«Театралия» направление «Общекультурное» для 1 класса на 2016 - 2017 учебный год
рабочая программа (1 класс) по теме

Фролова Наталья Анатольевна

Цель программы: формирование творческой личности средствами театральной педагогики, эстетическое воспитание участников, создание атмосферы детского творчества, сотрудничества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatraliya.doc154 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

                 Староюрьевская средняя общеобразовательная школа

             Староюрьевского района   Тамбовской области

               

        

Рекомендовано                                                                             Утверждено

методическим советом школы                                                    приказ № ………….

протокол №  …  от …         2016г.                                               от   ……………2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Театралия»

направление «Общекультурное»

для  1  класса

на 2016 - 2017 учебный год

Составитель:

                                                                                     Фролова Наталья Анатольевна

                                                                                     учитель начальных классов

                                                                                       

Староюрьево 2016

Пояснительная записка

Актуальность

    Организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Детям стараются дать больше знания, научить их писать, читать, а не способности чувствовать, думать и творить. Дети значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Это сложнейшая проблема современности, ею занимаются психологи и социологи.

    Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Самым популярным и увлекательным направлением в воспитании младших школьников является театрализованная деятельность. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.  Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

   Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность,  неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. Театр обладает безграничными возможностями для экспериментирования и творчества. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. Искусство театра кукол совмещает различные виды искусства: куклы – это скульптура, декорации – живопись, пьеса – литература. В этом состоит педагогическая целесообразность программы «Театралия».

  • Цель программы: формирование творческой личности средствами театральной педагогики, эстетическое воспитание участников, создание атмосферы детского творчества, сотрудничества.

Задачи программы:

    -раскрытие индивидуальных способностей детей через упражнения, этюды с куклами, театральные игры, сочинения историй, сказок;

  - развитие речевого аппарата и пластической выразительности движений при работе с театральной куклой, упражнения на развитие речи и на дыхание;

   -развитие основных психических процессов и качеств: восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, воображения, фантазии, коммуникабельности, смелости публичного выступления, чувства ритма, через театрализованные игры, упражнения и этюды с куклами;

-обогащение духовного мира через знакомство с музыкой, литературой, изобразительным искусством, изготовление масок, декораций, костюмов, участие в подготовке и проведении театрализованных представлений;

-воспитание уважения и любви к русской народной сказке;

-изучение и освоение театральной работы с куклой;

-формирование навыков театральной речи, художественных навыков при изготовлении кукол и декораций;

-развитие творческих способностей.

Программа «Театралия» входит в число программ  внеурочной деятельности по общекультурному направлению и интегрирован с  предметами инвариантной части учебного плана  «литературное чтение», «окружающий мир»,  с  программами по спортивно-оздоровительному и духовно-нравственному развитию и воспитанию.

  Программа «Театралия» рассчитана на детей  1 классов и включает 68 часов. Занятий проводятся в форме бесед с показом видеоматериалов, иллюстраций, фото, кукол; экскурсий в театр, просмотра спектаклей; практических занятий в мастерской по изготовлению эскизов декораций и кукол и в компьютерном классе (эскизы кукол, декораций, печать и т. д.).

Режим  занятий 30 минут.

Виды деятельности игровая, познавательная.

                                           Тематический план программы

№ п/п

Наименование разделов/модулей, тем

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

аудиторные

внеаудиторные

Знакомство

6

6

1

Что такое искусство. Театр как вид искусства.                      

1

1

Знакомство друг с другом «Я, Он, Она», «Я – Мы», с учителем, со школой. Школа-театр. Сравнительная характеристика: учитель актёр; ученик-актёр. Знакомство с книгой. «Расскажи мне о себе».

2-6

Виды театров.

        

    5

5

Узнать что такое искусство. Театр как вид искусства. Как часто мы встречаемся с ним? Ответить на вопросы: какое место театр занимает в нашей жизни? Зачем надо уметь играть? Что значит понимать искусство? Игра. Игровой тренинг.

Дорога в театр

2

2

2

7-8

Театр как здание. Театральные профессии.                            

2

1

      1

Знакомство с театром и его зданием. Какие существуют театральные профессии. Записать в  театральный словарь слово: «премьера».

9

Спектакль «Сказка о царе Салтане»

1

1

Просмотр спектакля «Сказка о царе Салтане»

10

Впечатление от спектакля. Иллюстрирование

1

1

Иллюстрирование и рассказ о  спектакле.

В театре

8

7

      1

11-12

Мы в театре. Зрительный зал, сцена, оркестровая яма.

2

2

Знакомство с театром и его частями: зрительный зал, сцена, оркестровая яма. Записать в театральный словарик слова: «антракт», «авансцена»,«инсценировка», «аплодисменты», «бис».

13

«Театр начинается с вешалки» (К.С. Станиславский)

1

1

«Театр начинается с вешалки» (К.С. Станиславский). Обсуждение: «Что значит это выражение известного режиссёра?»

14-16

Этика поведения в театре.

3

3

Познакомиться с правилами  поведения в театре.

17

Спектакль  «Бременские музыканты»

1

1

Просмотр спектакля «Бременские музыканты»

18

Впечатление от спектакля. Иллюстрирование

    1

1

Иллюстрирование и рассказ о  спектакле.

Как создается спектакль

6

6

     

19-20

Путешествие по театральным мастерским.

2

2

Путешествие по театральным мастерским. Бутафорская и гримёрная. Записать в театральный словарик слово: «грим». Основные отличия театра от других видов искусства– «здесь и сейчас».

21-22

В мастерской костюмера и художника.

   2

2

В мастерской художника и костюмера. Знакомство с профессией: художник театра, костюмер.

23-24

Мастерская актёра и режиссёра.

2

2

Мастерская актёра и режиссёра. Знакомство с профессией: актёр и режиссёр. История театра: выдающиеся актёры и режиссёры. Создание альбома «Мои любимые актёры». Задание: наклеить фотографии актёров и режиссёров в рабочую тетрадь по театру.

Учимся актерскому мастерству

11

9

2

25-27

Знакомство с театром пантомимы.

   3

3

Актёр – творец, материал и инструмент. Выражение настроения, характера через мимику и жесты. Записать в театральный словарик: «мимика», «пантомима», «мим». Знакомство с театром пантомимы и балета.

28-30

Знакомство с театром теней.

3

2

1

Знакомство с театром теней. Создание сказки с помощью тени рук.

31-33

Знакомство с театром кукол.

3

3

Знакомство с театром кукол. Создание сказки с помощью кукол.

34

 Спектакль «Гуси-лебеди и Баба-Яга»

1

1

Просмотр спектакля «Гуси-лебеди и Баба-Яга»

35

Впечатление от спектакля. Иллюстрирование.

1

1

Иллюстрирование и рассказ о  спектакле.

Создаем декорации

4

4

36-37

Что такое декорация. Изготовление декорации к сказке.

2

2

Ответить на вопросы :что такое декорация? Зачем нужны декорации? Знакомство с профессией художник- декоратор.

38-39

Изготовление декорации к сказке.

2

2

Выражение настроения, отношения художника к событию или герою с помощью цвета. Создание своих декораций.

Придумываем и делаем костюмы

11

10

   1

40-41

Театральный костюм.

2

2

Знакомство с внешним  видом сказочного героя, его одеждой (костюмом), т.к. костюм – важное средство характеристики персонажа.

42-44

Театральный костюм.

     3

3

Знакомство с внешним  видом сказочного героя, его одеждой (костюмом), т.к. костюм – важное средство характеристики персонажа.

45

Театральные маски  и их виды.

1

1

Назначение театральных масок. Знакомство с видами масок.

46

Изготовление театральной маски.

1

1

Изготовление театральной маски к любимой сказке.

47-48

Изготовление театральной маски.

2

2

Изготовление театральной маски к любимой сказке.

49

Спектакль «Приключения кота в сапогах»

1

1

Просмотр спектакля «Приключения кота в сапогах

50

Впечатление от спектакля. Иллюстрирование.

1

1

Иллюстрирование и рассказ о  спектакле.

В мастерской бутафора

8

7

1

51

Бутафорская мастерская в театре.

1

1

Узнать: для чего нужна бутафория? Записать в театральный словарик слово: «бутафория».

52-56

Изготовление пальчиковых кукол.

     5

5

Пальчиковая гимнастика. Импровизация из рук. Игра с пальчиковыми куклами.

57

Выезд в театр на спектакль.

1

1

Просмотр спектакля «12 месяцев »

58

Впечатление от спектакля. Иллюстрирование

    1

1

Иллюстрирование и рассказ о  спектакле.

Делаем афишу и программку.

10

9

1

59-61

Афиша. Изготовление афиши.

3

3

Записать в театральный словарик слово: «афиша». Узнать о назначении афиши. Изготовление афиши.

62

Изготовление афиши к фильму «Золушка»

1

1

Изготовление афиши.

63

Фильм «Золушка»

1

1

Просмотр  фильма «Золушка »

64

Впечатление от фильма Иллюстрирование.

1

1

Иллюстрирование.

65

Изготовление программки

1

1

Иллюстрация

66-67

Заполнение программки

2

1

1

Узнать назначение  программки

68

Повторение и обобщение

1

1

Игра «Лишняя профессия»

 

ИТОГО

68

60

   8

                                         Содержание программы

1.Знакомство (6ч)

Знакомство друг с другом «Я, Он, Она», «Я – Мы», с учителем, со школой. Школа-театр. Сравнительная характеристика: учитель актёр; ученик-актёр. Знакомство с книгой. «Расскажи мне о себе». Что такое искусство. Театр как вид искусства. Как часто мы встречаемся с ним? Какое место оно занимает в нашей жизни. Зачем надо уметь играть. Что значит понимать искусство. Игра. Игровой тренинг.

2.Дорога в театр (4 ч)

Театр как здание. Театральный словарь: «премьера». Путешествие в театр на спектакль.  Игровой тренинг. «Запутанные картинки». «Лабиринт», «Чемодан»,   «Превращения квадрата», «Дорога из чисел», «Площадь часов», «Исчезнувшие  цвета».

3. В театре.(8ч)

    Этика поведения в театре. «Театр начинается с вешалки» (К.С. Станиславский). Обсуждение: «Что значит это выражение известного режиссёра?» Зрительный зал и сцена. Театральный словарик: «антракт», «авансцена», «инсценировка», «аплодисменты», «бис»

4.Как создаётся спектакль(6ч)

Путешествие по театральным мастерским. Бутафорская и гримёрная. Театральный словарик: «грим». В мастерской художника и костюмера. Мастерская актёра и режиссёра. Актёр и режиссёр. Музыка в театре. Основные отличия театра от других видов искусства – «здесь и сейчас». История театра: выдающиеся актёры и режиссёры. «Мои любимые актёры». Задание: наклеить фотографии актёров и режиссёров в рабочую тетрадь по театру.

5. Учимся актёрскому мастерству (11ч)

Актёр – творец, материал и инструмент. Выражение настроения, характера через мимику и жесты. Театральный словарик: «мимика», «пантомима», «мим». Знакомство с театром пантомимы и балета. Стихотворения Д.Хармса и С.Чёрного. Что умеет актёр и что необходимо каждому человеку. Средства образной выразительности. Расскажи сказку «Цыплёнок», используя жесты, мимику и голос. Возможности человеческого тела и использование его в разных видах искусства. Знакомство с возможностями собственного тела. Роль воображения в литературе, живописи и театральном искусстве. «Фантазёр» – чтение стихотворения в предлагаемых обстоятельствах. «Одушевление неодушевлённых предметов». Стихотворение «Про девочку, которая нашла своего мишку». Беседа. «Игрушка на сцене и значение игрушки в жизни человека».

6. Создаем декорации. (4ч)

 Что такое декорация. Зачем нужны декорации. Художники- декораторы. Выражение настроения, отношения художника к событию или герою с помощью цвета. Создание своих декораций.

7. Придумываем и делаем костюмы (11ч)

Стихотворение В. Берестова как сценическая история. Репетиция и показ. Внешний вид сказочного героя, его одежда (костюм). Костюм – важное средство характеристики персонажа. Эскиз костюма Зайца. Назначение театральных масок.

8. В мастерской бутафора (8ч)

Театральный словарик: «бутафория». Для чего нужна бутафория. Пальчиковая гимнастика. Импровизация из рук. Игра с пальчиковыми куклами.

9. Делаем афишу и программку (10ч) Театральный словарик: «афиша». Назначение афиши и театральной программки. Изготовление афиши. Заполнение программки. Игра «Лишняя профессия»  

                                  Предполагаемые результаты

  Театральная деятельность способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций).

 Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность природы Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования    являются:

умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:

активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:

характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности оборудования, организации места занятий;

планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в действиях человека;

управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.

                                             Формы контроля

  Постановки самостоятельных спектаклей. Младшие школьники научатся управлять куклами-перчатками; работать с предметами на ширме, ставить мини-сценки, концертный номер, сочинять небольшие истории и сказки,  изготавливать куклы, маски и  несложные декорации.

                                    Методические рекомендации

      Осуществлению поставленных задач служит широкий спектр упражнений, заданий и игр – средств театральной педагогики. Через любимую деятельность – игру -  можно помочь ребенку сформироваться интересной и неординарной личностью. Театрализованные игры позволяют воспитанникам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои промахи и ошибки других. Упражнения для развития речи, дыхания совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий с куклами помогает детям лучше обладать пластикой рук. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые берет на себя воспитанник, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, свои умения, знания и фантазию. В результате у воспитанников развивается ассоциативно – образное мышление, формируются нравственная и эстетическая позиции. Занятия в игровой форме помогают детям стать раскрепощеннее, учат легко излагать свои мысли, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

                Материально-техническое обеспечение программы

№п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1

     Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

            Список литературы для учащихся

1. Молчанов Ю. Не мечтай о театре вслепую.- М., 2009 г.

2.Театр. Кино. Цирк. Эстрада. Телевидение. Энциклопедический словарь юного зрителя. - М.,2012

3. Я познаю мир. Театр. Детская энциклопедия.- М., 2002

Список   литературы для учителя  

  1. Бодраченко И.В. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста. - М,2009
  2. Власенко О.П. Театр кукол и игрушек в ДОУ.-Волгоград, 2014г.
  3. Габуева З.У. Сценарии внеклассных тематических мероприятий по литературе: практическое пособие. - М., 2013 г.
  4. Гурков А.Н. Школьный театр: классные шоу-программы. - Ростов-на-Дону, 2012
  5. Закон РФ «Об образовании».
  6.  Инструкции по ОБЖ.
  7. Конвенция о правах ребёнка.
  8. Петерсон. Л., Коннор Д.О. Дети на сцене: как помочь молодому таланту найти себя. - Ростов-на-Дону, 2010. Прибыловская. С.А. Кукольный школьный театр.
  9.  Слуцкая Н.Б. Нескучные каникулы: методические рекомендации, сценарии, игры. - Ростов-на-Дону, 2012 г

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

Печатные пособия

-

3

Технические средства обучения

Компьютерная установка и проекционный экран для слайд-шоу и презентаций;

2

4

Экранно-звуковые пособия

Электронное учебное издание .Большая детская энциклопедия

1

5

Игры и игрушки

Набор перчаточных кукол, ширма; декорации; костюмы.

7

6

Оборудование кабинета

Компьютеры, проектор.

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5 класса основного общего образования на 2016-2017 учебный год

"Изобразитеьное искусство" для 5 класса под редакцией Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской...

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 6 класса основного общего образования на 2016-2017 учебный год

"Изобразитеьное искусство" для 6 класса под редакцией Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской...

Отчет о работе класса кадетско – казачьей направленности в МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» в 2016 – 2017 учебном году.

            В последнее десятилетие в российском обществе произошли изменения, серьезно повлиявшие на социальную активность людей, требования к реализации личностн...

П Р И К А З от 25.10.2016 № 509 О назначении руководителей районных методических объединений на 2016-2017 учебный год

П Р И К А З от 25.10.2016  № 509 О назначении руководителей районных методических объединений на 2016-2017 учебный...