занятие кружка "Эрудит"
план-конспект на тему

занятие кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл erudit.docx38.09 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок «Эрудит»

(4 класс)

Цель занятия: через занимательные упражнения содействовать поднятию интереса детей к математике, расширению их кругозора

Ход занятия

Sofja Wassiljewna Kowalewskaja 1.jpg

Дата рождения:

3 (15) января 1850

Место рождения:

Москва,
Российская империя

Дата смерти:

29 января (10 февраля) 1891 (41 год)

Место смерти:

Стокгольм, Швеция

Страна:

Российская империяРоссийская империя

Научная сфера:

Математика, механика

Место работы:

Стокгольмский университет

Альма-матер:

Гейдельбергский университет,
Берлинский университет

Научный руководитель:

К. Т. В. Вейерштрасс

Известна как:

Первая в мире женщина-профессор математики

I Инсценированный рассказ о женщине-математике Софье Васильевне Ковалевской (1850 – 1891)

     1 ученик

     В позапрошлом веке жила выдающийся математик - Софья Васильевна Ковалевская. С. И. Вавилов о ней сказал: «В истории человечества до Ковалевской не было женщины, равной ей по силе и своеобразию математического таланта»

     2 ученик     

     Софья Васильевна родилась в Москве, а когда ей исполнилось 8 лет, семья переехала в Белоруссию. Интерес к математике появился у Ковалевской еще в детские годы.

    3 ученик 

     Обучаться математике Софья начала в восьмилетнем возрасте, у домашнего учителя И. И. Малевича. Учитель сразу обнаружил необыкновенные способности своей ученицы. Он был доволен ее внимательностью, прилежанием и восхищался изумительной легкостью, с которой она справлялась с задачами.

    4 ученик

   Особый интерес девочки к математике вызвало следующее. Однажды при ремонте дома не хватало обоев. И тогда решили детскую комнату оклеить просто бумагой. И вот на оклейку стен были использованы листы из книги по высшей математике. Девочка заинтересовалась тем, что было изображено и написано на этих листах. Она стала часами простаивать около стен, пытаясь понять смысл чертежей, знаков, формул. А непонятные знаки сами отпечатывались в памяти девочки.

    5 ученик 

     Отцу не понравилось увлечение девочки математикой. Он считал, что математика – это не женское дело. Поэтому и занятия с учителем прекратились. Однако страсть к математике у Софьи сохранилась. Она стала изучать математику самостоятельно, но украдкой.

    6 ученик 

     Учитель Малевич, уезжая, подарил ей книгу по математике, с которой она не расставалась. Она потом писала: «Идя спать, я  клала книгу под подушку и затем, когда все засыпали, я при тусклом свете лампады или ночника зачитывалась по целым ночам».

    7 ученик

     Через некоторое время отец был вынужден пригласить к дочери нового учителя, который стал знакомить Софью с высшей математикой. Тут-то и встретилась девочка с теми формулами и знаками, которые у нее ранее отложились в памяти.

   8 ученик

     Получить высшее образование Софье Васильевне было невозможно, так как женщин в высшие школы царской России принимать запрещалось. Поэтому в дальнейшем Софья Васильевна была вынуждена учиться и работать за границей. Она стала первой русской ученой женщиной-математиком.

II Задача в стихах

Помощник

 7 тарелок им умыты,

8 чашек им разбиты,

     Ложек – дюжина одна –

   Чистота кругом видна!

                          Вы готовы дать ответы,

                         Сколько всей посуды этой

                                Перемыл он – сын-проказник?

                             Дело было в мамин праздник.

(Ответ: 27 штук)

III Задача-смекалка

     Как двумя отрезками разделить четырехугольник на 3 части? На 4 части?

     

IV Задача-шутка

     С кормы лодки спущена цепь, нижнее звено которой находится от воды на расстоянии 5 см. Каждое звено цепи имеет длину 5 см. К лодке подошла волна высотой 50 см. Сколько звеньев цепи накроет эта волна?

(Ответ: ни одного, т.к. лодка поднимается на волне вместе с цепью)

V Загадка

Полотно, а не дорожка,

         Конь, не конь – сороконожка

По дорожке той ползет,

                                              Весь обоз один везет.

(Ответ: поезд)

VI Игра «Задумай число»

(отгадывание результата вычислений)

 - Задумайте число. Умножьте его на 3, полученный результат разделите на задуманное число, прибавьте к полученному числу 7. У вас всех получился один и тот же результат – 10.

Объяснение

     Для игры используется формула: (х ∙ 3): х+7=10,

где  х – задуманное число.

     Для введения разнообразия в игре можно использовать более общую формулу: (х ∙ а): х + в = а + в,

где х – задуманное число,  а и в – произвольные натуральные числа.

VII Ребусы

Пи 100 лет

пистолет

   Сви  100 к

свисток

Рас 100 яние

расстояние

VIIΙ Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия по теме : "Автоматизация звуков р, р в предложениях". ( Экскурсия в оранжерею.Занятие с использованием оздоровительныз методик, музыкотерапии.Занятие в группе с ФФНР 1 класс.)

Представлен конспект занятия с использованием оздоровительных методик : релаксации, аурикулярного массажа, су-джок терапии, музыкотерапии ( музыка из балета П.И. Чайковского " Щелкунчик ". В ходе заня...

Занятие по внеурочной деятельности Кружок «ОТ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА К ПОЗНАНИЮ ИНФОРМАТИКИ» Тема занятия : Занятие - игра « Составь алгоритм».

Место занятия в рамках раздела программыЭто  занятие - повторения и закрепления знаний  в  1 разделе, который посвящён дальнейшему знакомству со способами описания действий и  проц...

Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения). Тема занятия : «Развитие мелкой моторики». Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.

Конспект занятия  в 3 классе (2-вариант обучения).Тема занятия : «Развитие мелкой моторики».Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.Организационная фо...

Конспект открытого занятия Конспект открытого занятия 1 «Г» (дополнительно) класса с ЗПР Тема занятия «Игра на развития мышления младших школьников с ЗПР»

Коррекционная работа по развитию мышления младших школьников с ЗПР осуществляется с помощью игр. Используется разнообразные игры и упражнения направленные на развитие мышления...

Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел» Занятие №1 «Как возникла письменность»

Тема происхождения русского народа продолжает оставаться малоизученной. Отсутствие ясных ответов делает проблему происхождения русского народа чрезмерно запутанной. Достижения современной этнологии и ...