Разработка внеклассного мероприятия "Дом, который построим мы"
план-конспект на тему

Лазарева Галина Михайловна

Цель: приобщение ребят к национальной культуре и традициям русского народа

Задачи:

  • Построить общий дом в русско–национальном стиле.
  • Развивать творческие способности.
  •  Способствовать развитию интереса к народному творчеству.
  •  Развивать коммуникативные навыки.  (Воспитание эстетических чувств: доброты, внимания, чуткости друг к другу и окружающим людям)

Оборудование:

  • “бревнышки” дома;
  • слайд - фильм
  • конверты с “рожицами” с различными эмоциями (веселые, грустные, безразличные).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Дом, который построим мы

Цель: приобщение ребят к национальной культуре и традициям русского народа

Задачи:

  • Построить общий дом в русско–национальном стиле.
  • Развивать творческие способности.
  •  Способствовать развитию интереса к народному творчеству.
  •  Развивать коммуникативные навыки.  (Воспитание эстетических чувств: доброты, внимания, чуткости друг к другу и окружающим людям)

Оборудование:

  • “бревнышки” дома;
  • слайд - фильм
  • конверты с “рожицами” с различными эмоциями (веселые, грустные, безразличные).

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1) Психологический настрой на урок

Утром солнышко проснулось,

Всем ребятам улыбнулось.

Лучик теплый, золотой

На урок возьмем с собой.

Будет он нас согревать

И в работе помогать.

* Встаньте в круг. Давайте познакомимся друг с другом. Назовите имена и ласковое слово на первую букву своего имени, похвалите себя. (Начать с себя)

 * Весь негатив, который присутствует у каждого из нас, с негативом с которым столкнулись при приезде к нам,  сгоним в центр круга (прямо с движениями рук, дуть) откроем дверь и весь негатив выгоним на улицу. Улыбнулись друг другу,  какие мы все с вами хорошие, добрые, умные, красивые.

2) Тема мастер-класса

Чтобы дом построить новый,

Запасают тес дубовый,

Кирпичи, железо, краску,

Гвозди, паклю и замазку.

А потом, потом, потом

Начинают строить дом!

(Слайды домов красивых)

Учитель:

– Сегодня мы собрались с вами, как самые старшие, мудрые, опытные ученики начальной школы. Мы встретились для не совсем обычного дела: нам придется “усыновить” домовенка и построить ему дом, в котором ему будет тепло, спокойно и уютно.
Домовой, по народному поверью, сверхъестественное существо, живущее в каждом доме. Он живет, радуется, веселится, грустит, печалится вместе с обитателями дома. Оберегает вас, но бывает, что наказывает нерадивых хозяев. Вот и у нас в школе есть свой домовой, молоденький. А зовут его Кузька, Кузьма. Но в последнее время загрустил Кузя. Нет у него дома, угла, где бы он хозяйничал, домовничал. А Кузе нравится дом в русском стиле, чтобы окна  светлые, ставенки расписные, узорчатые. А в доме чистота, уют, красивые вышитые, выбитые наволочки, салфетки, скатерти, занавески, рушники. А мебель и предметы для кухни, сделанные деревенскими мастерами, чтобы были резные, расписные.  

- Построим мы ему такой дом?

- Пойдешь Кузя к нашим ребятам жить в новый дом?

Домовой:

– Ну, нет. Я их вообще плохо знаю. На переменах бегают, кричат, а иногда и подзатыльники дают. А вдруг и этот дом будет такой же? Я должен посмотреть, проверить, какой это будет дом, что в нем будет, а потом и подумаю. Испытай их, а я познакомлюсь поближе.

Учитель:

– Ну что? Покажем себя?

Задание 1.

– Мы будем строить дом. Давайте заложим фундамент. А что такое “дом”? Как вы понимаете? (Ответы детей)

- Дом, который строит строитель,  держится на фундаменте. А что такое фундамент?  (Опора, основа дома и какой фундамент будет, такой и будет дом.)

-А что самое главное должно быть в семье, чтобы  в ней был всегда мир, покой, счастье, понимание. На чем же тогда держится фундамент нашей семьи и наш дом?  Кто обобщит?

Мудрость

-Каждый шаг в строительстве сопровождался особыми обрядами, обращалось внимание на множество примет при выборе места под избу, при закладке дома, при подъеме сруба, при установке потолочной балки, крыши и т. д. Во многих деревнях на время строительства в будущий красный угол ставили молодое деревце.

Задать вопросы: Какой угол в доме назывался красным?

А какое деревце можно было поставить в красный угол?

А для чего ставили деревце?

(Рябину, елку, березку, дуб, – чтобы был здоров хозяин и все семейство.)

А под углы дома было принято класть деньги и зерно .

Для чего? для богатства, Шерсть – (для чего?) для тепла, Ладан – (для чего?) для святости.

И, безусловно, было много присловий, поговорок, касающихся дома:

  • Всего дороже честь сытая да изба крытая.
  • Своя хатка – родная матка.
  • Изба жильем пахнет.

А теперь быстро, слажено начнем складывать сруб нашего будущего дома. Какие умения, навыки, знания, качества нам пригодятся?

На бревнышках напечатаны слова: Дружба, трудолюбие, взаимопомощь, взаимопонимание, радость, находчивость, познание, чистота, здоровье, любовь, смекалка. По одному берут бревно и поясняют значение слова.

Учитель: Ну что, Кузьма, нравится тебе наш дом?

Кузя: Нравится, нравится!  Ну, в нем чего-то не хватает.

Учитель: А я сейчас поставлю крышу и окошко. Нравится?

Кузя: Очень нравится. В это окошко я буду смотреть, и наблюдать за вами. (появился весь дом на слайде)

Учитель: В новом доме люди должны жить здоровыми. Здоровье ценилось больше всего. В здоровом теле, здоровый дух. Нынешние ученые доказали, что хороводы очень полезны для здоровья. Хотите поправить ваше пошатнувшееся здоровье, или просто получить заряд доброй энергии – становитесь в круг. А какие пели песни в старину на Руси, когда водили хоровод? Конечно же, русские народные. Знаете ли вы такую песню? (Хоровод «Во поле береза стояла…»)

Домовенок. А я хочу сейчас вас проверить. А что обязательно должно быть в доме.

Стренцы – бренцы,

Ножи, веретенцы!

Ложки, плошки!

Сковородки, лукошки!

Топор, гребешок!

Припасай денег мешок!

А сейчас вы не зевайте,

Мои загадки отгадайте.

2) Загадки (слайд):

1. У нашей Анютки

Зверь в атласной шубке,

Возле печки греется,

Без водички моется (Кошка)

2. Мать толста,

Дочь красна,

Сын – сокол

Под небеса ушел. (Печь, огонь, дым)

3. Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит, отдает,

Сам в угол идет. (Ухват)

4. –Черныш-загарыш!

Куда поехал?

- Молчи, кручено-верчено,

Там же будешь (Чугун и горшок.)

5. В брюхе – баня,

В носу решето,

На голове – пупок,

Всего одна рука,

И та на спине. (Чайник)

6. Рыба в море,

Хвост на заборе. (Ковшик)

7. По полу скок и по лавкам скок,

Сядет в уголок – не ворохнётся. (Веник)

8. Висит, болтается,

Всяк за него хватается. (Полотенце)

Домовенок:

Это я, ваш домовой,

Подружились вы со мной.

Мастерицы есть у вас?

Вяжут  вещи – просто класс.

А о доме, об уюте

Вы подумать не хотите?

Может, кто-то мне подскажет,

Кто из вас салфетки вяжет,

Скатерти, фартуки и шторы?

Есть такие в вашей школе?

«Рукам работа – душе праздник!»

Русский народ славился не только метким и острым словцом, но и своим мастерством. В жизни нас окружает много необходимых и нужных нам вещей. Но некоторые из них должны ещё и радовать нас, приносить удовольствии. Пользуясь ими, мы наслаждаемся их красотой, необычностью. Они интересны и необыкновенны и делают их талантливые и добрые люди. И мы сейчас  с вами покажем свои таланты и мастерство.

*** Чтобы стол выглядел красиво нужна праздничная скатерть.

*** Чтобы хозяйка выглядела красиво, мы ей украсим фартук.

*** Расписать разделочную доску.

*** Каждой хозяйке нравится когда ей дарят цветы. А для них нужна вазочка. Украсим вазочку.

*** Играми да плясками сыт не будешь. Славиться наш народ гостеприимством да угощением знатным. Ваша задача из соленого теста вылепить куличи.

*** Любой дом в старину украшали чудо-половики – плод старательной и кропотливой работы наших бабушек. Свяжем половичок для домовенка.

По ходу выполнения звучит песня.

Итог:

– Сегодня мы не соревновались, не соперничали, а вместе делали общее, нужное дело. Мы строили дом, в котором будем жить все вместе. Дом, в котором, как вы сказали в самом начале, будет уютно и хорошо. Дом, в котором вас всегда поймут. И сохраним ли мы его таким, будет зависеть только от вас.

Домовенок Кузя: Вот молодцы! Порадовали вы ребята меня. В таком доме я буду жить с удовольствием. Буду вам помогать. Буду вас оберегать. Буду покровителем вашего дома.

Учитель: А чтобы нам весело, дружно было жить в этом доме, мы справим новоселье и все вместе попьем чай. А наши гости тоже оставят свои впечатления от праздника. Прикрепите, кому у нас понравилось, на поляну у дома цветы. Смотрите, как у нас стало красиво.

– А на крыше нашего дома мы поместим общую фотографию. В этих конвертах лежат “рожицы”. Если вам было на нашем занятии:

– хорошо;

 – безразлично;

 – грустно,

то выберите такую рожицу. Подпишите имя и фамилию. Это будет наша общая фотография, наклейте рожицы на крышу.

Итог:

1.Сделать небольшой уголок под старину:

скатерти, полотенце, наволочки, занавески.

2. Соленое тесто. салфетки для рук, вода, клееночки.

3.13.04. родительский день – нужно из соленого теста слепить куличи, калачи ит.д.

В доме пахнет вкусно сдобой.

4. Попросить испечь родителей трубочки, вафли ит.д.

5. На кирпичи «Трудолюбие. Взаимопомощь. Дружба.» -

Разбить на группы или по парам: (чтобы в доме было всегда уютно, хорошо, красиво, отличное настроение было с вами каждый день, мы создадим уют нашему дому:

  1. Соленое тесто -  слепить.
  2. Досочки раскрасить.
  3. Фартук – украсить.
  4. Скатерть
  5. Половичок – сплести косички и сшить, чтобы получился маленький половичок – кружок.
  6. Шторы на окна

Язык древних символов”

В современных квартирах можно увидеть много предметов, хранящих память о древних традициях. Яркие узоры ковра, изящные линии на керамической вазе, кувшине, переплетения кружев. Это говорят с нами на языке символов наши далекие предки, для которых каждая черточка и геометрическая фигура что-нибудь означала. Давайте попробуем прочесть их письмена. Что такое символ? Пример: снежинка в узоре символизирует – зиму, цветок – весну, ягода – лето.

Вопрос: что означает данный символ?

  1. Горизонтальная волнистая линия? (вода)
  2. Прямая горизонтальная линия? (поверхность земли)
  3. Треугольник? (гора)
  4. Птица – посланница солнца, тепла и света? (символ счастья и радости)
  5. Точка? (начало начал)
  6. Круг – солнце? (символ жизни)

- Мы много говорили о разных семейных традициях. Для чего же они нужны? Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной .Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом. Наш класс – тоже семья. У нас свои традиции сложились. Чаепитие – одна из наших традиций. И сегодня мы ее не будем нарушать. Мы будем пить чай. Это тоже добрая традиция – гостеприимство. Дорогие гости, приглашаем вас к нашему столу.

Ведущие.

1. Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный,
Он усталость прогоняет,
И недуги исцеляет.

Задание 2.

– Но не только радостью или огорчениями мы должны делиться в своей семье, но и знаниями. Давайте поделимся теми знаниями, которыми вы обладаете.

1. Назовите виды жилищ различных народов мира (хата, кибитка, келья, мазанка, вигвам, иглу, чум, юрта, сакля и др.)

  1. Многие организации имеют зашифрованные названия: СМУ – строительно-монтажное управление. Попробуйте расшифровать аббревиатуру, связав с темой строительства: ПУПСИК, ЗИГЗАГ, СИРОП, ПОЛЕНО и др.

– Это у нас с вами “кирпичики”

Находчивость

Познание

***А сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц. Ведь если с детства не научишься, всю жизнь намучаешься.

Ну-ка, кто хочет свое умение показать? Как музыка будет звучать, надо ниточку в клубок намотать, а как музыка кончит играть, хватит и ниточку мотать.

(Проводится игра-соревнование «Смотай ниточку в клубок» - у кого больше и тяжелее.)

*** Играми да плясками сыт не будешь. Славиться наш народ гостеприимством да угощением знатным.

*** Любой дом в старину украшали чудо-половики – плод старательной и кропотливой работы наших бабушек. Они были не только элементом внутреннего убранства жилища, но и служили своего рода оберегом. Стелились в русских избах всегда вдоль половиц как символ пути, дороги. Этот символ заключен и в современном обычае расстилания ковровых дорожек на пути высокопоставленных государственных особ в знак особого почтения к ним.

Половик тесно связан с такой частью дома, как порог, который является символической границей между домом и внешним миром, между «своим» и «чужим» пространством. Половой коврик – это символ разделения мира дома и улицы. Входящих, отряхивая ноги о половик, вместе с грязью со своих подошв как бы прощается и с дурными помыслами. Порог, как границу дома, защищали с помощью оберегов. Половой коврик садились ткать с хвалебными песнями домовому:

Домовик-домовик,

Я плету половик –

Нити с севера на юг,

Не блуждай во тьме, мой друг.

С ними в доме становится теплее и уютнее. По нарядным половикам не пройдешь в грязных сапогах – жалко нарушать чистоту их красок. Поэтому все пришедшие в дом почтительно снимают обувь при входе – в доме царит чистота.

***А какие чудеса творили русские мастера из бересты – березовой коры! С давних времен люди делали из нее самые разные вещи: посуду, короба, лукошки, хлебницы, солонки, даже маленькие сундучки. А самыми известными были туески – круглые коробочки с крышкой и ручкой. Их брали с собой в дорогу – они были очень легкие и прочные, потому что береста почти не гниет.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок знаний "Дом, который построим мы"

К данному уроку есть презентация, но она тяжелая. Если вы заинтересовались - пишите, перешлю на вашу почту....

Презентация урока изобразительного искусства по теме "Домики, которые построила природа".

Презентация к уроку  ИЗО. 1 класс. Программа Л. А. Неменской.Цель: учить наблюдать природныеявления с точки зрения Мастера Постройки; развивать воображение и наблюдательность, умение видеть домик...

Урок родного русского языка "Дом, который построим мы"

У каждого человека должен быть ДОМ. Не просто жилище с крышей над головой, а место, где его любят и ждут, понимают и принимают таким, каков он есть, где тепло и уютно.   А создать ДОМ ...

Сценарий классного праздника "Школьный дом, который построим мы", посвящённый Дню Знаний для учащихся 3-4 классов.

Данный сценарий поможет классным руководителям в начальной школе подготовить  в игровой форме День Знаний в классе. Его могут использовать и учителя среднего звена, изменяя или добавляя содержани...

дом, который построили мы

Цель:    создать  условия  для  объединения  детей  и  родителей  для  изучения истории семьи, её генеалогии; сохранения семейных традиций и обыч...

Классный час "Дом, который построили МЫ"

Здесь представлена разработка классного часа...