Формирование читательской компетентности младших школьников
материал на тему

Мажитова Елена Викторовна

Доклад на методическом объединении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Текст доклада30 КБ
Office presentation icon Презентация к докладу1002 КБ

Предварительный просмотр:

1.Формирование читательской компетентности младших школьников

2. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать. Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь!    

«Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге — это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение"- говорил Соловейчик. Любование, смакование, восторг, изумление, волнение в своей совокупности и составляют феномен, называемый читательским интересом.

   В начале XXI века дети читают «не то» и «не так».

Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Цель уроков по литературному чтению по новым стандартам -  воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя .

3. Многие дети приработе с текстом затрудняютсяя:

  • Определять тему и главную мысль произведения  
  • Делить текст на смысловые части и составлять план пересказа  
  • Составлять небольшое монологическое высказывание  
  • Содержательно отвечать на вопросы  
  • Анализировать и понимать поэтическое произведение  
  • Анализировать причины поступков героев

 

4. Целью по данной теме  считаю: создание условий для формирования читательской компетентности учащихся начальных классов.

5. Задачи для учителя:

  Развивать у учащихся потребность в чтении как в источнике дальнейшего личностного совершенствования;

  Систематизировать социокультурное пространство чтения. Объединить усилия  учителя, родителей, библиотекарей в деле повышения престижа чтения, развивать семейное чтение. 

 Создать базу эффективных методов и приемов по формированию читательской компетентности учащихся.

 Стимулировать творчество детей.

6. Читательская компетентность учащихся начальной школы – это  сформированная у детей  способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

7. Моя работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:

  Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.

В своей работе использую метод Эдигея.

Основная идея предлагаемого метода – использование принципа решения анаграмм. Анаграммы – это набор букв, составляющих слово, переставленных в произвольном порядке.

  Долгие годы автор книги пытался решить проблему чтения. И только система, основанная на реализации законов развития психики ребенка, на стимулировании его интереса к процессу чтения, помогла решить эту проблему.

 Развивающий эффект при использовании данного метода безусловно позитивный : это концентрация внимания, осмысленное запоминание, скорость, гибкость, самостоятельность мышления, способность предвидеть, ощущение целого, творческое мышление, активизация лингвистических способностей. (Раздать задания)

Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса.

Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. В работе по данному направлению использую опорные таблицы "Жанры", "Темы", учащиеся моего класса постоянно работают со справочной литературой, словарями, являются частыми посетителями   городской библиотеки.

Разносторонняя работа с текстом:

  Подобрать к каждому заголовку ( пункту плана)соответствующую часть текста                           (определить, где она заканчивается).

  Работа с деформированным текстом:

         - собери рассыпанные слова в предложение;

         - собери предложения из частей.

  Разбей текст на смысловые части.

Выдели главную мысль в каждой смысловой части текста.

  Дополни предложение.

Работа с родителями;  Внеклассные мероприятия.

 8. На уроках и занятиях использую элементы театрализации, ролевое чтение, «сопереживание»,

 беседа, беседа-"приманка", дискуссия, литературная игра,  и другие.

 9.  Литературные игры – это игры и упражнения по развитию речи; литературные головоломки; игры со словами; литературные викторины; кроссворды.

10. Нестандартые уроки требуют от учителя большей подготовки, но если мы говорим о том, как заитересовать ребёнка, то по опыту работы вижу, что они интересны детям.

11.   Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога.

 Использую: Составление вопросов и тестов по данному тексту.

  •  Творческое пересказывание.
  •  Продолжение произведения (придумывание конца).
  •  Творческое сочинение.
  •  Работа с читательским дневником и тетрадью для чтения. (Показать)
  •  Письмо литературному герою.
  •  Письма любимым предметам.
  • Технологии развития критического мышления  (Синквейны Выразить свое эмоциональное отношение к героям произведений, свое понимание художественного образа можно с помощью приема написания стихотворения по алгоритму.

   чтение с остановками Чтение с остановками способствует развитию навыков вдумчивого чтения, дает возможность предположить развитие дальнейших событий, проявить фантазию. Например, после чтения первой части рассказа Л. Н. Толстого «Косточка», которая заканчивается предложением «Он все ходил мимо слив», задаю вопрос: «Как вы думаете, Ваня взял сливу или нет?»

Используя этот прием, мы подходим с ребятами к пониманию основной мысли текста. Ребята учатся слушать друг друга, отстаивать свою точку зрения. Я уверена, что такой прием работы вдумчивого чтения стимулирует обучающихся разного уровня мышления, имеющих различный словарный запас.

 
 Знаю – Хочу узнать – Узнал.  Например, при изучении творчества А.С.Пушкина дети самостоятельно составляют таблицу, что знали о А.С.Пушкине и его произведениях, что узнали нового о писателе, какие его произведения и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

  • Работа с портфолио в разделе «Мои достижения».

12.  Методы и приёмы творческой работы с текстом                              ( инсценирование, книжки- самоделки, лепка и аппликация…)

 13. -17 Посмотрим фото…. Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей.

Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его значение намного шире. У детей формируется умение вступать в диалог, договариваться, находить общее решение, работать в группах, убеждать и уступать, умение контролировать действия партнёра по деятельности. Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. (Реклама мероприятий, раздать)

18.-19 Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье.

Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению. Использую следующие формы работы с родителями:

коллективная (родительское собрание: беседа, дискуссия, лекция, круглый стол; литературный праздник);

групповая (тематическая консультация);

индивидуальная (консультация).

20. Современная школа вынуждена выдвигать требование научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески. На мой взгляд, только творчески подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника.

21. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития.

Задания по методике учителя -  методиста В. Б. Эдигея

Задание 1. Повышенный уровень.  

Поменяй буквы местами так, чтобы получилось слово. СЛОКРЕ -............... ( КРЕСЛО ) ВЯКЧЕР -............... ( ЧЕРВЯК ) УДАПОС -............... ( ПОСУДА ) ЛКИОПИ -............... ( ОПИЛКИ ) СКАКРА -............... ( КРАСКА )

Задание 2. Базовый уровень.  

Поменяй буквы местами так, чтобы получилось слово. БАЖА -............... ( ЖАБА ) САЛИ -............... ( ЛИСА ) ЗАРО -............... ( РОЗА )

Задание 3 . Пропуск буквы в левой половине равенства.

Прочитай слово.   Я... + В... РЬ = ЯНВАРЬ                Л... Ф +... = ЛИФТ

Задание 4. Пропуск букв в обеих половинах равенства.

Прочитай слово. Б... + Г... Ж =... АГА... ( БАГАЖ ) М... РА... =... И +...... Ж ( МИРАЖ)           ... Е... ЛА = М... Т +...... ( МЕТЛА ) М... СК... =... А... +... А ( МАСКА )... ОЛ......... К = П...... Д + НИ... ( ПОЛДНИК )...... ЕЧА = СВ... +...... ( СВЕЧА )... А... КА = Т... Ч +......

Задание 5. Вычитание из последнего слога.

 Прочитай слово. МО + РО + ЗА - А =...................... ( МОРОЗ ) БЕ + СЕ + ДРА - Р =...................... ( БЕСЕДА ) КОМ + НА + ТВА - В =...................... ( КОМНАТА )

Задание 6.Реконструкция слова в составе предложения. Прочитай оба предложения. Определи недостающее второму предложению слово.

Маша живёт недалеко от КОЛЫШ. Недалеко от школы............... Маша. Весна была АННЯЯР. Была ранняя................ Мороз сковал УЛИЖ. Лужи............... мороз. Птицы клевали НАРЁЗ. Клевали............... зёрна.

Задание 7.Прочитай текст.

ОСЕНЬ. УходитЕНЬОС. Часто идут ДИДОЖ. На ЦЕУЛИ дует сильный НЫЙЛОДХО ветер. ТИДЕ играют дома. Выполни математические действия и прочитай слово. СУ + Р + Ж + О - Ж - У - С + СТ = Р... Т

Ответы   ОСЕНЬ. Уходит осень. Часто идут дожди. На улице дует сильный холодный ветер. Дети играют дома. СУ + Р + Ж + О - ЖУ - С + СТ = РОСТ

  Задание 8.  1На керыбал Ратеяб лоишп тиволь уборы.  а Саш ёсн дочуки. Кляо и Алки лизяв тьес. а Саш мойпал тьяп кенуой. Кляо молайпщикале. Алкиу лаппося калиймень косарь. 2 ник Уче реЮ семь тел. ьпер Те арт неикуч. нО ходит в свирепый класс. а Ппа пуилк суны трефопль. маТ жалеть непал, тетрадь, кварьбу. регги Бе хи, арт. чисьУ ошохор ! 3 В селу ляотС кийраж день. горьИ и гейреС пошли в сел. ниО леси доп лет. маТ рыба неть. акойК верьз в стугых ветвях ? аД отэ жырая белка !

Ответы 1 На рыбалке Ребята пошли ловить рыбу. Саша нес удочки. Коля и Алик взяли сеть. Саша поймал пять окуней. Коля поймал лещика. Алику попался маленький карась. 2 Ученик Юре семь лет. Теперь Юра ученик. Он ходит в первый класс. Папа купил сыну портфель. Там лежат пенал, тетрадь, букварь. Берегги их, Юра. Учись хорошо. 3 В лесу Стоял жаркий день. Игорь и Сергей пошли в лес. Они сели под ель. Там была тень. Какой зверь в густых ветвях ? Да это рыжая белка !

При прохождении учебного материала из раздела «Устное народное творчество «Дорогами сказок» предлагаю определить значение слова сказка на основе составления синквейна.

СКАЗКА

1. Имя существительное, выраженное одним словом. 1. Сказка.

2. Описание темы именами прилагательными. 2. Волшебная, бытовая.

3. Описание действия. 3. Фантазировать, рассказывать, сочинять.

4. Фраза, выражающая отношение автора к теме. 4. Сказка – ложь, да в ней намёк.

5. Слово – синоним. 5. Фантазия, выдумка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование читательской компетентности младших школьников Из опыта работы учителя начальных Мажитовой Е.В.

Слайд 2

В начале XXI века дети читают «не то» и «не так» Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе. читательская пассивность детей

Слайд 3

Многие дети при работе с текстом затрудняются Определять тему и главную мысль произведения Делить текст на смысловые части и составлять план пересказа Составлять небольшое монологическое высказывание Содержательно отвечать на вопросы Анализировать и понимать поэтическое произведение Анализировать причины поступков героев

Слайд 4

создание условий для формирования читательской компетентности учащихся начальных классов. ЦЕЛЬ:

Слайд 5

Задачи: Развивать у учащихся потребность в чтении как в источнике дальнейшего личностного совершенствования; Систематизировать социокультурное пространство чтения. Создать базу эффективных методов и приемов по формированию читательской компетентности учащихся. Стимулировать творчество детей.

Слайд 6

Читательская компетентность - совокупность знаний и навыков отбирать, понимать, организовывать информацию интерпретировать информацию давать оценку информации

Слайд 7

Направления работы Формирование навыка чтения; Начитанность; Умение работать с книгой; Разносторонняя работа с текстом; Работа с библиотекой; Работа с родителями; Внеклассные мероприятия.

Слайд 8

Урочная и внеурочная деятельность театрализация, ролевое чтение, «сопереживание», беседа, беседа-"приманка", дискуссия, состязание чтецов; реклама книги; библиотечный час; литературная игра , праздник .

Слайд 9

Литературные игры игры и упражнения по развитию речи; литературные головоломки; игры со словами; литературные викторины; кроссворды.

Слайд 10

Нестандартные уроки Урок – сказка Урок – путешествие (очное и заочное) Урок – КВН Урок – соревнование Урок – исследование Урок – деловая игра, ролевая игра. Урок – лекция Урок – интегрирование Урок – инсценирование Урок - диалог

Слайд 11

Задания творческого характера Составление вопросов и тестов по данному тексту. Творческое пересказывание. Продолжение произведения (придумывание конца). Творческое сочинение. Работа с читательским дневником и тетрадью для чтения. Письмо литературному герою. Письма любимым предметам. Технологии развития критического мышления (Синквейны, чтение с остановками, «Знаю – Хочу узнать – Узнал»). Работа с портфолио в разделе «Мои достижения».

Слайд 12

Методы и приёмы творческой работы с текстом Книжки- самоделки Лепка и аппликация инсценирование интегрирование рассказывание драматизация иллюстрирование Виды Творческих работ

Слайд 13

Интегрированный урок: литературное чтение и изобразительное искусство. Книжка - самоделка

Слайд 14

Урок - сказка

Слайд 15

Инсценирование сказки «Репка»

Слайд 16

Урок - путешествие

Слайд 17

Кукольный театр

Слайд 18

коллективная групповая индивидуальная Работа с родителями

Слайд 19

Работа с родителями

Слайд 20

Внеклассные мероприятия Работа с родителями Работа с библиотекой

Слайд 21

Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование читательской компетентности младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности»

В данном учебном материале  выявляются  оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию  основ читательской компетентности  младших школьников,обобщается ...

Формирование читательской компетентности младших школьников

В данной статье описан опыт работы по формированию читательской компетентности младших школьников.  Работа по ФГОС  в курсе литературного чтения имеет главную цель"воспитание потребности в ч...

Использование практико-ориентированных технологий как средства формирования читательской компетентности младшего школьника (на примере уроков литературного чтения и внеурочной деятельности)

 «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э. Тоффлер       Целью образования в современно...

Презентация "Формирование читательской компетентности младших школьников"

Данная презентация познакомит опытом работы по формированию читательской компетентности младшего школьника....

«Формирование читательской компетентности младших школьников»

Выступление на педагогическом совете. 2014 год. Ноябрь....

Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС

В статье описаны методы и приёмы формирования читательской компетентности младших школьников....