Культура речи.
рабочая программа (2 класс) на тему

Хакимова Гульшат Идвартовна

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2-го класса. 32 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_rechi.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.

Вербальное и невербальное общение при привитии культуры поведения дают возможность адаптироваться и социализироваться учащимся не только в стенах школы, но и за её пределами. Введение курса «Культура общения» необходимо на первой ступени обучения и непрерывное его продолжение течение всего пребывания детей в образовательном учреждении.

Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.

Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом.

Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону и т.д.).

Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям.

Подражая взрослым, ребёнок без труда усвоит все правила приличия. Самое важное, чтобы норма поведения взрослых во всех ситуациях была верной. В младшем школьном возрасте ребёнок сам готов постепенно учиться тому, что и как нужно делать, чтобы не попасть впросак. Следует показать пример нормальных человеческих отношений, дать ребёнку знания об основных принципах, на которых эти отношения строятся, и контролировать, как ведёт себя ребёнок. Самый лучший способ прививать детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример. Прав был А.С. Макаренко, говоря: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни».

Цель: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.

Задачи:

  1. познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;
  2. развивать коммуникативные способности школьников;
  3. содействовать формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека;
  4. формировать устойчивую положительную самооценку школьников.

Основными методами и приемами по реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций).

Формы проведения занятий: беседа, диалог, речевая игра, ролевые игры, тестирование, инсценирование, практические занятия, конкурсы.

Мероприятия по подведению итогов реализации программы:

  • Театрализация  «Театр вежливых ребят»;
  • Устный журнал «О невежах и вежливости»;
  • Дискуссия «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны»;
  • Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».

Ожидаемые результаты:

  • обогащение личного опыта общения детей;
  • ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
  • овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
  • овладение учащимися культурой общения в системе «учитель ↔ ученик», «ученик ↔ ученик», «взрослый ↔ ребенок».

Программа рассчитана на обучающихся 1-4 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

2 класс

32 часа (1 час в неделю)

Чистый ручеек нашей речи(5часов). Речь - как средство передачи мыслей и чувств. Формы речевого этикета. Язык мой - друг мой. Учимся строить предложения. Волшебница речь. Час – общения «В гостях у дедушки Этикета».

Скажи при встрече: «Здравствуй и прощай» (4часа). Чудесные превращения слов. Слова приветствия. Слова прощания. Слова выражения просьбы, благодарности.

Спеши делать добро (3часа). «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть». Улыбнись улыбкою своею. Правила общения. Красота внешняя и внутренняя. Занятие - практикум «Скажи улыбкой».

Азбука вежливости (3часа) Как учиться  вежеству. Слово- это тоже поступок. Слова извинения. Этикет - тренинг «Сосчитай вежливые слова».

Красота внешняя и внутренняя (2часа). Правила хорошего тона, дурной тон. Помощники устного слова.

Этикетные выражения при знакомстве (2часа).        Знакомство через посредника и без посредника. Сопутствующие этикетные выражения и знаки внимания (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка). Соблюдение правил знакомства как условие хорошего впечатления о новом знакомом.

Умей понять другого (2часа). Уметь слушать собеседника. Слушали, услышали, прослушали. Тест – игра «Умеете ли вы слушать».

Ты идёшь в гости (3часа). У тебя в гостях. Правила гостеприимства. Как вести себя в гостях.  Игровая программа «Быть хорошим хозяином совсем не просто».

Пишите письма (2часа). Понятия «адресат-адресант». Обучение эпистолярному жанру. Как писать письма, поздравления.

 Слушаем – вдумываемся (3часа). Обучение слушанию. Говорящий взгляд.

Раздели печаль и радость другого (2часа). Общение с младшими, ровесниками и одноклассниками.

Итоговое занятие (1час). Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».  

урока

Тема занятий

Дата проведения

по плану

фактич.

Речь - как средство передачи мыслей и чувств. Наука риторика

Волшебница речь

Язык мой - друг мой

Учимся строить предложения

Час – общения.

«В гостях у дедушки Этикета»

6.

Чудесные превращения слов

7.

Слова приветствия

8

Слова прощания

9.

Слова выражения просьбы, благодарности

10.

«Чтобы радость людям дарить,

Надо добрым и вежливым быть»

11.

Красота внешняя и внутренняя

12.

Улыбнись улыбкою своею.  Занятие практикум «Скажи улыбкой»

13.

Как учиться вежеству

14.

Слово-это тоже поступок

15.

Слова извинения.  Этикет – тренинг «Сосчитай вежливые слова»

16.

Правила хорошего тона, дурной тон

17.

Помощники устного слова

18.

Знакомство через посредника и без посредника

19.

Этикетные выражения и знаки внимания (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка)

20.

Уметь слушать собеседника

21.

Слушали, услышали, прослушали

22.

Как вести себя в гостях

23.

Правила гостеприимства

24.

У тебя в гостях.

Игровая программа  «Быть хорошим хозяином совсем не просто»

25.

Понятия «адресат-адресант»

26.

Напиши мне письмо

27.

То же слово, да не так бы молвить        

28

Настроение, чувства, тон говорящего

29.

Говорящий взгляд

30

Общение с младшими

31.

Общение с одноклассниками и ровесниками

32.

 Итоговое занятие. Творческое занятие    «Я в различных жизненных ролях»  

Всего


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа по культуре поведения и культуре речи "Мы и наши имена"

Беседа даст  детям начальные сведения об именах и их функции в обществе, познакомит учащихся с этикетом знакомства, поможет совершенствовать культуру общения со взрослыми и сверст...

Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе по теме «Учимся составлять аннотации»

Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему....

Урок : «Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо».

На уроке дети учатся писать письмо, с соблюдением норм речевого этикета. Использован сюжет занимательности. У детей воспитывается доброжелательное отношение к окружающим, а также уважительное отношени...

Проект урока русского языка в 4 классе по теме: «Культура речи. Работа над образованием различных форм имён существительных (Открываем ещё несколько секретов правильной речи) » Образовательная система «Гармония».

Планируемые результаты: Предметные: знать некоторые особенности изменения форм имен существительных;уметь склонять существительные в родительном, дательном падежах.Личностные:Уметь проводить само...

Родительское собрание по теме: "Культура речи и культура общения"

Представлены высказывания великих писателей о русском языке, правила общения, нормы произношения , вжливые слова....

Культура речи.( по материалам "Русский язык и культура речи для технических ВУЗов" Данцев А.А. Нефёдова Н.В. издательство "Феникс" Ростов на Дону 2002 г. (Учебный мaтериал в раздел "Начальная школа")

Слово, речь — показатель общей культуры чело­века, его интеллекта, его речевой культуры. Вот по­чему овладение культурой речи, ее совершенствова­ние особенно активно начинается и про...