программа духовно - нравственного воспитания
рабочая программа (3 класс) на тему

для начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3v_duh.nravstv.vospit.doc180.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа духовно – нравственного воспитания 3В класса

МАОУ гимназия №10 имени А.Е. Бочкина

 на 2016-2017 учебный год

        Цель: создание условий для воспитания ЧЕЛОВЕКА и формирования в нём качеств духовно – развитой личности; для самореализации гимназиста как гражданина и патриота, будущего специалиста, способного к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству.   

                

        Программа духовно – нравственного воспитания составлена в соответствии со следующими

нормативными документами:

- ФЗ «Об образовании».

- Устав гимназии.

- Программа духовно – нравственного воспитания учащихся.

- Программа «Гражданско – патриотическое воспитание учащихся».

- Программа профориентационной направленности «Мой выбор».

- Комплексная Программа «Профилактика детского дорожно – транспортного

травматизма».

- Программа модулей: «Дорожная безопасность», «Противоположная безопасность».

- План ВР гимназии.        

Направления духовно – нравственного развития:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

 Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Задачи:

  •  представления о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
  • представления о символах государства – Флаге, Гербе России;
  • представления о правах и об обязанностях гражданина России;
  •  представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
  •  представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;
  • стремление активно участвовать в делах класса, гимназии, семьи, города;
  • уважение к защитникам Родины;
  • умение отвечать за свои поступки.

Название

мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Ответственные

Результат

«+», «-»

Флаг наш и герб - символы государства.  Конституция РФ – основной Закон жизни.              

сентябрь

классный час

классный руководитель

«Десять морей Бочкина»

октябрь

библиотечный урок

зав. библиотекой Богуцкая Л.А.

Экскурсии в Художественный музей г. Дивногорска

один раз в цикл

экскурсия,

мастер-класс

классный руководитель, родители

Экскурсия в городской музей

г. Дивногорска («Строительство Красноярской ГЭС»)

декабрь

экскурсия

классный руководитель, родители

«День народного единства»

ноябрь

классный час

классный руководитель

«Подарок ветерану»

февраль,  май

акция

зам. директора по ВР, классный руководитель, учащиеся

«Бессмертный полк»

март-май

акция

зам. директора по ВР, классный руководитель, родители

Предполагаемый результат:

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому  языку, народным традициям,  старшему поколению;
  •  представления о наиболее значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии народов России; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
  • опыт социальной и межкультурной  коммуникации;
  •   представления о правах и обязанностях человека, гражданина, товарища.

2. Формирование ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ.

Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

Задачи:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  •  представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического;
  •  представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
  • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
  •  представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
  • понимание важности соблюдения ПДД, ППБ;
  •  представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
  • отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

Название

мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Ответственные

Результат

«+», «-»

«Режим дня гимназиста»

сентябрь

классный час

классный руководитель

«День здоровья»

сентябрь

поход на Слаломную гору («Осенний квэст»)

классный руководитель, творческая группа родителей

Всероссийская акция «Кросс Наций»

сентябрь

кросс

учителя физкультуры

«Вредные привычки»

октябрь

классный час

классный руководитель

 «Здоровье – залог успеха»

октябрь

классный час

классный руководитель

«Если хочешь быть здоров»

ноябрь

«Рецепт здорового образа жизни» (презентация рецепта)

классный руководитель, учащиеся

«В здоровом теле – здоровый дух»

В течение года

просветительская работа (оформление уголка)

классный руководитель, актив класса

Экскурсия в пожарную часть-29

декабрь

экскурсия

классный руководитель

Всероссийская акция «Лыжня России 2017»

февраль

лыжный забег

учителя физкультуры

Правила пожарной безопасности

1. «Тайны огня. Огонь – враг, огонь – друг».

2. «Единая служба спасения».

3. «Чтобы ёлка принесла только радость»

4. «С огнём не шути».

5. «Действия при пожаре».

6. «Дым над лесом»

один раз в цикл

классный час, беседы, викторины, встреча с  сотрудниками ПЧ-29

классный руководитель, сотрудники ПЧ-29

Правила дорожного движения.

1. «Дорога, её элементы и правила поведения на ней».

2. «Пешеходные переходы».

3. «Нерегулируемые перекрёстки. Регулируемые перекрёстки. Светофор. Регулировщик и его сигналы».

4. «Поездка в автобусе, троллейбусе».

5. «Дорожные знаки и дорожная разметка».

6. «Где можно и где нельзя играть»

один раз в цикл

классный час, беседы, викторины

классный руководитель

Клуб выходного дня «Солнышко» (спортивное направление)

один раз в цикл

Соревнования «веселые старты», эстафеты, квэсты

классный руководитель, родительский комитет

«Паспорт здоровья класса»

сентябрь-май

мониторинг физического здоровья

классный руководитель, медицинский работник

Предполагаемый результат:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  •  представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
  •  личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  •  представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • соблюдение ПДД, ППП;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

3.Формирование ценностного отношения к природе и окружающему миру.

 Цель: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое  воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Задачи:

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;
  • бережное отношение к растениям и животным.

Название

мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Ответственные

Результат

«+», «-»

Акция «Зелёный кошелёк» (сбор макулатуры)

один раз в цикл

акция по сбору макулатуры

зам. директора по ВР, классный руководитель

Акция «Подари пластмассе вторую жизнь»

в течение года

акция по сбору пластмассы

зам. директора по ВР, классный руководитель

 «Мой город»

апрель

викторина

классный руководитель

«Знай и люби родную природу»

 

май

конкурс рисунков

классный руководитель

«Добрая зима»

ноябрь

конкурс рисунков, фотографий

ДЭБС,

зам. директора по ВР, классный руководитель

«Природа – наш дом»

декабрь

викторина

классный руководитель

Предполагаемый результат:

  •  ценностное отношение к природе;
  •  опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  •  знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре русского народа и народов России, нормах экологической этики;
  •  опыт участия в природоохранной деятельности;
  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

4. Формирование ценностного отношения к прекрасному (эстетическое воспитание)

Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

Задачи:

  • представления о душевной и физической красоте человека;
  • умение видеть красоту природы, труда и творчества;
  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
  • интерес к занятиям художественным творчеством;
  • стремление к красоте внешнего вида;
  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам.     

Название

мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Ответственные

Результат

«+», «-»

Посещение спектаклей

в течение года

спектакли

классный руководитель

Библиотечные часы

в течение года

выставка-презентация, викторины, конкурсы

Библиотекарь гимназии, детская библиотека им.

 А.П.Гайдара

Проведение гимназического конкурса «Дети читают стихи»

январь

Руководители кружков: «Художественное слово» и «Литературная мастерская»

Проведение концертов, посвящённых календарным датам:

- «Ученики - учителям»

- «Для мам»

- «Новогодний переполох»

- «Для милых дам»

- «О том, что дорого и свято»

октябрь

ноябрь

декабрь

март

май

Педагог – организатор Чуб Н.А.

Совет старшеклассников

Актив среднего звена

Рук. кружков «Вокал», «Игра на народных инструментах»

«Дивногорск – мой родной город»

апрель

презентация, конкурс рисунков

классный руководитель

«Музыкальный калейдоскоп»

март

музыкальная игра

классный руководитель

Предполагаемый результат:

  •  умение видеть красоту в окружающем мире;
  •  умение видеть красоту в поведении, поступках людей;
  •  представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
  •  опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора русского народа и народов России;
  •  опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
  •  опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

5. Формирование нравственных чувств и этического сознания.

Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Задачи:

  •  представления о  национальных российских ценностях;
  • различение хороших и плохих поступков;
  • представления о правилах поведения в гимназии, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на  природе;
  •  уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  • знание правил  поведения в коллективе, культуры речи;
  • стремление избегать плохих поступков; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Название

мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Ответственные

Результат

«+», «-»

«Помоги пойти учиться»

сентябрь

социальная акция

зам. директора по ВР, классный руководитель

Правила поведения учащихся в гимназии. Кодекс гимназиста

сентябрь

беседа

классный руководитель

«У меня есть не только права, но и обязанности»

ноябрь

презентация

классный руководитель

«Мы все разные, но мы вместе»

декабрь

классный час

классный руководитель

«Профессия - школьник»

в течение года

сюжетно-ролевая игра

педагог-психолог, классный руководитель

Изучение уровня воспитанности учащихся

в течение года

диагностика

классный руководитель

        Предполагаемый результат:

  •  представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • уважительное отношение к традиционным религиям;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и гимназии, бережное отношение к ним.

6. Воспитание трудолюбия.

Цель: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.

Задачи:

  •  представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  •  представления об основных профессиях;
  • ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
  •  представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
  •  навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;
  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Название

мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Ответственные

Результат

«+», «-»

Проведение экскурсий на предприятия Дивногорска и Красноярска

в течение года

экскурсия

классный руководитель

«Профессия - школьник»

октябрь

классный час

классный руководитель

Знакомство с профессиями в процессе урочной деятельности

в течение года

урок

учителя - предметники

Изготовление сувениров для пап и мам, бабушек и дедушек

 февраль, март

трудовая акция

классный руководитель

Привлечение учащихся к занятиям в кружках и секциях гимназии, учреждениях дополнительного образования города

в течение года

беседы

зам. по ВР: Солдатова И.А.,

руководители кружков и секций,

кл.руководитель

«Лучший портфолио»

в течение года

конкурс

зам. по ВР: Солдатова И.А.

«Мир моих увлечений»

в течение года

презентация увлечений и хобби

классный руководитель

«Чистый класс»

в течение года

генеральная уборка класса

классный руководитель

Предполагаемый результат:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  •  представления о различных профессиях;
  •  навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  •  опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • потребности и умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

7. Внеурочная деятельность.

       В рамках внеурочной деятельности в классе реализуются следующие Программы:

- «Развитие творческих способностей» (28 чел.)

- «Дистанционная математическая школа» (10 чел.)

        Предполагаемый результат реализации Программ: данные систематические курсы создают условия для развития у детей познавательных интересов, формируют стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывают у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

        Во время занятий по предложенным курсам происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе.

          Уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности:

- первый уровень – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;

- второй уровень – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;

- третий уровень – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.

8. Психолого – педагогическое сопровождение.

          Цель: оценка состояния психолого – педагогического развития учащихся.

          Задачи:

  • проведение диагностических мероприятий;
  • анализ данных, полученных в результате психологических исследований;
  • определение характера изменений показателей психического здоровья учащихся гимназии.

№ п/п

Вид диагностики

Сроки проведения

Ответственный

Отметка о проведении

1

Исследование познавательных способностей

1 срез – сентябрь

2 срез - май

педагог - психолог

- Анализ диагностических результатов (табл. результатов см. далее).

- Проблемы и пути их решения. Исследование познавательных способностей показало, что в 3В классе имеются 4 человека с низким уровнем сформированности объёма зрительной памяти и 13 человек с низким уровнем сформированности объёма слуховой память. В связи с чем, с целью коррекции сложившейся ситуации в учебные занятия по различным предметам будут включаться задания направленные на развитие объёма зрительной и слуховой памяти (рекомендованные педагогом - психологом).

9. Работа с родителями.

Цель: повышение педагогической культуры родителей, направленной на духовно - нравственное воспитание своего ребёнка через организацию сотрудничества в области развития интеллектуальных, творческих, спортивных способностей учащихся.

Задачи:

  • формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи;
  • оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования;
  • развитие творческого потенциала семей.

Название

мероприятия

Сроки

Форма

проведения

Ответственные

Результат

«+», «-»

Проведение тематических лекториев для родителей

в течение года

лекция

социальный педагог:

Ахметова Р.М.,

педагог – психолог:

Стальмак Т.Б., классный руководитель

Проведение тематических классных  родительских собраний

в течение года

собрания

классный руководитель

Проведение клубов выходного дня

в течение года

спортивные мероприятия, интеллект. игры

классный руководитель, родительский комитет

Городской родительский форум

март

участие

зам. по ВР

Солдатова И.А.,

кл.руководители

Индивидуальные консультации психологов для родителей

в течение года

консультации

Психолог:

Стальмак Т.Б.

Проведение Дня открытых дверей для родителей

     апрель

открытые уроки

Администрация

«Для любимой мамы»

ноябрь

концерт

зам. по ВР

Солдатова И.А.,

педагог – организатор

Чуб Н.А.,

кл. руководители


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по программе духовно-нравственного воспитания.Тема: "Икона".."

Конспект урока с презентацией по программе духовно-нравственного воспитания "Истоки"...

Программа духовно-нравственного воспитания "ДОМ" (дети,отец, мать)

Данная программа для учащихся начальной школы....

Программа духовно - нравственного воспитания младших школьников.

Программа разработана в рамках ФГОС для учащихся начальных классов....

Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников "К истокам духовности"

Новые стандарты в образовании и воспитании  ориентирует педагогов   на воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности, как одну из приоритетных задач гос...

Программа духовно-нравственного воспитания

очень пригодилось для работы при составлении рабочих программ...

Развитие нравственной личности через программу «Духовно-нравственного воспитания и развития».

Современное российское общество переживает период  долгосрочных изменений во внутренней жизни страны. Становится иной современная стратегия развития российской школы; в центре ее - формиров...

«Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»

laquo;Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»...