"Я-Гражданин России"
рабочая программа (4 класс) на тему

Белозёрова Елена Николаевна

Кружок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_-grazhdanin_rossii_4_klass_1.doc222.5 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Валя\Desktop\печать РП 2015.jpg 

Рабочая программа

Государственного бюджетного общеобразовательного

 учреждения г. Москвы

« Школа с углубленным изучением отдельных предметов  №879»

на 2015-2016 учебный год

по  курсу «Я- гражданин России! » для 4  класса

Учителя  начальных классов

Белозеровой Елены Николаевны

 

1. Пояснительная записка

1.1. Направленность программы

Программа кружка разработана в соответствии со следующими документами:

Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»  (глава 2, статья 12,  14, 15; глава 6, статья 58; глава 11,  статья 88);

Стандартами второго поколения. Фундаментальное ядро содержания общего образования, 2011 год.

Федеральным  государственным образовательным стандартом. 2011 год.

Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования;

ФГОС.

Программы развития и формирования универсальных учебных действий;

Рекомендации по оснащению образовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся от 24.11.2011 № МД – 1552/03 Министерство образования и науки РФ.

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка “Я – гражданин России!” составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2011. – 111с. – (Стандарты второго поколения), в соответствии с Концепцией гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации . С учетом государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”.

Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества, в котором живут. Осознание детьми неотъемлемости своих прав, развитие самоуважения и уважения прав других способствуют формированию определенного мировоззрения, которое не является простым производным от суммы усвоенных знаний.

В настоящее время в России возрождаются духовные ценности культуры и образования, значимость духовно – нравственного воспитания стали понимать и родители учащихся. О чём свидетельствует и социальный заказ родителей при выборе направлений кружковой деятельности для своих детей. Родители понимают, что на сегодняшний день у детей снижены ценностные ориентиры.

Поэтому совместные усилия школы и семьи должны быть направлены на формирование у детей  школьного возраста нравственных качеств, навыков, умений, необходимых человеку, чтобы стать настоящим гражданином и патриотом своей страны. Дети должны гордиться своей страной, её достижениями. Должны брать пример с тех, кто прославляет свою страну. Воспитывать на традициях, которые всегда были присущи нашей стране. Быть верными своей Родине и при необходимости стать на её защиту. Сегодня быть патриотом означает не только гордиться флагом и гербом страны, нашими достижениями в области экономики, политики, спорта и культуры, но и на деле, своими поступками доказывать заинтересовывать в том, чтобы наша страна процветала.

Поэтому разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную дея-тельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем. Патриотическое воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям. Преподавание прав человека – это решение не только правовых, но и нравственных, психологических и педагогических проблем. Исходя из этого, в программе отражена взаимосвязь правового, нравственного воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности  школьников. Изучение прав человека неразрывно связано с изучением общества и человека в нем (граждановедение), самосознанием и самоопределением. В программе в достаточной мере реализованы метапредметные результаты, что усиливает значимость изученного материала и способствует формированию целостного представления об окружающем мире.

1.3. Цель и задачи программы 

Цель: организация занятий духовно-нравственной направленности по формированию гражданской, социальной, этической, коммуникативной компетентности школьников

Задачи:

– содействия ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, городе или деревне; в селе — в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира; понимание прав и свобод личности развитие гордости за героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной культуре, основ здорового образа жизни;

 – помощи в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей; формирование патриотизма, активной гражданской позиции,

 – обогащение знаниями, о малой и большой Родине, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению определенных норм морали, нравственности.

 – формирование нравственной основы личности творческих способностей, повышение уровня духовной культуры приобретение основных навыков поведения в социуме.

1.4. Отличительные особенности программы 

Отличительной особенностью программы является намеренное акцентирование внимания не только на правах детей, но и на их обязанностях, показа неразрывности прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.

Разработанная программа кружка направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем.

Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей. Программа определяет основные направления патриотического воспитания учащихся МБОУ СОШ № 191 города Новосибирска.

1.5. Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа разработана для учащихся 9 - 11 лет

 

1.6. Сроки реализации программы кружка

 Во внеурочной деятельности  отводится 1 ч в неделю, всего 38 часов: в 4-ом классе.

1.7. Формы и режим занятий

Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса – благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения детьми нравственных норм. Занятия после уроков очень привлекательны для ребят. В свободное от уроков время можно заняться творчеством, в котором раскрываются интересы и увлечения каждого ребёнка. Очень важно заинтересовать ребёнка занятиями в кружке, чтобы внеурочное время превратилось в пространство для воспитания и образования.

Формы работы: игры, соревнования, родительские собрания, совместные мероприятия для младших школьников, анкетирование, часы общения, экскурсии, предметные недели, встречи с ветеранами, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам. конкурсы, тематические беседы, коллективные творческие дела, викторины, проекты

Социальные связи:  школьный музей; Совет старшеклассников;  родительский комитет классов, социальный педагог школы, библиотека школы.

Время проведения: вторая половина учебного дня,  каникулы.

1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Личностные результаты:

– чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

 – осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

 – уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

 – уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

 – способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, тре-бующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты:

– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

 – умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

 – освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).

 – способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

 – способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

 – приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

 – совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,

Предметные результаты:

– усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

 – владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.

  – овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.

 – знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

Уровень развития и проявления патриотизма личности определяется методом анкетирования, тестирования. Уровень эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания определяется методом наблюдения, мониторинга результатов деятельности в конце учебного года.

Предполагаемый результат:

сформированы представления о семье, членах семьи; коллективе, членах коллектива, правилах общения в коллективе; о профессиях людей, своих родителей; о Родине, малой Родине;

получат возможность осознать свою значимость в семье, в коллективе, проявить чувство уважения к членам своей семьи, коллектива;

сформировано представление о том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, готов к защите своей Родины.

1.9. Формы подведения итогов реализации программы

Участие в школьных олимпиадах.

Фоторепортажи о посещении социально-значимых мест, музеев. Освещение кружковой деятельности через СМИ.

2.Учебно-тематический план

                       

теория

практика

                 Тема занятия

                    Кол –во  

                                                направление        «Моя семья»

1,2

1

1

Самые родные для нас слова: «мама, Родина, семья»

2

3,4

1

1

Изготовление панно «Моя семья»

2

                                              направление       «Я – человек»

5

1

Я имею право. Кодекс моих прав.

1

6

1

 Мы школьники, а это значит..

1

7

1

 За что уважают в семье и обществе

1

8

1

Полезные и вредные привычки. Проверь себя.

1

9

1

Час откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком?»

1

10-11

1

1

Как научиться разговаривать с людьми.

Как понять друг друга без слов. Красота и здоровье.

2

12,13

2

Встреча с интересными людьми.

2

                                             направление     «Я и Отечество»

14

1

Я – гражданин России.

1

15,16

2

Символы Российских городов.

2

17

1

 Беседа: «Что значит быть счастливым в своей стране»

1

18

1

 Чем и кем славен мой город?

1

19-20

2

 Города -  герои.

2

21

1

 Юные герои Великой Отечественной войны.

1

22,23

1

1

 Викторина «Золотое кольцо России»

2

24

1

 Конкурс презентаций о городах России.

1

25

1

  Кто такие патриоты?

1

26

1

 Экскурсия в Музей Боевой Славы школы

1

27

1

 Знакомство с Книгой Памяти

1

28

1

 «Защитники Родины»

1

29

1

 Мир украшают деревья, цветы. Помни, беречь их всегда должен ты!

1

30

1

В лесу шуметь не нужно, живи с природой дружно!

1

31

1

Деловая игра: «Мы вместе»

1

32-34

1

2

Мы в ответе за планету!

3

35-36

1

1

Час откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком?»

2

37-38

2

Конкурс презентаций о городах России.

2

Итого

14

24

                                                                                  Итого

38

3.Содержание программы кружка

п/п

Наименование

тем

Содержание

занятия

УУД

Форма организации.

Виды деятельности

дата

Направление «Моя семья»

1,2

 Самые родные для нас слова: «мама, Родина, семья»                                  

Объяснение значение пословиц по заданной теме

 Л.- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.                                                                                                        

П.- устанавливать причинно-следственные связи

Р.- адекватно воспринимать оценку своих работ

К.- оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

анкета

3,4

Изготовление панно «Моя семья»

Я – в середине, а по лучам – члены семьи

Проект творческая работа

семейные праздники

                                              направление       «Я – человек»

5

Я имею право. Кодекс моих прав.

 Представление о Кодексе прав ребёнка, нормах школьного поведения;

Л. различать основные нравственно-этические понятия– оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

П. Делать предварительный отбор источников информации

Р. анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого,

К. приводить доказательства истинности составлять небольшие устные монологические высказывания,«удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;

Викторина беседа

6

Мы школьники, а это значит..

Права и обязанности детей

Игры, уроки в первых классах

7

За что уважают в семье и обществе

Нормы поведения  в социуме

беседа

8

Полезные и вредные привычки. Проверь себя.

Как бороться с вредными привычками, профилактика

Анкета, презентация для классных часов

9

Час откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком?»

Определении собственных творческих возможностей

родительское собрание

10-11

Как научиться разговаривать с людьми.

Как понять друг друга без слов. Красота и здоровье.

потребности к самовоспитанию

Потребность в здоровом образе жизни

Беседа

соревнование

12-13

Встреча с интересными людьми.

Культура общения

Игры викторина

                                             направление     «Я и Отечество»

14

Я – гражданин России.

понятия «гражданин»,

Л. проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; – выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать

П. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса

беседа

15-16

Символы Российских городов.

Герб, памятники старины, сбор информации

викторина

17

Что значит быть счастливым в своей стране?

Круговая беседа-представление»Я и моя Страна»

беседа

18

Чем и кем славен мой город?

Знаменитые люди нашего города

Творческая работа

19-20

Города -  герои.

Знакомство с городами-героями

Слайды о городах-героях, буклеты

21

Юные герои Великой Отечественной войны.

Биографии юных героев Великой Отечественной войны

Проекты, творческая работа

22,23

«Золотое кольцо России»

Презентации(заочные путешествия по старинным городам России)

Р. осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция                         К.– характеризовать качества, признаки объекта составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе

Викторина,  соревнование

24

Конкурс презентаций о городах России.

Сбор информации, консультации

Проект, творческая работа  

25-26

 Кто такие патриоты? Экскурсия в музей

Понятие «патриот»

Беседа. Экскурсия

27

Знакомство с Книгой Памяти

активная гражданская позиция в борьбе за сохранение мира на Земле,   готовности к защите своей Родины.

встреча с ветеранами или беседа о ветеранах

28

«Защитники Родины»

Сбор информации.

Презентация

беседа

                                              направление     «Я и природа»

29

Мир украшают деревья, цветы. Помни, беречь их всегда должен ты!

Плакаты, призывающие к охране природы.

Л. оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;

П. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт

Р. оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);    

К. описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

Выставка плакатов

30

В лесу шуметь не нужно, живи с природой дружно!

сбор информации для индивидуальных проектов, обсуждение собранного материала, защита индивидуальных проектов на предложенную тему

Проект  Анкетирование экскурсия

31

Деловая игра: «Мы вместе»

умение оценивать своё поведение в природе

игры

32-34

Мы в ответе за планету!

активная гражданская позиция в борьбе за сохранение мира на Земле

Викторина творческая работа  

35-36

Час откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком?»

Определении собственных творческих возможностей

Л. различать основные нравственно-этические понятия– оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

П. Делать предварительный отбор источников информации

Р. анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого,

Анкета, презентация для классных часов

родительское собрание

37-38

Конкурс презентаций о городах России.

Сбор информации, консультации

Р. осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция                         К.– характеризовать качества, признаки объекта составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе

Проект, творческая работа  

4. Методическое обеспечение программы:

Для осуществления образовательного процесса по Программе  необходимы следующие  принадлежности:

  • спортивный инвентарь;
  • подборка видеофрагментов, презентаций
  • подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
  • компьютер, принтер, сканер, проектор;
  • цифровой фотоаппарат
  • портреты писателей и поэтов

Учебно-методическая литература

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

  1.

ЖиренкоО.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. 2007

Гражданское и патриотическое воспитание.- Москва.: «ВАКО», 2007.

Классные часы по эти-ческому и эстетическому воспитанию

2.

Савченко Е.В., Жиренко О.Е., Лобачёва С.И. 2012.

Внеклассные мероприятия: 3-4классы.- М.: ВАКО,2012.(Мозаика детского отдыха)

Подробные сценарии праздников, авторские разработки праздничных мероприятий для учащихся 3-4 классов.

  3.

 Дик Н.Ф.  2007

Сердце отдаю детям.- Ростов- на- Дону.:  Феникс, 2007.

Классные часы и нестандартные уроки.

4.

Дереклеева Н.И. 2010.

Педагогика, психология, управление.- Москва.: «ВАКО», 2010.

Справочник классного руководителя

5.

 Тубельская Г.Н.2010.

Детские праздники в семье и школе.- Русская школьная библиотечная ассоциация ,2010.

Сценарии общешкольных и классных мероприятий

6.

 Серов Б.Н. 2010.

Государственная символика:

Герб, Флаг, Гимн.- М.: ВАКО,2007.

В помощь школьному учителю.

7.

Зайцева И.В.2013.

Классные праздники от сентября до июня.- М.:Либерея-Бибинформ,2013.

Полное собрание школьных торжеств и адресовано учителям, специалистам дополнительного образования и родителям.

8.

Игонина Г.С., Горелова Н.А.

Наша Родина – Россия.-

М.: «Просвещение», 2014

Кроссворды, ребусы,

5. Список использованной литературы.

Григорьев Д.В., Куприянов Б.В.Программы внеурочной деятельности. Игры. Досуговое общение.-М.: «Просвещение»,2013.

Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В., 2012. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.

Бобкова  Н.Н. «Азбука права». Интегрированный курс по праву и граждановедению для начальной школы и основной школы.  – Волгоград.: Учитель,2012.

Иоффе А.Н., Крицкая Н.Ф., Мостяева Л.В. Я – гражданин России. Книга для учащихся 4 класса- М.: «Просвещение», 2014.

Иоффе А.Н., Крицкая Н.Ф., Мостяева Л.В. Я – гражданин России. Книга для учителя. 4-5 классы. – М.: «Просвещение»,2014.

Конвенция ООН по правам ребенка .

Усачев, А. Приключения маленького человека. - М.: РИО «САМОВАР», 1995.

Шабельник, Е. С. Права ребенка. - М.: Вита-Пресс, 2002.

Шабельник, Е. С, Каширцева, Е. Г. Ваши права: учеб.пособие. - М.: Вита-Пресс, 1995.

Шкробова, М. А. Граждановедение. - Ульяновск, 2000.

Хрестоматия «Твоя Россия»

Данилов А.А. Россия ХХ века в лицах. Деятели культуры, науки, спорта. – М.: «Просвещение», 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я - гражданин России. Государственные символы.

Урок с применением ИКТ о Государственных символах: гимне, гербе, флаге....

Родительское собрание "Я гражданин России"

          В современных социальных условиях одной из важнейших проблем можно назвать проблему гражданского самосознания человека. Современный молодой человек нашей страны должен быть социально активно...

Классный час "Я - маленький гражданин России"

Цель: познакомиться с понятиями: государство, гражданин, конституция; государственные символы страны, герб, флаг, гимн; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство ...

Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."

Классный час расширяющий знания о  Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание....

Курс "Молодой гражданин России" Разработка урока "Кто управляет Россией. Выборы президента класса"

  Важнейшая задача гражданского воспитания на ступени обучения в начальной школе - расширение кругозора учащихся, развитие их активности, творческих способностей, воображения и формировани...

Открытое мероприятие Учусь быть гражданином!!! «Я гражданин России»

Цели: формирование у воспитанников патриотизма и гражданственности; популяризация государственных символов РФ – Герба, Флага, Гимна; расширение исторических знаний и представлений...

Занятие в группе продлённого дня "Я - гражданин России" (Государственные символы России)

На занятии ребята знакомятся с государственными символами России (флаг, герб, гимн)....