Программа "Совет класса"
классный час (4 класс) на тему

Бережная Татьяна Борисовна

Внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovet_klassa.docx42.62 КБ
Файл pril_sovet_klassa.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8

ИМ. А.Г. ЛОМАКИНА

Согласовано

на заседании

методического объединения

(методического совета)

 протокол от______________

Утверждена приказом

директора

МОБУ СОШ № 8

им. А.Г. Ломакина

от________________

                                                                                        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности для 4 б класса

ученического общества «Совет класса»

                  ( курс)

Срок реализации – 2016-2017 учебный год

Учитель: _Бережная Татьяна Борисовна____

(Ф.И.О.)

Таганрог

2016 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа ученического общества «Совет класса» создана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», на основе ФГОС НОО.

Программа реализует основные позиции ФГОС НОО. Новизна данной программы определяется тем, что предполагает осуществлять индивидуальный контроль за формированием  метапредметных и личностных компетенций.

Настоящая программа представляет собой целостный документ, имеющий следующую структуру:

1. Титульный лист;

2. Пояснительная записка;

3. Общая характеристика курса;

4. Место курса в учебном плане,

5. Содержание курса;

6. Планируемые результаты освоения курса;

7. Условия реализации программы курса.

К настоящей программе прилагается календарно-тематическое планирование (Приложение 1).

Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения ожидаемых результатов учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений области в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования общеобразовательного учреждения.

Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач:

- создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся, укрепления их здоровья;

- личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся;

- обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации обучающихся к жизни в обществе;

 - формирование общей культуры обучающихся;

- воспитание у обучающихся гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье.

Общая характеристика курса 

                Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит основной проблемой воспитания. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационную сферу растущего человека.

Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину.  При выполнении общественно полезных деятельностей успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.

В данной Программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся, их внимание акцентируется на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

 Цели:

  • приобрести общественно – организаторские умения, почувствовать ответственность не только за свою, но и за общую работу;
  • реализация общественно – значимых инициатив;
  • стимулирование учащихся к социальной активности и творчеству

 Задачи:  

  • привлечь всех детей к активному участию в делах класса;
  • учить детей навыкам общественной работы;
  • воспитывать ответственное отношение к поручению коллектива;
  • развивать организационные и коммуникативные компетенции;
  • создание атмосферы сотрудничества между всеми участниками проекта;

сделать территорию школы комфортной для учебы и отдыха;

  • развитие, сплочение и координация ученического коллектива;

Ценностные ориентиры:

•формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур,

национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

•формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

•развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческихпринципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство снациональной, отечественной и мировой художественной культурой;

•развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

•развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

         

Актуальность

        Актуальность программы определяется тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень воспитанности человека отражается на его поведении. Именно выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет сущность данной программы.    

Учащиеся в школе не готовятся к будущей жизни – они уже живут реальной, сегодняшней жизнью. И им нужна интересная, отвечающая их потребностям и особенностям деятельность: игровая, трудовая, благотворительная, творческая, досуговая. Наивысшего результата можно добиться не в индивидуальном, а в общественном характере деятельности. Результатом участия учащихся в общественной деятельности являются формирование и развитие у них таких качеств, как ответственность, самостоятельность, социальная активность, коммуникативность, умение адаптироваться, организованность.

Технологии и методы        

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, наблюдение, инсценировка, диспут, практикумы, конкурсы, анкетирование.

Программа направлена на формирование УУД средствами системно-деятельностного подхода. Используются современные технологии обучения: личностно-ориентированное обучение, разноуровневое обучение, ИКТ, проблемно - диалогическая технология, технология формирования типа правильной читательской деятельности, т.е. продуктивное чтение, технология оценивания образовательных достижений обучающихся, здоровьесберегающая технология, проектная технология.  

Место курса  в системе внеурочной деятельности

В соответствии с планом внеурочной деятельности МОБУ СОШ № 8 им. А.Г.Ломакина на 2015-2016 учебный год на занятия в ученическом обществе «Совет класса» отводится 1 час в неделю.

В соответствии с календарным учебным графиком МОБУ СОШ № 8 им. А.Г.Ломакина на 2015-2016 учебный год предусмотрено сокращение количества часов в 4 классе (государственные праздники и «Дни здоровья»).

Таким образом, настоящая Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), сокращение на 1 час произведено за счет предусмотренных Примерной программой начального общего образования по внеурочной деятельности часов резервного времени.

Содержание курса

Школьная жизнь от «А» до «Я» –3 ч

Возможности познать себя, как их использовать. Осознание ответственности за свою жизнь, здоровье и развитие. Зачем ходить в школу? Обязательно ли в школе хорошо учиться? Образование – «сокрытое сокровище». Почему современный мир нуждается в компетентных людях, какие задачи стоят перед современным учеником. Школьный класс как «Я», «ТЫ», «ОН», «ОНА» каждый отдельно и все вместе год за годом открываем мир, познаём себя, строим отношения с окружающими. Отношения с одноклассниками: что такое межличностные отношения, как они складываются, как строить отношения с друзьями, что такое авторитет и как он возникает. Надо ли чтобы класс был дружным? Можно ли быть одиноким в классе?

Мы сами мастера –10 ч

Изготовление газет, открыток, поделок, панно, получение навыков ухода за комнатными растениями, изготовление кормушек для птиц из подручных материалов. Раздел является сквозным (работа над темами проходит в течение года).

Школьные республики  – 5 ч

Самоуправление: история вопроса; путешествие в историю школьных республик от середины ХVI века до конца ХХ века. Самоуправление как осознание роли прав людей. Стремление к самостоятельности. Составление свода законов и правил жизни классного коллектива

Школьные традиции – 4 ч

        Знакомство с понятием традиции. Традиции нашей страны и народа. Традиции семьи, школы, класса, их важность в нашей жизни.

Наша культура – 12 ч

        Что такое этикет и этика.

Школьный этикет: правила поведения в школе, отношение ученика к учебному процессу.

Правила общения: взаимоотношения с другими людьми, знакомство с манерами, приветствием и другими нормами этикета.

Культура внешнего вида: о потребности и необходимости в аккуратности и соблюдении личной гигиены.

Внешкольный этикет: потребность в правилах хорошего тона, культуры и этике поведения в обществе.

Тематическое планирование

Раздел

Количество часов

Школьная жизнь от «А» до «Я»

3 ч

Мы сами мастера

10 ч

Школьные республики

5 ч

Школьные традиции

4 ч

Наша культура

12 ч

Резервные занятия  

1 ч

Планируемые результаты освоения программы курса

Предполагаемые результаты реализации программы:

Обучающиеся должны научиться:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
  • придерживаться распорядка дня, уметь организовывать свой труд дома;
  • соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах;
  • правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки;
  • придерживаться «золотого правила» в общении;
  • быть доброжелательными;
  • соблюдать установленные коллективом правила и законы.

    В ходе решения системы задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

•    Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

•    Целеполагать (ставить и удерживать цели);

•    Планировать (составлять план своей деятельности);

•    Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

•    Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

•    Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

        По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:

•             действия, направленные на выявление  проблемы и определить направление исследования проблемы;

•             зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;

•             поведется последовательно исследование;

•             зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);

•             проанализируют и обобщат полученные материалы;

•             организуется  экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное;

•             активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой и практической работе.

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:

•    альбом,

•    газета,

•    коллаж,

•    панно

•    макет,

•    модель,

•    музыкальная подборка,

•    наглядные пособия,

•    плакат,

•    план,

•    серия иллюстраций,

•    справочник,

•    стенгазета,

  • открытка,

•    фотоальбом,

•    экскурсия

Личностные результаты

У ученика будут сформированы:

•внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

•ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;

•способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

•основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

•ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

•знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

•развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

•эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

Ученик получит возможность для формирования:

•внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

•выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

•устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

•компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

•установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках.

Метапредметные

Регулятивные результаты

Ученик научится:

•принимать и сохранять учебную задачу;

•учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

•осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

•адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

•различать способ и результат действия;

•вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском языке.

Ученик получит возможность научиться:

•в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

•преобразовывать практическую задачу в познавательную;

•проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

•самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу его реализации и в конце действия.

Познавательные результаты

Ученик научится:

•осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

•осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

•строить сообщения в устной и письменной форме;

•основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

•осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

•осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

•устанавливать аналогии.

Ученик получит возможность научиться:

•осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

•записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

•осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

•строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные результаты

Ученик научится:

•адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

•допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

•учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

•формулировать собственное мнение и позицию;

•договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

•строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

•задавать вопросы;

•контролировать действия партнёра;

Ученик получит возможность научиться:

•учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

•учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

•понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

•аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

•продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

•с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

•задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

•осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

•адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

•адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Условия реализации программы курса 

Учебно-методическое обеспечение:

  1. И. А. Каиров, О.С.Богданова.Азбука нравственного воспитания   
  2. Пегелис В.Д. Как найти себя. Энциклопедия в 3-х книгах. Москва «Детская литература», 1985
  3. Сказки, пословицы, классическая художественная литература, поэзия.
  4. Научно популярная литература по этикету. Что такое этикет?
  5. Журналы «Воспитание школьника», «Начальная школа».
  6. Книги и брошюры по этикету.
  7. Различные по назначению словари.

Интернет-ресурсы:

Материально-техническое обеспечение:

  • Магнитная доска.
  • Компьютер.
  • Телевизор.
  • Принтер.
  • Сканер.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

к рабочей программе

ученического общества

«Совет класса»

Календарно-тематическое планирование

ученического общества

 «Совет класса»

Класс - 4-б

Учебный год - 2016-2017г.

Учитель -  Бережная Т.Б.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема

Вид деятельности

Примечания

Планируемая

Фактичес

кая

2.09

Я – человек

Обсуждаем, зачем нам познавать самих себя, нести ответственность за жизнь и здоровье, своё развитие.

Рисуем портреты «Кем я буду, если…»

9.09

Я – ученик

Диспут «Зачем мы ходим в школу. Зачем хорошо учиться»

16.09

Школьный класс как «Я», «ТЫ», «ОН», «ОНА»

Игра «Что мы знаем друг о друге».

23.09

Совет класса. Выборы

Знакомимся с обязанностями классного актива. Выбора актива класса

30.09

Выпуск газеты ко Дню учителя

Выпуск газеты

7.10

Путешествие в историю школьных республик

Презентация «Путешествие в историю школьных республик». Знакомство с понятием самоуправление, зачем оно необходимо

14.10

Законы, по которым мы живем

Составление законов актива класса

21.10

Правила общения

Знакомство с правилами: «свободного микрофона», «правило двух минут», «правило поднятой руки», «критикуешь – предлагай»

28.10

Учитывай чужое мнение

Диспут «Чужое мнение и моё»

11.11

Выпуск газеты ко Дню матери

Выпуск газеты

18.11

Уход за комнатными растениями

Практикум ухода за комнатными растениями различных видов. Рассказ о растениях

25.11

Моя помощь дома

Конкурс «Лучший помощник»

2.12

Мастерская Деда Мороза

Изготовление новогодних игрушек

9.12

Своими руками творим чудеса

Изготовление украшений для класса

16.12

Что такое традиции

Показ презентации. Викторина «Традиции моей страны»

23.12

Сохраняем традиции нашей школы

Обсуждение школьных традиций и как сделать участие в них интересным

13.01

Что интересного в классе

Обсуждение традиций класса. Отмечаем лучшие. Что хотелось бы добавить.

20.01

Кто учился в нашей школе

Рассказ детей, показ презентаций о школьных династиях учеников класса

27.01

Подари частичку сердца своего                        

Изготовление открыток-валентинок

3.02

Коллективное панно «Наши защитники»

Составление панно

10.02

Что такое этика и этикет

Знакомство с понятиями этика и этикет. Разыгрываем ситуации.

17.02

Своими руками – подарок маме

Изготовление открыток для мам

24.02

Культура общения со сверстниками

Составление свода правил общения со сверстниками. Игра «Давай общаться»

3.03

Всегда ли ты приветлив

Разыгрываем ситуации приветствия

10.03

Внимание и равнодушие

Диспут

17.03

Правда и ложь

Анкетирование. Обсуждение необходимости лжи, всегда ли можно сказать правду.

7.04

У меня зазвонил телефон

Инсценировка правил общения по телефону

14.04

Каждой вещи – свое место

Игра «Угадай, где лежит»

21.04

Встречают по одежке

Диспут

28.04

Открытка ветерану

Изготовление открытки

5.05

Правила поведения в общественных местах

Разбираем ситуации, где и как себя вести

12.05

Я в транспорте

Составление правил поведения в транспорте, инсценировка

19.05

Пойдём в гости!

Читаем стихи Г.Остера. Разыгрываем ситуации

26.05

Правила поведения на летних каникулах.

Разбираем ситуации, где и как себя вести

XII.    Оборудование и кадровое обеспечение программы

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Совет класса» необходимы следующие  принадлежности:

•    компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор.

Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или   любой другой специалист в области проектирования, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.

Литература

Для учителя

  1. И. А. Каиров, О.С.Богданова.Азбука нравственного воспитания   
  2. Пегелис В.Д. Как найти себя. Энциклопедия в 3-х книгах. Москва «Детская литература», 1985
  3. Сказки, пословицы, классическая художественная литература, поэзия.
  4. Научно популярная литература по этикету. Что такое этикет?
  5. Журналы «Воспитание школьника», «Начальная школа».
  6. Книги и брошюры по этикету.
  7. Различные по назначению словари.
  8. Интернет  - ресурсы

Для  обучающихся:

  1. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
  2. Интернет  - ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...