Программа духовно-нравственного воспитания уч-ся 4 класса
статья (4 класс) по теме

Татарова Татьяна Леонидовна

В программе отражены основные цели, задачи, формы работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_duh-nravstv._vospitaniya_4_klass.docx66.76 КБ

Предварительный просмотр:

Городской округ Ревда

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Еврогимназия»

_________________________________________________________

ПРОГРАММА

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО

РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 4 КЛАССА

 

                                                                                                                               Составитель:

Татарова Т.Л.., учитель начальных классов

Ревда, 2015г.

Пояснительная записка

Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  •  ФЗ РФ “Об образовании”№ 273 ФЗ от  23.07.2013.;
  • Областной закон «Об образовании в Свердловской области», от 15. 07.2013г.№78- ОЗ;
  • Стратегия социально-экономического развития Ревдинского района до 2015 года, решение Ревдинской районной думы №275 от 28.11.20002 г.;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего, приказ МНиО РФ № 373 от 6 октября 2009 г. (далее – «ФГОС»);

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее — Концепция);

  • Концепцией воспитательной системы МАОУ гимназия «Еврогимназия»
  • Устав МАОУ гимназия «Еврогимназия».

В соответствии с требованиями ФГОС НОО Концепция и программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования Еврогимназии.

Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, специфики образовательного учреждения,  запросов семей и других субъектов образовательного процесса и подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.

Настоящая программа представлена   разделами:

- «Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования МАОУ «Еврогимназия»»;

- «Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся»

- «Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»

- «Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся»

            - «Календарный план реализации направлений работы на 2015-2016 учебный год»

- «Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»

  Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Цели:

1.Основная педагогическая цель — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

 2.Гуманизация межличностных отношений педагогов и учащихся и других субъектов воспитательного процесса.

Задачи:

В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • формирование нравственного смысла учения;
  • формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
  • принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
  • осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

В области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;
  • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
  • воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • укрепление доверия к другим людям;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
  • формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как основе российского общества;
  • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся для более полного достижения национального воспитательного идеала с учётом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций.

В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования --высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Ценностные установки

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

В Концепции приведена система базовых национальных ценностей. Критерием систематизации и разделения по определённым группам этих ценностей приняты источники нравственности и человечности. Традиционными источниками нравственности являются следующие базовые ценности:

  • патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
  • социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
  • семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
  • труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
  • наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
  • традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
  • природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

•        Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения
к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

•        Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности:
нравственный выбор; жизнь и смысл жизни;

справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

•        Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

•        Формирование ценностного отношения к здоровью и
здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.

•        Воспитание ценностного отношения к природе, окружа
ющей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

•        Воспитание ценностного отношения к прекрасному,
формирование представлений об эстетических идеалах и цен
ностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

 

В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы:

Принцип ориентации на идеал. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы направлена на достижение национального воспитательного идеала.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Их отбор среди огромного количества ценностей (общечеловеческих, религиозных, этнических, общественных, корпоративных) происходит на основе национального воспитательного идеала, который, в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей.

Принцип следования нравственному примеру. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.    

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него.   Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Принцип диалогического общения. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога.

Принцип полисубъектности воспитания Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.  

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, внешкольной, в том числе общественно полезной, деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей.

Кроме того, воспитательная система Еврогимназии  строится на следующих идеях обучения и воспитания:

  1. гуманизации и гуманитаризации;
  2. демократизации жизни и управления школой;
  3. вариативности и свободы выбора каждым ученикам рода занятий, содержания и организационных форм образования;
  4. развивающего и воспитывающего обучения и воспитания, направленного на непрерывный поиск наиболее оптимистичных форм, методов обучения и воспитания;
  5. сотрудничества, неформального общения, сотворчество.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

 

Содержание  духовно-нравственного развития и воспитания

  Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Понимание современных условий и особенностей развития и социализации обучающихся на ступени начального общего образования позволяет конкретизировать содержание общих задач по каждому из основных направлений их духовно-нравственного развития и воспитания.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
  • представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
  • элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
  • уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
  • ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
  • начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение;
  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
  • любовь к образовательному учреждению, своему  городу, народу, России;
  • уважение к защитникам Родины;
  • умение отвечать за свои поступки;
  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

•        первоначальные представления о базовых национальных
российских ценностях;

  • различение хороших и плохих поступков;
  • представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
  • элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  • знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
  • стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
  • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  • элементарные представления об основных профессиях;
  • ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
  • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;
  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  • элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
  • элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
  • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
  • первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
  • первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
  • отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;

•        бережное отношение к растениям и животным.
Воспитание  ценностного  отношения  к  прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • представления о душевной и физической красоте человека;
  • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
  • интерес к занятиям художественным творчеством;
  • стремление к опрятному внешнему виду;
  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

 

Направления  деятельности и формы занятий с обучающимися  

Гражданско-правовое, патриотическое направление

  • получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой — Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации;  
  • ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);
  • ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий);
  • знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам);
  • знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями);
  • участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;
  • получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников);

•        участие во встречах и беседах с выпускниками своей
школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших
собой достойные примеры гражданственности и патриотизма;

  • Формирование устойчивых представлений о необходимости последовательно поддерживать и совершенствовать лучшие традиции образовательного учреждения.
  • Воспитание чувства гордости за принадлежность к коллективу Еврогимназии, готовности отстаивать честь и поддерживать авторитет учебного заведения.
  • Воспитание тех высоких нравственных и профессиональных качеств, которые неразрывно связаны с деятельностью УЧИТЕЛЯ, ПЕДАГОГА, ВОСПИТАТЕЛЯ.
  • Формирование умений и навыков, необходимых для соблюдения принятых в образовательном учреждении традиций, ритуалов, использования символики, атрибутов.
  • опыт по созданию и развитию воспитывающей среды ОУ как фактора успешности обучающихся в различных видах деятельности.

      Информационно-просветительское направление

1.Целенаправленное систематическое просвещение педагогического и ученического коллективов о сущности, содержании воспитательной работы в образовательном учреждении.

2.Систематическое информирование о наиболее интересных, прогрессивных формах организации воспитательной работы в различных образовательных учреждениях.

3.Организация мониторингового отслеживания и определение эффективности воспитательной работы в целях своевременной корректировки, блокирования негативных тенденций и усиления позитивных.

Социальное направление

В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий обучающиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:

  • участвуют в экскурсиях по микрорайону, городу, во время которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий;
  • узнают о профессиях своих родителей  и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;
  • получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий, раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности);
  • приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде);
  • учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов);
  • приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе образовательного учреждения и взаимодействующих с ним учреждений дополнительного образования;
  • приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;
  • участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших

достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

  Спортивно-оздоровительное направление

  • приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью);
  • участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;
  • практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки (на уроках физической культуры, в спортивных секциях школы и внешкольных учреждений, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований);
  • составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;
  • получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений);
  • получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного), психологического, психического и социально-психологического (здоровья семьи и коллектива образовательного учреждения) в ходе бесед с педагогами, психологами, медицинскими работниками образовательного учреждения, родителями ;
  • получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

•        усвоение элементарных представлений об экокультур-
ных ценностях, традициях этического отношения к природе
в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов);

  • получение первоначального опыта эмоционально-чувственно чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок);
  • получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе, экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, подкормка птиц и т. д.);
  • посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций;
  • усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке родителей расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства).

- Общекультурное  направление

  • получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России;
  • ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами );
  • обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве образовательного учреждения и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду; разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах; обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы;
  • обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой;
  • получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках художественного труда и в системе УДО);
  • участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;
  • получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека;

 

Календарный план реализации направлений работы на 2015-2016учебный год

п/п

Мероприятия

Сроки

исполнения

Ответственный

1. Информационно-просветительское

1.

Информационное родительское собрание для родителей Тема: «Подготовка ребенка к школе»

август

Кл. руководитель

2.

Информационное родительское собрание для родителей учащихся

Тема: «Организация образовательного процесса в Еврогимназии. Планирование внеурочной деятельности класса 2015-16уч. год»

сентябрь

Кл. руководитель

3.

Оформление классного уголка

сентябрь

Кл. руководитель, родительский комитет

4.

Родительское собрание-круглый стол.

Тема: «Исследовательские проекты в начальной школе»

Октябрь

Кл. руководитель

5.

Индивидуальные собеседования с родителями учащихся по итогам проведения входных контрольных работ.

1-я неделя октября

Кл. руководитель

6.

День открытых дверей для родителей учащихся.

1 раз в полугодие

Кл. руководитель

7

Мониторинг уровня воспитанности учащихся.

Сентябрь-октябрь

май

Кл. руководитель

8.

Индивидуальные встречи и консультации с родителями

Ежемесячно

(2 неделя)

Кл. руководитель

10.

Родительское собрание-конференция. Тема: «Итоги первого полугодия четвёртого класса»

декабрь

Кл. руководитель, учащиеся, родители

11.

Выпуск праздничных номеров газеты к Новому году.

декабрь

Кл. рукодитель, учащиеся, родители

12.

Родительское собрание - практикум

Тема: Знаете ли вы своего ребенка?

февраль

Кл. руководитель, психолог

13.

Размещение информации о жизни класса на сайте

  ежемесячно

Кл. руководитель, родители.

14.

Подготовка информационно-просветительских и методических материалов по тематике воспитательной работы для родителей.

ежемесячно

Кл. руководитель

15.

Родительское собрание – встреча с психологом. Тема: «Как общаться со своим ребенком?»

март

Кл. руководитель, психолог

16.

Праздник «Парад школьных наук»

май

Кл. руководитель

17.

Родительское собрание.

Тема: «Организация летнего отдыха детей. Перспективы обучения в 5 классе».

май

Кл. руководитель

2. Адаптационное

1.

Формирование основ безопасного поведения в гимназии и на улице

сентябрь-октябрь

Кл. руководитель

2.

Организация перемен (музыкальные флеш-моб)

сентябрь

Кл. руководитель

3.

Организация комфортных эргономических условий в классе (учебная зона, игровая, хозяйственная)

Сентябрь. октябрь

Кл. руководитель, родители уч-ся

4.

Оформление классного уголка для субъектов образовательного процесса

ежемесячно

Кл. руководитель, родители об-ся

5.

Организация встреч с родителями

весь период

Кл. руководитель

6.

Родительское собрание на тему: «Адаптация учащихся 4 класса к школьной жизни»

сентябрь

Кл. руководитель, администрация

7.

Выборы родительского актива. Заседание родительского комитета класса.

Сентябрь,

Ежемесячно

 (3-й четверг)

Председатель родительского комитета

8.

Введение поручений (староста, дежурный по классу, дежурные по этажу и др.)

октябрь

Кл. руководитель

11.

Организация спортивно-массовых мероприятий для сплочения родительско-детского коллектива-поход класса на «Оленьи ручьи»

сентябрь

Кл. руководитель, родители об-ся

12

Организация спортивно-массовых мероприятий для сплочения родительско-детского коллектива - Турслет

сентябрь

Кл. руководитель, администрация

13

Организация помощи в учебной деятельности учащимся

в течение года

Кл. руководитель

14

Индивидуальная работа с учащимися, беседы с преподавателями по вопросам принятия и выполнения правил и норм школьной жизни

в течение года

Кл. руководитель, администрация

3.Спортивно-оздоровительное

1.

Организация и проведение спортивно-массовых мероприятий

- Веселые старты

- «Папа, мама, я – спортивная семья»

- Поход на лыжах

- Выезд на турбазу

- Катание с гор

- Участие в спартакиаде гимназии

в течение года

ноябрь

февраль

январь-март

по графику

Кл. руководитель

4.Учебно-социальное направление

1.

Экскурсии в природу:

- осенняя

-зимняя

- весенняя

- поездка в Екатеринбургский зоопарк

Сентябрь

Декабрь

Апрель

май

Кл. руководитель

2.

Проведение  сезонных праздников:

- праздник осени

- День Земли (экологическая игра)

Октябрь

апрель

3

Изготовление праздничных открыток к 23 феврали и 8 марта для ветеранов.Проведение санитарно-просветительской работы в образовательном учреждении

- беседы по ознакомлению с санитарно-гигиеническими правилами

- проведение генеральных уборок класса

весь период

последний день четверти

Кл. руководитель, администрация, медицинский работник

4.

Организация трудовой деятельности учащихся по поддержанию чистоты и сохранности инвентаря в учебных кабинетах

два раза в месяц

Кл. руководитель, администрация

5.

Организация дежурства на этаже, в классе

С октября

Кл. руководитель

6.

Принятие административно-воспитательных мер к учащимся, нарушающим Правила внутреннего распорядка

весь период

Кл. руководитель

4. Гражданско-правовое, патриотическое

1.

Всероссийский массовый забег «Кросс наций»

Сентябрь

Кл. руководитель, родители

3.

Поход класса в музей образования (детский клуб «Ровесник»

октябрь

Кл. руководитель, родители

4.

Беседа с презентацией «4 ноября – День Единства»

Ноябрь

Кл. руководитель

5.

Подготовка выставки рисунков и фотографий, посвященной дню матери

ноябрь

Кл. руководитель, родители

6.

Подготовка выставки рисунков и фотографий, посвященной дню защитника Отечества

февраль

Кл. руководитель, родители

7.

Смотр строя и формы российских войск

    февраль

Кл. руководитель, родители

8.

Всероссийский старт «Лыжня России»

февраль

Кл. руководитель, родители

9.

Конкурс стихов об армии

январь-февраль

Кл. руководитель, родители

10

 Просмотр кинофильма ко Дню Победы и организация беседы

май

Кл. руководитель, родители

11

Организация экскурсии по городу для учащихся «Город, который умеет помнить…»

май

Кл. руководитель, родители

5. Общекультурное

1.

Организация и проведение традиционных мероприятий образовательного учреждения

в течение года по отдельному плану

Кл. руководитель, родители

2.

Торжественная линейка, праздник посвященная началу учебного года.  

1 сентября

Кл. руководитель, родители, администрация

3.

Конкурс рисунков «Очарование Урала»

Октябрь

Кл.руководитель, родители

4

Участие в конкурсах чтецов «Осень золотая»

Октябрь

Кл.руководитель, родители

5.

Поездка в театр «Каляда» г. Екатеринбурга

Ноябрь

Кл.руководитель, родители

6.

Неделя гимназиста (участие в конкурсах чтецов, рисунков, викторине)

Ноябрь

Кл. руководитель

7.

Участие в гимназическом празднике «Посвящение в гимназисты»

Ноябрь

Кл. руководитель, родители

8.

Городские конкурсы:

- «Подарок для мамы»

- Конкурс чтецов, посвященный Всесоюзному Дню детства

ноябрь

Кл. руководитель, родители

Конкурсно-концертная программа, посвященная Дню Матери

ноябрь

Кл. руководитель, родители

9.

Поход в кинотеатр « Атом»

ноябрь

Кл. руководитель, родители

10.

Новогодние мероприятия в гимназии. Изготовление новогодних украшений, открыток, подарков

декабрь

Кл. руководитель, родители

11.

Конкурс стихов о Новом годе

декабрь

Кл. руководитель

12.

Праздничная новогодняя программа «У елки»

23-26 декабря

Кл. руководитель, родители

13.

Поездка в театр оперы и балета на балет «Белоснежка и семь гномов»

27 декабря

Кл. руководитель, родители

14.

Изготовление праздничных открыток к 23 феврали и 8 марта.

Февраль, март

 Кл.руководитель

15.

Выставка фото-портретов «Милой мамочки портрет»

 март

Кл. руководитель

16

Конкурсно-концертная программа, посвященная 8 Марта

март

Кл. руководитель, родители

17.

Участие в конкурсе «Лучшая классная семья – 2013-14уч.год»

апрель

Кл. руководитель, родители

18.

Прием директором лучших учеников

май

администрация

19.

Фестиваль творчества

в течение года

Кл. руководитель, родители

20.

Гала-концерт фестиваля творчества «Созвездие талантов»

апрель

Кл. руководитель, родители

21.

Мероприятия, посвященные международному Дню защиты детей

1 июня

Кл. руководитель, родители

6. Традиционно-символическое

1.

Участие в разработке символики класса

Сентябрь-октябрь

Кл. руководитель, родители

2.

Знакомство с Гимном Еврогимназии.

Октябрь

Кл. руководитель

3.

Беседа с презентацией «Символы России»

Октябрь-ноябрь

Кл.руководитель

4.

Проведение конкурса на эмблему класса

октябрь

Кл. руководитель, родители

5.

Продолжение   «Летописи класса».

Ноябрь, май

Кл. руководитель, родители

6.

Проведение традиционных встреч директора с активом родителей

В течение года

Кл. руководитель, родители

  1. Научно-исследовательское

1

Экскурсия по городу.

Сентябрь

Кл.руководитель

2

Научное общество учащихся начальных классов «Я-исследователь».

1 час в неделю

Кл.руководитель

3

Подготовка и просмотр презентации «Труд наших родных»

Ноябрь

Кл.руководитель

4

Участие в интеллектуальных соревнованиях разного уровней

В течение года

Кл.руководитель

5

Экскурсия «Здесь работает моя мама (мой папа)»

По согласованию с родителями

Кл. руководитель, родители

Планируемые результаты духовно-нравственного развития

и воспитания обучающихся  

В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

  • воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
  • эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование идентичности и т. д.).

При этом учитывается, что достижение эффекта становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося. Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся распределяются по трём уровням:

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Т.о, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • уважительное отношение к традиционным религиям;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • ценностное отношение к природе;
  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

•        личный опыт участия в экологических инициативах,
проектах.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Примерные результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

  • имеют рекомендательный характер и могут уточняться образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся;
  • являются ориентировочной основой для проведения неперсонифицированных оценок образовательной деятельности образовательных учреждений в части духовно-нравственного развития и воспитания, осуществляемых в форме аккредитационных экспертиз (при проведении государственной аккредитации образовательных учреждений) и в форме мониторинговых исследований.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...

ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6  II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...

Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно – нравственного  развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание  ответственного, инициативного и компетентного граждан...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся MБОУ «Лицей №121» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного станд...

Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся 3 класса

Программа используется для внеурочной деятельности в 3 классе....

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся "Семь-Я"

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «Семь-Я» на ступени начального общего образования  направлена на приобщение обучающихся  к ценностям семьи, своей этнической...