

    Родительское собрание

    Притча «Посвящение отцу»

    Способствовать формированию уважительного отношения детей к своим родителям и родителей к своим детям

    Анкета для учеников, анкета для родителей, памятка для родителей

    3

    Как научить своего ребенка жить в мире людей

    Родительское собрание

    Этика поведения для детей и родителей. Проблемы поведения учащихся в школе и дома

    Формирование у родителей понимания значимости данной проблемы для становления характера их ребенка, его взглядов

    4

    «Велик белый свет, да теплей своего края нет»

    Праздник

    Духовное наследие русского народа - прекрасное, бесценное богатство. Обычаи, традиции

    Интерес к культурно- историческому прошлому края

    Пословицы о Родине

    Героико-патриотическое направление

    № п/п

    Дата

    Название мероприятия

    Форма работы

    Составляющие качества образования

    Примечание

    Предметно- информационное

    Ценностно- ориентированное

    1

    Что такое минута молчания?

    Классный час

    Священна память о народных героях всех войн. Бессмертен подвиг солдата. Минута молчания

    Сохранение памяти о подвигах российских воинов - защитников своего Отечества

    Экскурсия к памятнику Вечный огонь»

    2

    Они защищали Родину

    Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. Перекличка дедушек и бабушек, которые погибли, защищая Родину

    Героические биографии ветеранов

    Чувство гордости за Родину, восхищение славными подвигами, мужеством героев

    Составление Книги памяти

    3

    Мы героев не забудем никогда

    Встреча с участниками событий в «горячих точках» страны

    Понятия: подвиг, мужество, героизм

    Формирование патриотических чувств и сознания детей на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира. Воспитание личности гражданина - патриота Родины

    Спортивно-патриотическое направление

    № п/п

    Дата

    Название мероприятия

    Форма работы

    Составляющие качества образования

    Примечание

    Предметно- информационное

    Ценностно- ориентированное

    1

    День защитников Отечества

    Спортивный праздник

    Представление о мужестве, интерес к спорту

    Привитие уважения и Российской армии, воспитание гражданственности, любви к Родине

    2

    Зарничка

    Военно-

    спортивная

    игра

    Русская военная история. Воинские традиции

    Привитие уважения в Российской армии, воспитание гражданской ответственности, любви к Родине

    Совместная спортивная игра с папами, дедушками

    Социально-патриотическое направление

    № п/п

    Дата

    Название мероприятия

    Форма работы

    Составляющие качества образования

    Примечание

    Предметно- информационное

    Ценностно- ориентированное

    Мой подарок ветерану

    Акция

    Отзывчивость - добродетель; отзывчивый человек легко отзывается на чужие нужды, всегда готов помочь

    Отзывчивость, внимание к старшим

    Фоторепортаж «Хроники военных

    лет»

    Работа с сюдщефной семьей ветеранов

    Помощь, поздравления и т.д.

    Представление о тимуровском движении по оказанию помощи ветеранам и вдовам погибших и умерших участников Великой Отечественной войны, локальных войн и конфликтов

    Воспитание заботливого отношения к старшему поколению россиян, желания оказать необходимую помощь и поддержку

    АЛ. Гайдар «Тимур и его команда»

    Историко-краеведческое направление

    № п/п

    Дата

    Название мероприятия

    Форма работы

    Составляющие качества образования

    Примечание

    Предметно- информационное

    Ценностно- ориентированное

    Я — мой город-мой край - мое Отечество

    Игра-путешествие

    Путешествие по родной стране, краю, городу. История. События

    Привитие любви к Родине, родному краю, городу

    Фотографии, выставка книг, слайды. Беседа «Судьба России - наша судьба»

    Что? Где? Когда?

    Информационный выпуск газеты

    События, новости

    Формирование активной жизненной позиции

    Традиционные народные праздники. «Пасха»

    Праздник

    Духовное наследие русского народа - прекрасное, бесценное богатство. Традиции, обычаи, праздники

    Чувство национальной гордости и любви к своей малой Родине

    «Прикоснуться к вечности»

    Экскурсия в храм

    Культурное наследие народа

    Воспитание национальной памяти. Формирование внимания к духовной культуре своего народа, интереса и уважения к его историческому прошлому

    Военно-патриотическое направление

    № п/п

    Дата

    Название мероприятия

    Форма работы

    Составляющие качества образования

    Примечание

    Предметно- информационное

    Ценностно- ориентированное

    Как я провел День Победы

    Сочинение

    Героическая история, мужество и храбрость патриотов

    Сохранение памяти о народном подвиге в Великой Отечественной войне

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа патриотического воспитания "Моя Родина-Россия".

    Данная программа «Моя Родина – Россия» представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий,опирается на принципы индивидуализации, мотивированно...

    Программа патриотического воспитания младшего школьника «Моё Отечество»

    Программа патриотического воспитания младшего школьника "Моё Отечество" расчитана на 4 года, имеет концентрическую структуру. В данной работе демонстрируется рабочая программа и мероприятия, про...

    Программа патриотического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

    Программа патриотического воспитания детей младшей группы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних....

    Программа патриотического воспитания младших школьников "Мин сана уйэ о5отобун"

    Программа патриотического воспитания младших кшольников "Я дитя нового времени" составлен на все четыре года обучения в начальных классах....

    Тематическое игровое занятие в рамках программы: «Патриотическое воспитание» «С чего начинается Родина?»

    Сценарий внеклассного занятия "С чего начинается Родина?" в рамках программы по патриотическому воспитанию. Рассчитано на возраст: 2-3 класс....

    Программа патриотического воспитания "Я и моё Отечество"

    Воспитание гражданина невозможно, если не прививать малому человеку патриотические чувства....