Классный час "Дружба и ответственность"
классный час (2, 3, 4 класс) по теме

Азнаева Александра Ракифовна

Классный час "Дружба и ответственность" рассчитан на проведение его с учениками 2-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl._chas_druzhba_i_otvetstvennost_aznaeva.docx33.09 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час или внеурочное занятие социального направления «Азбука нравственности» на тему: «Дружба и ответственность»

Автор:Азнаева Александра Ракифовна, учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №683 Приморского районаг. Санкт-Петербурга

 «Дружба и ответственность»

Цели:

- формирование этических норм поведения в общении друг с другом;

- развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.

Задачи:

  1. Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  2. Развитие умения вести дискуссию, отстаивать и аргументировать свою точку зрения, умения доказывать, рассуждать, слушать другие мнения;
  3. Развитие внимания, мышления и речи.
  4. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
  5. Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.

Необходимые материалы:

 - подбор стихов о дружбе (несколько учеников учат заранее наизусть);

- звукозапись песни «Улыбка» (Автор слов - Пляцковский М., композитор –Шаинский В.);

- звукозапись песни «Дружба крепкая» (Автор слов - Пляцковский М., композитор - Савельев Б.);

- фрагмент видеозаписи мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена»;

- листы бумаги, принадлежности для письма.

Технические средства обучения:

- компьютер со звуковыми колонками,

- проектор.

I. Организационный момент.

Звучит фрагмент записи песни «Улыбка».

- Здравствуйте, ребята! Очень приятно вас всех видеть! Настраиваемся на работу, вам предстоит серьёзно потрудиться. Готовы?

II. Ход занятия.

1) Беседа

- Послушайте песню, которая звучит.Знакома ли она вам? (да)

- О чём в ней поётся?(об улыбке, о дружбе)

- Совершенно верно. Почему, как вы думаете, в песне говорится, что «дружба начинается с улыбки»? (ответы детей)

- В самом деле, добрая, открытая улыбка всегда привлекает сердца людей. А почему, как вы считаете? (ответы детей)

- Действительно, улыбающийся человек настроен доброжелательно. Само слово «доброжелательность» состоит из двух частей «добро» и «желать». Значит, доброжелательный человек – это тот, кто желает нам добра. И мы тоже улыбнёмся ему в ответ, ведь улыбка – это начало дружбы.

- И сегодня мы с вами поговорим о таком понятии как дружба. Что же это такое – дружба? Для чего она нужна людям? (ответы детей)

- Каким должен быть настоящий друг? (дети перечисляют «признаки» друга: доброта, щедрость, ум, трудолюбие, смелость, отзывчивость и т.д.))

- Вы назвали замечательные свойства человеческой души! Молодцы! Послушайте теперь стихотворения, нам их расскажут …, …, …, ….(читают подготовленные ученики),и ответьте на вопросы.

Лучший друг

Мой любимый друг хороший –

Это сверстник мой Алёша.

Бескорыстный, верный, честный.

С ним всегда мне интересно!

Он умеет друга слушать,

Я ему открою душу:

Обо всём ему скажу,

Все игрушки покажу.

Заводила, фантазёр,

В играх ловок он и скор,

Понимает шутки, смех.

Друг Алёша – лучше всех!

О каких качествах Алёши рассказывает его друг в стихотворении? (ответы детей)

Нравится вам такой друг?Чем? (ответы детей)Послушайте следующее стихотворение.

Ябеда

Любит ябедничать Таня

На подруг и на друзей:

Опоздал на завтрак Ваня,

Грузовик сломал Сергей.

Нина вкусную котлету

Отдала коту тайком,

Руки не помыла Света,

Коля ходит босиком.

«Ябедой-корябедой»

Дразнят дети Таню.

Хорошо быть ябедой?

Догадайтесь сами!

Как вы думаете, много ли у Тани друзей? Почему?

Завистливая Катя

Всем завидовала Катя:

Аня ходит в новом  платье,

Оля — в шелковой косынке,

Бант у Ксюши, как картинка!

У Наташи день рожденья,

Будут торт и поздравленья,

Машу тоже похвалили.

А меня опять забыли!

И сказала мама Кате:

—Не завидуй, дочка, хватит!

Зависть нас не украшает,

Зависть людям жить мешает.

Не завидуй, а сумей

Радоваться за друзей!

А у Кати? Действительно, вряд ли найдётся много ребят, готовых дружить с зазнайками, хвастунишками, ябедами и завистниками.

Самокат  (Т.А.Шорыгина)

Мне купили самокат,

Я позвал во двор ребят,

Взял сестру и братца —

Будем все кататься!

Дал я самокат Алёше,

Дал Андрею, Кате, Гоше.

 Пусть порадует ребят

Легкий, быстрый самокат.

Новой краской он блестит,

Быстро он вперед летит

По дорожке возле дома

Мимо клумбы, мимо клёна.

Мы играем очень дружно —

Радостью делиться нужно!

2) Работа в мини-группах

- Мы послушали несколько стихотворений. С каждым ли человеком нам хочется дружить?Какой вывод можем сделать? (Чтобы иметь хороших и верных друзей, нужно уметь дружить)

- А в чём же заключается умение дружить? Обсудите этот вопрос со своей группой.

(Выслушиваем ответы детей. Варианты:

- не ссориться по пустякам,

- не злиться,

- не завидовать,

- не зазнаваться,

- не хвастаться,

- не лгать,

- поступать с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой,

- делиться игрушками, книгами,

- помогать, если у друга что-то не получается,

- уметь уступать, соблюдать правила игры,

- не капризничать.

3) Беседа

- Молодцы, справились!

- А как вы считаете, бывает ли такое, что у человека нет друзей? Как вы думаете, что чувствует этот человек? (грусть, одиночество, тоску)

- Почему? (ему не с кем поделиться своими переживаниями, радостью, сходить погулять, в кино и пр.)

- Вспомните произведения, которые вы читали, встречаются ли в литературе такие ситуации, герои?(Да, встречаются – Крокодил Гена)

- Нравилось ему это состояние? (Нет)

- Что он решил сделать, чтобы перестать быть одиноким? (дать объявление о том, что он ищет друзей)

Отрывок из мультфильма, в котором крокодил Гена пишет объявление.

- Получилось у Гены найти друзей? Кто к нему пришел? (девочка Галя, Чебурашка, жирафа Анюта, обезьянка Мария Францевна, лев Чандр, двоечник Дима, старуха Шапокляк.)

- Стали они все настоящими друзьями крокодилу Гене? (Нет)

- Почему? (потому что настоящих друзей не может быть много)

- С кем подружился крокодил Гена? (С Чебурашкой)

- Почему же он не подружился с жирафой Анютой или с двоечником Димой? (потому что у  жирафы Анюты и у двоечника Димы были определенное видение того, каким должен быть их друг.Подходим к выводу, что стать друзьями непросто, нужно «совпасть» по каким-то параметрам.)

- Какого друга искал двоечник Дима? (Ему нужен был друг с определенным количеством двоек)

- А Анюта? (А высокой и болтливой жирафе - тот, кто мог бы в буквальном смысле сидеть у нее на шее и не теряться во время прогулок).

- Почему же старуха Шапокляк не стала другом крокодила Гены? (Даже у старухи Шапокляк были свои требования: участие в ее проделках и розыгрышах.)

- Почему же Гена не стал её другом? (потому что ее желания были недобрыми)

4) Индивидуальная работа

Каждый ребенок составляет объявление о поиске друга, в котором перечисляет подходящие на его взгляд признаки.

Читаем получившиеся объявления (можно поменяться с соседом по парте, можно выборочно вслух),

- А ты сам такой друг, как тот, которого ты ищешь?

Обсуждение на тему, каких качеств не хватает нам, чтобы стать таким другом, с которым каждый захочет подружиться. Как нам воспитать в себе это качество?(не быть жадным, делиться, помогать, не обижать, не предавать и т.п.)

5) Тест

Сейчас я хочу предложить вам пройти тест, чтобы узнать, какой же каждый из вас друг. В этом тесте 8 вопросов, варианты ответов под буквами а, b, c. Слушаем внимательно, чтобы не задавать лишних вопросов и не отвлекать других ребят.

Тест «Какой вы друг»

1.Вспомните вашего лучшего друга. Какие из перечисленных ниже качеств вы цените в нем (ней) больше всего:

  1. Надежность – он (она) никогда не подведет;
  2. Верность – он (она) всегда с вами, что бы вы ни сделали;
  3. Совместимость – вам хорошо в его (её) компании

2. Если друг позвонил вам на мобильный телефон поздно вечером в слезах, что вы сделаете:

  1. Выслушаете и успокоите;
  2. Не будете снимать трубку, сделаете вид, будто вы не слышите звонок;
  3. Скажете, что уже поздно и пообещаете пообщаться завтра.

3.  Если друг попросил у вас новые фломастеры или новый конструктор, прежде чем вы успели открыть упаковку, что вы сделаете:

  1. Дадите,не раздумывая;
  2. Согласитесь, но неохотно;
  3. Не дадите, сказав, что сами ещё не играли.

4. Если один друг попросит вас солгать ради него другому человеку, вы:

  1. Наотрез откажетесь;
  2. Откажетесь и сообщите тому человеку о просьбе друга;
  3. Согласитесь, но поясните, что ненавидите такие дела и занимаетесь ими в первый и последний раз.

5. Если вам кажется, что друг испытывает затруднения в учёбе, что вы сделаете:

  1. Постараетесь помочь ему;
  2. Спросите, не нужна ли помощь;
  3. Отнесетесь к этому, словно вас это не касается

6. Ваши друзья:

  1. Люди примерно одного типа, но отличаются от вас;
  2. Все похожи друг на друга;
  3. Все разные

7. Кто для вас одноклассники:

  1. Часть – друзья, часть – товарищи;
  2. Все товарищи;
  3. Часть – товарищи, часть – чужие

 8. Какое качество из перечисленныхобязательно должно быть у вашего друга:

  1. Доставлять удовольствие от общения;
  2. Всегда быть на вашей стороне;
  3. Оказывать вам практическую помощь или давать совет всякий раз, когда вы в этом нуждаетесь

Обработка и интерпретация результатов

В таблице приведены баллы за варианты ответов на каждый вопрос.

№ вопроса

Варианты ответов

а

b

c

1

4

5

3

2

5

0

3

3

5

4

2

4

5

0

3

5

5

3

0

6

4

3

5

7

5

3

1

8

3

3

5

Подсчитайте сумму набранных вами баллов.

33-40 –Вы хороший, настоящий друг – внимательный, великолепный, верный, полный сочувствия, но рабски преданный. Ваши друзья знают, что на вас можно положиться, и вы готовы уделить время тому, чтобы попытаться их понять.

20-32 – Выспособны быть хорошим другом, но в определенных рамках вы порой проявляете эгоизм, когда сталкиваются ваши и их интересы. Если вы не разделяете их точку зрения. Если вы стремитесь к подлинной дружбе. Вы должны быть готовы к самопожертвованию ради окружающих.

12-19 – Вы человек, который берёт всё и нечего не даёт. И если друзья намереваются вас о чем-нибудь попросить, вы уходите  в кусты, поэтому настоящих друзей у вас немного, только узкий круг почитателей, которых привлекает какое-то ваше качество.

III. Заключение.

Звучит фрагмент записи песни «Дружба крепкая».

Спасибо вам за работу! Вы теперь знаете, какими вас видят друзья, и над чем надо поработать, чтобы стать идеальным другом.

Информационные ресурсы:

1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2012/07/12/stikhi-po-teme-sotsialno-nravstvennoe-vospitanie

2. Т.А. Шорыгина «Беседы о хорошем и плохом поведении» ООО ТЦ «Сфера» 2007 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Права, обязанности и ответственность ребенка" 5-7 классы

Классный час "Права, обязанности и ответственность ребенка" + презинтация.Цель занятия:закрепить представление о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»;обобщить знания де...

Классный час "Поступки и ответственность"

Классный час на тему: «Поступки и ответственность: вместе или врозь». Цели:Знакомство учащихся с понятиями «поступок», «проступок», «ответственность», с их значением в жизни человека.Задачи:- По...

Классный час на тему "Ответственность"

На основе материала  знакомых литературных произведений способствовать формированию у детей положительных черт характера ,чувства ответственности за свои поступки...

Классный час «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних»

Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности. Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях, а также о т...

Конспект классного часа «Мы ответственны за свои поступки» 3 класс

Цель деятельности учителя: способствование развитию у школьников чувства ответственности и формирование у детей умений анализировать свои поступки....