Воспитательная сиситема
статья на тему

Крыловская Татьяна Яковлевна

Воспитательная сиситема

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Воспитательная сиситема818 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №32

Согласовано зам. директора

____________/Бучинская Н.А/

«___»_______________2014 г.

Воспитательная система

3 «В» класса

Классный руководитель

Крыловская Т.Я.

г. Нижний Новгород

2016-2017 учебный год

Содержание

I. Описание программы воспитательной деятельности

 

II. Механизм построения и функционирования программы воспитательной деятельности

III. Принципы жизнедеятельности коллектива

IV. Самоуправление программы воспитательной деятельности

V. Работа с одаренными детьми

VI.Характеристика класса.

VII. Контроль и диагностика эффективности функционирования программы воспитательной деятельности

VIII. Работа с родителями

IX. Список используемой литературы

  1. ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА

«Страна детства»

Цель программы воспитательной системы класса:

Создать благоприятные условия для развития личности учащихся, их способностей и творческого потенциала.

Приобщить учащихся к общечеловеческим ценностям, воспитывать ценностное отношение к таким понятиям как «малая родина», «семья»,«общение», «культура».

Организовать все виды деятельности, вовлекающей учащихся в общественно – ценностные социализирующие отношения.

Реализации данной цели и задач способствуют восемь взаимосвязанных путешествий. Каждый месяц ребята отправляются на определённую планету: «Здоровье», «Культура», «Спорт», «Человек», «Знания», «Родина», «Мой мир», «Труд».

Пролетая на ракете сквозь пространство детства в надёжном сотрудничестве с учителем и родителями, дети приобщаются к здоровому образу жизни, адаптируются к социуму, любят свою родину, приобретают высокий культурный уровень, любят свою семью, учатся требовательно относиться к себе.

Программа «Страна детства», нацеленая на воспитание чувства собственного достоинства, самоуважения и ответственности, включает в себя воспитание:

чувства безопасности, то есть физической и психологической защищённости, отсутствия страха перед препятствиями, умение защитить свою позицию;

чувства принадлежности к семье, друзьям, школе, малой Родине, России, к родовым корням;

чувства индивидуальности, то есть чувства знания самого себя, своей ценности, это ответ на вопрос, кто я есть, какой я, как я оцениваю себя и как меня оценивают другие;

чувства цели, смысла жизни, жизнедеятельности, то есть ответ на вопрос, зачем я пришёл в этот мир, каково моё предназначение и ответственность перед людьми, собой, Высшей реальностью;

чувства компетенции, то есть уверенности в своих знаниях и возможности их применения.

Приобретая все эти качества, ребёнок уверенно движется вперёд по жизни к своей, пока далёкой и ещё неоткрытой, но яркой звезде.

Последний месяц учебного года посвящён подведению итогов путешествия за год. Из заветных сундучков достаётся «клад» - та ценная информация, которая была накоплена за время путешествий и составляется небольшой отчёт в форме таблицы (что нужно знать и уметь, чтобы быть здоровым, культурным человеком и т.д. ). В завершении проводится КТД, на котором отмечаются достижения ребят на определённом этапе.

Системообразующими видами деятельности являются игровая и спортивно-оздоровительная. Данные направления были выбраны мною не случайно. В основе выбора лежат интересы и потребности учащихся.

Для организации жизнедеятельности классного коллектива мною были выбраны следующие системоинтегрирующие формы:

объединение проводимых дел в крупные блоки с целью освоения общечеловеческих ценностей «Здоровье», «Культура», «Спорт», «Человек», «Знание», «Родина», «Мой мир», «Труд»;

форма интеграции воспитательных воздействий на личность в процессе совместной деятельности детей и взрослых (КТД)

В основе моей программы воспитательной деятельности «Страна детства» лежит игра. Я считаю, что именно игра – это путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. Я заметила, что ни в какой другой деятельности ребёнок не проявляет столько настойчивости, целеустремлённости, неутомимости. Для моих ребят не всегда важен её результат, победа, успех, им нравится сам процесс, каким бы трудным он ни был. Уже в самом процессе игры заложены огромные воспитательные возможности. Я вижу, что для моих детей это труд, требующий настоящих усилий, настоящих человеческих качеств, свойств, а не воображаемых «понарошку». Я вижу, как мои ученики преодолевают в игре иногда серьёзные трудности, тренируя свои силы и ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у моих ребят полезные умения и привычки. Здесь ребята чувствуют себя до некоторой степени самостоятельными. И поэтому они предъявляют к себе те высокие требования, которые к ним предъявляем мы- взрослые в неигровой деятельности. Любимые игры, к которым ребёнок многократно возвращается, чтобы пережить ещё раз ощущение победы над собой, своего успеха в чём – то, и есть тренинг, система упражнений, обогащающая внутренний мир ребёнка. Так игра для моих становится средством самовоспитания, а для меня средством коррекции – исправления, поправки, частичного изменения неправильно сформированного в ребёнке психического процесса или личностного качества.

«Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».

А.С. Макаренко

Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разностороннее его личность. Так ролевые игры, проводимые мной, формируют в ребёнке культуру поведения и общения в разных жизненных ситуациях, а командные спортивные или интеллектуальные соревнования учат взаимопомощи и взаимоподдержке, сопереживанию и взаимопониманию, наши походы в лес помогают не только любить и беречь природу, быть наблюдательным и ценить красоту, но и вовремя прийти на помощь, и поделиться вкусным бутербродом.

Программа воспитательной деятельности 1 «В» класса  построена на гуманистическом принципе воспитания. Я согласна с позицией Ш.А.Амонашвили, который считает, что главный принцип такого воспитания – расположить ребёнка к воспитательному процессу, сделать его нашим добровольным помощником в своём же воспитании. Поэтому в основе построения моей воспитательной системы лежат четыре принципа:

Принципы

1. Принцип принятия: человек принимается другими людьми таким, какой он есть. В нашем коллективе ребёнок принимается полностью со всеми его достоинствами и недостатками. При этом каждый член коллектива чувствуeт, что его любят и ценят несмотря ни на что, и сам он учится принимать других, уважать их мнение. В общении с ребятами на уроке или во внеклассной деятельности я строю отношения таким образом, чтобы каждый ребёнок почувствовал, что он мне интересен, что для меня важен его успех, что я вместе с ним переживаю его неудачу и, что я люблю его уже за то, что он мой ученик.

2. « Воспитание – это постоянное духовное общение учителя и ученика» Сухомлинский В.А.

Принцип диалогического общения. Общение – диалог – построено на уважении прав учащихся, взаимном доверии друг к другу, желании педагога слышать не только себя в общении с детьми, но и самих учащихся. Диалогическое общение способствует обмену социальными ролями, возможности «встать на место» другого, содействуя восприятию человека человеком. Диалогическое сообщение помогает реализовать очень важную функцию общения – сопереживание. Это создает условия для развития и совершенствования детского коллектива. Доверительное общение с детьми создаёт в нашем классе благоприятный эмоциональный климат, создаёт атмосферу радости. Каждый день мы радуемся нашей новой встрече, возможности поделиться друг с другом своими мыслями, чувствами, творческими идеями.

3. «Потребность в человеке рождается с желанием найти для себя в другом человеке источник радости, отдавая что – то своё» Сухомлинский В.А.

Принцип соразвития: развитие мира детства – это процесс, параллельный развитию мира взрослости. Я считаю, что в развитии человека лежит прежде всего гармонизация внешнего и внутреннего «Я». В этом принципе соединяется два слова: сотрудничество и развитие. Сотрудничество взрослых и детей помогает преодолеть страх, беспокойство, при этом сохранить и развить положительные эмоции обеих сторон. Создаёт благоприятные ситуации для развития творческих индивидуальных особенностей каждого. Это повышает результативность выполняемой работы, стимулирует её успешность. Всё, что происходит в нашем классе, мы готовим вместе с детьми и родителями. В совместной деятельности сотрудничества каждый не только вносит что-то своё, но и учится у других, берёт что-то для себя. Так при подготовке к новогоднему утреннику ни один человек: ни взрослый, ни ребёнок не остался в стороне. Почти все родители приняли участие в новогоднем спектакле, остальные рисовали новогодние газеты, делали вместе с детьми новогодние игрушки, все вместе украшали класс. В процессе деятельности все сдружились, лучше узнали друг друга, а от самого праздника все участники получили такой эмоциональный заряд, который подтолкнул всех к ещё более активному и тесному сотрудничеству.

4.Принцип увлечённости: я отношусь к общению с детьми творчески, учитываю индивидуальные особенности характера учащихся, особенности эмоциональной сферы; пытаюсь объединить их творческой деятельностью, которая для них интересна и значима. Именно в начальной школе учащиеся наиболее активны. Им хочется много знать, им всё интересно, они желают активно участвовать во всех делах. Это значит, проявить себя, продемонстрировать свои умения, достижения и знания. Такая жажда деятельности формирует жизненно важное качество личности – трудоспособность. Способность трудиться активно, с удовольствием и радостью.

II. МЕХАНИЗМ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Программа воспитательной деятельности класса проходит в своём развитии несколько этапов, которые способствуют развитию личности каждого ребёнка.

Первый этап.

1 класс. «Давайте познакомимся!»

На первом этапе идёт раскрытие потребностей и возможностей каждого участника воспитательного процесса , намечаются пути формирования сплочённого коллектива.

Второй этап.

2 класс. «Возьмёмся за руки, друзья!»

На втором этапе идёт укрепление межличностных отношений, вводятся новые формы и способы совместной деятельности, формируются традиции коллектива.

Третий этап

3 класс «Жизнь коллектива»

На третьем этапе идёт формирование индивидуальности коллектива, развивается самоуправление, жизнь коллектива строится на основе традиций.

Четвертый этап

4 класс «Школа – дом, где мы живём»

На четвёртом этапе идёт поиск форм и способов обновления жизнедеятельности в классе, а всё лучшее в классе становится достоянием всей школы.

Цели и задачи программы воспитательной деятельности класса неразрывно связаны с гуманистической воспитательной системой школы «Моя судьба в судьбе родного края» (Приложение 8), которая строится по 5 направлениям:

«Я и моё здоровье»

«Родительский дом – начало начал»

«Зажги свою звезду»

«Моя школа – моя судьба»

«Гражданин Отечества начинается с гражданина города»

Воспитательная задача школы направлена на создание благоприятных психолого-педагогических условий для:

воспитания физически здоровой и духовно – нравственной личности;

самоутверждения каждого обучающегося – сохранение неповторимости и раскрытие его потенциальных возможностей;

воспитания гражданина и патриота.

Программа воспитательной деятельности класса тесно связана с проблемной темой школы «Сотрудничество учителя и ученика на уроках и во внеурочное время».

III. ПРИНЦИПЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕКТИВА.

Процесс гуманизации пространства детства я строю с учётом законов детского бытия: специфики возрастного и индивидуального развития. Я считаю, что смысл гуманизации пространства детства состоит в обеспечении условий для его личностного роста, интересного и радостного бытия. Воспитательное пространство не складывается само по себе, оно возникает «внутри» педагогической действительности благодаря специально организуемой деятельности (Приложение 11).

Воспитательное пространство становится фактором гуманизации детской жизни при условии, что оно наполнено реальными и жизненно важными вопросами, на которые детям необходимо найти ответы. Для них такое пространство – это собственная территория, за которую несут ответственность.

Создание воспитательного пространства в нашем классе включает в себя освоение сообществом детей и взрослых окружающей среды. Среда – это один из важнейших компонентов воспитательной системы, освоение которой формирует у детей ценностное отношение к миру и культуре, осознание себя в этом мире, развитие своего «Я», нахождение своего места среди других людей.

В программе воспитательной деятельности пространство детства можно определить как совокупность разных «пространств», каждое из которых воздействует на процесс развития ребёнка.

ТРУД

«Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия». К. Д. Ушинский.

Цель: Воспитывать человека, который сможет трудиться и в рабочем коллективе, и в своём доме, не испытывая психологического и душевного дискомфорта.

Задачи:

Формировать трудовые умения ребёнка в семье и школе.

Формировать чувство заботы о других людях, умение жертвовать своими желаниями для других людей и умение выполнять какую-то работу быстро и качественно.

Расширять знания детей о трудовых успехах других людей, села, района, области.

Знакомить с особенностями различных профессий.

Основные понятия направления «ТРУД»: рассмотрение причин роста благосостояния отдельных людей, уточнение понятия «трудолюбие», выявление дел выполняемых с желанием и без желания, предположение о последствиях проявления лени и нежелания трудиться, поиск способов искоренения лени и безответственности, выяснение предназначения вещей в жизни человека, знакомство с технологией производства некоторых вещей, выработка правил обращения с предметами одежды, школьными принадлежностями, книгами, выявление профессиональных интересов детей, определение качеств характера, необходимых в той или иной профессии, выделение важнейшего качества человека для любого рода занятий.

Формы деятельности в направлении «ТРУД»:

Трудовой десант.

Встреча с ветеранами труда.

«Все работы хороши, выбирай на вкус». Устный журнал.

«Мои трудовые обязанности в семье». Конкурс рисунков.

«Мои трудовые поручения в классе и дома». Анкета для родителей. Анкета для учащихся.

«Домашние машины 21 века» защита проектов.

«Оригами» мастерская.

Конкурс поделок «Мозаика детства».

«Мудрость народных пословиц и поговорок о труде» диспут.

«Трудовые успехи нашего района» обсуждение статей из газеты «Степные зори».

«Урал – опорный край державы!» устный журнал.

«Трудовой подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной Войны» просмотр фильма.

Конкурсно-игровая программа «Машины помощники».

Конкурс песен и стихов «Лениться – не годится!».

Инсценировка русских народных сказок «Делу время - потехе час».

Экскурсия на хлебозавод.

Спорт

Цель:

Приобщать детей к физкультуре и спорту.

Задачи:

Формировать мотивационные установки здорового образа жизни.

Осуществлять физкультурное образование.

Укреплять физическое и психическое здоровье детей.

Развивать у детей качества: силу, ловкость, выносливость, быстроту.

Формы работы с классным коллективом в направлении «СПОРТ»:

Семейная спортивная спартакиада.

Встреча со старшеклассниками, активно занимающимися спортом.

День здоровья.

Фестиваль спортивной песни.

«Великие спортсмены моей страны и мира» беседа.

«Утренняя гимнастика» защита проекта.

«История олимпийских игр» викторина.

Военизированные игры «Разведчики наблюдатели», «Минёры» и др.

«Игротека» разучивание подвижных игр.

«Спорт в моей семье» презентации семей.

«Туристический слёт» конкурсная программа.

Поход выходного дня в Центральный парк  «Швейцария».

МОЙ МИР

Цели:

Расширять знания об искусстве человеческих взаимодействий.

Формировать эмоционально – положительные, мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям.

Помогать приобрести навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности и творческому характеру учебной деятельности.

Задачи:

Учить детей понимать себя и умению «быть в мире с собой».

Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и сопереживания другим людям.

Развивать у ребят навыки общения в различных жизненных ситуациях.

Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

Развивать творческие способности и воображение в процессе коммуникативной деятельности.

Развивать активность, самостоятельность, организаторские способности ребёнка в процессе коммуникативной деятельности.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Мой мир»:

«Мир наших чувств» классный час.

«Тайна моего «Я»» час откровений.

«Что в имени тебе моём?» оформление странички в классном альбоме.

«Мир моих фантазий» игровая программа.

«Знаешь ли ты себя?» тест.

«Автопортрет» тренинг.

«Интервью» тренинг.

«Без маски» оформление странички в классном альбоме.

«Моя любимая игрушка» выставка игрушек.

«Ласковое имя» классный час.

«Мои сильные стороны» тест.

«Мои добрые дела» тренинг.

«Зачем человеку общение? Виды общения» классный час.

«Этикет и хороший тон» игра – путешествие.

«Дружили мальчик с девочкой» ролевая игра.

«Посмотри, как мир хорош, в котором ты живёшь» фестиваль.

ЗДОРОВЬЕ.

Цели:

Сохранять и укреплять физическое здоровье детей.

Воспитывать у детей потребность в здоровье как жизненно важной ценности, сознательное стремление к ведению здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Задачи:

Знакомить детей с различными формами закаливания.

Приобщать детей к физкультуре и спорту.

Расширять практические знания детей о ведении здорового образа жизни.

Приоритетные понятия направления «Здоровье» в работе с классным коллективом:

психическое и физическое здоровье;

традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья;

гигиена и её значение в жизни человека;

культура сохранения собственного здоровья;

ответственность за здоровье других людей;

гармония души и тела, режим дня и здоровье;

воля и её значение в сохранении здоровья;

самовоспитание, саморегуляция и здоровье.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Здоровье»:

« Знаете ли вы овощи?» театрализованное занятие.

«Что растёт на грядке?» викторина.

Поход выходного дня.

Игры по «Обеспечению безопасности жизнедеятельности»

«В здоровом теле – здоровый дух» КТД

«В гостях у Мойдодыра» круглый стол.

«Чистые руки, тело – смело берись за любое дело» встреча с детским врачом.

«Чтобы гриппа не бояться – надо, братцы, закаляться» утренник.

«Папа, мама, я – спортивная семья» спортивные соревнования.

«Режим дня» беседа.

Конкурс стенгазет «Хочу быть здоровым!»

«Весёлые старты» спортивные соревнования.

РОДИНА

Цели:

Воспитывать человека, обладающего значимыми общечеловеческими нравственными качествами необходимыми для жизни в обществе.

Задачи:

Воспитывать у учащихся чувства патриотизма, любви к Родине.

Знакомить учащихся с историей России, историей родного края.

Осуществлять связь учащихся с окружающим социумом.

Формировать правовую культуру, свободное и ответственное самоопределение в сфере правовых отношений с обществом.

Формировать гуманистическое мировоззрение, способное к осознанию своих прав и прав других людей, способность к саморазвитию.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Родина»:

«Тот самый первый день войны…» утренник.

«Поклонимся великим тем годам» литературно – музыкальная композиция.

«Язык мой» устный журнал.

Просмотр фильмов «Присяга»,

Урок мужества.

Экскурсия в краеведческий музей и музей боевой славы.

«Моя школа» экскурсия.

 «Моя улица» защита творческих проектов.

«С чего начинается Родина?» КТД

Встреча с юристом «Мои права и обязанности».

Встреча с сотрудниками ГИБДД «Опасности на дороге»

ЗНАНИЕ.

Цель:

1.Помогать учащимся развивать в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

Задачи:

Изучать круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.

Создавать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.

Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.

Сохранять и развивать любознательность детей.

Основные понятия направления «Знание»: умственное развитие, способности, фантазия в жизни человека, способности к творчеству, культура умственного труда.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Знание»:

Олимпиады по русскому языку, математике.

«В подводном царстве» викторина.

«Спасибо, Азбука!» утренник.

«Как выполнять домашние задания» беседа.

Интеллектуальный марафон.

«Развивай внимание» игровая программа.

«Развивай-ка» конкурсно – игровая программа.

«Газеты и журналы нашего дома» информационный час.

«Что? Где? Когда?» игра с детьми и родителями.

«Как научить себя учиться?» встреча со школьным психологом.

Экскурсия в библиотеку.

«Учимся составлять ребусы» мастерская.

«Какие бывают словари» обзор книг.

«Семья и школа в формировании интереса к учению» КТД

ЧЕЛОВЕК

Цели:

Передавать учащимся знания, умения социального общения людей, опыта поколений.

Воспитывать у учащихся духовно – нравственные качества, устанавливать истинные, основанные на любви и уважении взаимоотношения.

Задачи:

Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.

Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребёнок».

Воспитывать у учащихся нравственные ценности, связанные с понятиями гуманности и любви, духовности и свободы, добра и зла и др.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Человек».

«Мы за чаем не скучаем» семейный праздник.

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» выставка рисунков.

«О лени и лентяях» игра-путешествие.

«О жадности и жадных» классный час.

«От улыбки хмурый день светлей» защита фантастического проекта «Защитим улыбку».

Просмотр и обсуждение видео роликов «ЕРАЛАШ».

Встреча с детьми, которые являются гордостью нашей школы.

«Учимся радоваться жизни» КТД.

«Дисциплина и ответственность» беседа

«Мои права и обязанности» встреча с юристом.

Родительское собрание с детьми «О родных и близких людях с любовью».

 «Как мне живётся в моём классе» анкета для детей

«Воспитанность детей в семье» анкета для родителей

КУЛЬТУРА

Цели:

Формировать потребности, способы, установки культурного человека.

Развивать умение видеть и ценить красоту.

Задачи:

Знакомить учащихся с правилами поведения в общественных местах и различных жизненных ситуациях.

Создавать условия для эстетического развития личности.

Формировать творческие способности учащихся.

Формы работы с классным коллективом.

«Культура поведения» диспут.

Литературный турнир «вспоминаем сказки Пушкина»

КВН «Это славное имя Пушкин».

«Масленица» праздник

Литературная игра по книге Ю. К. Олеши «Три толстяка»

Экскурсия в музей.

«Инструменты разных народов» творческая встреча с организатором выставки.

Фестиваль русской культуры.

Конкурсная программа «Минута славы».

«Знакомство с традициями других народов» встреча с семьями.

«Культура речи» ролевая игра.

«Всемирный марафон» встреча с участниками.

«Кукла-оберёг» мастерская.

Страна детства

Игра «Поле чудес»

«Путешествие в чужедальние страны» утренник итоговый.

Родительское собрание с детьми «Неразлучные друзья родители и дети»

Защита проектов «Мои жизненные планы, с чем они связаны».

В течение месяца дети « путешествуют» по одной планете, выступая каждую неделю в разной роли:

1 неделя – «Мы – первооткрыватели»

2 неделя - «Мы – кладоискатели»

3 неделя – «Мы – мастера, затейники»

4 неделя – «Сами с усами»

По итогам 1 класса в результате коллективного обсуждения были выделены следующие характеристики:

Чтобы быть здоровым, нужно:

не есть грязные фрукты и овощи;

мыть руки с мылом;

правильно одеваться;

заботиться о сохранении своего здоровья;

если заболел, нужно лечиться.

Чтобы быть культурным человеком, нужно:

знать и выполнять правила поведения;

красиво одеваться, быть чистым, опрятным, аккуратным;

нужно избавляться от вредных привычек(грызть ногти и др.)

следить за порядком в своих вещах, своей комнате;

ходить в кино, на концерты, в театры, музеи.

Чтобы быть физически развитым человеком, нужно:

заниматься физкультурой и спортом;

ходить в ФОК, бассейн;

играть в подвижные игры;

воспитывать в себе силу воли.

Чтобы быть хорошим человеком, нужно:

беречь вещи;

помогать другим людям;

уважать старших;

не обижать маленьких;

жить дружно, уметь просить прощение;

Чтобы быть умным человеком, нужно:

хорошо учиться;

читать много книг, газет, журналов;

развивать свою память, внимание, наблюдательность;

участвовать в конкурсах.

Чтобы быть патриотом своей Родины, нужно:

служить в армии и учиться защищать свою Родину;

делать всё, чтобы наша Родина была ещё лучше;

вместе со взрослыми делать что-то полезное;

беречь природу.

Чтобы быть трудолюбивым человеком, нужно:

помогать родителям;

заниматься делом, которое приносит пользу;

добросовестно относиться к учёбе;

беречь труд других людей.

Чтобы познать себя, нужно:

быть собой;

развивать себя;

уважать других и себя;

Законы жизни коллектива

Закон правды: запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебе людям. Будь правдив!

Закон добра: будь добр к ближнему, и добро вернётся к тебе!

Закон заботы: прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, потребностях, нуждах.

Закон любви: любовь – одно из древнейших и уважаемых чувств, не стесняйся её.

Закон милосердия: тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай о них!

Закон памяти: народ, забывший свою историю, умрёт. Помни о своём народе и своей истории.

Закон уважения: хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других.

Закон старости: помни, старость уважается у всех народов. Будь цивилизован.

Закон свободы: каждый человек хочет быть свободен. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.

Закон смелости: вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел!

Закон чести: вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.

Мы с детьми живем по законам и правилам, которыми руководствуюсь в работе.

Правила:

Правило первое: Не бояться выражать свои положительные эмоции.

Правило второе: В общении с детьми чаще использовать просьбу и поощрение, чем приказ или наказание.

Правило третье: Стараться быть предусмотрительной и справедливой в оценке поступков учащихся.

Правило четвёртое: Необходимо учить ребят радоваться своим успехам и успехам своих товарищей.

Основной идеей программы воспитательной деятельности является признание самоценности детства, прав ребёнка и его субъективности в воспитательном процессе. По мнению выдающихся педагогов, именно признание самоценности детства приводит к мысли о ценности сегодняшнего дня ребёнка. «Этот сегодняшний день должен быть ясным, полным радостных усилий, ребячий, без забот, без обязанностей свыше лет и сил. Я обязан обеспечить ему возможность израсходовать энергию, я обязан независимо от громыхания обиженного писаного закона и его грозных параграфов дать ребёнку всё солнце, весь воздух, всю доброжелательность, какая ему положена независимо от заслуг или вин, достоинств или пороков», - писал Януш Корчак.

Дети проживают в школе огромный кусок своей жизни. Радости и горести каждого ученика переживаются в нашем классе совместно. От того, какие впечатления эмоционального плана остаются у моих детей от каждого прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперёд.

IV. САМОУПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Самоуправление младших школьников начинается с простых детских форм организации деятельности, где прежде всего учитываются желания и интересы самих ребят. Наш коллектив – это маленькая страна, в которой жизнь построена так, чтобы каждый чувствовал себя значимым, нужным, а также ощущал необходимость и нужность другого. Ребята придумали название нашей стране, определили поручения, которые они могут выполнять, проявляя свои возможности и способности. Поручения были распределены в игровой форме по желанию ребят.

Командир корабля – организует работу всех центров.

Центр «Чистота и порядок» представляют ребята, которые организуют дежурство по классу, по школе, по столовой, а также изучают отношение одноклассников к выполнению своих обязанностей. Пишут заметки в классную газету по результатам дежурства.

Центр «Айболит» - ребята помогают оказывать первую медицинскую помощь, организуют посещения больных одноклассников, собирают интересную информацию под рубрикой «Это знать важно».

Центр «Фантазёры и затейники» – ребята участвуют в разработке всех мероприятий класса. Они подбирают материал для сценариев, ведут концерты и праздники, анализируют участие в них.

Центр «Зелёный патруль» – ребята заботятся о земных насаждениях в классе и школе, помощь в организации и проведении экскурсий в природу.

Центр «Знайка» – ребята помогают в учебной работе отстающим одноклассникам, классному руководителю в организации учебной деятельности учащихся.

Центр «Спорт» – ребята проводят минутки отдыха на уроках, помогают в организации и проведении спортивных мероприятий.

Высшим органом самоуправления в классном коллективе является классное собрание. Оно проводится 1-2 раза в месяц. На классном собрании мы решаем вопросы жизни в нашем коллективе, проблемы и конфликтные ситуации, возникающие в классе. Классное собрание учит ребят общению, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности, учит понимать значение коллектива в жизни человека. Результатом собрания являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.

На собрании учитель выступает одновременно в двух качествах:

как представитель учебного заведения, наделённый определёнными официальными полномочиями,

как член классного коллектива.

Самоуправление – это:

взаимоуважение;

плодотворное сотрудничество;

приобретение жизненного опыта;

организаторские и лидерские качества;

коммуникативность;

воля и уверенность в себе;

формирование активной гражданской позиции.

Все эти качества формируются у ребят в процессе  совместной деятельности.

Самоуправление помогает детям научиться выполнять порученное дело ответственно, выработать в себе привычку активно участвовать в выполнении общественного поручения. Классный руководитель постоянно контролирую участие ребят в выполнении поручений и поощряет инициативу, самостоятельность, желание выполнять общественные поручение. Самоуправление способствует сплочению классного коллектива.

V. РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ.

Одарённые дети – это учащиеся, которые обладают сильным интеллектуальным потенциалом, ярко выраженными умственными способностями, широкими познавательными интересами, любознательностью, высокой мотивационной учебной деятельностью. У таких детей наблюдается потребность в интеллектуальной деятельности, желание много знать.

В первом классе работа была направлена на раскрытие индивидуальных способностей каждого ребёнка. Для этого детей необходимо включать в различные виды деятельности, расширяю взаимодействие с окружающим социумом, создаю благоприятные условия для проявления индивидуальности учащихся, развития их способностей (Приложение 5 и Приложение 10).

Высокий интеллектуальный уровень показали Питателева Анастасия, Мариничева Лидия, Доманова Алиса, Черашева Виталина, Бармин Максим,Флегонтов Егор. Ребята принимают участие в предметных конкурсах, викторинах..

Спортивными данными обладают Ивашин Максим, Зайцев Александр, Доманова Алиса. Ребята  занимаются в спортивных секциях – самбо (г.Кстово), футбол (ст. Радий), настольный теннис (ФОК).А Питателева Анастасия,Салина Полина,Черашева Виталина

Третий год занимаются в Школе Олимпийского резерва по водному поло.

Хорошо рисуют Черашева Виталина, Елсукова Екатерина, Мариничева Лидия. Эти ребята участвуют в различных конкурсах рисунков.

Елсукова Екатерина занимается в музыкальной студии по классу скрипки. Зайцев Виктор учится в музыкальной школе по классу фортепиано.

VI. ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА.

В 3 «В» классе 27 человек.  14 мальчиков и 13 девочек.В новом учебном году (2016 – 2017г) в класс пришли Мурадян Влад, Молочкова Ирина и Погосян Карина.Ребята быстро адаптировались  и подружились с ребятами в классе. Дети активны и любознательны.В нашем классе есть дети из многодетных семей.Это  - Мурадян Влад. Он активный, спортивный,общительный ребёнок.Учится на «хорошо» и «отлично».С удовольствием занимается в кружках : «Развивай –ка» и «Занимательная математика».У него много друзей в классе. Мама активно  интересуется жизнью ребёнка в коллективе.

Тепляков Павел из многодетной семьи. Воспитанием ребенка занимается только мама. Времени на воспитание и помощь ребенку очень мало. Поэтому ребенку уделяется особое внимание.

Высокий уровень развития наблюдается у следующих учеников:

- Мариничева Лидия.

- Бармин Максим.

- Доманова Алиса.

- Елсукова Екатерина.

- Питателева Анастасия.

- Черашева Виталина.

        -Флегонтов Егор

Низкий уровень наблюдается у следующих детей:

- Журкин Виктор.

- Тепляков Павел.

- Апинян Эрик.

Этим детям требуются дополнительное внимание и помощь.

В классе благоприятная , доброжелательная обстановка. Дети с удовольствием учатся и играют. Родители достаточно активны. Всегда стараются помочь детям и классному руководителю в организации внеклассных мероприятий, поездок в театры, на экскурсии.

        С учетом вышесказанного, планируется воспитательная работа с учащимися.

VII. КОНТРОЛЬ И ДИАГНОСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Цель: выявить способности программы содействовать развитию детей.

Эффективное воспитание и обучение, формирующее образованную, культурную, высоконравственную, творчески активную и социально зрелую личность, немыслимо без знания индивидуальных особенностей каждого ученика и постоянного отслеживания его личностного развития, оценки уровня его воспитанности.

Изучение классного коллектива основывается на следующих критериях:

сформированность индивидуальности учащихся;

удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе и школе;

сформированность коллектива класса.

Диагностика

        1. Для диагностики личностных УУД мной была использована методика «Беседа о школе»  с целью выявления сформированности внутренней позиции школьника, выявление мотивации учения.

Уровни сформированности внутренней позиции школьника на 7-м году жизни:

 

Уровень

Характеристика

Ответы детей

0 уровень

Отрицательное отношение к школе и поступлению в нее

обязательно вопрос 1, 3, 5 - Б,  в целом преобладание ответов типа Б.

1 уровень

Положительное отношение к школе при отсутствии  ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.

обязательно 1, 3, 5  - А,     2, 6, - Б. В целом равенство или преобладание ответов А.

2 уровень

Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными аспектами.

1, 3, 5, 8  – А; в ответах нет явного преобладания направленности на школьное содержание. Ответы А преобладают.

3 уровень

сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 – А.

Уровни

сформированности

0

1

2

3

Итого (чел.)

0

0

12

13

%

0

0

48

52

           2.     Сформированность регулятивных УУД

Мной был использован прием - выкладывание узора из кубиков.

Цель: выявление развития регулятивных действий при выполнении задания выкладывания узора по образцу.

Оцениваемые УУД: умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение; познавательные действия – умение осуществлять пространственный анализ и синтез.

Возраст: ступень предшкольного образования (6.5 – 7 лет).

Форма: индивидуальная работа

Задание: ребенку предлагается выложить фигуру по образцу с использованием 16 квадратов, каждая сторона которого может быть раскрашена в красный, белый и  красно-белый (по диагонали квадрата) цвета, состоящую из 4 и 9 конструктивных элементов.

Стартовая диагностика. Сформированность регулятивных УУД.

 

Принятие задачи

План выполнения

Контроль и коррекция

Оценка

 

 

задача не принята, принята неадекватно; не сохранена

задача принята, сохранена, нет адекватной мотивации (интереса к заданию, желания выполнить), после безуспешных попыток ребенок теряет к ней интерес

задача принята, сохранена, вызывает интерес, мотивационно обеспечена

нет планирования

 план есть, но не совсем адекватен или не адекватно используется

план есть, адекватно используется

нет контроля и коррекции, контроль только по результату и ошибочен

есть адекватный контроль по результату, эпизодический предвосхищающий, коррекция запаздывающая, не всегда адекватная

адекватный контроль по результату, эпизодический по способу, коррекция иногда запаздывающая, но адекватная

оценка либо отсутствует, либо ошибочна

оценивается только достижение /недостижение результата; причины не всегда называются, часто - неадекватно называются

адекватная оценка результата

 

Итого: (%)

0,0%

17%

83%

50%

17%

33%

17%

33 %

50%

66%

33%

0,0%

Принятие задачи (адекватность принятие задачи как цели, данной в определенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней): 1 – задача не принята, принята неадекватно; не сохранена; 2 – задача принята, сохранена, нет адекватной мотивации (интереса к заданию, желания выполнить), после безуспешных попыток ребенок теряет к ней

интерес; 3 – задача принята, сохранена, вызывает интерес, мотивационно обеспечена.

План выполнения, регламентирующий пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями:  1 – нет планирования,  2 – план есть, но не совсем адекватен или не адекватно используется, 3 – план есть, адекватно используется.

Контроль и коррекция: 1 – нет контроля и коррекции, контроль только по результату и ошибочен, 2 – есть адекватный контроль по результату, эпизодический предвосхищающий, коррекция запаздывающая, не всегда адекватная; 3 – адекватный контроль по результату, эпизодический по способу, коррекция иногда запаздывающая, но адекватная.

Оценка (констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудачи, отношение успеху и неудаче): 1 – оценка либо отсутствует, либо ошибочна; 2-  оценивается только достижение /недостижение результата; причины не всегда называются, часто - неадекватно называются; 3 – адекватная оценка результата, эпизодически – меры приближения к цели, называются причины, но не всегда адекватно.

                                              3.   Сформированность познавательных действий

Методика «Кодирование»

(11 субтест теста Векслера в версии А.Ю.Панасюка, 1976)

Цель: выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов.

Оцениваемые УУД: знаково-символические действия – кодирование (замещение); регулятивное действие контроля.

Критерии оценивания:

1. Количество допущенных при кодировании ошибок;

2. Число дополненных знаками объектов.

Уровни сформированности действия замещения:

1. Ребенок не понимает или плохо понимает инструкции. Выполняет задание правильно на тренировочном этапе и фактически сразу же прекращает или делает много ошибок на этапе самостоятельного выполнения. Операция кодирования не сформирована.

2. Ребенок адекватно выполняет задание кодирования, но допускает достаточно много ошибок (до 25% от выполненного объема), либо работает крайне медленно.

3. Сформированность действия кодирования (замещения). Ребенок быстро понимает инструкцию, действует адекватно. Количество ошибок незначительно.

        

Стартовая диагностика. Сформированность познавательных УУД.                                                    

Уровни сформированности действия замещения (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов)

Ребенок не понимает или плохо понимает инструкции. Выполняет задание правильно на тренировочном этапе и фактически сразу же прекращает или делает много ошибок на этапе самостоятельного выполнения. Операция кодирования не сформирована

Ребенок адекватно выполняет задание кодирования, но допускает достаточно много ошибок (до 25% от выполненного объема), либо работает крайне медленно

Сформированность действия кодирования (замещения). Ребенок быстро понимает инструкцию, действует адекватно. Количество ошибок незначительно

 

Итого: (%)

17%

50%

33%

                                        

         

Сформированность коммуникативных действий

Коммуникативные действия, направленные

на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию)

Задание  «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий  в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.

Критерии оценивания:

·        продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

·        умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;

·        взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

·        взаимопомощь по ходу рисования,

·        эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем;

2) средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;

3) высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.  

Стартовая диагностика. Сформированность коммуникативныхУУД.                                                                                        

Уровни сформированности коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

Низкий.

Средний.

Высокий.

В узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем

Сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия

Рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла

Итого: (%)

0,0%

33%

67%

VIII. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Девиз: Только общее сотрудничество, сотворчество способны сделать совместную деятельность учеников, учителя и родителей содержательной, интересной, радостной.

Родительский комитет:

Питателева Ольга Александровна – председатель, казначей

Салина (Григорьева) Анна Александровна – ответственный за учебную работу

 – ответственный за культмассовую работу

-Хохлова Екатерина Сергеевна - редколлегия

Распределение обязанностей в родительском комитете:

Председатель:

организует работу родительского комитета, составляет план работы;

активно участвует в организации и проведении родительских собраний;

является представителем класса в общешкольных родительских объединениях.

Казначей:

собирает родительские средства на нужды классного коллектива;

отчитывается перед родителями за использование средств.

Ответственный за учебную работу:

Проявляет интерес к учебной работе детей, организует посещение уроков, вместе с классным руководителем и родителями ученика способствует формированию учебной мотивации, ответственного отношения к учёбе, сознательной дисциплины в классе во время учебных занятий.

Ответственный за хозяйственную работу:

Организует помощь родителей в соблюдении хорошего санитарного состояния класса, в ремонте и оформлении классного помещения.

Ответственный за культмассовую работу:

Организует помощь родителей в организации экскурсий, походов, учебных развлекательных мероприятий, культпоходов в театр, музеи, к проведению классных часов, утренников и т.п.

Редколлегия – помогает в оформлении стенгазет, открыток, проектов к  праздникам и т.д.

Содержание работы:

Составление плана работы;

Проведение вместе с классным руководителем родительских собраний ( 4 раза в год );

Проведение индивидуальных бесед с родителями об учёбе, поведении, здоровье детей и их индивидуальных особенностях;

Посещение уроков, знакомство с учебными программами;

Организация учебных экскурсий;

Привлечение родителей к ремонту, уборке, оформлению классного помещения, к ремонту мебели, к участию в совместных субботниках по работе в классе, в школе;

Помощь в организации классных часов, утренников, в проведении культпоходов, экскурсий, совместных поездок, турпоходов;

Организация совместных праздников, соревнований, спортивных соревнований.

Родительские собрания

1 ЧЕТВЕРТЬ

Тема: « Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики» - об изменении роли ребенка в семье и социуме.

2 ЧЕТВЕРТЬ

Тема: «Роль семьи в воспитании ребенка» - о взаимодействии семьи и школы в воспитании подрастающего поколения.

3 ЧЕТВЕРТЬ

Тема: «Роль отца в воспитании детей».

4 ЧЕТВЕРТЬ

Тема: «Наши успехи и достижения» -  подведение итогов первого года обучения.

План работы родительского комитета.

Помочь оформить классный уголок (Питателева О.А.)

Закупить подарки именинникам (Питателева О.А.)

Принимать участие в подготовке и проведении родительских собраний.

Помочь провести поход детей в осенний парк.

Помочь  в организации поездки в театры.

Принять участие в классном часе «Спорт в моей семье».

Подготовить и провести Новогодний праздник.

Принять участие в интеллектуальной игре «Что?Где?Когда?»

Подготовка и проведение праздников к 23 февраля, к 8 марта.

Принять участие в спортивных соревнованиях «Папа, мама, я-спортивная семья».

Принять участие в районном конкурсе «Подарки для Снежной Королевы».

Принять участие в школьном конкурсе «Выставка необычных вещей».

IX. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Амонашвили Ш.А. Школа жизни.- М., Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2000г.

Амонашвили Ш.А. Единство цели. – М., «Просвещение», 1987г.

Никитина Л.А. Исповедь. – М., Издательство «Знание», 1991г.

Березина В.А., Виноградова Л.И. Воспитать человека. Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания.- М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2003г.

Родительские собрания. Нравственное воспитание в семье. Авт.-сост. Васильева Е.В. – Волгоград: Учитель, 2008г.

Система работы по формированию здорового образа жизни. Сост. Бочкарёва О.И. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008г.

Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании. Учебное пособие. Авторы-составители Черноусова Ф.П., Яковлева Е.Ю. – М., Центр педагогического образования, 2007г.

Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию. Сборник игр-коррекций. – М., Новая школа, 1993г.

Венецкая А.Б., Исакова Т.Г. Гармония общения: Учебно-методическое пособие. – Магнитогорск: МаГУ, 2004г.

«Этическая грамматика или весёлый этикет». Методическое пособие для учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов. Составители Венецкая А.Б., Исакова Т.Г., Чурилова О.В.- Магнитогорск: МаГУ, 2002г.

Воспитательная работа в школе. Деловой журнал заместителя директора по воспитательной работе.- М., Народное образование, 2006г.

Воспитательная работа в школе. Деловой журнал заместителя директора по воспитательной работе. – М., Народное образование, 2007г.

Воспитание индивидуальности. Учебно-методическое пособие. Под редакцией Е.Н.Степанова.-М.:ТЦ Сфера, 2008г.

Воспитательная система класса "Страна детства"

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная работа План воспитательной работы 3 класс

План воспитательной работы в 3 классе на  20011-2012 учебный год ...

Программа воспитательной деятельности и план воспитательной работы в 4 классе

Программа воспитательной деятельности составлена на 4 года, и в данном случае завершает реализащию.  Соответственно план воспитательной работы разработан для 4 класса....

Педагогический анализ воспитательного мероприятия. Воспитательный анализ урока.

Одним из важнейших средств повышения эффективности каждого воспитательного мероприятия является педагогический анализ. Помогая выявить причины различных недостатков, он служит основой для дальнейшего ...

Качество воспитательного образования Анализ воспитательной работы в 1 «в» классе

Младший школьный возраст- это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно, в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные...

Сиситема оценивания работ учащихся с ОВЗ в начальных классах

Сиситема оценивания работ учащихся с ОВЗ в начальных классах....