Кто такие муравьи?
план-конспект урока на тему

Фёдорова Галина Георгиевна

Внеклассное занятие по теме: "Кто такие муравьи?

Цели:

1Развивать память, логическое мышление, любовь к учебе, интерес к жизни насекомых, желание работать с дополнительным материалом.

2 Воспитывать любовь к природе, умение наблюдать за ее изменениями, умение охранять природу. Расширить и углубить имеющиеся знания о жизни муравьев.

3Ознакомить с правилами, способами построения ограды для муравейников. Ознакомить детей с деятельностью некоторых видов муравьёв.

Оборудование: ноутбук, плакат с изображением муравейника и муравейника в разрезе, иллюстрации о жизни муравьев, карточки, плакат о пользе муравьев.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

 

- Сегодня мы с вами поговорим о муравьях и узнаем очень много интересного о жизни этих проворных и неутомимых насекомых.

- Ребята кто из вас видел живого муравья? Давайте вспомним, как он выглядит. Напишем его портрет.

- Начнем с того, какого он цвета? (черные, коричневые)

- Верно, но есть еще и красные, и желтые, и даже полосатые муравьи?

- А сколько ног у муравья? (6, как у всех насекомых)

- Давайте опишем его голову.

Голова подвижная, с сильно развитыми грызущими челюстями. На голове - глаза и усики.

- А какое туловище у муравья?

Туловище как бы разделено на 2 части. К первой части прикреплены ноги, а второй является брюшко, на конце которого находится жало, которое выбрызгивает яд.

- А как вы думаете, опасен ли этот яд для человека? (нет, он смертелен только для насекомых.)

- Вот мы написали портрет муравья, теперь давайте посмотрим, что у нас получилось.

Показ слайда 1

- Ребята, а где живут муравьи? (В муравейнике)

- Кто видел муравейники? Как он выглядит? (Это большая, куполообразная куча из хвои, веточек, черенков листьев, с множеством ходов и выходов).

- Верно, а вы знаете, как построен муравейник внутри?

Давайте рассмотрим его строение

Показ слайда 2

- В верхней части муравейника живут и несут свою службу муравьи-солдаты.

- Кто-нибудь знает, чем они занимаются?

СООБЩЕНИЕ 1 УЧЕНИКА: Муравьи-солдаты охраняют все входы и выходы в муравейнике. У них очень большая голова и очень сильные челюсти, и сами они крупнее обычных муравьев. Своей головой они закрывают вход в муравейник. Возвращающийся рабочий муравей, подходит к закрытому входу, стучит усиками по голове солдата, который после этого знака впускает муравья. Это очень сильные муравьи, если на муравейник нападают враги, они первые встречают их и часто с позором прогоняют.

ПОКАЗ СЛАЙДА 3

- Немного глубже живут муравьи фуражиры. Рядом с ними живут муравьи-рабочие, которые занимаются постройкой и ремонтом муравейников.

- Ребята, кто из вас наблюдал за жизнью муравейника?

- Что делают муравьи на поверхности муравейника? (Они вытаскивают из муравейника хвою, веточки, другие тянут внутрь точно такие же).

- А зачем они это делают? (Эта работа препятствует образованию плесени).

- Посмотрим, как устроен муравейник дальше.

В самом центре муравейника живет муравьиная царица. Она откладывает яйца. А вокруг нее живут муравьи-няньки.

-Чем они занимаются?

ПОКАЗ СЛАЙДА 4

СООБЩЕНИЕ 2 УЧЕНИКАМуравьи-няньки ухаживают за “царицей”. Они следят за ее чистотой, а так же берегут яйца и личинки. Они постоянно переносят их в сухие места с нужной температурой. Когда личинки вырастают, они начинают подавать сигналы “выпустите меня”, муравьи-няньки бросаются к ним, разрывают коконы и выпускают молодых муравьев наружу.

ПОКАЗ  СЛАЙДА5

- Но муравейник не оканчивается в муравьиной куче. У него еще тысячи ходов под землей. Эти ходы заканчиваются широкими полостями. Они используются как место свалки, в других развивается молодежь, а в третьи служат местом зимовки муравьев, температура в которых не опускается зимой ниже +5 градусов. И когда наверху бушуют сильные морозы, муравьям не страшно и не холодно в своем убежище.

- Вот видите, какой многоэтажный дом-крепость выстраивают себе муравьи. Так его долго и трудно строить и так легко некоторым людям сломать его. Подошел кто-нибудь, просто так пнул ногой муравейник или расковырял его палкой, что бы посмотреть, как начнет бегать и сердится муравьиный народ. А представьте себе, какое горе для муравьиного народа, ведь гибнет целое государство. В одном муравейнике живет несколько миллионов муравьев-санитаров леса. И даже муравьи-солдаты стойкие защитники муравейника не помогут здесь. Ведь бессильны они против злого человека. Не очень уж страшны человеку их муравьиные челюсти и не действует на человека, муравьиный яд.

- РАБОТА С ПЛАКАТОМ:

За один час муравьи уничтожают более 100 тысяч тлей и 2тысячи гусениц.

Ребята, а вы знаете, какую пользу приносят муравьи?

За один день одна муравьиная семья уничтожает 1кг гусениц.

За один месяц - 1млн. гусениц.

- Поэтому под охрану муравейники взяло государство в 1973 г.

- Ребята, а вы знаете, как охранять муравейники? (Нужно строить ограды)

- Правильно. Ребята, летом вы все поедете в лагерь, на дачу, в деревню. Постарайтесь помочь муравьям. Постройте вокруг муравейников ограду. И тогда вы спасёте весь окружающий лес.

Но чтобы строить ограду для муравейников, надо знать несколько правил.

1. Колья ограды должны отставлять от основания муравейника не менее чем на полметра.

2. Высота ограды должна быть выше уровня муравейника.

3. Жерди не должны соприкасаться с куполом муравейника или нависать над ним. Иначе дождевая вода будет стекать и погубит его.

- Ну а теперь, ребята, давайте поговорим о разновидности муравьёв.

- Как вы думаете, все ли муравьи одинаковы? (Нет).

- Верно, по всей земле проживает очень много видов муравьев, и бывают они не только разных цветов, но и разных размеров.

СООБЩЕНИЕ 3 УЧЕНИКА: Самые большие муравьи живут на берегах реки Конго в Африке. Их длина равна 3см. А самые маленькие муравьи умудряются строить муравейники в грибах.

- Ребята, а как вы думаете, чем питаются муравьи?

СООБЩЕНИЕ 4УЧЕНИКАМуравьи питаются тлей, мелкими насекомыми, соком растений, семенами, грибами, очень любят сладкое.

- Муравьи, по праву, считаются самыми умными насекомыми. Они способны всю жизнь учиться, а попав в неожиданную ситуацию, умеют принять разумное решение. Есть среди муравьев так же, как и среди людей, лентяи. Утром они выбегают из муравейника припадают к земле, складывают на голове усики и стоят так много часов, не шевелясь. От таких муравьёв очень мало пользы. Но основная масса муравьев ответственные труженики. Особенно старательны муравьи - фуражиры – собиратели пищи. Они обладают очень хорошей памятью.

- В доме муравьи всё делают сообща, но на охотничьем участке помогать у многих видов не полагается. Только среди лесных муравьев есть виды, которые охотятся сообща.

- Знаете, ребята, у многих видов муравьев, оказывается, есть множество профессий. Например: муравьи-плотники, грибоводы, хранители мёда.

О некоторых из них я сейчас расскажу.

Муравьи-плотники.

Крупные, тускло-чёрные насекомые, прогрызающие ходы в древесине отмерших деревьев, на поиски пищи выходят, как правило, по ночам, хотя в домах питаются и в дневное время.

Муравьи - грибоводы.

Красноватые муравьи средней величины. Они строят куполообразные гнёзда диаметром примерно 30 см. Пережёвывая листья, они превращают их в кашицу, а потом выращивают на ней определённые виды грибов и питаются ими. Приносят огромный вред, т.к. за ночь могут лишить дерево листьев.

Муравьи-хранители мёда.

Брюшко у них чёрное, а голова желтоватая или коричневая. Обитая в жарких и сухих местах, они выработали способность накапливать в благоприятный сезон сладкие соки.

- А теперь давайте проверим, кто из вас внимательно слушал.

Викторина.2 группы.

1. Почему муравья можно считать силачами?

2. В каких частях муравейника обитают муравьи, выполняющие различные функции?

3. Чем и как питаются муравьи?

4. Как защищаются муравьи

Игра: Нарисовать муравья с закрытыми глазами.

РЕФЛЕКСИЯ.

Кто такие муравьи?

Какую пользу приносят насекомые?

Почему надо охранять муравьёв?

ХОД ЗАНЯТИЯ.

 

- Сегодня мы с вами поговорим о муравьях и узнаем очень много интересного о жизни этих проворных и неутомимых насекомых.

- Ребята кто из вас видел живого муравья? Давайте вспомним, как он выглядит. Напишем его портрет.

- Начнем с того, какого он цвета? (черные, коричневые)

- Верно, но есть еще и красные, и желтые, и даже полосатые муравьи?

- А сколько ног у муравья? (6, как у всех насекомых)

- Давайте опишем его голову.

Голова подвижная, с сильно развитыми грызущими челюстями. На голове - глаза и усики.

- А какое туловище у муравья?

Туловище как бы разделено на 2 части. К первой части прикреплены ноги, а второй является брюшко, на конце которого находится жало, которое выбрызгивает яд.

- А как вы думаете, опасен ли этот яд для человека? (нет, он смертелен только для насекомых.)

- Вот мы написали портрет муравья, теперь давайте посмотрим, что у нас получилось.

Показ слайда 1

- Ребята, а где живут муравьи? (В муравейнике)

- Кто видел муравейники? Как он выглядит? (Это большая, куполообразная куча из хвои, веточек, черенков листьев, с множеством ходов и выходов).

- Верно, а вы знаете, как построен муравейник внутри?

Давайте рассмотрим его строение

Показ слайда 2

- В верхней части муравейника живут и несут свою службу муравьи-солдаты.

- Кто-нибудь знает, чем они занимаются?

СООБЩЕНИЕ 1 УЧЕНИКА: Муравьи-солдаты охраняют все входы и выходы в муравейнике. У них очень большая голова и очень сильные челюсти, и сами они крупнее обычных муравьев. Своей головой они закрывают вход в муравейник. Возвращающийся рабочий муравей, подходит к закрытому входу, стучит усиками по голове солдата, который после этого знака впускает муравья. Это очень сильные муравьи, если на муравейник нападают враги, они первые встречают их и часто с позором прогоняют.

ПОКАЗ СЛАЙДА 3

- Немного глубже живут муравьи фуражиры. Рядом с ними живут муравьи-рабочие, которые занимаются постройкой и ремонтом муравейников.

- Ребята, кто из вас наблюдал за жизнью муравейника?

- Что делают муравьи на поверхности муравейника? (Они вытаскивают из муравейника хвою, веточки, другие тянут внутрь точно такие же).

- А зачем они это делают? (Эта работа препятствует образованию плесени).

- Посмотрим, как устроен муравейник дальше.

В самом центре муравейника живет муравьиная царица. Она откладывает яйца. А вокруг нее живут муравьи-няньки.

-Чем они занимаются?

ПОКАЗ СЛАЙДА 4

СООБЩЕНИЕ 2 УЧЕНИКАМуравьи-няньки ухаживают за “царицей”. Они следят за ее чистотой, а так же берегут яйца и личинки. Они постоянно переносят их в сухие места с нужной температурой. Когда личинки вырастают, они начинают подавать сигналы “выпустите меня”, муравьи-няньки бросаются к ним, разрывают коконы и выпускают молодых муравьев наружу.

ПОКАЗ  СЛАЙДА5

- Но муравейник не оканчивается в муравьиной куче. У него еще тысячи ходов под землей. Эти ходы заканчиваются широкими полостями. Они используются как место свалки, в других развивается молодежь, а в третьи служат местом зимовки муравьев, температура в которых не опускается зимой ниже +5 градусов. И когда наверху бушуют сильные морозы, муравьям не страшно и не холодно в своем убежище.

- Вот видите, какой многоэтажный дом-крепость выстраивают себе муравьи. Так его долго и трудно строить и так легко некоторым людям сломать его. Подошел кто-нибудь, просто так пнул ногой муравейник или расковырял его палкой, что бы посмотреть, как начнет бегать и сердится муравьиный народ. А представьте себе, какое горе для муравьиного народа, ведь гибнет целое государство. В одном муравейнике живет несколько миллионов муравьев-санитаров леса. И даже муравьи-солдаты стойкие защитники муравейника не помогут здесь. Ведь бессильны они против злого человека. Не очень уж страшны человеку их муравьиные челюсти и не действует на человека, муравьиный яд.

- РАБОТА С ПЛАКАТОМ:

За один час муравьи уничтожают более 100 тысяч тлей и 2тысячи гусениц.

Ребята, а вы знаете, какую пользу приносят муравьи?

За один день одна муравьиная семья уничтожает 1кг гусениц.

За один месяц - 1млн. гусениц.

- Поэтому под охрану муравейники взяло государство в 1973 г.

- Ребята, а вы знаете, как охранять муравейники? (Нужно строить ограды)

- Правильно. Ребята, летом вы все поедете в лагерь, на дачу, в деревню. Постарайтесь помочь муравьям. Постройте вокруг муравейников ограду. И тогда вы спасёте весь окружающий лес.

Но чтобы строить ограду для муравейников, надо знать несколько правил.

1. Колья ограды должны отставлять от основания муравейника не менее чем на полметра.

2. Высота ограды должна быть выше уровня муравейника.

3. Жерди не должны соприкасаться с куполом муравейника или нависать над ним. Иначе дождевая вода будет стекать и погубит его.

- Ну а теперь, ребята, давайте поговорим о разновидности муравьёв.

- Как вы думаете, все ли муравьи одинаковы? (Нет).

- Верно, по всей земле проживает очень много видов муравьев, и бывают они не только разных цветов, но и разных размеров.

СООБЩЕНИЕ 3 УЧЕНИКА: Самые большие муравьи живут на берегах реки Конго в Африке. Их длина равна 3см. А самые маленькие муравьи умудряются строить муравейники в грибах.

- Ребята, а как вы думаете, чем питаются муравьи?

СООБЩЕНИЕ 4УЧЕНИКАМуравьи питаются тлей, мелкими насекомыми, соком растений, семенами, грибами, очень любят сладкое.

- Муравьи, по праву, считаются самыми умными насекомыми. Они способны всю жизнь учиться, а попав в неожиданную ситуацию, умеют принять разумное решение. Есть среди муравьев так же, как и среди людей, лентяи. Утром они выбегают из муравейника припадают к земле, складывают на голове усики и стоят так много часов, не шевелясь. От таких муравьёв очень мало пользы. Но основная масса муравьев ответственные труженики. Особенно старательны муравьи - фуражиры – собиратели пищи. Они обладают очень хорошей памятью.

- В доме муравьи всё делают сообща, но на охотничьем участке помогать у многих видов не полагается. Только среди лесных муравьев есть виды, которые охотятся сообща.

- Знаете, ребята, у многих видов муравьев, оказывается, есть множество профессий. Например: муравьи-плотники, грибоводы, хранители мёда.

О некоторых из них я сейчас расскажу.

Муравьи-плотники.

Крупные, тускло-чёрные насекомые, прогрызающие ходы в древесине отмерших деревьев, на поиски пищи выходят, как правило, по ночам, хотя в домах питаются и в дневное время.

Муравьи - грибоводы.

Красноватые муравьи средней величины. Они строят куполообразные гнёзда диаметром примерно 30 см. Пережёвывая листья, они превращают их в кашицу, а потом выращивают на ней определённые виды грибов и питаются ими. Приносят огромный вред, т.к. за ночь могут лишить дерево листьев.

Муравьи-хранители мёда.

Брюшко у них чёрное, а голова желтоватая или коричневая. Обитая в жарких и сухих местах, они выработали способность накапливать в благоприятный сезон сладкие соки.

- А теперь давайте проверим, кто из вас внимательно слушал.

Викторина.2 группы.

1. Почему муравья можно считать силачами?

2. В каких частях муравейника обитают муравьи, выполняющие различные функции?

3. Чем и как питаются муравьи?

4. Как защищаются муравьи

Игра: Нарисовать муравья с закрытыми глазами.

РЕФЛЕКСИЯ.

Кто такие муравьи?

Какую пользу приносят насекомые?

Почему надо охранять муравьёв?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_kollektiv.docx15.75 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Что такое коллектив »

Цели:

•        дать учащимся представление о том, каким должно быть отношение одноклассников друг к другу, как создавать учебный коллектив;

•        формировать умение жить в нем;

•        раскрыть содержание понятий "коллектив" и "школьные товарищи".

Оборудование  ( Ноутбук, интерактивная доска).

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА.

        ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

В -  Прочитайте тему нашего классного часа. Кто сможет объяснить, что такое коллектив? (Ответы детей) . ( Слайд 1)

В -  Коллективом  называется группа людей, объединенных общей работой или учебой, общими интересами или взглядами. Школьный класс может стать коллективом. Люди, которые входят в коллектив  - товарищи. (Слайд 2)

Итак, объединяет учащихся класса все, что делается вместе, совместными усилиям.

 Дружен ли наш класс? (ответы  детей)

ОПРОС ДЕТЕЙ.  (Слайды 3-9)

 

1) Оказываете ли вы помощь в учении в школе и дома?  (ответы детей )

2) Бывают ли в классе случаи, когда возникает необходимость в учебной помощи? (ответы детей)

3) Обращался ли кто-нибудь из вас за помощью и помогал ли тот, к кому вы обращались? (ответы детей)

4) Какие хорошие поступки в своих одноклассниках вы наблюдали? (ответы детей)

5) Какие плохие поступки одноклассников вы видите на перемене или вне школы? (ответы детей)

6) Проводите ли вы совместно с кем-то из одноклассников свободное время? Чем занимаетесь? (ответы детей)

7) Кого в классе можно назвать товарищем? Как он проявляет товарищество? (ответы детей)

 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Быстро встали, улыбнулись. Вправо, влево мы нагнулись,

Выше - выше  подтянулись. Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите. Вправо ,влево повернитесь

 Рук коленями коснитесь. Сели, встали .Сели ,встали.

И на месте побежали. (Молодцы)

 Игра "Закончи фразу"(работа по карточкам) СЛАЙДЫ 10-14

Вывод: Как вы думаете, можно ли наш класс назвать коллективом? (ответы детей)

- Но жизнь в классном коллективе была бы невозможна без взаимопонимания.

- Что такое "взаимопонимание"? ( Взаимопонимание  - это согласие. Оно связано с умением думать, перед тем как что-то сделать или сказать. Не согласен с чем-то - скажи, почему ты против  , но не дерись.(слайд 15)

 

РАБОТА В ПАРАХ.

В -  Проиграйте ситуацию: Одному из вас хочется во время перемены поиграть в игру с мячом, а другому - в детское домино. Как вы договоритесь? (ответы детей).

РАБОТА В ГРУППАХ.

. Обсудите, какие законы жизни классного коллектива вы считаете главными.

Подведение итогов работы в группах (Слайды 16-20) "Законы нашей жизни" : закон уважения, закон дружбы, закон храбрости, закон любви, закон доброты, закон милосердия, закон трудолюбия).

  -

РЕФЛЕКСИЯ.

 Что означают для вас эти законы? (ответы детей)

- Что такое классный коллектив? (ответы детей)

- Что нужно делать, чтобы наш класс можно было назвать коллективом?  (ответы детей)

В - Школьные товарищи - это одноклассники, сотрудничающие в учебе и помогающие друг другу в самовоспитании. Школьные товарищи проявляют взаимопомощь в учебе, на уроке и дома, в приготовлении домашних заданий, совместно проводят перемены, а после уроков - свободное время по интересам. Итак, объединяет учащихся класса все, что делается вместе, совместными усилиями. (Слайды 21-24 "Один день из жизни  класса")


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация

- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему:  "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....