Программа внеурочной деятельности по патриотическому направлению «НРАВЫ НАРОДОВ РОССИИ»
методическая разработка (4 класс) на тему

Трофимова Светлана Владимировна
Данная   программа  предназначена  для  учителей, работающих в 4 классах по модулю «Светская  этика» учебного курса ОРКСЭ как возможность расширения воспитательного пространства для реализации задач курса. 
Тенденции развития современной России предъявляют  новые  требования  к воспитанию и образованию ее будущих граждан,  выражающиеся в национальном воспитательном идеале: «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Программа   направлена  на  установление  взаимопонимания, согласия, человечности, доброжелательных  отношений  между  детьми.  У  обучающихся  воспитывается  потребность  в  соотнесении  своих поступков с нравственными ценностями Отечества.  Данная программа    предполагает  приобщение  родителей  и  детей  к  совместной  деятельности, которая  благотворно  влияет  на  внутреннюю  атмосферу  семьи.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел  образования муниципального  образования

«Макаровский  городской  округ»

МБОУ  «Начальная  общеобразовательная школаг. Макарова»

Сахалинской  области

УТВЕРЖДАЮ

 «___»_________» 2015 г

Программа внеурочной деятельности

по патриотическому направлению

«НРАВЫ  НАРОДОВ  РОССИИ»

Срок реализации 1 год

Возраст  детей:  9 -10 лет

Разработчик:

Трофимова  Светлана Владимировна,

учитель  начальных  классов

высшей категории

г. Макаров

2015 -16

Пояснительная записка.

C:\Users\PK\Desktop\p44_book5.jpg

Программа взаимодействия по реализации внеурочной деятельности для детей, изучающих модуль «Основы религиозной культуры и светской этики», разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования.

Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.

Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью всегда являлся патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

Актуальность

программы

Определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных исторически сложившейся православной культурой нашего народа.

Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в младшем школьном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

Обращение образовательного процесса к религиозно-познавательному содержанию обусловлено целым рядом причин, связанных с изменением государственно-церковных отношений, ростом авторитета Русской православной церкви, повышением в обществе интереса к истории и культуре религии.

Таким образом, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Программа внеурочной деятельности предполагает создание условий для закрепления и расширения знаний обучающихся, полученных  в процессе учебной деятельности, путем  вовлечения их во внеурочную коллективно-творческуюдеятельность. Коллективно-творческая  деятельность реализуются через взаимодействие обучающихся в  образовательном  учреждении,  изучающих предмет «Основы религиозной культуры и светской этики».

В основе реализации   программы лежит системно — деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного наследия.

В программе учтены особенности модулей, изучаемых в  образовательном  учреждении. Программа представляет собой совокупность различных видов деятельности, предполагает обмен опытом работы, закрепление, полученных в ходе образовательного процесса ЗУНов и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.

В рамках программы светская и религиозная этика не противопоставляются, а рассматриваются в контексте взаимодополнения  через нахождение точек взаимодействия, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку и т.п.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников предполагает безусловное взаимопонимание и сотрудничество с родителями детей: установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований в процессе преподавания и изучения выбранного модуля данного курса.

Новизна

программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России черезстремление познания православной культуры, осмысление смысла жизни, возрождение православных обычаев и традиций русского народа. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств, духовно-нравственного и этического сознания школьника младшего школьного возраста.

Цель

программы:

Создание психолого-педагогических условий для формирования  у детей мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также терпимости к представителям других культур и мировоззрений.

Задачи:

  1. Утверждение национально – патриотических ценностей, привитие чувств уважения и любви к культуре, природе, истории России, традициям и обычаям народов России, желания их сохранять, возрождать и умножать.
  2. Воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений.
  3. Формирование  у детей целостной системы знаний о традициях различных религиозных культур,светским праздникам, особенностям их проведения;
  4. Духовно-нравственное развитие детей через формирование уваженияк внутреннему миру каждого человека, к высшим духовным ценностям человека;
  5. Развитие  творческой  компетенции  обучающихся.

Формы работы:

  • Мероприятия, посвящённые важным  датам;
  • Развивающие  и  ролевые игры;
  • Мастер – классы;
  • Классные часы;
  • Беседы, викторины;
  • Коллективные творческие дела, элементы исследовательской деятельности;
  • Акции;
  • Смотры-конкурсы, выставки;
  • Экскурсии;
  • Творческие  мастерские;

Содержание  программы внеурочной деятельности 

Ориентировано на достижение метапредметных, личностных результатов обучающимися, развитие    творческих, коммуникативных способностей, формирование духовно-нравственных ценностей, культуры  здорового  образа  жизни.

Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у школьников интерес к культурному наследию православного русского народа, внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.          

Программа предполагает связь с такими учебными предметами, как литература, окружающий мир, музыка, технология, изобразительное искусство.

Предполагаемые результаты

 

1.Приобретение младшими школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: приобретение школьниками знаний  об этике и эстетике повседневной  жизни человека; о принятиях в обществе  нормах отношения к природе, к памятникам истории, природы и культуры, к людям других поколений; о русских народных играх, о правилах конструктивной групповой  работы; об основах решения проектных задач, организации коллективной  творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о логике и правилах проведения  научного исследования; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания  в природе; способы решения нестандартных задач.

2.Формирование  позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной  реальности в целом: развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, людям иной этнической или культурной принадлежности, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

3.Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: младший школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного  выступления по проблемным вопросам;  опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;  опыт работы в команде. 

Обучение детей должно быть направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Личностные результаты
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества

Предметные результаты
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- осознание ценности человеческой жизни.

Контроль и оценка результатов освоения программы

Уровень освоения программы и приобретённые компетенции оцениваются по полученным результатам творческих конкурсов, массовых праздников и творческих мастерских. Из творческих работ и других материалов, созданными детьми в рамках обучения по программе, формируется «банк творческих работ» и персональные «портфолио» обучающихся.

Подобная организация контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию мотивации, ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

Содержание программы

внеурочной деятельности «Нравы народов России»

 Добрый  человек  не  тот,

кто  умеет  делать  добро,

а тот,  кто  не  умеет  делать  зла.

В.О. Ключевский

Этика   изучает  мораль.  Слово  «мораль» возникло  в  Древнем  Риме  и  означает  «привычки»,  «обычаи»,  «правила  поведения». Всё  вместе  это  можно  назвать  «нравы».  От  которого  в  русском  языке  произошло  слово  «нравственность».

Программа состоит из 3 этапов:

1 этап – подготовительный (сентябрь)

  •  Определение  основных  направлений  сотрудничества:
  • - изучение существующей практики взаимодействия педагогов общеобразовательного учреждения, образовательных учреждений муниципального  и регионального уровней по реализации внеурочной деятельности курса ОРКСЭ;
  • - подбор методических материалов, рекомендаций по курсу;
  •  - обмен имеющимся материалом  с педагогами на школьном и муниципальном уровнях через ШМО, РМО

2 этап – основной (октябрь  – апрель)

Состоит из  мероприятий разного уровня. Подготовка детей к участию в данных мероприятиях осуществляется в классе на базе ОУ. Обучающиеся выполняют «домашние задания», проводят творческие конкурсы, выходят на экскурсии, работают втворческих  группах под  руководством педагога  и   т.д.

Участие в мероприятиях позволяет обучающимся получить эмоциональную и содержательную поддержку родителей  и  классного  руководителя, создает эффект включенности в общее дело.

Основная задача – получение индивидуального образовательного результата каждым обучающимся, т.е. «ПОРТФОЛИО» ребенка

Основные мероприятия по реализации программы

Тема

Срок

пров-я

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Развивающая  игра «Золотое  правило  нравственности».

Ролевая  игра «Какого  человека  мы  назовём  гражданином?»

Экскурсия в  православный храм

Классный  час «Школьная  и классная  символика»

КТД. «Роль защитников Отечества»

Игра – викторина «С  Рождеством Христовым»

КТД. «Школа – наш дом». Зимняя  фантазия – украсим  наш  двор (снежные фигуры)

Творческая мастерская «Новогодняя игрушка»

Конкурс  литературного  творчества  «По  праву  памяти»

Конкурс творческих работ  «Россия, человек и природа, семья»:

  • Конкурс  рисунков «Семейный герб»
  • Викторина «Россия – наша  Родина»
  • Проект «Образ русского богатыря»
  • КТД. «Радости масленицы. Прощёное  воскресенье».
  • Конкурс  стенгазет  «Из чего  ты  сплетёшь свою жизнь?»
  • Родительское  собрание «Род  и  семья – исток  нравственных  отношений  в  истории   человечества».
  • Акция «Подарок  своими  руками»
  • Конкурс  рисунков «Зимние  радости.  Святки».  
  • Конкурс  сочинений «Моя семья»
  • КТД  «Из истории праздника»
  • КТД. «Добро  спасёт  мир». Акция «Кормушки  для  зимующих  птиц».

Развивающая  игра  «Давай  дружить».

«Шкатулка  добрых  дел» - «За  что  я  отвечаю?»

Праздник  «Рождество Христово»

Мастер – классы:

  • «Пасхальный сувенир»
  • Экологическая  мастерская «Умелые  руки» (из пластмассовых  бутылок)
  • Акция «Подарок  для  ветерана»

Конкурс  творческих  работ «В  семье  единой»

В  течение года

Формирование уважительного отношения к культуре российского  народа, воспитания чувства гордости за свою Родину.

Формирование коммуникативной компетентности, позволяющей ребенку получить навык взаимодействия со сверстниками в процессе творческой деятельности.

Проявление уважительного, заботливого отношения к родной природе, к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, общества и бережного отношенияк  духовным ценностям.

3 этап – аналитический  (май)

  • Мониторинг эффективности реализации  программы;
  • Проведение методического семинара «Результативность взаимодействия в организации внеурочной деятельности, для изучающих курс ОРКСЭ» в рамках школьного методического объединения.
  • Анализ  результатов;
  • Подведение итогов участия ОУ в реализации программы взаимодействия;
  • Определение перспектив  развития  программы.

Список  литературы:

  1. А.Я. Данилюк Основы религиозных культур и светской этики: программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы – М.: Просвещение, 2011
  2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 8 июля 2011 г. N МД-883/03 «О направлении методических материалов  ОРКСЭ»
  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего    образования

5. Гражданское образование в российской школе. – М.: Астрель, 2003. – 605 с.

6. Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.

7. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. – М.: Росвоенцентр, 2003. – 25 с.

8. Суколенов И.В. Теория и практика патриотического воспитания учащихся в современных условиях. – Курган: КУ, 2006. – 177 с.

9. Адаптированные материалы Интернет – ресурсов:

http://easyen.ru/load/orkseh/svetskaja_ehtika/316

http://www.uchportal.ru/load/272-1-0-38448

https://portalpedagoga.ru/?yclid=1774187274985802819


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Нравственно-патриотическое направление «Моя малая Родина» 2 класс .

       «Краеведение – это радость подробного узнавания  жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков....

Рабочая программа внеурочной деятельности военно - патриотическое направление «Я – гражданин России» для _1-4 классов

Рабочая программа  внеурочной деятельности военно - патриотическое  направление  «Я – гражданин России» для _1-4 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности (гражданско-патриотическое направление) курса «Севастополеведение» в начальной школе «Страницы истории Севастополя от основания до настоящего времени» (для 3 класса)

Рабочая программа внеурочной деятельности (гражданско-патриотическое направление)курса «Севастополеведение» в начальной школе«Страницы истории Севастополя от основания до настоящего времени»(для 3 кла...

Программа внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию " Я - Патриот"

Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, се...

Программа внеурочной деятельности гражданско - патриотического направления "Клуб путешественников"

Программа внеурочной деятельности"Клуб путешественников" направлена на формирование  гражданской позиции через изучение  прошлого и настоящего, обычаев, традиций и  уклада...

Рабочая программа внеурочной деятельности гражданско-патриотического направления «Моя малая родина»

Модернизация в обществе и соответственно в образовании, влечет за собой изменение стандарта знаний, составной частью которого является знание истории своей Малой Родины. Так основ­ными направления...