Планирование воспитательной деятельности классного руководителя для успешного обучения и воспитания школьников
статья (1 класс) на тему

Силаева Светлана Вячеславовна

Статья содержит описание цели. задач воспитательной работы, проблемы. в статье дается обоснование необходимости целенаправленной работы над методической темой  «Как научить ребёнка жить в мире людей» и  проектом  «Развитие культуры поведения младших школьников в учебной и во внеучебной деятельности»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планирование воспитательной деятельности классного

руководителя для успешного обучения и воспитания  школьников

                                                                    Подготовила Силаева С.В.

           При планировании воспитательной деятельности я учитываю общешкольную воспитательную проблему: совершенствование  воспитательной деятельности, направленной на формирование  у учащихся гражданственности,

любви к Родине, духовной  нравственности на основе  общечеловеческих ценностей  и цель: совершенствование  воспитательной деятельности, направленной на формирование  у учащихся гражданственности, любви к Родине, духовной  нравственности на основе  общечеловеческих ценностей.

Главной целью воспитательной работы является:

    -  создание благоприятных условий для  формирования духовно-богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребёнка,

    -   создание сплоченного классного коллектива;

    -  повышение уровня культуры  поведения в школе, общественных местах, с окружающими, друг с другом.

     Задачи:

1. Изучение классного коллектива и индивидуальных особенностей     каждого ребёнка с помощью наблюдений, непосредственного общения, бесед, диагностики. 2. Активное ведение работы по сплочению и развитию детского коллектива, воспитанию чувства товарищества, доброжелательного

отношения друг к другу, ответственности.

  1. Работы над методической темой  «Как научить ребёнка жить в мире людей» и проектом  «Развитие культуры поведения младших школьников в учебной и во внеучебной деятельности.
  2. Организация  тесного сотрудничества с родителями.
  3.  Выявление и  развитие творческих способностей учащихся.
  4. Организация индивидуальной работы с детьми.  

       Результаты наблюдений и диагностики показали, что с 1 класса существует проблема неумения детей вести себя в школе, общественных местах, с окружающими, друг с другом.   Результаты диагностики  подтвердили, что основными     причинами неумения детей вести себя являются:

  • незнание некоторых правил;
  • неумение их выполнять из-за отсутствия привычки;
  • невыполнение из-за отсутствия волевого усилия;
  • невыполнение из-за того, что считают ненужными.

Эти причины объяснили низкий уровень воспитанности учащихся. С целью его повышения я изучила компоненты культуры поведения и  разработала систему мероприятий для детей и их родителей.  Поэтому я начала работу над методической темой  «Как научить ребёнка жить в мире людей». Разработала проект  «Развитие культуры поведения младших школьников в учебной и во внеучебной деятельности», выдвинув гипотезу: если вести планомерную поэтапную работу  по расширению представлений детей о нормах культурной жизни и  приобщению к ним, то повысится уровень воспитанности учащихся. Был намечен план действий:

  1. Провести диагностику :

                - уровня воспитанности учащихся;

                - исследования ценностных ориентаций (по М.Рокичу);

               - анкетирование детей: «Считаю ли я себя культурным человеком»,

                 «Приличные и неприличные действия», «Как я себя оцениваю»;

               - анкетирование родителей «Взаимоотношения в семье», «Как я

                 оцениваю своего ребенка».

  2. Использовать технологии организации и проведения группового    воспитательного дела      (Н. Е. Щуркова) и коллективного творческого воспитания (И. П. Иванова).

3.  Разработать систему мероприятий  по расширению представления детей о нормах культурной жизни:

- гигиенической культуре;

- физической культуре;

- культуре поведения человека;

- экологической культуре;

- культуре устной и письменной речи;

- культуре физического труда;

- экономической культуре.

4.  Провести эксперимент по этапам:

    1 этап -  «Культура внешности и правила поведения  в   общественных местах».

Цель: выработка правильного понимания внешней и внутренней красоты человека; обучение детей искусству быть привлекательным, способам «сотворения самого себя», освоение норм поведения.

Использовать игры, игровые ситуации, тренинги, беседы:

 - Беседа о правилах поведения в школе, общественных местах.

   - Тренинг «Ты - зритель», «Ты – экскурсовод», «Ты –посетитель музея, планетария».

   - Игра «Ты - зритель», «Ты – экскурсовод», «Ты –посетитель музея, планетария».

    - Беседа по ТБ во время каникул, правилах поведения в       транспорте, театре, на улице.

     - Тренинги: «Мы- пассажиры в транспорте, в цирке и в театре – зрители, в музее – посетители, в библиотеке - читатели», «Как я пользуюсь жестикуляцией»,

      - Беседа по ТБ, ПДД «Правила поведения в лесу, парке, на улице. Как     вести себя на каникулах».

2 этап – « Культура общения».  

Цель:  формирование у детей открытости, дружелюбия, доверия, чувства радости от общения, потребности в любви, умение установить и поддержать обратную связь с собеседником, познание себя и других членов коллектива, выявление учащихся с одинаковыми интересами, формирование умения жить в классном коллективе.

-  Диспут «Что значит «будь приятен окружающим людям»?».

- Урок  этикета «С незнакомыми людьми»

       - Беседа «Как вести себя с девочками, мальчиками,

со взрослыми».

      - Беседа « Дружба начинается с улыбки».

        - Диспут «Как вести себя с мамой, бабушкой». Тренинг «Я с мамой и     бабушкой в магазине, дома, в гостях».

      - Культура поведения.    Тренинг, «Мне нужна помощь», «Я говорю с мамой, учителем, ребятами».

     - Групповая игра по культуре поведения «От улыбки радуга проснётся».

    -Родительские собрания: «Как научить ребёнка жить в мире людей», «Поговорим о дружбе».

3 этап – «Этика семейных отношений и культура быта».

Цель:   семья должна быть активным помощником педагогического процесса.

Основные формы работы:

     - Беседа «К вам пришли гости».  

        - Кл. час «Да здравствуют вежливость и доброта!».

         - Беседа «Как вести себя с братьями, сестрами,  родителями».

         - Беседа об уважительном отношении к чужому труду.

         - Праздник «Рыцарский турнир вежливости».

           - Диспут «Как вести себя с мамой, бабушкой». Тренинг «Я с мамой и бабушкой в магазине, дома, в гостях».

          - Культура поведения.    Тренинг «Мне нужна помощь», «Я говорю с мамой, бабушкой, родственниками».

          - Праздник «Февральские посиделки».

          -Родительское собрание  «Уроки этики поведения для детей и родителей».

       4этап – «Культура речи».

Цель:  способствовать овладению учащимися нормами устного и письменного языка, воспитанию нравственных качеств.

         Использовать следующие формы работы:

        - игры типа «Волшебные слова»;

      -  сочинения: «Как мы можем построить лучшее будущее», «Золотая рыбка на новый лад» и др.;

      - участие в НОУ,  этических чтениях, проектах;

Планомерная работа по развитию культуры поведения привела к положительному результату: уровень воспитанности повысился по многим параметрам с 3,5 до 4,8 балла. Таким образом, выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение.  Следовательно, необходимо продолжать работу в этом направлении

 

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План организации воспитательной деятельности классного руководителя

Организация воспитательной деятельности классного руководителя по направлениям....

Анализ воспитательной деятельности классного руководителя

Осуществлён анализ воспитательной деятельности классного руководителя за II полугодие 3-го класса...

Программа воспитательной деятельности классного руководителя «Союз трёх сердец»

Каждый из нас, наверное, хотел бы, чтобы в его семье, коллективе, классе была благополучная психологическая атмосфера. Для этого, по-видимому, необходимо, чтобы выполнялись следующие условия.Каждый чл...

Самоанализ воспитательной деятельности классного руководителя

В самоанализе описаны воспитательная работа, проводившаяся в классе в течение учебного года и ее результаты....

Педагогическая поддержка- основа воспитательной деятельности классного руководителя.

В статье раскрываются основные принципы и приемы осуществления педагогической поддержки....

Сообщение для учителей. «Современная модель воспитательной деятельности классного руководителя».

Учебная загруженность педагогов мешает их творческому и профессиональному росту, что отделяет их от воспитанников. Классный руководитель не имеет возможности много времени посвящать работе с детьми, а...