Механизм реализации здоровьесберегающих технологий для детей с нарушением зрения
статья на тему

Ильницкая Альбина Владимировна

Механизм реализации

здоровьесберегающих технологий

для детей с нарушением зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_albina.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме:  

«Механизм реализации

здоровьесберегающих технологий

для детей с нарушением зрения»

             

         Особое место в детской патологии занимает нарушение зрения.

Нарушения зрения негативно влияют на состояние здоровья, работоспособность и развитие ведущих физиологических систем организма ребенка. Отмечается  устойчивая взаимосвязь болезней органа зрения с соматическими и психосоматическими заболеваниями. Как правило, у таких детей встречаются сочетанные  нарушения: речи, координации движений и др.

Система работы с  детьми с патологией органа зрения  должна позволять целенаправленно проводить широкий спектр  мероприятий для данной категории воспитанников в сочетании с коррекционно-педагогической работой.

  1. Это  обеспечение оптимальных условий для  детей с нарушением зрения;

2. Учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;

3. Преемственность в работе специалистов;

4.  Дифференцированный подход к организации непосредственно организованной деятельности детей в зависимости от состояния их зрения и возможностей;

 5.  Реализации специальных форм и методов работы с детьми с нарушением зрения

6. Системность и комплексность коррекционных мероприятий.

             К условиям относится оснащение педагогического процесса дидактическим материалом и оборудованием: по развитию мыслительной деятельности, зрительного восприятия цвета, форм, величины; зрительной, тактильной, слуховой памяти и внимания; по развитию мелкой моторики (бусы, застежки, шнуровки); по формированию предметных представлений (силуэты, контуры, трафареты и т.д.); по ориентировке в большом и малом пространстве; неречевых средств общения (мимика, жест, поза); сохранных анализаторов; по восприятию сюжетных картин; по социально-бытовой ориентировке и др.

 - гигиенические условия в группах, физкультурно-музыкальном зале. Продуманна  расстановка мебели и пособий, освещенность уголков и игровых зон (естественное и люминисцентное освещение). Функционируют коррекционные уголки, оформлены «дорожки» с целью проведения гимнастик для глаз, знаки - ориентиры помещений и лестницы.

            Что касается преемственности - специалисты детского сада взаимодействуют между собой в разных формах: взаимопосещение в рамках непосредственно организованной деятельности, консультирование, совместное планирование коррекционно - воспитательной работы, обсуждение результатов диагностических обследований детей и т.д.

            К выбору форм работы:  Вся работа в ДОУ строится с соблюдением принципов здоровьесберегающих технологий  для детей с нарушением зрения: чередование видов деятельности  в режиме дня;  модификация учебных планов;  соблюдение режима зрительных нагрузок и гимнастик; использование дидактических, наглядных пособий, мебели, оборудования в соответствии  с требованиями СанПин; обеспечение двигательной активности ребенка;  профилактика вторичных отклонений в развитии детей.

Педагоги и специалисты ДОУ могут   использовать в своей работе следующие виды здоровьесберегающих технологий сохранения и укрепления здоровья:

   стретчинг — специально разработанная система упражнений, направленная на совершение гибкости и подвижности в суставах и их укрепление;

ритмопластика — система физических упражнений, выполняемых под музыку. Способствует развитию у детей мышечной свободы, выразительности, красоты, грациозности, ритмичности движений, музыкальности, чувства ритма и пластики;

физкультминутки — динамическая пауза для профилактики переутомления;

подвижные и спортивные игры — игры с правилами, где используются естественные движения, а достижение цели не требует высоких физических и психических напряжений;

пальчиковая гимнастика — тренировка тонких движений пальцев и кисти рук;

гимнастика для глаз — упражнения для снятия глазного напряжения;

артикуляционная гимнастика — упражнения для формирования правильного произношения: выработки полноценных движений губ, языка, челюсти;

дыхательная гимнастика — специальные упражнения, позволяющие очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускула- туру, улучшить самочувствие ребенка;

гимнастика бодрящая — переход от сна к бодрствованию через движения. Поднятие настроения и мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений;

гимнастика корригирующая — система индивидуальных заданий, направленных на развитие и коррекцию контрастных видов движений и мышц;

релаксация — система расслабляющих упражнений, направленная на восстановление между процессами равновесия возбудимости и торможения и снижения двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление);

ароматерапия — метод профилактики, лечения, реабилитации, основанный на вдыхании воздушной среды, насыщенной летучими компонентами эфирных масел.

Так же необходимо  обучение здоровому образу жизни, это циклы занятий и игровых упражнений из серии «Здоровье» — занятия и упражнения по ознакомлению детей со своим организмом, формированию предпосылок к заботе о собственном здоровье.

Существует ряд коррекционных мероприятий:

    арт-терапия — лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Работа с природными материалами — глиной, песком, водой, красками. Арт- терапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка, таких как: красочная живопись с помощью пальцев рук и ног, красочная живопись с помощью ног, живопись с помощью пальцев рук на песке, крупе (манка, овсянка, горох и т.д.),. отпечатки ладошек на прохладном, тёплом песке;

   сказкотерапия - для терапевтической и развивающей работы. Сказка - любимый детьми жанр. Она несет в себе важное психологическое содержание понятий "любовь, добро и счастье», переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Она даёт первые представления ребенку о возвышенном и низменном, прекрасном и  безобразном, нравственном и безнравственном. Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во

взрослого, наивного в мудрого, тем самым открывает ребенку перспективы собственного роста. Сказка дарит надежду и мечты - предощущение будущего. Становится неким духовным оберегом детства;

    технология музыкального  воздействия — создание такого музыкального сопровождения, которое наиболее эффективно способствовало бы коррекции психофизического статуса детей, имеющих те или иные проблемы в развитии, в процессе их двигательно-игровой деятельности;

    технология воздействия цветом — необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка;

     технология коррекции поведения — игры с правилами, игры- соревнования, раскрепощающие психотехнические игры (специальные игровые упражнения, в которых содержится явная или скрытая формула поведения), психотехнические освобождающие (направлены на ослабление внутренней агрессии, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности), режиссерские (ребенок самостоятельно распределяет все роли между игрушками), народные (обаяние игровых персонажей);

    психогимнастика — для обучения элементам техники выразительных движений, использования выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и приобретения навыков в саморасслаблении.

 Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Использование здоровьесберегающих технологий стало перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения зрения.

           Обязательное коррекционное требование распорядка жизни детей —   система жизненной активности ребенка. В режиме дня предусматриваем разнообразную деятельность по укреплению здоровья в соответствии с интересами, потребностями детей, времени года и состояния здоровья.

         Во время проведения НОД осуществляется индивидуально-дифференцированный подход в зависимости от состояния зрения детей. Так, например, при рассматривании сюжетных картинок ребенку предоставляется возможность рассмотреть ее более длительное время на доступном расстоянии для глаз. При сходящемся косоглазии картинка демонстрируется на подставке, а при расходящемся — на плоскости стола. Это позволяет обеспечить качество восприятия изображения. Для сохранения зрения, профилактики утомления глаз включаются упражнения для отдыха. Применяем массаж глаз и ряд упражнений: «глазки по кругу», «пальминг», «прищепочки» и др. Многие дети самостоятельно выполняют комплекс для глаз по демонстрационному плакату.

   Зрительная гимнастика для детей с нарушением зрения — норма и правило жизнедеятельности.

Необходимо уделять внимание  проведению игрового самомассажа кистей рук, являющегося мощным биологическим стимулятором, воздействующим на функции кожи, ypовень снабжения организма кислородом и питательными веществами, а также средством  повышения иммунитета, поскольку на ладонях pасположены нервные окончания. Известно, что если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. Игровой самомассаж -  уникальная тактильная  гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных  на коже, одновременно в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, тонизирующе воздействующая  на ЦНС. Игровой   самомассаж способствует снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, коррекции гиперактивности.

        Массаж стоп, стимулируюший активные точки, расположенные на подошвах ног. Для этого  используются «тропы здоровья "-, ходьба по коврикам с разными поверхностями, валики, шипованные островки, мячики.

Одной из действенных  закаливающих процедур в повседневной жизни наших детей считается прогулка, на которой дети играют в подвижные игры.  Подвижная игра, физические упражнения на свежем воздухе способствуют развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды — катание на велосипеде, самокате, зимой на лыжах и санках, игра в футбол.

    Регулярное использование в работе с детьми с нарушением зрения здоровьесберегающих технологий доказывает, что у детей повышается острота зрения, развиваются двигательные функции глаз, бинокулярное зрение. Совершеннее становится общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений. Нормализуется речевое дыхание, улучшается ритмико-интонационная сторона речи, повышается речевая и познавательная активность детей. Улучшается психоэмоциональное самочувствие, соматические показатели здоровья дошкольников.

Литература.

1.Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Метод, пособие. М., 2008.

2.Галанов А. С. Игры, которые лечат (для детей от 3 до 5 лет). М., 2005.

3.Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г. Улучшаем зрение. Книга-тренажер для сохранения детского зрения. М., 2003.

4.Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М., 2002.

5.Моргунова О.Н. Физкультурно - оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедийных пособий в работе по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.

Структура зрительного анализатора человекаРабота тифлопедагога по развитию зрительного восприятия.Лечебные компьютерные программыРазвивающие компьютерные игрыРазработки в программе Microsoft Off...

Современные подходы к организации специальной поддержки детям с нарушениями зрения в условиях школьного обучения

Постоянный рост числа детей, имеющих зрительные нарушения функционального характера, и необходимость оказания им коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной поддержки привели к тому, что за о...

Особенности развития речи детей с нарушениями зрения

В материале освещены основные вопросы особенностей развития речи детей с нарушениями зрения....

Применение опорных схем на уроках русского языка в школе для детей с нарушением зрения.

Применение опорных схем на уроках русского языка в школе для детей с нарушением зрения....

Повышение грамотности на уроках русского языка посредством дидактических игр для детей с нарушением зрения

Дидактические игры и упражнения для повышения грамотности на уроках русского языка для детей с нарушением зрения....

Совместное адаптационное мероприятие для родителей и детей I младшей группы «Капелька» (для детей с нарушением зрения)

Мероприятие направлено на формирование благополучного взаимодействия между  родителем и ребёнком с нарушением зрения....