Главные вкладки

    Взаимодействие семьи и школы как средство успешного развития внутришкольной социальной среды.
    статья на тему

                      Одним из условий   успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся является эффективное сотрудничество учителя и родителей обучающихся.

                      Актуальность данной проблемы обусловлена обострением социальных проблем современной семьи, в результате чего наблюдается тенденция снижения внимания родителей к воспитанию детей и сокращение времени на общение с ними.

    Цель работы:

    Разработать  эффективную  систему взаимодействия семьи и школы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon goncharova.zip.doc47.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Взаимодействие семьи и школы

    как средство успешного развития внутришкольной социальной среды

                      Одним из условий   успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся является эффективное сотрудничество учителя и родителей обучающихся.

                      Актуальность данной проблемы обусловлена обострением социальных проблем современной семьи, в результате чего наблюдается тенденция снижения внимания родителей к воспитанию детей и сокращение времени на общение с ними.

    Цель работы:

    Разработать  эффективную  систему взаимодействия семьи и школы.

                      Как показывает современная педагогическая практика, наиболее эффективным является сотруднический тип взаимодействия, предполагающий совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач. Основой  сотрудничества школы и семьи является общая  цель создания благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей.

                      Эта цель направлена на решение общих задач воспитания:

    • обеспечение качественного образования учащихся;
    • формирование нравственности и культуры поведения  учащихся;
    • формирование потребности в здоровом образе жизни.

                       Решая данные задачи, работу с родителями я строю по следующим направлениям:

    • изучение семей учащихся;
    • психолого-педагогическое просвещение  родителей, ориентированное  на обсуждение актуальных и значимых проблем;
    • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

                        Для изучения семей учащихся использую разнообразный диагностический материал:

    • тесты, анкеты, опросники,
    • методики, направленные на изучение микроклимата в семье,
    • рисуночные диагностики, которые позволяют корректировать взаимоотношения детей и родителей.

                        Планируя работу с родителями, большое внимание уделяю психолого-педагогическому просвещению. Как правило, это теоретико-практическое обучение родителей, для которого наиболее удобны следующие формы работы:

    • лекции по педагогике, психологии, праву, этике, физиологии и гигиене;
    • тематические консультации;
    • тренинги;
    • родительские собрания.

                       Из групповых форм работы, проводимых с родителями, считаю наиболее эффективными родительские собрания. Эффект был достигнут в результате изменения методики их проведения. Самым действенным, на мой взгляд, является применение технологий интерактивного обучения, которые я использую в своей педагогической практике восьмой год.

        Учитель и родитель - часть одной команды; мы работаем над достижением общей цели, практически все оказываемся вовлеченными в процесс познания, каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

                      В своей работе использую разнообразные интерактивные методы обучения:

    • работа в малых группах,
    • письменные дебаты,
    • мозговой штурм,
    • мультимедийные презентации,
    •  ролевая игра,
    •  групповая дискуссия,
    •  музей.  

       Очевидна и  эффективность такой работы:

    • родители сами определяют свой вклад в работу,
    • целое всегда больше, чем сумма частей,
    • доброжелательная, спокойная атмосфера,
    • сотрудничество поощряет взаимную вежливость.

                       Использование активных методов обучения позволяет легко вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс.

        С большим удовольствием родители принимают участие в подготовке и проведении таких мероприятий, как  научно-практическая конференция «Первые шаги», открытые уроки-праздники («Праздник числа», «Прощание с азбукой», «В гостях у сказки!»), конкурсные праздничные программы («Рыцарский турнир», «Конкурс карнавального костюма», «Для вас, любимые», «Прощание с начальной школьной»),  спортивные праздники, классные часы («В мире профессий», «Наши защитники»).

       Участие  родителей в досуговой деятельности играет огромную роль в укреплении семьи.

       Привлекая родителей к участию в воспитательной работе класса, я обращаю серьёзное внимание на поощрение самых активных (благодарственные письма, грамоты, медали).

                        Для анализа результативности осуществляемой работы с родителями  систематически провожу мониторинги, с использованием различного диагностического материала: анкеты, тесты, наблюдения; обратная связь в конце каждой встречи, собственная рефлексия, с целью изучения эффективности и актуальности проводимой работы.

                        Результаты текущего и итогового мониторинга в конце каждого учебного года позволяют оценить эффективность работы с родителями.

      Явка на  родительские собрания и внеклассные мероприятия практически составляет 100%, многие родители приходят в школу семейными парами.

     Анкетирование родителей выпуска 2011 года показало, что до поступления ребёнка в школу знания по проблемам воспитания имели лишь 35% родителей, а в конце четвёртого года обучения показатель увеличился  до 97%.

      Уровень воспитанности учащихся так же имеет положительную динамику: если в  первом классе средний балл был равен 4, то к концу четвёртого – 4,8.

                         Вывод: Проводимая работа с родителями  формирует  у них правильное представление о своей роли в воспитании ребёнка и  необходимости участия в учебно-воспитательном процессе класса и школы.

    Из опыта работы учителя начальных классов Гончаровой Н.В.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сотрудничество семьи и школы, как средство успешного воспитания детей младшего школьного возраста

    Данная статья содержит материал в котором отражены формы взаимодействия классного руководителя с семьей обучающихся воспитанников для успешного воспитания детей....

    Сотрудничество семьи и школы как фактор успешного обучения и воспитания детей.

    доклад на районном объединении учителей начальных классов...

    Взаимодействие семьи и школы как средство успешного развития внутришкольной социальной среды.

                    Одним из условий   успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся является эффективное сотрудничество учителя и...

    Взаимодействие семьи и школы как основное средство сохранения и развития традиций семейного воспитания.

    1-2 декабря 2015 года в Южно-Сахалинске состоялась областная научно-практическая конференция «V Сахалинские Рождественские образовательные чтения: Традиции и новации: культура, общество, личность». Ко...

    «Взаимодействие семьи и школы, как наиболее эффективный способ организации медиабезопасности детей».

    Родительское собрание посвящено важной проблеме на сегодняшний день - безопасность детей в сети Интернет. Рассматривается роль родителей (официальных представителей), пути решения этой проблемы....

    Статья "Взаимодействие семьи и школы, как условие всестороннего развития личности ребенка".

    Без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать всесторонне развитую личность....

    Взаимодействие семьи и школы, как одно из средств создания благоприятных условий для обучающихся.

    В данной статье рассматриваются  вопросы о том, как сделать обучение детей в школьных условия наиболее благоприятным при взаимном содействии родителей и школы....