Программа воспитательной работы.
рабочая программа (3 класс) на тему

Васенкова Раиса Алексеевна

В программе воспитательной работы представлены цели и задачи, характеристика класса, анализ работы за прошлый год, план мероприятий на весь учебный год .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitatelnoy_raboty_3_klass.docx77.07 КБ

Предварительный просмотр:

                                          ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Примерная программа воспитательной работы создана на основе методики воспитательной работы в начальных классах.

Развитие воспитания в системе образования рассматривается сегодня,

Как один из способов решения существующих в современном обществе наиболее острых, актуальных социальных проблем детства. Эффективность воспитательного процесса находится в прямой зависимости от умения определять актуальные задачи воспитания для конкретного образовательного учреждения, детского коллектива, конкретного ребёнка.

           Программа воспитания – это системное представление об условиях достижения воспитательных целей, выражающееся в последовательно изложенном содержании воспитательного процесса, механизмах его реализации и основных показателях духовно – нравственного становления личности в результате его освоения.

           В программе воспитания педагогические усилия ориентируются на духовно – нравственное развитие личности – формирование у ребёнка активной гражданской позиции, готовность учащегося к самостоятельному нравственному выбору, становление у него системы ценностей и способности реализовать их в практической деятельности. Создавая программу воспитания, следует придерживаться следующих принципов программирования :  Принципа вариативности, сотворчества, динамики, самоопределения, созидательной творческой деятельности, принципа гуманизма.

                         Программа рассчитана на 2015 – 2016 учебный год и предполагает участие детей 3класса. Программа будет реализовываться на базе МКОУ «СШ №10».

        Создаваемая программа призвана решать актуальные проблемы нашего времени, а именно : духовно – нравственное развитие личности. Это формирование активной жизненной позиции, сознательное отношение к общественному долгу, когда «единство слова и дела становится повседневной нормой поведения».

          Позиция личности _ это устойчивая, осознанная система отношения личности к обществу, труду, другим людям, самому себе, обусловленная системой социальных ценностей данного общества. В школьном возрасте такая позиция только складывается, формируется, Этот процесс длительный. Его течение определяется не только школой, но и семьёй, влиянием всей окружающей ребёнка среды. Протекает он далеко не гладко, в школе приходится решать целый ряд сложных воспитательных проблем.

          Комплексный подход предполагает учёт возрастных особенностей детей, соблюдение принципа преемственности. Характер взаимодействия гражданского, патриотического, трудового и нравственного воспитания на различных этапах возрастного развития школьников разный. Необходимо учитывать восприимчивость того или иного возрастного периода к определённой, ведущей стороне воспитания, что ни в коем случае не означает, что она единственная. Для  младших школьников такой стороной будет нравственное воспитание, когда дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся им следовать в различных ситуациях : дома, в школе, в общественных местах, в знакомых и незнакомых обстоятельствах. Став школьниками, дети многое будут делать в первый раз. И оттого, какими будут эти первые шаги в школе, часто зависит и дальнейшее отношение ребёнка к учению, учителям, труду, общественной работе, к своим сверстникам и другим людям.

              ВЗАИМООТНОШЕНИЯ  В  КОЛЛЕКТИВНОМ  ТРУДЕ.

(конкретные правила для игры и коллективной работы, которые определяют взаимоотношения детей )

                              Правила коллективной работы.

      Главное правило: в общей работе надо уметь в одних случаях уступать, в других – настаивать на своём, имея в виду интересы коллектива. Не капризничать и не применять силу, а договариваться.

1.Договоритесь с товарищами об общем плане работы и её результатах. Надо выслушать предложения всех ребят и выбрать то, что интересно и важно для всех ребят.

2. Распределите работу между собой по справедливости. Это значит поровну разделить интересное и неинтересное, лёгкое и трудное, приятное и неприятное.

3. Каждый выполняет свою работу в срок и как можно лучше, при этом всё время имеет ввиду не только свою часть работы, но и общую.

4.По ходу работы справляйся, как идёт работа у других.

5.Помоги тому, у кого не ладится работа. Делись с товарищами инструментом, материалом.

6.Учись у других тому, чего не умеешь, охотно принимай советы ребят, их помощь и поддержку, если она необходима.

                              Правила помогают детям сформулировать и предъявить требования к поведению друг друга.

                          СРЕДСТВА   ДЛЯ  РЕШЕНИЯ  ПОСТАВЛЕННЫХ  ЗАДАЧ :

  • Цикл бесед по нравственному воспитанию.
  • Беседа – обозрение «Закаливание и оздоровление организма».
  • Спортивные праздники.
  • Игры, познавательные игры, дидактические игры.
  • Утренник «Верный друг».
  • Экскурсии в природу.
  • Рассказы и стихи о природе.
  • Конкурсы рисунков.
  • Знакомство с произведениями живописи.
  • Поделки из природного материала.
  • Просвещение родителей и др.

                                НАИБОЛЕЕ  ЭФФЕКТИВНЫЕ  СРЕДСТВА :

  • Просвещение родителей.

  • Конкурсы рисунков, поделок, стихотворений.

  • Экскурсии в природу, в школьный музей, в художественную школу.

  • Беседы по нравственному воспитанию.

  • Просмотр видеофильмов.

  • Совместные экскурсии и праздники с детьми и родителями.

  • Научить находить и видеть прекрасное в окружающем мире.

  • Учить контролировать свои поступки и оценивать поступки других.

  • Создание положительной атмосферы, развитие творческих способностей.

  • Знакомство детей с общественной жизнью, с детскими организациями, с их законами.

                                        ЦЕЛИ  И  ЗАДАЧИ  ДАЛЬНЕЙШЕЙ  РАБОТЫ  :

  • Привлечение родителей к проведению и участию в делах класса.

  • Привлечение учеников к участию в турнирах, конкурсах, соревнованиях.

  • Организация экскурсий, конкурсов.

  • Раскрытие интересов, способностей, лучших качеств детей.

  • Научить детей общению и работе в малых группах.

  • Прививать любовь к традициям родного края, изучать историю родного края.

  • Познание окружающего мира через изучение детской литературы.

  • Научить находить и видеть прекрасное  в окружающем мире.

  • Учить контролировать свои поступки и оценивать поступки других.

  • Создание положительной атмосферы, развитие творческих способностей.

  • Знакомство детей с общественной жизнью, с детскими организациями, с их законами.

  1. Основные подходы к составлению плана воспитательной работы на основе ФГОС

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных  задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:

  • готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке,  пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
  • готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки  «становиться лучше»;
  • укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
  • формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
  • развитие совести как нравственного самосознания личности,  способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
  • принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
  • готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
  • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
  • трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
  • осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
  • свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями;
  • укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:

  • осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
  • готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
  • развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
  • заботу о благосостоянии многонационального  народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
  • осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
  • понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
  • бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
  • законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
  • духовную, культурную и социальную преемственность  поколений.

В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:

  • укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;
  • повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
  • повышению эффективности усилий государства, направленных на  модернизацию страны;
  • укреплению национальной безопасности.

Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

  • патриотизм –  любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
  • социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
  • семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к  родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
  • наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  •  человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего  урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    НА 2015/2016 УЧ.ГОД

Цель: формирование положительной  Я - концепции  обучающегося  школы I ступени на основе ФГОС.

Задачи:

  • Социальные - защита ребенка, помощь ему по всем направлениям, включение  в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и внешкольными организациями с целью создания наиболее комфортабельных условий развития личности, реализация  ФГОС через внеурочную учебную    деятельность   и программу воспитательной работы гимназии
  • Диагностические – изучение личностных качеств учащихся, особенностей характера с целью правильной организации системы воспитания.
  • Воспитательные - воспитание понимания детьми нравственных ценностей и создание условий для поиска в ситуации нравственного выбора, развитие эмоциональной и волевой сферы, создание здорового микроклимата в детском коллективе, обеспечение условий для творческой самореализации каждого учащегося.
  • Здоровьесберегающие - охрана здоровья учащихся класса с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепление здоровья на основе вовлечения учащихся в физкультурно-оздоровительную деятельность.                                        

                    ПЛАН  ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ  3  КЛАССА

                                            на   2015 - 2016   учебный   год.

 Цель: 

- создание условий, чтобы дети моего класса были здоровыми, дружными, любили школу, охотно учились, с удовольствием принимали участие в делах школы и класса.

Задачи воспитательной работы в классе:

- организовать интеллектуально-познавательную деятельность учащихся, формировать эмоционально-положительное отношение к учебе, знаниям, деятельности;

- воспитать гражданско-патриотические качества через воспитательный потенциал урока и внеклассных мероприятий;

- совершенствовать систему индивидуальной работы с детьми, требующими особого внимания и подхода;

- развивать ученическое управление в школе через формирование гражданской активности личности.

Основные направления воспитательной работы:

- изучение личности ребенка на уроках и внеурочное время путем наблюдения за детьми, бесед;

- организация консультативной помощи отдельной группе учащихся по предметам;

- проведение внеклассных мероприятий, расширяющих кругозор детей;

- выработка совместной политики и тактики помощи ребенку со стороны семьи;

- развивать умственные и художественные способности;

- совершенствовать у учащихся талант, художественное, природное дарование;

- помочь детям включиться в учебный процесс, добиваться активного участия детей в общественной жизни класса и школы;

- проводить работу по усвоению правил для учащихся, укреплять детский коллектив;

организовать интересную жизнь в свободное от уроков время;

- работать над созданием коллектива через индивидуальный подход к каждому ребенку и через общие дела;

- создать родительский актив класса и привлечь родителей к внеурочным делам класса;

открывать детям мир прекрасного в природе, воспитывать интерес к искусству, развивать выразительность чтения, любовь к музыке, литературе;

- воспитывать личность безопасного типа;

- продолжить работу по привитию гигиенических навыков и умений, культуры поведения в школе, общественных местах, учить заботиться об охране и укреплении своего здоровья.

1. Организация учебной деятельности всего класса и отдельных учащихся:

  1. Контроль за посещаемостью учащихся, анализ причин пропусков учащимися уроков.
  2. Помощь в учебе часто болеющим детям, организация посещения на дому.
  3. Создание обстановки, способствующей благоприятному усвоению учащимися учебного материала.
  4. Координация сотрудничества педагогов, работающих в классе, ведущих внеурочную деятельность.
  5. Создание условий для интеллектуального развития учащихся, их способностей и достижений, познавательных интересов и кругозора.
  6. Развитие индивидуальных качеств личности учащихся.
  7. Создание актива класса, разделение класса на малые функциональные группы – художники, физорги, завучи, экологи.

2. Организация жизни класса во внеурочное время:

  1. Создание здорового микроклимата в детском коллективе, формирование положительных межличностных отношений, их регулирование и коррекция.
  2. Развитие навыков общения, умения отвечать перед коллективом за порученное дело, помогать в выполнении дела, контроль за его выполнением.
  3. Организация и проведение в соответствии с планом воспитательной работы творческих дел, классных часов с привлечением всего класса или отдельных учащихся.
  4. Воспитание добра и милосердия.
  5. Охрана здоровья учащихся класса.
  6. Организация и проведение часов общения, информационных часов и тематических классных часов.

3. Изучение и воспитание личности:

1.   Создание условий для формирования ценностного отношения к  труду.

2.   Воспитание эстетической, нравственной культуры учащихся.

3.   Воспитание гражданственности.

4.   Изучение личности учащихся с помощью диагностики и организации коррекционной работы с ними.

                                  ХАРАКТЕРИСТИКА  КЛАССА

В 3 классе  28 человек, из них 16 девочек и 12 мальчиков. В классе 1 человек 2005 года рождения, 24 человека – 2006 года рождения,3 человека 2007 года рождения

Воспитываются в полных семьях – 21 ученик, в неполной семье –7 учащихся, многодетных семей  -1 (Машникова Виктория), малообеспеченных семей – 1 (Машникова Виктория).

При изучении медицинских документов в классе имеют: I группу здоровья – 13 человек, II группа здоровья – 15 человек,

Семьи  всех  детей  этого  класса  относительно благополучны. Отношение  родителей  к  школе  положительное.  Взаимоотношения  родителей  и  детей  доверительные. Средний  возраст  родителей  - 30  лет.  Большая  часть  родителей  имеет  средне – специальное  образование.

Основная задача - формирование коллектива. Дети  активны, хотят дежурить, любят подвижные игры.   Не могут сосредоточиться, часто отвлекаются на уроках  Семёнов Семён, Приваленков Вадим, Саленко Ярослав. У большинства детей сложились дружеские отношения с одноклассниками. Дети доброжелательно относятся друг к другу, учатся сопереживать.

Всегда  требуют постоянного внимания со стороны учителя Семёнов Семён, Приваленков Вадим. На переменах играют в шумные игры Исаев Алексей, Стрельцов Станислав, Филиппов Даниил.Малоактивно проявляет себя Иванова Катя, Солдатова Настя.

У ребят класса  сформирована учебная мотивация на основании диагностики и наблюдений. Половина учащихся выбирают «Любимым предметом» русский язык, литературное чтение, ИЗО, физкультуру, окружающий мир, технологию. Немногим нравится математика, английский язык. Судя по результатам учебные интересы сформированы и разнообразны.

              В классе есть «новички» : Филиппов Даниил, Школьный Кирилл. Их адаптация в новом коллективе проходит легко, они общительны, вежливы со всеми детьми. Ребята охотно беседуют с ними на различные темы.

          Явного лидера в классе еще нет, но ребята проявляют уже активность в подготовке  мероприятий, готовятся к традиционным классным часам. Есть в классе дети, которые   пытаются захватить лидерство в классе, но ребята выбирают других детей в общении. Драки и ссоры в классе редкое явление.  

         В классе преобладают  познавательные ценности.

                 Родители детей класса активны, откликаются на просьбы учителя. Советы воспринимают положительно. Родительский комитет старается создать благоприятные условия для жизни детей в социуме: оказывает помощь в подготовке мероприятий, организует экскурсии.

Все дети посещают кружки и спортивные секции в школе. Многие дети посещают различные кружки в городе: танцевальный, музыкальную школу, художественную школу, плавание, дизайн, хор и др.

               АНАЛИЗ РАБОТЫ ЗА ПРОШЛЫЙ ГОД

              Цели и задачи воспитательной работы в прошлом учебном году были направлены на создание условий для оптимального развития учащихся, формирование детского коллектива, воспитание толерантности, нравственности и развития эстетических чувств. Для решения поставленных задач были выбраны соответствующие мероприятия, КТД, беседы с родителями, работниками лицея, ежедневный контроль  за культурой поведения, создание комфортной обстановки, способствующей развитию познавательной активности, уважительного отношения к сверстникам и взрослым. В ходе воспитательной работы раскрывались творческие таланты детей, их интеллектуальные и физические способности.

В целом задачи можно считать выполненными благодаря усилиям не только классного руководителя, но и родителей, с которыми проводились регулярные тематические родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы. Хотя работа  по сплочению коллектива - задача не одного года и работа в данном направлении продолжается.

В коллективе положено начало самоуправлению - распределены обязанности, что воспитывает в детях ответственность, самостоятельность, организованность. Это оказывает огромную помощь учителю в работе. Обязанности менялись по учебным блокам.

Многие ребята участвовали в различных конкурсах, олимпиадах, играх, стали призерами. В свободное время ребята посещали кружки и секции по спортивному, художественно- эстетическому направлениям.

Одним из основных направлений в формировании личности и коллектива является работа над культурой поведения, дисциплиной. Наблюдаются сдвиги в плане осознания правил и норм поведения, но на практике дети не всегда ведут себя, как следовало бы. В связи с этим работа над умением правильно себя вести будет продолжена.

Много внимания уделялось организации здорового образа жизни, воспитанию потребности заботиться о своей жизни, здоровье, безопасности. Это выставка рисунков « Мы выбираем – Спорт!», участие в акции «Внимание, дети!», в акции «Письмо ветерану» и др. мероприятиях. Важность данного направления требует продолжения в этом учебном году.

           В результате диагностики межличностных отношений в конце 2 класса были выявлены лидеры класса, устойчивые взаимные дружеские отношения. Ребята разделены на группы по месту жительства, по интересам. Хотя на данном этапе в классе наблюдалось деление на группы, но межгрупповые отношения не враждебные. Ребята тактично общаются между собой, помогают друг другу. Ярко выраженного лидера в классе нет, но дети (по анкетированию) уважительно относятся к Ереминой Дарье, которую выбрали командиром класса в этом учебном году. Её ценят за ответственность, честность, любознательность и интеллектуальные способности.

           Проводилась дифференцированная работа с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. С одаренными учениками проводились индивидуально-групповые занятия, направленные на формирование компетентностей обучающихся, развитие логического мышления, подготовку ребят к олимпиадам.  Учащимся, которые слабо усваивают учебный материал , предлагались задания, соответствующие данной группе. Целью таких заданий является формирование знаний, умений и навыков при выполнении задач базового уровня.

     Инициативность в общественных мероприятиях проявляет группа девочек и несколько мальчиков. Они и составляют актив класса: Еремина Дарья, Демьянова Аделина, Дробышева Анастасия, Цидаева Софья, Шепелева Виктория, Ханина Светлана, Доброрадных Михаил, Яковлев Илья. Эти учащиеся участвовали во всех праздниках и КТД, были «маленькими звездочками» на классных концертах.

      Детям запомнились такие мероприятия как «Праздник осени», «Новогодний карнавал», «Смотр военно-патриотической песни», «Праздник первой оценки»», «Моя мама  - лучше всех», «День матери» и другие. Они способствовали сплочению коллектива, влияли на формирование сознательной дисциплины и на нравственное развитие.

В этом учебном году по желанию детей проведем такие же мероприятия, но уже привлекая творчество и самостоятельность учащихся в организации и проведении КТД.

                   ВНЕУРОЧНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ОБУЧАЮЩИХСЯ

Цель : развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей обучающихся, приобретение ими собственного социально-культурного опыта в свободное от учебы время; создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных   программ , реализуемых во внеурочное время.

Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:

  • усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;
  • выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
  • оказать помощь в поисках «себя»;
  • создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
  • создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • расширить рамки общения с социумом;
  • воспитывать культуру досуговой  деятельности обучающихся.

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности:  любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.

  1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.

Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.

  1. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.

  1. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

  1. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

  1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССНОГО     КОЛЛЕКТИВА

1.Формирование доброжелательных отношений внутри коллектива (классные часы о дружбе, КТД, праздники);

2.Через поручения развивать сотрудничество, взаимопомощь и чувство коллективизма;

3.Поощрение успехов учащихся инициативы, самостоятельности, желание выполнять общественные поручения;

4.Развивать единство и согласованность в действиях коллектива и его членов с учетом индивидуальных особенностей каждого;

5.Использовать диагностические методики для изучения становления детского коллектива.

                                    СОЦИАЛЬНЫЙ  ПАСПОРТ  3  КЛАССА    

№п/п

Кол-во детей

Ф.И.ребёнка

Дом.адрес

1.

Всего детей в классе

28

2.

Дети-инвалиды.

1 (временно)

Лобанов Артем

Свердлова

48-55

3.

Дети с нарушением поведения.

3

Приваленков Вадим

Саленко Ярослав

Семёнов Семён

Мендел.5-79

Мендел.7-56

Мендел.1-4

4.

Состоят на учете в школе.

-

5.

Состоят на учете в органах системы профилактики.

-

6.

Дети без попечения родителей:

-дети-сироты

-дети, оставшиеся без попечения родителей

-

-

7.

Дети ,находящиеся под опекой государства.

-

8.

Многодетные семьи.

1

Машникова Виктория

Менд.10-3-7

9.

Неполные семьи:

-семьи, в которых один родитель умер

-родители в разводе

-матери-одиночки

-семьи, в которых один родитель лишен родительских прав

3

1

3

-

Иванова Екатерина

Митусова Полина

Молчанова Вера

Дробышева Анастасия

Исаев Алексей

Шереметьева Милана

Школьный Кирилл

Менд.1-13

Менд.10-2-10

Менд.5-15

Интерн.4-236

Менд.7-87

Интерн.2-25

Мендел.8-2

10.

Малообеспеченные семьи

1

Машникова Виктория

Менд.10-3-7

11.

Семьи, в которых родители инвалиды

-

12.

Семьи, в которых родители безработные

-

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ  РАБОТА  С ОБУЧАЮЩИМИСЯ

1.Изучать положение каждого ученика в коллективе, его проблемы во взаимоотношениях с одноклассникам, учителями, родителями.

2.Воспитывать интерес ребёнка к самому себе, желание совершенствоваться.

3.Порекомендовать детям и помочь определиться в школьные кружки.

4.Организация дополнительных занятий для учащихся, пропустивших учёбу по болезни.

5.Вести наблюдения за отдельными учащимися, нуждающихся в корректировке поведения, помощи в учёбе.

(Приваленков Вадим, Семенов Семен, Филиппов Даниил, Саленко Ярослав, Стрельцов Станислав, Исаев Алексей, Тесленко Эвелина, Солдатова Анастасия.)

6.Развивать  волевые качества у неуверенных в себе детях.( Ашмарова Елизавета, Иванова Екатерина, Бако Иван).

7.Выявить активных детей, проводить с ними индивидуальные беседы( Демьянова Аделина, Яковлев Илья, Цидаева Софья, Митусова Полина).

                                                   АКТИВ  КЛАССА

Класс поделён на 5 групп. Каждая группа разделена на роли. Результаты работы каждого члена группы отражены на классном стенде.

1 группа – «Умняши»

Командир                            Цидаева Соня

Заведующий учёбой           Митусова Полина

Библиотекарь                      Школьный Кирилл

Физорг                                 Доброрадных Миша

Эколог                                 Ханина Света

Художник                            Яковлев Илюша

2 группа – «Озорные ребята»

Командир                            Стрельцов Стас

Заведующий учёбой           Семёнов Семён

Библиотекарь                      Машникова Вика

Физорг                                 Саленко Ярослав

Эколог                                 Лобанов Артём

Художник                           Молчанова Вера

3 группа – «Профессионалы»        

Командир                           Максимчук Максим

Заведующий учёбой          Ашмарова Лиза

Библиотекарь                     Шереметьева Милана

Физорг                                 Филиппов Даниил

Художник                           Дробышева Настя

4 группа – «Радуга»

Командир                            Ерёмина Даша

Заведующий учёбой          Козлова Варя

Библиотекарь                     Шепелёва Вика

Физорг                                 Приваленков Вадим

Эколог                                 Бако Ваня

Художник                           Тесленко Эвелина

5 группа – «Почемучки»

Командир                            Демьянова Аделина

Заведующий учёбой          Грищенко Соня

Библиотекарь                     Иванова Катя

Физорг                                 Исаев Алёша

Эколог                                 Солдатова Настя

Памятка командира класса.

  1. Тебе доверили отвечать в классе за всех и за всё, - поэтому в любой момент ты должен прийти на помощь каждому из своих одноклассников.
  2. Будь в курсе работы каждого из членов своего экипажа, особенно интересуйся делами завучей, физоргов, библиотекарей.
  3. Точно знай, когда у кого день рождения. Не забудь поздравить именинника на классной пятиминутке.
  4. Контролируй поведение одноклассников на переменах.
  5. В конце месяца подводи итоги своей работы: Что у тебя получилось? Что не получилось? Почему? Кто помогал?

Памятка завуча.

  1. Вам доверили очень серьёзное поручение – учебные дела класса. Понаблюдайте за одноклассниками, может быть, кому-то из них нужна помощь.
  2. Помните: нельзя смеяться над ошибками других, нельзя давать списывать. Лучше помогите, расскажите, посоветуйте прочитать и выучить.
  3. Ежедневно контролируй график дежурства по классу, раздевалке, столовой.
  4. Вам по силам проводить в классе викторины, интеллектуальные игры и конкурсы.
  5. В конце четверти отчитайтесь перед одноклассниками о проделанной работе.

Памятка библиотекарей.

  1. Вы – книголюбы, – поэтому попытайтесь научить одноклассников любить книгу так, как её любите вы.
  2. Рассказывайте ребятам о детских журналах и газетах.
  3. Предложите одноклассникам прочитать книгу, которая показалась вам интересной.
  4. Проверяйте, как ваши одноклассники ведут записи в читательском дневнике.
  5. Раз в месяц проверяйте состояние книг в классной библиотеке.
  6. В конце четверти отчитайтесь перед одноклассниками о проделанной работе.

Памятка художников.

  1. Вам доверили очень интересное дело – оформлять уголок класса! Постарайтесь привлечь к своей работе и других членов экипажа.
  2. Узнавайте о приближающихся праздниках, соревнованиях, концертов заранее и оформляйте классный уголок по теме.
  3. Расскажите одноклассникам о своей работе. Что у вас получилось? Что не получилось? Почему? Кто помогал? Кто мешал?

Памятка физоргов.

  1. Вы – организаторы спортивной жизни класса.
  2. Вам доверено проводить физкультминутки на уроках и самоподготовках - отнеситесь к этому ответственно.
  3. Напоминайте ребятам о предстоящих школьных спортивных соревнованиях и соберите команду своего класса.
  4. Расскажите одноклассникам о своей работе. Что у вас получилось? Что не получилось? Почему? Кто помогал? Кто мешал?

Памятка экологов.

  1. У вас поручение, которое приносит всем пользу. Внимательно следите за чистотой и порядком в классе.
  2. Следите за хранением вещей в шкафах.
  3. Ухаживайте за цветами.
  4. В конце каждой четверти организуйте генеральную уборку кабинета: напомните классу о уборке, позаботьтесь о наличии тряпок и моющих средств у ребят.
  5. В конце месяца расскажите одноклассникам о своей работе. Кто помогал? Кто нарушал чистоту и порядок.

                                              СПИСОК  УЧЕНИКОВ  3  КЛАССА

№ п/п

Ф.И.О.учащегося

Класс

Дата рождения

     Адрес     фактического  проживания

1

Ашмарова Елизавета Романовна

3

23.07.2006

г.Ефремов, ул.Интернациональная, 4-46

2

Бако Иван Андреевич

3

30.06.2006

г.Ефремов, ул. Энтузиастов, 17-42

3

Грищенко София Владимировна

3

08.09.2006

г.Ефремов, ул. Интернациональная, 16-38

4

Демьянова Аделина Александровна

3

25.07.2006

г.Ефремов, ул .Интернациональная, 4-15

5

Доброрадных Михаил Александрович

3

20.03.2007

г.Ефремов, ул. Полевая, д.14

6

Дробышева Анастасия Олеговна

3

03.12.2006

г.Ефремов, ул.Интернациональная, 4-236

7

Ерёмина Дарья Сергеевна

3

19.12.2005

г.Ефремов, ул.Интернациональная, 4-164

8

Иванова Екатерина Алексеевна

3

05.08.2006

г.Ефремов, ул.Менделеева, 1-13

9

Исаев Алексей Анатольевич

3

07.08.2006

г.Ефремов, ул.Менделеева, 7-87

10

Козлова Варвара Геннадьевна

3

09.11.2006

г.Ефремов, ул.Интернациональная, 6-21

11

Лобанов Артём Михайлович

3

12.03.2006

г.Ефремов, ул.Свердлова, 48-55

12

Максимчук Максим Романович

3

21.12.2006

г.Ефремов, ул.Менделеева, 2-27

13

Машникова Виктория сергеевна

3

19.06.2006

г.Ефремов, ул.Менделеева, 10/2-10

14

Митусова Полина Александровна

3

10.06.2006

г.Ефремов, ул.

15

Молчанова Вера Романовна

3

14.10.2006

г.Ефремов, ул.Менделеева, 5-15

16

Приваленков Вадим Романович

3

16.02.2006

г.Ефремов, ул.Менделеева, 5-79

17

Саленко Ярослав Сергеевич

3

23.08.2006

г.Ефремов, ул.Свердлова, 50-8

18

Семёнов Семён Евгеньевич

3

08.05.2006

г.Ефремов, ул.Менделеева, 1-4

19

Солдатова Анастасия Максимовна

3

22.01.2006

г.Ефремов, ул.Менделеева, 10/2-2

20

Стрельцов Станислав Сергеевич

3

05.04.2006

г.Ефремов, ул.Менделеева, 5-88

21

Тесленко Эвелина Ивановна

3

07.09.2006

г.Ефремов, ул.Менделеева, 7-55

22

Филиппов Даниил Денисович

3

16.01.2006

г.Ефремов, ул.Менделеева, 10/2-9

23

Ханина Светлана Андреевна

3

25.02.2007

г.Ефремов, ул.Менделеева, 3-3

24

Цидаева Софья Александровна

3

09.05.2006

г.Ефремов, ул.Менделеева, 5-27

25

Шепелёва Виктория Романовна

3

29.08.2006

г.Ефремов, ул.Интернациональная, 4-130

26

Шереметьева Милана Игоревна

3

10.03.2007

г.Ефремов, ул.Интернациональная, 2-25

27

Школьный Кирилл Сергеевич

3

28.04.2006

г.Ефремов, ул.Менделеева, 8-2

28

Яковлев Илья Алексеевич

3

13.10.2006

г.Ефремов, ул.Менделеева, 2-76

             ПЛАНИРУЕМЫЕ  МЕРОПРИТИЯ   НА 2015-2016  УЧЕБНЫЙ  ГОД

Направления и виды деятельности.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Отметки о выполнении.

СЕНТЯБРЬ – «Я и Я»

Задачи: осмысление себя ребёнком как частички окружающего мира и обретения уверенности в своей значимости, воспитание сознательной дисциплины, культуры поведения, творческих способностей.

Учебно- познавательное направление.

Организация кружков и секций.

01.09-18.09

Классный руководитель, родители

Физкультурно-оздоровительное направление

Конкурс «Доктор Айболит»(знания и  навыки здорового образа жизни)

Сентябрь

12.09

Классный руководитель,

Классный час – Мои любимые книжки

02.10

Классный руководитель, библиотекарь

Обзорная экскурсия по городу Ефремову.

Беседа «По каким правилам живёт школа».Права и обязанности учителей, учащихся и их родителей.

01.09

25.09

Классный руководитель,

Гражданско – правовое и патриотическое воспитание

Месячник безопасности, гражданской защиты, акция «Внимание – дети!»

сентябрь

Классный руководитель.

Как надо вести себя в школе. Выбор актива класса

11.09

Классный руководитель

Инструктажи по технике безопасности.

сентябрь

Классный руководитель

.

Художественно – эстетическое воспитание

Конкурс рисунков «Мой город»

04.09-18.09

 Классный. руководитель

.

Экологическое и трудовое направление.

 Акция «Чистый город»

сентябрь

Классный руководитель

Организация актива класса.

04.09-18.09

Классный руководитель, родители

Информационное направление

 Конкурс плакатов «Мы за здоровый образ жизни»

18.09-02.10

Родители, учащиеся

Работа с родителями.

Индивидуальные встречи с родителями по успеваемости учащихся

В теч. месяца

Классный руководитель

Родительское собрание

18.09

Классный руководитель

ОКТЯБРЬ – «Я и Школа»

Задачи: воспитание сознательного отношения к учёбе, законам школьной жизни и традициям школы, развитие сознательной активности и культуры умственного труда

Учебно-познавательное направление

Библиотечный час

октябрь

Библиотекарь

Классный час – Кто лучше и быстрее (интеллектуал. соревн.)

16.10

Классный руководитель

Гражданско – правовое и патриотическое воспитание

Акция милосердия ко Дню пожилого человека.

октябрь

Организаторы

Классный час – Бабушка рядышком с дедушкой

09.10

Классный руководитель

Деловая игра «Перекрёсток»(усвое ние правил переходадороги и перекрёстков).

23.10

. Классный руководитель

Художественно – эстетическое воспитание

Выставка рисунков «Мой любимый учитель»

02.10-09.10

Классный руководитель

Классный час – Вежливые слова

30.10

Классный руководитель

Физкультурно – оздоровительное направление.

Весёлые старты «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»

День здоровья

октябрь

Классный руководитель

Экологическое и трудовое направление

Организация дежурства по классу и в столовой

октябрь

Классный руководитель

Информационное направление

Рассмотрение задач

каждого члена актива класса- раздача памяток

16.10

Классный руководитель

Работа с родителями.

Индивидуальные встречи с родителями по успеваемости учащихся

В теч. месяца

Классный руководитель

НОЯБРЬ – «Я и Отечество»

Задачи: формирование стремления к усвоению правовых знаний, развитие общественной активности; воспитание чувства ответственности за будущее своего села, страны.

Учебно- познавательное направление

Фотовыставка «Семейный альбом»

30.10-13.11

Родители, родительский комитет

Классный час – Славит человека труд

13.11

Классный руководитель

Гражданско – правовое и патриотическое воспитание

Классный час – Наша страна - Россия

20.11

Классный руководитель

Художественно – эстетическое воспитание

Конкурс рисунков «Мой подарок маме»

12.11-20.11

Классный руководитель

 Концерт, посвященный Дню Матери «Загляните в мамины глаза»

ноябрь

Организаторы

Физкультурно – оздоровительное направление

Подвижные игры на свежем воздухе.

В теч. месяца

Классный руководитель

Информационное направление

Классный час – Произведения Осееевой, Толстого о поступках

27.11

Классный руководитель

Работа с родителями.

Итоги 1 четверти.

13.11

Классный руководитель

Индивидуальные встречи с родителями по успеваемости учащихся

В теч. месяца

Классный руководитель

ДЕКАБРЬ – «Я и Культура»

Задачи: воспитание чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных, музыкальных, литературных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов.

Учебно-познавательное направление

Классный час – огонь – друг, огонь – враг.

04.12

Классный руководитель

Гражданско – правовое и патриотическое воспитание

Беседы «Добро и зло в сказках»

11.12

Классный руководитель

Художественно – эстетическое воспитание

Акция «Укрась новогоднюю ёлку»

декабрь

Организаторы

Физкультурно – оздоровительное направление

День здоровья «Зимушка-зима»

Декабрь

Классный руководитель

Экологическое и трудовое направление

«В царстве Королевы Природы» (выставка детского творчества)

25.12

Классный руководитель

Информационное направление

Классный час – Как лучше поступить?

18.12

Классный руководитель

Работа с родителями.

  Собрание – От чего зависит успешность обучения

25.12

Классный руководитель

ЯНВАРЬ – «Я и моё Здоровье»

Задачи: формирование здорового образа жизни, умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении

Учебно- познавательное направление

Турнир смекалистых.

15.01

Классный руководитель

.

.

Гражданско – правовое и патриотическое воспитание

Беседа «Откуда берутся хулиганы»

22.01

Классный руководитель

Физкультурно – оздоровительное направление

Лыжные гонки

январь

Классный руководитель

Царица Гигиена и ее друзья

29.01

Классный руководитель

Экологическое и трудовое направление

Акция «Кормушка!»

январь

Классный руководитель

Работа с родителями.

Индивидуальные встречи и беседы с родителями.

В теч. месяца

Классный руководитель

ФЕВРАЛЬ –  «Я – Патриот»

Задачи: формирование патриотизма, гражданской позиции, понимание прав и свобод личности, воспитание гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов

Учебно-познавательное направление

Как научиться быть внимательным.

05.02

Классный руководитель

Гражданско – правовое и патриотическое воспитание

Урок мужества «Вечная слава героям российским…»

12.02

Классный руководитель

Художественно – эстетическое воспитание

Конкурс рисунков ко Дню Защитника Отечества.

12-26.02

Классный руководитель

Физкультурно – оздоровительное направление

Час здоровья – Сильные, ловкие, смелые

10.02

Классный руководитель

Экологическое и трудовое направление

Уборка классной комнаты.

Февраль

Классный руководитель

Уход за комнатными растениями

февраль

Классный руководитель

Информационное направление

Классный час – Уважай себя, уважай других

26.02

Классный руководитель

Работа с родителями

Индивидуальные встречи с родителями по успеваемости учащихся

В теч. месяца

Классный руководитель

МАРТ – «Я и моя Семья»Задачи: воспитание уважения к семье, правильного представления о семейных ценностях.

Учебно- познавательное направление

Работа по профилактике вредных привычек.Ролевая игра «В стране вежливых людей»

19.03

05.03

Классный руководитель

Гражданско-правовое и патриотическое воспитание

Интеллектуальная игра «Дочки-матери»

Концерт, посвящённый Международному женскому дню.

06.03

Организаторы

Художественно – эстетическое воспитание

Праздник «Масленица широкая»

март

Организаторы.

Физкультурно – оздоровительное направление.

«День здоровья» (спортивные соревнования)

Март

Классный руководитель

Игры на улице.

Март

Классный руководитель

Экологическое и трудовое направление

Акция «Чистая школа»

Март

Организаторы

Операция «Росток» (посадка и выращивание побегов комнатных растений)

Март

Классный руководитель

Информационное направление

Ценности нашей жизни: жизнь и здоровье. ОБЖ  - Где на улице опасно?

12.03

Классный руководитель

Работа с родителями.

Родительское собрание

март

Классный руководитель

Индивидуальная работа с семьями.

В теч. месяца

Классный руководитель

АПРЕЛЬ – «Я и Планета»

Задачи: воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом и природой.

Учебно-познавательное направление

Классный час -  Мои любимые уроки

09.04

Классный руководитель

Гражданско-правовое и патриотическое направление

Час общения «Жить в мире с собой и другими»

16.04

Классный руководитель

Художественно-эстетическое направление

Выставка творческих работ «Самоделкин»

апрель

Организаторы

Физкультурно-оздоровительное направление

Всемирный день здоровья

апрель

Организаторы

«Веселые старты»

апрель

Классный руководитель

Экологическое и трудовое направление

Акция «Здравствуй, пернатый друг»

апрель

Классный руководитель

Диалог-размышление «Как избежать трагедии на дороге»

23.04

Классный руководитель

Информационное направление

Выпуск школьной газеты

30.04

Классный руководитель

Работа с родителями.

Родительское собрание

апрель

Классный руководитель

Встречи с родителями по успеваемости учащихся

В теч. мсяца

Классный руководитель

МАЙ – МЕСЯЦ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ

Учебно-познавательное направление

Классный час - Расскажи о своих успехах.

21.05

Классный руководитель

Гражданско-правовое и патриотическое

Посещение Вечного огня.

07.05

Классный руководитель

.

Художественно-эстетическое

Фото-выставка «Мой дед – герой»

Май

Классный руководитель.

Концерт «Для вас, ветераны…»

май

Организаторы

Физкультурно-оздоровительное

Легкоатлетическая эстафета

май

Преподаватель физич. культуры

Экологическое и трудовое

Планирование летней занятости учащихся.  Лето с пользой. ОБЖ, ПДД.

май

Классный руководитель

Информационное

Беседы «Что в имени твоем?»

             

14.05

Классный руководитель

Работа с родителями

Заседание родительского комитета

Классный руководитель

Общешкольное родительское собрание «Итоги учебного года. Организация летнего отдыха детей и летней трудовой практики».

                                  В ходе познавательной и практической деятельности дети постигают смысл формулы самостоятельности: Чтобы стать самостоятельнее, я должен видеть свою цель, планировать ее достижение, выполнять задуманное, делать выводы.

Для более эффективной и продуктивной работы мы выбрали девиз и правила жизни в классном коллективе.

Девиз: Научился сам – научи товарища!

Правила жизни в классном коллективе:

Хотим все знать и все уметь

И везде во всем успеть!

Старших всех мы уважаем

И в труде им помогаем!

Будем вместе мы везде:

В учебе, спорте и в труде!

Всегда мы вместе отдыхаем,

Скуки мы ни в чем не знаем.

Любим петь и танцевать

И культуру соблюдать!

                                  РОДИТЕЛЬСКИЙ  КОМИТЕТ:      

Ханина Ольга Владимировна – председатель.

Доброрадных Ирина Васильевна

Митусова Елена Николаевна          

                                        РАБОТА  С  РОДИТЕЛЯМИ

Темы родительских собраний:

1четверть

  1. Как развивать у ребенка желание читать.
  2. Телевизор в жизни семьи.

 2 четверть

  1. Нормативно-правовые основы формирования культуры семейной жизни.
  2. Создание микроклимата в семье для успешного развития ребенка.

     3 четверть

  1. Семейное воспитание.
  2. Формирование представления ребенка о социальных ролях.
  3. Эмоции положительные и отрицательные.

    4 четверть

  1. Игра и труд в жизни  школьников
  2. Итоги прошедшего учебного года

  • Индивидуальные консультации для родителей, информирование родителей об успеваемости и поведении учащихся. (ежемесячно)
  • Привлечение родителей к организации и проведению мероприятий в классе и гимназии.
  • Просветительская работа на родительских собраниях и в индивидуальных беседах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ахмаева О.А. Программа воспитательной работы в классе. Игра-путешествие "Волгарики"

Программа патриотического воспитания школьников, в основе которой воспитание любви к своей семье, соседям, к малой Родине, месту, где ты родился и вырос...

Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)

Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)...

Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны

Программа воспитательной работы в классе составлена на основе  программы профессора Щурковой Надежды Егоровны...

Программа воспитательной работы "Формирование ценностных ориентиров личности воспитанника через систему воспитательной деятельности"

Воспитание - это создание условий для развития личности. На сегодняшний момент огромную воспитательную роль в жизни ребенка играет школа.Школа - это место, где до ребенка и его проблем хоть кому- то е...

программа воспитания и социализации ( программа воспитательной работы 3 класс)

Программа воспитания и социализациии составлена в соответствии снормативно- правовой базой.Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной...

ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «МЫ В БУДУЩЕЕ» 4а класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Мы - будущее» является   воспитание духовно-нравственного ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлени...