Формирование детского коллектива
статья (1 класс) по теме

Дювина Юлия Валентиновна

Школьный класс  - это самостоятельно развивающаяся социальная ячейка, в которой существуют свои неписаные правила и предписания, выделяются свои лидеры и группы. Детский коллектив в младших классах является ещё не сложившимся, находящимся в постоянном процессе становления и изменения. Задача классного руководителя – помочь ребятам объединиться, понять и осознать такие ценности, как сотрудничество, взаимовыручка, взаимопомощь,  дружба, сопереживание другому. Общение и работа в группах приносят много пользы, как в учебном процессе, так и в становлении личности. Именно в коллективе появляются сознание собственного «я», сравнения себя с окружающими, проявление индивидуальности, сознание собственной значимости, а коллектив обогащается знаниями и умениями каждого из участников.  Получается, что коллектив и индивид формируются и развиваются благодаря тому, что взаимно влияют друг на друга. Если этот духовный союз гармоничен, то принятые меры по его воспитанию являются более эффективными. Дружеская атмосфера в классе – это большой плюс, как для учителя, так и для самих учеников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kollektiva.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование детского коллектива

Автор:

Дювина Юлия Валентиновна

классный руководитель 1 « в» класса

Содержание

  1. Ведение
  2. Формирование детского коллектива

2.1  Начальная стадия  формирование коллектива

  1.  Становление коллектива
  2.   Воспитательная работа в коллективе
  1. Список литературы

  1. Введение

Школьный класс  - это самостоятельно развивающаяся социальная ячейка, в которой существуют свои неписаные правила и предписания, выделяются свои лидеры и группы. Детский коллектив в младших классах является ещё не сложившимся, находящимся в постоянном процессе становления и изменения. Задача классного руководителя – помочь ребятам объединиться, понять и осознать такие ценности, как сотрудничество, взаимовыручка, взаимопомощь,  дружба, сопереживание другому. Общение и работа в группах приносят много пользы, как в учебном процессе, так и в становлении личности. Именно в коллективе появляются сознание собственного «я», сравнения себя с окружающими, проявление индивидуальности, сознание собственной значимости, а коллектив обогащается знаниями и умениями каждого из участников.  Получается, что коллектив и индивид формируются и развиваются благодаря тому, что взаимно влияют друг на друга. Если этот духовный союз гармоничен, то принятые меры по его воспитанию являются более эффективными. Дружеская атмосфера в классе – это большой плюс, как для учителя, так и для самих учеников.

  1. Формирование детского коллектива

Начальная стадия формирования коллектива

Работая учителем начальных классов, понимаю, что мне отведена главная роль в постановке целей и задач для эффективного сплочения ребят. Каждые 4 года ко мне приходят разные дети, и только поняв характер и особенности эмоционального состояния учеников, а следовательно, и класса в целом, можно делать выводы о том, как будет развиваться новый коллектив, как направить его в нужное  правильное русло, как помочь ему в становлении и укреплении.

На этапе зарождения коллективного объединения  я являюсь организатором всех процессов и всех видов деятельности, в которые вовлечён класс. Мне необходимо наглядно показывать и объяснять, как вести себя в той или иной ситуации, как лучше организовать, спланировать и выполнять определённую работу.  Далее  становлюсь  уже не ведущей фигурой, требующей беспрекословного выполнении требование и правил, а соучастником процесса формирования коллектива. В уже довольно устойчивом коллективе моя роль компаньона  сменяется на роль советчика. Я оказываю помощь в разрешении спорных ситуаций и конфликтах, а также укрепляю дух единства коллектива.

Большая часть специалистов выделяет следующие ступени формирования детского объединения в коллективе. На начальном этапе, когда класс является несформированным воедино, от педагога требуются довольно жёсткое и понятное каждому предъявление определённых требований, установление конкретных правил и норм. Постепенно часть класса принимает эти правила и соглашается с ними – это свидетельствует о второй стадии формирования. В это время ученикам уже свойственно предъявление требований к себе, и к своему коллективу. Затем взаимопонимание и сплочённость ребят растут, у них появляются общие интересы и виды деятельности. Это неизбежно, так как они учатся в одном классе, у них общие учителя и предметы, круг знакомств, а возможно,  и увлечения. На этой стадии важным становится общественное мнение, оно диктует правила поведения.

Наблюдая за детьми, я выстраиваю план дальнейшего развития коллективной работы.  В него включаю различные творческие мероприятия, игры с целью выявления в классе лидеров, инициативных групп.

Игра «Школьный театр» помогает детям научиться понимать своих одноклассников, способствует сплочению команды. (Приложение 1) Эта игра позволяет ребятам проникнуть во внутренний мир друг друга, лучше понять и почувствовать своих одноклассников.

Становление коллектива

Когда атмосфера в классе относительно стабилизирована, между всеми учениками возникает контакт, появляются общие точки соприкосновения, я перехожу к совместному формулированию общих целей, строим планы по их достижению. Для решения этой воспитательной задачи лучше всего подходит метод беседы с учениками. Важно, чтобы обсуждение планируемой деятельности было равноправным, чтобы моё мнение не противостояло мнению учеников, а было в согласии с ними, ведь в конечном счёте решение должно приниматься  всем классом. Грамотное построение диалога – это уже залог успеха будущего дела.

На этом этапе мы планируем и организуем какое-либо классное мероприятие. Мы вместе обсуждаем всё: тему классного часа и ход мероприятия.  Кто-то любит читать стихи, а кто-то хорошо рисует, кто-то учиться в музыкальной школе – всё это учитывается и обсуждается всем классом.

Иногда ученики не настолько раскрепощены, чтобы участвовать в полноценном диалоге. Важно заметить это и не загонять их ещё дальше в угол, а стремиться помочь. Я использую «Метод контрольных вопросов» (Приложение 2) Подобный способ привлечения ребят к коллективной работе и коллективному планированию позволяет им постепенно учиться самостоятельно искать решения.

Ребята начинают действовать вместе, привлекая к своим увлечениям одноклассников, появляется стремление помочь товарищам, проявлять инициативу в общении и коллективных начинаниях. Конечно, на фоне всего класса появляется группа ребят наиболее увлечённых, с яркими проявлениями активности и организаторских способностей. Такая  ячейка класса называется его активом.

В коллективной работе главными задачами для классного руководителя являются:

  1. Обеспечение каждому ученику комфортной атмосферы в кругу своих одноклассников
  2. Необходимость принятия во внимание  индивидуальных качеств личности каждого ребёнка
  3. Разумный контроль постановки и планирования деятельности детского коллектива
  4. Оказание поддержки и помощи в самостоятельных начинаниях объединения
  5. Рассмотрение как совокупности развития и реализации личности учащихся и коллектива

Организация коллективной работы всегда связана с необходимостью решения разного рода задач всем коллективом. На различных этапах своего формирования детское объединение постоянно  сталкивается с задачами, требующими коллективного подхода, взаимопонимания, отзывчивости каждого из его членов. Конечный итог решения вопросов и задач зависит как от профессионализма организатора союза, так и от плодотворности совместной  деятельности этого объединения.

Воспитательная работа в коллективе

В начальной школе отношения между одноклассниками развиваются по следующему сценарию: ребята присматриваются друг к другу, пытаются понять сверстников, осуществляют совместные действия, корректируют собственные поступки и поступки других, учатся правильно реагировать на поступки других, учатся правильно реагировать на поступки одноклассников. Именно в коллективе ребёнок учится ставить себя на место другого человека, сопереживать ему. Через сравнение и сопоставление себя с другими членами объединения происходит  формирование личности, становится возможным оценить собственные действия и поступки через осознание себя частью большого целого. В коллективе    формируются собственный стиль жизни и индивидуальность, своё восприятие вещей и взглядов на различные предметы и явления. Коллективная деятельность, куда включен ученик, разнообразна и интересна. Взаимодействие детей происходит в процессе обмена какого-либо рода информацией, совместной деятельности, в ходе которой ученики учатся сплочённости, единства в выборе направлений и содержания своей деятельности, и, конечно, в процессе непрерывного эмоционального контакта, т.е. через сопереживание друг другу, выражения чувств симпатии или антипатии. Чем разнообразнее, содержательнее и активнее ребята общаются, тем более эффективно они развиваются духовно.

Для своей работы я разработала программу воспитательной работы «На пути к успеху»  на 4 года обучения. Приоритетным видом деятельности является коллективно - творческая деятельность. Программа осуществляется по следующим направлениям:

  1. Спортивно - оздоровительная деятельность
  2. Интеллектуально – познавательная деятельность
  3. Духовно – нравственная деятельность
  4. Гражданско- патриотическая деятельность

Выпускник начальной школы  - это творческая личность, умеющая жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.

  1. Список литературы

Е.В.Горлова Настольная книга классного руководителя начальной школы,  Ростов-на Дону, ООО «Финикс», 2010 г.  – с. 80-116

Приложение 1

Игра «Школьный театр»

Ребята делятся на несколько команд, допустим, на две. Одна команда является школьными актёрами, а другая - зрителями. Раздаются карточки с заданиями и они должны изобразить методом инсценировки. При этом актёрам разрешается комментировать свою игру, но только в допустимых количествах, оставляя зрителям место для фантазии и угадывания. Возможно и усложнения хода игры, оставив только немые сцены. До начала выполнения задания актёры и зрители должны договориться, о чём пойдёт речь: в разгадке содержится действие или предмет. Задания могут быть следующими:

  1. Показать, что человек рядом – друг.
  2. Показать удивление.
  3. Показать страх.
  4. Изобразить сцену покупки в магазине чего – либо.
  5. Инсценировать школьный урок.
  6. Показать учителя.
  7. Изобразить какую – нибудь профессию.
  8. Показать ситуацию приёма у врача.
  9. Показать школьную столовую.
  10. Показать зоопарк.
  11. Показать заботу о больном.
  12. Инсценировать поздравление на день рождения.

После загадывания и отгадывания нескольких сценок команды могут меняться ролями и повторить всё сначала, только с другими карточками, т.е. с другими темами инсценировок.  Выполняя данное задание, ребята объединяются во имя общей цели – придумать сценку, найти пути решения задачи – как показать ту или иную тему, чтобы зрители догадались, о чём идёт речь? Эта игра позволяет ребятам проникнуть во внутренний мир друг друга, лучше понять и почувствовать своих одноклассников.

Приложение 2

«Метод контрольных вопросов»

Суть игры состоит в том, что дети, отвечая на несложные наводящие вопросы, самостоятельно приходят к необходимому выбору. Для начала можно воспользоваться методом «мозгового штурма». Надо попросить учеников назвать по цепочке интересующие их темы, но не одну, а несколько. Темы надо записывать на доске, а если они повторяются, то ставить около уже имеющейся записи палочку. По завершении нужно определить , какая тема интересна всему классу.  Классный руководитель должен назвать её, спросить, правда ли,  что именно об этом ребятам хотелось бы больше узнать. Хотят ли они провести школьный спектакль или классный час именно по этой теме? Дальнейшие вопросы могут  быть такого характера:

  1. Как бы хотели участвовать в этом мероприятии – как зритель или как участник?
  2. Расскажи, как именно вы хотели бы участвовать? (учитываются те способности, которыми обладают дети)
  3. Хотели бы вы, чтобы вместе с ними на этом классном часе был кто – то ещё, например ваши родители?
  4. Хотели бы вы устроить чаепитие после нашего мероприятия?

Подобный способ привлечения ребят к коллективной работе и коллективному планированию позволит им постепенно учиться самостоятельно искать решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование детского коллектива через творческие дела.

Формирование детского коллектива  через творческие дела....

Роль классного руководителя в формировании детского коллектива

Роль классного руководителя в формировании детского коллектива велика, т.к. его основной задачей является осуществление высокого уровня педагогического руководства, направленного на развитие каждого у...

Доклад "Роль классного руководителя и родителей по формированию детского коллектива"

В нашем обществе достаточно долгое время бытовало мнение о том, что ребенка должны воспитывать детские учреждения и что это является их прямой и непосредственной обязанностью. Причем в данн...

Роль родителей в формировании детского коллектива

Доклад на педагогические чтения. В работе формируются наработкпи для обобщения опыта по данной теме....

Формирование детского коллектива через занятия кружка «Лепка из солёного теста»

Лепкой мы занимаемся с 1 класса. Сначала всё проходило как обычный урок, но потом на занятия стали приходить даже мамы и бабушки, и еженедельные занятия стали превращаться  в дружный «семей...

Формирование детского коллектива через внеурочную деятельность

Российское общество находится на качественно новом этапе своего развития. Бурный рост науки и техники стал причиной актуальности проблемы сотрудничества. Люди стали задумываться о моральных ценн...

Формирование детского коллектива с помощью социального проектирования

Психологи утверждают, что любая цель, объединяющая людей, ведет к созданию общего поля, в котором происходит активный обмен энергией, информацией, ценностями. Именно поэтому мы решили, что наш социаль...