Рабочая программа
рабочая программа (2 класс) на тему

Мухортова Елена Валерьевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИЗБЕРДЕЕВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА - ДЕТСКИЙ САД»

 

 

Рассмотрена и рекомендована к

утверждению педагогическим советом

Протокол № _____от _________2015г.

 

Утверждаю

Директор МБОУ «Избердеевская НШДС»

__________Е.Н. Припадчева 

Приказ№________от ____________2015г.

 

 

 

 

 

Рабочая программа

дополнительного образования

детей младшего школьного возраста

по туристско - краеведческому направлению

«Новый век»

(срок реализации – 1 год)

 

 

 

 

 

 

 

                                        Составитель:

Мухортова Елена Валерьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Петровское

2015

 

 

 

Информационная карта образовательной программы ДО детей

МБОУ «Избердеевская НШДС»

 

 

 

1.Направленность

(образовательная область)

 

интеллектуально - познавательное

Примечание

Вид образовательной деятельности

 

дополнительное образование

 

Название программы

 

 

 

«Новый век»

 

Сведения об авторе

 

 

 

Мухортова Е.В.

воспитатель группы продленного дня

 

Аннотация программы 

Возраст детей
 

 

 

 

7 -8 лет

 

2. Срок реализации

 

 

 

1 год

 

3. Год разработки
 

 

 

2015

 

Статус программы (модифицированная, авторская, примерная)

 

примерная

 


 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

          Рабочая программа по курсу «Новый век» разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ООП ООО школы  и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование».  (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших подростков умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края.  Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

          Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

         Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся.

       Программа рассчитана на обучающихся 1-2 классов. Количество часов, выделенных на изучение курса 34, количество недельных часов1. Продолжительность учебного занятия 45 минут. При проведении встреч с односельчанами, экскурсий возможно объединение нескольких занятий в одно с увеличением количества часов, отводимых на него.

Цели программы:

·        воспитание патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся;

·        пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям края;

·                   воспитание любви к природе родного края;

·                   формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;

Задачи программы:
Образовательные 

1. Формированиепредставлений о краеведении, как  о предмете исторического и культурного развития общества;

2. Приобретениезнаний о природе родного края, о  культуре, обычаях и традициях своего народа;

3. Закрепление этих знаний на практике.

Воспитательные

1. Формирование уважительного,  бережного  отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

2. Воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;

 3. Умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных  ситуациях.

Развивающие

 1. Способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.)

2. Развитие кругозора учащихся.

      Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдениеследующих принципов:

·        системность и последовательность занятий: 1 раз в  неделю; обеспечение преемственности обучения;

·        научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;

·        доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;

·        наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;

·        деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;

·        активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;

·        прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся  к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления,

·        противопоставления;

·        принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.

 

Формы и методы работы

 

·        игровая;

·        познавательная;

·        краеведческая;

·        просмотр презентаций и видеофильмов;

·        проектная деятельность;

·        встречи с интересными людьми;

·        конкурсы;

·        посещение библиотек;

·        праздники;

·        трудовой десант;

·        экскурсии

Результатом освоения программы являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

·                 К личностным результатам относится система ценностных ориентаций младшего школьника, отражающих его индивидуально-личностные  позиции, мотивы и отношение к активному участию во внеурочной деятельности, социальные чувства, личностные качества.

·                 К метапредметным результатам относятся освоенные младшим школьником универсальные способы деятельности, применимые как в рамках внеурочной деятельности (образовательного процесса), так и в реальных жизненных ситуациях.

·                 Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность,учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

·                 Познавательные универсальные учебные действия — система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

·                 К предметным результатам относятся усвоенные младшим школьником в процессе внеурочной деятельности знания, умения, навыки и специальные компетенции; опыт творческой деятельности; опыт познавательной деятельности, межличностной коммуникации.

·                 Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных вне учебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

 

 

 

Планируемые результаты.

·                 По окончании по предлагаемой программе обучающиеся должны обладать определёнными знаниями, умениями и навыками в вопросах туризма и краеведения, которые можно применять в социальной практике,  в межличностной коммуникации, в быту и обществе, при продолжении образования в основной школе.

 

Обучающиеся должны знать:

·           - исторические и памятные места своего  села и района;

·          - историю своей школы, её традиции;

·          - основные вехи истории родного края;

·          - правила поведения в музеях и других общественных местах;

·          - основы методики проведения поисково-исследовательской работы;

·          - основы методики оформления краеведческого исследования;

·          - основные термины, применяемые в детском туризме и краеведении;

·          - основные принципы сохранения здоровья и здорового образа жизни;

·          - основные виды растительного и животного мира своего края;

·          - способы охраны природы в туристском путешествии.

 

Обучающиеся должны уметь:

·          - объяснять, что такое краеведение, что оно изучает;

·          называть 2-3 достопримечательности края;

·          - рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе;

·          - охранять природу родного села;

·          - наблюдать и выделять характерные особенности природы;

·          - соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного движения;

·          - выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;

·          - добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;

·          - ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;

·          - анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;

·          - создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с помощью взрослых или самостоятельно;

·          - вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.

Обучающиеся должны обладать следующими качествами:

·          - инициативностью;

·          - аккуратностью;

·          - коммуникабельностью;

·          - целеустремлённостью;

·          - самокритичностью;

·          - творческой активностью;

·          - способностью к оказанию взаимопомощи;

·          - самостоятельностью;

·          - исполнительностью;

·          - способностью к взаимодействию в команде;

·          - физической активностью;

·          - выносливостью;

·                 - упорством в достижении поставленных целей;

·                 - уважением к старшим, родителям, семейным традициям;

·                 - милосердием, заботой о старших и младших;

·                 - экологической культурой;

·                 - любовью к своей малой родине;

·                 - трудолюбием

Основное содержание курса

 Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь.

При подготовке к  занятиям учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу.  Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи. Также дети учатся дружить, правильно вести себя в обществе, взаимопомощи и соучастию, применять эти знания на практике.

Тематическое планирование

 

 

Название раздела

Общее количество

часов

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1.

Мой родной край                        

34

8

26

1.1

Вводное занятие

 

1

 

1.2

Введение

 

1

 

1.3

Мой край на карте Родины

 

1

1

1.4

Я и моя семья

 

 

3

1.5

Дом, в котором я живу или хотел бы жить

 

 

 

2

1.6

Моя улица

 

 

2

1.7

Наша школа

 

 

2

1.8

Моя малая Родина

 

1

2

1.9

Природа нашего края

 

1

3

1.10

Что дает наш край стране

 

1

2

1.11

Наш край богат талантами

 

 

2

1.12

Наш край в годы Великой Отечественной войны

 

1

4

1.13

Герб района

 

1

1

1.14

Красная книга родного края.

 

 

1

1.15

Итоговое занятие

 

 

1

Содержание программы.

 

Тема 1.1   Вводное занятие. Знакомство с ТБ.

Тема 1.2 Введение  (1ч)

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.

Тема1.3Мой край на карте Родины.(2 ч)

  1.Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.

   2.  Творческая работа «Загадочный мир названий»

Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.

Тема1.4 Я и моя семья.(3 ч)

- Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их  родители.

Творческий  конкурс  - «Старая фотография рассказала…»

-Моя родословная - нарисовать родословное древо.

Тема 1.5  Дом, в котором я живу или хотел бы жить.(2 ч )

1.Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.

2. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа)  с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.

Тема1.6  Моя улица.(2 ч)                                                           

Урок-экскурсия по улицам села Петровское. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски.

Форма контроля: мини - сочинение «Прогулка по улицам моего района».

Тема 1.7Наша школа. (2 ч)

- Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).

-Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа.

Тема1. 8 Моя малая Родина.(3 ч)

1.Беседа о Малой Родине.

2. Экскурсия  по селу.

3. Знакомство с историческими памятниками.

Форма контроля: Конкурс творческих работ.

Тема1. 9Природа нашего края.(4 ч)

1.     Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир Тамбовской области.

Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу.

2. Памятники природы области.

3.Объекты природы своей области.

4. Климат

Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду

Практические работы. Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего города; анализ по данным календаря погоды; составление «розы ветров» за месяц и за сезон; выводы о различиях в  климате на территории города, района (наиболее благоприятные территории в климатическом отношении)

Практические занятия:

- разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;

а)– в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;

б)– в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям);

в) – операция “Чистый двор”.

Тема 1.10Что дает наш край стране.(3 ч)

1. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством района, Тамбовской области, его предприятиями, их история.

2. Экскурсии на предприятия.

3. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.

Форма контроля: конкурс рисунков «Что дает наш край стране».

Тема 1.11Наш край богат талантами.(2 ч)

Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.

Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.

Экскурсии - в местныймузей.

Тема 1.12Наш край в годы Великой Отечественной войны. (5 ч)

Форма урока: видеоурок,  беседа.

1.  События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.

2.  Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.

3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.

4. Экскурсия силами детей в места боевой славы. Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”.

5. Концерты для ветеранов войны.

 Тема1. 13Герб района.(2 ч)

1.     Лекция по геральдике.

2.     Творческая работа по созданию символа (герба) своего района.

Тема 1.14 Красная книга родного края.(1 ч)

Творческая работа-создание Красной книга области.

Тема 1.15 Итоговое занятие. (1 ч)

Обобщение материалов экскурсий, походов по родному селу.

 

Методическое обеспечение

Формы занятий

- традиционные:беседа, викторина,

творческая работа;

- нетрадиционные:тематическое занятие, игра

Приемы и методы организации учебно - воспитательного процесса

1.Методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности

-по источникупередачи и восприятия учебной деятельности: словесные, практические, наглядные;

-по степени самостоятельности мышления: репродуктивные, проблемно - поисковые;

-по степени управления учебной работой: под руководством учителя, самостоятельная работа учащихся.

2.Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности

- методы стимулирования интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии;

- методы стимулирования ответственности и долга: убеждение в значимости учения, поощрения.

3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности

-методы устного контроля и самоконтроля: индивидуальный опрос, фронтальный опрос.

4. Дидактический материал

-таблицы, записи – понятий, терминов – понятий;

- схемы, рисунки;

- раздаточный материал: предметные и сюжетные карточки.

 

5. Материально – техническое обеспечение

-столы, стулья (по числу учащихся);

-доска;

-мультимедийные образовательные ресурсы;

- компьютерная техника

 

Список литературы для учителя

1.     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

2.     Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования

3.     Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.

4.     Вырщиков А.Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М.: "Глобус", 2007

5.     Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения М.: "Глобус", 2007. 

6.     Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис - пресс, 2005. 

7.     Даринский А.В. Краеведение. М.: "Просвещение", 2007

 

Список литературы для учащихся

1. Атлас Тамбовской области М., 2011г.

  2. Белкин А.М. Тамбовский край навеки в сердце. Краеведческие очерки.     Тамбов, 2007 г.

3. История древнего Тамбова в коротких рассказах. - Тамбов, 2004.

4. Попова Т. И. сказы о Земле Тамбовской. - Тамбов, 2004.

   5. Тамбовская энциклопедия. Тамбов, 2004. Творческое наследие.

   6. Медведев В. А. Знаете ли вы свой край? Краеведческие викторины по    Тамбовской области.- Тамбов, 2009

       Интернет - ресурсы:

detskaya - biblioteka@yandex.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Календарно - тематическое планирование

 

№ п/п

Название раздела

Тема занятия

Дата занятия

по плану

по факту

1

Мой край родной

Вводное занятие

Введение.

Знакомство с ТБ

07.09

 

2

Введение

Что изучает краеведение

14.09

 

 

3

Мой край на карте Родины

Территория и географическое положение области

21.09

 

4

Творческая работа «Загадочный мир названий»

28.09

 

5.

Я и моя семья

Профессии моих родителей

12.10

 

6

Моя родословная

19.10

 

7

Творческий конкурс «Старая фотография рассказала»

26.10

 

8

Дом, в котором я живу или хотел бы жить

Рисунок дома

02.11

 

9

Проект – изготовление дома моей мечты

09.11

 

10

Моя улица

Экскурсия по улицам села Петровское

23.11

 

11

 

Мини – сочинение «Прогулка по улицам моего района»

30.11

 

12

Наша школа

 История моей школы

07.12

 

13

 

Знаменитые выпускники школы

14.12

 

14

Моя малая Родина

С чего начинается родина

21.12

 

15

Экскурсия по селу

28.12

 

16

Знакомство с историческими памятниками

11.01

 

17

Природа нашего края

Путешествие в растительный и животный мир Тамбовской области

18.01

 

18

 

Памятники природы области

25.01

 

19

 

Объекты природы своей области

01.02

 

20

 

Климат

08.02

 

21

Что дает наш край стране

Знакомство с промышленностью области, города

15.02

 

22

Экскурсия на предприятие

29.02

 

23

Встречи с передовиками производства

07.03

 

24

Наш край богат талантами

Земляки, прославившие родной край

14.03

 

25

Экскурсия в местный музей

21.03

 

26

Наш край в годы Великой Отечественной войны

События истории, жизни героев войны, живших на территории края

28.03

 

27

Творческая работа «Расскажи о своём герое»

04.04

 

28

Встречи с ветеранами

18.04

 

29

Составление экспозиции «Дедушкины ордена и медали»

25.04

 

30

Концерт для ветеранов войны

03.05

 

31

Герб района

Беседа о геральдике

10.05

 

32

Творческая работа по созданию символа (герба) своего района

16.05

 

33

Красная книга родного края

Творческая работа – создание Красной книги области

23.05

 

34

Итоговое занятие

Обобщение материалов экскурсий, походов по родному селу

30.05

 

      

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx50.29 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИЗБЕРДЕЕВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА - ДЕТСКИЙ САД»

Рассмотрена и рекомендована к

утверждению педагогическим советом

Протокол № _____от _________2015г.

Утверждаю

Директор МБОУ «Избердеевская НШДС»

__________Е.Н. Припадчева  

Приказ№________от ____________2015г.

Рабочая программа

дополнительного образования

детей младшего школьного возраста

по туристско - краеведческому направлению

«Новый век»

рок реализации – 1 год)

                                        Составитель:

Мухортова Елена Валерьевна

с. Петровское

2015

Информационная карта образовательной программы ДО детей

МБОУ «Избердеевская НШДС»

1.Направленность

(образовательная область)

интеллектуально - познавательное

Примечание

Вид образовательной деятельности

дополнительное образование

Название программы

«Новый век»

Сведения об авторе

Мухортова Е.В.

воспитатель группы продленного дня

Аннотация программы  

Возраст детей

7 -8 лет

2. Срок реализации

1 год

3. Год разработки

2015

Статус программы (модифицированная, авторская, примерная)

примерная


Пояснительная записка

          Рабочая программа по курсу «Новый век» разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ООП ООО школы  и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование».  (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших подростков умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края.  Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

         Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

        Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся.

       Программа рассчитана на обучающихся 1-2 классов. Количество часов, выделенных на изучение курса 34, количество недельных часов1. Продолжительность учебного занятия 45 минут. При проведении встреч с односельчанами, экскурсий возможно объединение нескольких занятий в одно с увеличением количества часов, отводимых на него.

Цели программы:

  • воспитание патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся;
  • пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям края;
  • воспитание любви к природе родного края;
  • формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;

Задачи программы:
Образовательные  

1. Формированиепредставлений о краеведении, как  о предмете исторического и культурного развития общества;

2. Приобретениезнаний о природе родного края, о  культуре, обычаях и традициях своего народа;

3. Закрепление этих знаний на практике.

Воспитательные

1. Формирование уважительного,  бережного  отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

2. Воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;

 3. Умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных  ситуациях.

Развивающие

 1. Способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.)

2. Развитие кругозора учащихся.

      Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдениеследующих принципов:

  • системность и последовательность занятий: 1 раз в  неделю; обеспечение преемственности обучения;
  • научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
  • доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
  • наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
  • деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
  • активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
  • прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся  к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления,
  • противопоставления;
  • принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.

Формы и методы работы

  • игровая;
  • познавательная;
  • краеведческая;
  • просмотр презентаций и видеофильмов;
  • проектная деятельность;
  • встречи с интересными людьми;
  • конкурсы;
  • посещение библиотек;
  • праздники;
  • трудовой десант;
  • экскурсии

Результатом освоения программы являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

  • К личностным результатам относится система ценностных ориентаций младшего школьника, отражающих его индивидуально-личностные  позиции, мотивы и отношение к активному участию во внеурочной деятельности, социальные чувства, личностные качества.
  • К метапредметным результатам относятся освоенные младшим школьником универсальные способы деятельности, применимые как в рамках внеурочной деятельности (образовательного процесса), так и в реальных жизненных ситуациях.
  • Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность,учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
  • Познавательные универсальные учебные действия — система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
  • К предметным результатам относятся усвоенные младшим школьником в процессе внеурочной деятельности знания, умения, навыки и специальные компетенции; опыт творческой деятельности; опыт познавательной деятельности, межличностной коммуникации.
  • Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных вне учебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

Планируемые результаты.

  • По окончании по предлагаемой программе обучающиеся должны обладать определёнными знаниями, умениями и навыками в вопросах туризма и краеведения, которые можно применять в социальной практике,  в межличностной коммуникации, в быту и обществе, при продолжении образования в основной школе.

Обучающиеся должны знать:

  •  - исторические и памятные места своего  села и района;
  • - историю своей школы, её традиции;
  • - основные вехи истории родного края;
  • - правила поведения в музеях и других общественных местах;
  • - основы методики проведения поисково-исследовательской работы;
  • - основы методики оформления краеведческого исследования;
  • - основные термины, применяемые в детском туризме и краеведении;
  • - основные принципы сохранения здоровья и здорового образа жизни;
  • - основные виды растительного и животного мира своего края;
  • - способы охраны природы в туристском путешествии.

Обучающиеся должны уметь:

  • - объяснять, что такое краеведение, что оно изучает;
  • называть 2-3 достопримечательности края;
  • - рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе;
  • - охранять природу родного села;
  • - наблюдать и выделять характерные особенности природы;
  • - соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного движения;
  • - выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
  • - добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;
  • - ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;
  • - анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;
  • - создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с помощью взрослых или самостоятельно;
  • - вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.

Обучающиеся должны обладать следующими качествами:

  • - инициативностью;
  • - аккуратностью;
  • - коммуникабельностью;
  • - целеустремлённостью;
  • - самокритичностью;
  • - творческой активностью;
  • - способностью к оказанию взаимопомощи;
  • - самостоятельностью;
  • - исполнительностью;
  • - способностью к взаимодействию в команде;
  • - физической активностью;
  • - выносливостью;
  • - упорством в достижении поставленных целей;
  • - уважением к старшим, родителям, семейным традициям;
  • - милосердием, заботой о старших и младших;
  • - экологической культурой;
  • - любовью к своей малой родине;
  • - трудолюбием

Основное содержание курса

 Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь.

При подготовке к  занятиям учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу.  Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи. Также дети учатся дружить, правильно вести себя в обществе, взаимопомощи и соучастию, применять эти знания на практике.

Тематическое планирование

Название раздела

Общее количество

часов

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1.

Мой родной край        

34

8

26

1.1

Вводное занятие

1

1.2

Введение

1

1.3

Мой край на карте Родины

1

1

1.4

Я и моя семья

3

1.5

Дом, в котором я живу или хотел бы жить

2

1.6

Моя улица

2

1.7

Наша школа

2

1.8

Моя малая Родина

1

2

1.9

Природа нашего края

1

3

1.10

Что дает наш край стране

1

2

1.11

Наш край богат талантами

2

1.12

Наш край в годы Великой Отечественной войны

1

4

1.13

Герб района

1

1

1.14

Красная книга родного края.

1

1.15

Итоговое занятие

1

Содержание программы.

Тема 1.1   Вводное занятие. Знакомство с ТБ.

Тема 1.2 Введение  (1ч)

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.

Тема1.3Мой край на карте Родины.(2 ч)

  1.Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.

   2.  Творческая работа «Загадочный мир названий»

Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.

Тема1.4 Я и моя семья.(3 ч)

- Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их  родители.

Творческий  конкурс  - «Старая фотография рассказала…»

-Моя родословная - нарисовать родословное древо.

Тема 1.5  Дом, в котором я живу или хотел бы жить.(2 ч )

1.Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.

2. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа)  с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.

Тема1.6  Моя улица.(2 ч)        

Урок-экскурсия по улицам села Петровское. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски.

Форма контроля: мини - сочинение «Прогулка по улицам моего района».

Тема 1.7Наша школа. (2 ч)

- Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).

-Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа.

Тема1. 8 Моя малая Родина.(3 ч)

1.Беседа о Малой Родине.

2. Экскурсия  по селу.

3. Знакомство с историческими памятниками.

Форма контроля: Конкурс творческих работ.

Тема1. 9Природа нашего края.(4 ч)

  1. Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир Тамбовской области.

Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу.

2. Памятники природы области.

3.Объекты природы своей области.

4. Климат

Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду

Практические работы. Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего города; анализ по данным календаря погоды; составление «розы ветров» за месяц и за сезон; выводы о различиях в  климате на территории города, района (наиболее благоприятные территории в климатическом отношении)

Практические занятия:

- разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;

а)– в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;

б)– в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям);

в) – операция “Чистый двор”.

Тема 1.10Что дает наш край стране.(3 ч)

1. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством района, Тамбовской области, его предприятиями, их история.

2. Экскурсии на предприятия.

3. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.

Форма контроля: конкурс рисунков «Что дает наш край стране».

Тема 1.11Наш край богат талантами.(2 ч)

Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.

Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.

Экскурсии - в местныймузей.

Тема 1.12Наш край в годы Великой Отечественной войны. (5 ч)

Форма урока: видеоурок,  беседа.

1.  События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.

2.  Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.

3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.

4. Экскурсия силами детей в места боевой славы. Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”.

5. Концерты для ветеранов войны.

 Тема1. 13Герб района.(2 ч)

  1. Лекция по геральдике.
  2. Творческая работа по созданию символа (герба) своего района.

Тема 1.14 Красная книга родного края.(1 ч)

Творческая работа-создание Красной книга области.

Тема 1.15 Итоговое занятие. (1 ч)

Обобщение материалов экскурсий, походов по родному селу.

Методическое обеспечение

Формы занятий

- традиционные:беседа, викторина,

творческая работа;

- нетрадиционные:тематическое занятие, игра

Приемы и методы организации учебно - воспитательного процесса

1.Методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности

-по источникупередачи и восприятия учебной деятельности: словесные, практические, наглядные;

-по степени самостоятельности мышления: репродуктивные, проблемно - поисковые;

-по степени управления учебной работой: под руководством учителя, самостоятельная работа учащихся.

2.Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности

- методы стимулирования интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии;

- методы стимулирования ответственности и долга: убеждение в значимости учения, поощрения.

3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности

-методы устного контроля и самоконтроля: индивидуальный опрос, фронтальный опрос.

4. Дидактический материал

-таблицы, записи – понятий, терминов – понятий;

- схемы, рисунки;

- раздаточный материал: предметные и сюжетные карточки.

5. Материально – техническое обеспечение

-столы, стулья (по числу учащихся);

-доска;

-мультимедийные образовательные ресурсы;

- компьютерная техника

Список литературы для учителя

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
  2. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования
  3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
  4. Вырщиков А.Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М.: "Глобус", 2007
  5. Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения М.: "Глобус", 2007. 
  6. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис - пресс, 2005. 
  7. Даринский А.В. Краеведение. М.: "Просвещение", 2007

Список литературы для учащихся

1. Атлас Тамбовской области М., 2011г.

  2. Белкин А.М. Тамбовский край навеки в сердце. Краеведческие очерки.     Тамбов, 2007 г.

3. История древнего Тамбова в коротких рассказах. - Тамбов, 2004.

4. Попова Т. И. сказы о Земле Тамбовской. - Тамбов, 2004.

   5. Тамбовская энциклопедия. Тамбов, 2004. Творческое наследие.

   6. Медведев В. А. Знаете ли вы свой край? Краеведческие викторины по    Тамбовской области.- Тамбов, 2009

       Интернет - ресурсы:

detskaya - biblioteka@yandex.ru

Приложение 1

Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Название раздела

Тема занятия

Дата занятия

по плану

по факту

1

Мой край родной

Вводное занятие

Введение.

Знакомство с ТБ

07.09

2

Введение

Что изучает краеведение

14.09

3

Мой край на карте Родины

Территория и географическое положение области

21.09

4

Творческая работа «Загадочный мир названий»

28.09

5.

Я и моя семья

Профессии моих родителей

12.10

6

Моя родословная

19.10

7

Творческий конкурс «Старая фотография рассказала»

26.10

8

Дом, в котором я живу или хотел бы жить

Рисунок дома

02.11

9

Проект – изготовление дома моей мечты

09.11

10

Моя улица

Экскурсия по улицам села Петровское

23.11

11

Мини – сочинение «Прогулка по улицам моего района»

30.11

12

Наша школа

 История моей школы

07.12

13

Знаменитые выпускники школы

14.12

14

Моя малая Родина

С чего начинается родина

21.12

15

Экскурсия по селу

28.12

16

Знакомство с историческими памятниками

11.01

17

Природа нашего края

Путешествие в растительный и животный мир Тамбовской области

18.01

18

Памятники природы области

25.01

19

Объекты природы своей области

01.02

20

Климат

08.02

21

Что дает наш край стране

Знакомство с промышленностью области, города

15.02

22

Экскурсия на предприятие

29.02

23

Встречи с передовиками производства

07.03

24

Наш край богат талантами

Земляки, прославившие родной край

14.03

25

Экскурсия в местный музей

21.03

26

Наш край в годы Великой Отечественной войны

События истории, жизни героев войны, живших на территории края

28.03

27

Творческая работа «Расскажи о своём герое»

04.04

28

Встречи с ветеранами

18.04

29

Составление экспозиции «Дедушкины ордена и медали»

25.04

30

Концерт для ветеранов войны

03.05

31

Герб района

Беседа о геральдике

10.05

32

Творческая работа по созданию символа (герба) своего района

16.05

33

Красная книга родного края

Творческая работа – создание Красной книги области

23.05

34

Итоговое занятие

Обобщение материалов экскурсий, походов по родному селу

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...