Программа воспитания и социализации. 1-4 класс
материал на тему

Программа  воспитания и социализации учащихся начальной школы «Строим  Солнечный  город »

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitaniya_i_sotsializatsii.docx67.45 КБ

Предварительный просмотр:

        Программа  воспитания и социализации

учащихся начальной школы

                                               «Строим  Солнечный  город »

                                           

Воспитывать не значит только выкармливать

и вынянчивать, но и дать направление сердцу и уму.

(  Белинский)

  Аннотация программы.

    Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной культуры личности в процессе педагогически организованного самоуправления, сотрудничества, сотворчества, содружества. Она рассчитана на 4 года, предполагает участие учащихся с 1 по 4 класс(6,5 - 10 лет), реализуется на базе одного класса в рамках работы школы.  

   

        Обоснование. 

   Актуальность программы обусловлена обострением проблем межличностного

 общения, потерей обществом многих нравственных устоев, все  возрастающим вниманием  общества к вопросам духовно-нравственного воспитания младших школьников. Очевидны  противоречия между требованиями, которые предъявляет к младшим школьникам современная жизнь, и реальным уровнем духовно-нравственной воспитанности.

    Современное гуманистическое образование в нашей стране определяет приоритет задач

становления личности перед другими задачами общеобразовательной школы. Ориентация

на  интересы  ребёнка, создание условий для развития и максимальной реализации его

склонностей и способностей   – основная тенденция  школы.

   

Обоснованием актуальности основной идеи  данной  программы  считаю:

- необходимость создания воспитательных условий, обеспечивающих не только выявление склонностей, способностей, интересов детей, но и их развитие для реализации потенциальных возможностей с целью успешной социализации;

- необходимость организации сотрудничества и согласование усилий многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

По ведущему типу деятельности можно различать воспитание и социализацию младших школьников:

воспитание – это преимущественно межличностная (и в таком качестве самоценная) деятельность в семье, школе, учреждениях дополнительного образования и т. д., обеспечивающая поддержку духовно-нравственного развития ребенка;

      социализация –  это содействие духовно-нравственному развитию ребенка, приобретению им первоначального социально-нравственного опыта посредством включения его в решение общественных, культурных, экологических, производственных и иных задач.   Границы между воспитанием и социализацией прозрачны и относительны.

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы  направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Уклад школьной жизни можно рассматривать как педагогически целесообразную форму приведения в соответствие разнообразных видов (учебной, семейной, общественно полезной, трудовой, эстетической, социально-коммуникативной, творческой и др.) и уровней (урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной) деятельности ребенка с  моральными нормами, нравственными установками, национальными духовными традициями.

 Цель программы:

  создание воспитательной среды, способствующей формированию высоконравственной,  творчески активной, культурной, толерантной личности,

        способной к саморазвитию и самореализации.

   Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

  • воспитание гражданской позиции, ответственности и достоинства
  • воспитание душевной доброты
  • воспитание потребности в здоровом образе жизни
  • воспитание любви к природе, бережного отношения к окружающей среде
  • воспитание эстетического и художественного вкуса

Воспитательная система предполагает:

  • Создание единой системы образовательно-воспитательного пространства, отвечающего интересам   ребенка, семьи и общества в целом;
  • обеспечение индивидуального подхода в процессе развития каждого воспитанника;
  • интегрирование основного общего и дополнительного образования.

В начальной школе ведущим в воспитании является адаптация ребенка в социуме школы, развитие рефлексии собственного поведения, общение со сверстниками и взрослыми, воспитание гражданина.

Способы достижения цели:

Участие детей в управлении школой и классом (организация самоуправления).

 Это предполагает:

  • совместное формулирование и принятие правил жизни  класса;
  • совместное (с педагогами) принятие ответственных решений, касающихся жизни школы и отдельных ее членов;
  • самостоятельное планирование внеучебной совместной деятельности;
  • гласность жизни (наличие детской прессы).

Создание возможностей для проявления творчества детей в школе:

  • творчество в процессе обучения (на уроках);
  • творчество после уроков: детские коллективы, кружки, коллективные творческие дела и пр.;
  • возможности проявления и осуществления любой творческой инициативы.

Организация совместной деятельности, предметом которой являются самопознание и саморазвитие:

  • проведение классных часов, на которых обсуждаются наиболее типичные для детей проблемы и способы решения их (проводятся педагогами – классными руководителями);
  • проведение психологических обучающих занятий с целью просвещения (проводятся психологами).

Создание условий, в которых учащиеся могут приобретать новый социальный опыт, выходя за рамки принятых социальных ролей:

  • проведение игр, моделирующих различные проблемные ситуации, требующие проявления инициативы и ответственности

Условием достижения сформулированных целей является профессиональная готовность педагогов:

  • учитывать развитие прирожденных задатков;
  • создавать условия, направляющие развитие прирожденных задатков;
  • предоставлять ребенку возможность свободно проявлять свои индивидуальные особенности;
  • предоставлять ребенку возможность свободно выбирать и пробовать;
  • предоставлять ему возможность знакомиться с разными культурами, точками зрения и версиями;
  • слушать ребенка и давать ему возможность самостоятельно принимать решения;
  • согласовывать с ребенком свои действия, чтобы он понимал, почему ему надо делать то или другое;
  • создавать условия, чтобы ребенок мог осознанно следовать правилам;
  • включать ребенка в создание правил, которым он должен следовать.

Решением всех поставленных задач служит

игра-путешествие «Строим  Солнечный  город»

   

                                  Социальная и педагогическая целесообразность

Характерной тенденцией сегодняшнего дня становится повышение социального статуса

воспитания. Наше общество все более осознает, что непрерывность процесса

формирования личности требует обеспечения в образовательных учреждениях систем-

ной  работы, направленной на становление личности.

Психологическими особенностями младшего школьного возраста,  имеющими непосредственное отношение к духовно-нравственному воспитанию детей,  являются: активность, любознательность, стремление к развитию; динамика в развитии функции головного мозга (переход от дивергентного мышления к  конвергентному); развитие произвольной сферы,  способности к самоконтролю; формирование моральных чувств под влиянием конкретных воздействий, увиденного примера и собственного действия; зависимости формирования ценностных ориентаций от предъявленных образцов – факторов культуры. Во взаимодействии с окружающим миром младшему школьнику свойственны субъективация объектов;  высокая эмоциональность; преобладание предметного,  чувственного восприятия окружающего,  его мифологичность, выделение собственного «Я» из окружающего мира по мере взросления. Школа ставит своей целью стать для ребенка вторым домом, в котором хорошо, комфортно и интересно каждому. Возникла необходимость в создании более системного, глобального проекта, где ребенок мог бы реализовать себя в различных направлениях.

Именно поэтому возникла идея

игры-путешествия «Строим  Солнечный  город ».

        

        

        

        

                                                     Основные  виды  опыта:

  • наблюдение различных состояний деятельности человека в социоприродной среде
  • эмоциональный
  • общения с людьми, оценка, анализ поведения и поступков людей
  • нормативного поведения, принятия самостоятельных решений в ситуациях нравственного выбора в пользу  общечеловеческих   ценностей
  • практической деятельности в общении с людьми
  • эстетическое наслаждение красотой окружающего мира и творческое воплощение своих впечатлений 

                                                                 Игровые  роли:

                                             жители   СОЛНЕЧНОГО   ГОРОДА.

Президент СОЛНЕЧНОГО  ГОРОДА – Знайка .

        

        

        

        

        

Направления программы

Концептуальные основы воспитания реализуются в следующих взаимосвязанных

компонентах (основных  направлениях воспитания):

Основной тематический блок

Основные понятия

Цветовой ряд

( Радуга Солнечного города)

Красный

«Я и Россия»

Какой я и каким я должен быть? Учусь жить в гармонии с собой и окружающим миром. Узнаю новое о родном крае и моей Родине

воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Оранжевый

«Мир людей:

Ты да я, да мы с тобой»

Какие они, люди вокруг меня? Дружба, взаимопомощь между людьми. Культура моего народа.

воспитание нравственных чувств и этического сознания

Жёлтый

«Мир природы»

Какие тайны и чудеса хранит окружающий мир? Слушаю голоса растений и животных.

воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Зелёный

«Мир красоты»

Вижу ли я красоту мира? Учусь передавать красоту мира творческой деятельностью.

воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).  

Голубой

«Мир знаний и труда»

Хочу быть трудолюбивым и грамотным, чтобы понимать этот мир.

воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Синий

«Я здоровье сберегу »

Сохраняю и укрепляю свое здоровье

формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Фиолетовый

                                                                               Символы  игры:

Флаг:   флаг жёлтого  цвета   символизирует  союз  всех  жителей  в  семейках; солнце  и  лучи  в  центре  флага – символ  добра,  истины  и  красоты.

Гимн: (Песня  выбирается  совместно  с  детьми)

Эмблемы  семеек:(Создаются совместно с детьми)                                                      

                                                        Законы Солнечного  города:

               1.Закон  отзывчивости

Ждать, когда позовут, не станем,

Руку помощи сами протянем,

Другу на помощь успеем,

Жаром сердец согреем!

        

                2. Закон  добросовестности

Относиться к работе внимательно,

В труде добросовестным быть,

Выполнять порученья старательно,

Все дела до конца доводить!          

                3. Закон  самостоятельности

Учимся цель достигать,

Трудностей не бояться,

Свою вину признавать,

От неудач не сгибаться!

                4. Закон  справедливости

К правде душой стремиться,

Стараться по совести жить,

Истины не стыдиться,

Честью своей дорожить!

                5. Закон  роста

Каждый день достигать успеха,

Хотя это совсем непросто,

Неудачи нам не помеха,

Вверх идём по ступеням роста.

Подходы к воспитанию.

В основе программы воспитания и социализации учащихся начальной школы «Строим Солнечный город» и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода:

-  аксиологический

Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку.),

Ценности, общественные идеалы и нравственные принципы, лежащие в основе современной государственной политики России

  • Справедливость
  • Свобода личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий
  • Жизнь человека
  • Межнациональный мир
  • Семейные  традиции
  • Любовь и верность
  • Забота о младших и старших
  •  Патриотизм, Вера в Россию, Единство Российской Нации

-  системно-деятельностный

Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.

- развивающий

Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).

                                               Принципы построения программы:

- принцип гуманистической направленности (опора на положительное в человеке, на сильные стороны его личности, увлечения перспективами деятельности, создания ситуаций ожидания завтрашней радости (по В.А. Сластенину);

- принцип воспитания в коллективе с учетом индивидуальных особенностей каждой личности;

- принцип идеалосообразности (В.П.Бранский), т.е. соответствия воспитательной деятельности общественному идеалу;

- принцип преемственности, последовательности, систематичности.

                    План поэтапной реализации программы воспитания и социализации 

                                                               (этапы развития игры):

Подготовительный период  «Делай, как я!» (деятельность при непосредственном руководстве взрослых) начало года 1 класс

  • Диагностика обучающихся, родителей
  • Классное обсуждение образования «города»
  • Проведение родительского собрания с целью вовлечения родителей в игру;

Основной этап «Делай, как большинство из нас!» (проявление инициативы при непосредственном руководстве взрослых. Самостоятельные действия и проявление инициативы без непосредственного руководства)- середина 1 класса-4 класс

Старт игры-путешествия – середина 1 класса

  • Диагностика - социометрия
  • На ее основе организация семеек
  • Распределение поручений
  • Выбор названия, изготовление эмблемы семейки.
  • Определение вместе с учителем плана работы
  • Создание первых законов Законов Города

Путешествие – 2 класс

  • Подготовка к выборам президента
  • Выборы президента
  • Организация работы  семеек на более самостоятельном уровне (с достаточно большой ролью классного руководителя)

Путешествие 3-4 класс

Выход на самоуправление, корректируемое классным руководителем

Заключительный этап – конец 4 класса

Подведение итогов путешествия, определение задач на следующий период игры (вместе с классным руководителем будущих пятиклассников)

Содержание программы.

Воспитанию нет начала, и конца его тоже не видно, а перемен в этом процессе не существует.                                                                                                            Амонашвили

Я  и  Россия

Направление деятельности

Гражданско-патриотическое

(воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека)

Ценности

любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.

Задачи

  • создать условия для формирования:

- элементарных представлений о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны;

- представлений о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

- элементарных представлений об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

- элементарных представлений о правах и об обязанностях гражданина России;

- интереса к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

- уважительного отношения к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;

- начальных представлений о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

- элементарных представлений о национальных героях и важнейших событиях истории России;

- интереса к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение;

- стремления активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

- любви к школе, своему селу, городу, народу, России;

- уважения к защитникам Родины;

первоначальных представлений о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на  природе;

- умения отвечать за свои поступки;

- отрицательного отношения к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Прогнозируемый результат

У выпускника начальной школы должно быть сформировано:

  • ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению.

У выпускника начальной школы должно быть сформированы:

  • элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Накоплен первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
  • опыт социальной и межкультурной  коммуникации;

Виды деятельности

-  получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни.

- ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина;

с  историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России;

с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

- знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников;

с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина

- участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, посильное участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями.

Формы деятельности

  • беседа,       чтение книг,       проведение классных часов,      просмотр учебных фильмов,
  • изучения предметов инвариантной и вариативной частей базисного учебного плана;
  •  экскурсии,     просмотр кинофильмов,   путешествия по историческим и памятным местам,
  • сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания
  • творческие конкурсы,   праздники,   КТД,   народные игры,
  • работа в студиях и кружках краеведческого направления,
  • участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам.

Мир людей

Направление деятельности 

      Нравственно- эстетическое

(Воспитание нравственных чувств и этического сознания)

Ценности

нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.

Задачи

создать условия для формирования:

- первоначальных представлений о базовых национальных российских ценностях;

- различения хороших и плохих поступков;

- знаний правил поведения в школе, семье, общественных местах;

- элементарных представлений о религиозной картине мира, роли православия и других традиционных российских религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны;

- почтительного отношения к родителям;

- уважительного отношения к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

- бережного, гуманного отношения ко всему живому;

- знаний правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

- стремлений избегать плохих поступков; не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;

- представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

- отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Прогнозируемый результат

У выпускника начальной школы должны быть сформированы:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе  об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

накоплен

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

У выпускника начальной школы должно быть сформировано:

  • уважительное отношение к традиционным российским религиям;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие  к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
  • у выпускника начальной школы должно быть сформирована
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

Виды деятельности

получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов,

первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных российских религий,

получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье.

ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки.

участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;

посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;

усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке,

расширение опыта позитивного взаимодействия в семье.

Формы деятельности

чтение книг,        изучение учебных инвариантных и вариативных предметов,

  • беседа,         экскурсии,   заочные путешествия,
  • участие в творческой деятельности (такой как театральные постановки, литературно музыкальные композиции, художественные выставки, отражающие культурные и духовные традиции народов России);
  • классный час,   просмотр учебных фильмов,
  • наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей,
  • совместные игры,    семейный праздник,   КТД,     творческий проект
  • оформление классного уголка,  классной  газеты            

Мир природы

Направление деятельности

Экологическое

(воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде )

Ценности

жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля

Задачи

создать условия для формирования:

- развития интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

- ценностного отношения к природе и всем формам жизни;

- элементарного опыта природоохранительной деятельности;

- бережного отношения к растениям и животным.

Прогнозируемый результат

У выпускника начальной школы должно быть сформировано:

  • ценностное отношение к природе;

накоплен

  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

У выпускника начальной школы должно быть сформированы:

- элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики.

Виды деятельности

усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой,

в семье позитивных образцов взаимодействия с природой

получение первоначального опыта эмоционально-чувственного  непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе,

участие в природоохранительной деятельности,

участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций.

Формы деятельности

  • изучение инвариантных и вариативных учебных дисциплин,       беседа,
  • просмотр учебных фильмов;      экскурсия,       прогулка,
  • туристический поход,        путешествие,
  • экологическая акция,       коллективный природоохранный проект,      творческий проект

Мир красоты

Направление деятельности

Художественно-эстетическое воспитание

(воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности:

красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

Задачи

  • создать условия для формирования:

- представления о душевной и физической красоте человека;

- умения видеть красоту природы, труда и творчества;

- интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;

- интереса к занятиям художественным творчеством;

- стремления к опрятному внешнему виду;

- отрицательного отношения к некрасивым поступкам и неряшливости.

Прогнозируемый результат

У выпускника начальной школы должно быть сформированы

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

накоплен

  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

Виды деятельности

получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России,

первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества,

элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека.

ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами,

обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду,

прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой,

участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ,

в художественном оформлении помещений.

Формы деятельности

  • изучение вариативных дисциплин,          беседа,           экскурсия,
  • конкурс,      фестиваль,           ярмарка,           выставка,
  • разучивание стихотворений,     знакомство с картинами,
  • участие в просмотре учебных фильмов.

Мир знаний и труда

Направление деятельности

Интеллектуальное, Трудовое

(воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.).

Ценности

трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость

Задачи

создать условия для формирования

- первоначальных представлений о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

- первоначальных представлений о нравственных основах учебы, труда и творчества;

- уважения к труду и творчеству старших и сверстников;

- элементарных представлений об основных профессиях;

- ценностного отношения к учебе как виду творческой деятельности;

- элементарных представлений о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

- первоначальных навыков коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

- умения проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

- умения соблюдать порядок на рабочем месте;

- бережного отношения к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

- отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Прогнозируемый результат

У выпускника начальной школы должно быть сформировано:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  •  трудолюбие;
  • у выпускника начальной школы должно быть сформированы
  • элементарные представления о различных профессиях;
  •  первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

накоплен

  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

У выпускника начальной школы должно быть сформирована

  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Виды деятельности

формирование первоначальных представлений о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности;

приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду,

 начального опыта участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов,

умений и навыков самообслуживания в школе и дома;

применение знаний, полученных при изучении учебных предметов на практике

участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и  жизни.

Формы деятельности

  • изучение учебных дисциплин,   экскурсии,
  • сюжетно-ролевые экономические игры,       игровые ситуации,
  • внеурочные мероприятия (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм),
  • презентации учебных и творческих достижений,
  • стимулирования творческого учебного труда,       творческий проект,
  • занятие народными промыслами,     природоохранительная деятельность,
  • работа творческих и учебно-производственных мастерских,   трудовые акции.

Я здоровье сберегу

Направление деятельности

Спортивно-оздоровительное 

(формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни).

Ценности

здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

Задачи

создать условия для формирования:

- ценностного отношения к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

- элементарных представлений о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, психического (душевного), социального (здоровья семьи и школьного коллектива);

- элементарные представлений о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

- понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- знаний и выполнения санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

- интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

- первоначальных представлений об оздоровительном влиянии природы на человека;

- первоначальных представлений о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

- отрицательного отношения к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

Прогнозируемый результат

У выпускника начальной школы должно быть сформировано:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

У выпускника начальной школы должно быть сформированы

  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

накоплен

первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека

Виды деятельности

приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья

практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки

составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;

получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности;

элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, психического (душевного) и социального (здоровья семьи и школьного коллектива);

знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Формы деятельности

  • урок физической культуры,   беседы  ,    просмотр учебных фильмов,
  • встреча со спортсменами      подвижные игры,         туристические походы,
  • спортивные соревнования,       тренинговые  программы,       спортивные секции

Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.

  • Первый уровень результатов( 1 класс) – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

  • Второй уровень результатов (2-3 класс)– получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной  среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

  • Третий уровень результатов( 4 класс) – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде.

                            Показатели эффективности реализации программы:

  1. Проявление индивидуальности классного коллектива.
  2. Развитие классного и школьного самоуправления.
  3. Снижение числа конфликтных ситуаций между учащимися в классе, школе.
  4. Рост познавательного интереса и  расширение знаний о малой родине, посещаемость учащимися музеев, выставок, театров и других учреждений культуры.
  5. Сформированность активной гражданской позиции, повышение мотивации к учебной и  внеучебной деятельности.
  6. Участие детей и их родителей в конкурсах, олимпиадах, фестивалях.
  7. Рост  включенности детей в оздоровительные и спортивные мероприятия.
  8. Наличие реальных систематически осуществляемых коллективом родителей и детей дел, социальных проектов и инициатив по различным направлениям.
  9. Рост участия родителей в воспитательных делах класса и школы.
  10. Положительные отзывы детей и родителей об организации работы в классе и школе.
  11. Отсутствие правонарушений детей и случаев травматизма в учебное и каникулярное время.
  12. Развитие партнерских отношений между школой и семьей через различные формы взаимодействия.
  13. Наличие и ежегодное расширение сети сотрудничества с различными образовательными учреждениями.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания и социализации обучающихся. 1 класс.

Вашему вниманию предлагаю программу воспитания и социализации обучающихся в 1 классе....

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА (ФГОС)

Цель данной программы состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления его развитием с учётом возрастных и...

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1Г КЛАССА

Материал содержит примерный план воспитательной работы в 1 классе...

Программа воспитания и социализации обучающихся в классе. Игра – путешествие «Лучики солнца».

Программа рассчитана на 4 года и построена в форме игры-путешествия. Основная идея игры – воспитание высоко нравственных качеств личности, эстетического мировоззрения,  развитие духовно – ...

Программа воспитания и социализации учащихся 4 класса.

Программа воспитания и социализации включает воспитание пять направлений: воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эсте...

Программа воспитания и социализации 4 В класса

Приложение к Программе духовно-нравственного  воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования «По просторам малой Родины», являющейся приложением к основн...