Внеклассное мероприятие
учебно-методический материал (2 класс) на тему

Габибова Людмила Владимировна

ЧАС ОБЩЕНИЯ

 «Ваши права и обязанности, дети!»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧАС ОБЩЕНИЯ

 «Ваши права и обязанности, дети!»

Цель: закрепить полученные детьми знания о своих правах и обязанностях.

Задачи:

  • формирование умения правильно пользоваться своими правами и выполнять обязанности;
  • формировать положительное отношение к законам и их выполнению;
  • способствовать формированию правовой культуры детей.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Чтение стихотворения «Что нужно для счастья?».

Человеку много нужно,

Чтобы счастливо прожить.

Нужен дождь, и даже лужи,

Нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен ветер, нужно море,

Нужно солнце и леса,

Нужно счастье, нужно горе

          И родные голоса.

Невозможно без природы,

Без синеющих небес.

Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.

Чтобы жить на белом свете,

Чтоб остался рядом друг,

Надо главное заметить,

Всё почувствовать вокруг.

-Дорогие Ребята, я рада вас приветствовать на нашем внеклассном занятии.

2. Постановка и решение проблемного вопроса. Сценка «ИГРА»

-Предлагаю разыграть сценку, для этого приглашаю 3 мальчиков.

-После уроков ребята решили поиграть.

Алан: Давайте поиграем.

Дима: Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Серёжка, полицейским. А ты, Денис, будешь бандитом.

Денис: А я не хочу.

Алан: Чего не хочешь?

Денис: Играть

Дима: Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь.

Денис: Я не хочу.

Алан: Захочешь.

Денис: Что же вы меня заставите?

-Имеют ли право ребята заставить Дениса?... 

-Обязан он им подчиняться? …( Заслушиваем точки зрения.) 

3. Объявление темы и постановка цели занятия.

-Давайте попробуем разобраться, какие права и обязанности вы имеете в повседневной жизни.

-Прочитайте тему нашего классного часа («Права и обязанности»)

-Как вы понимаете, что такое право? …

-Из словаря Ожегова: «Право - возможность что-нибудь делать, осуществлять»

-Ребята, а кто заботится о вас и отвечает за ваши права? ….(Конечно, ваши родители, семья.)

-Но о детях заботятся не только в семье. После 2 мировой войны - 24 октября 1945 года возникла Организация Объединенных Наций (ООН), её главная задача защищать права человека во всём мире. 20 ноября 1989 года эта организация приняла очень важный документ «Конвенцию о правах ребенка». Конвенция – это договор, который должен обязательно исполняться. В нём говорится, что государства, подписавшие его, взяли на себя обязательства заботиться о детях. Наша страна тоже подписалась под этим документом,

-В Конвенции 54 статьи.

-Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

-Но прежде я хотела бы вам предложить задание: подумайте и обсудите в группах, какие права вы имеете, и какие хотели бы иметь.

4.Работа в группах. (Учитель помогает в случае затруднения.)

-Вам интересно сравнить, что придумали вы сами, ребята, и что записано в этом документе? Выступления представителей групп.

-Мы сегодня работаем по группам-командам не случайно: я пожелаю вам, чтобы вы в своей группе дали каждому ученику право выступить, ответить.

(Показ слайда с правами детей)

  • Право на жизнь (жить и воспитываться в семье, насколько это возможно);
  • Право на имя при рождении;
  • Право на медицинскую помощь;
  • Право на образование;
  • Право на отдых и досуг;
  • Право на личную жизнь;
  • Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка);
  • Право свободно выражать свои взгляды /мнение/ мысли (при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;
  • Право на заботу и воспитание родителями;
  • Право на защиту от эксплуатации и насилия;
  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, эксплуатации, насилию и оскорблениям);
  • Право на неприкосновенность жилища, семейную жизнь, тайну переписки, на гражданство;
  • Право на защиту своих прав.

-Давайте на примере литературных героев попробуем разобраться и выяснить, как вы поняли названные права.

5.Практическая часть.

1.Cказка А.С.Пушкина «О царе Салтане и его сыне Гвидоне..» (1слайд)

•        Право на жизнь (жить и воспитываться в семье, насколько это возможно);

2. Инсценировка сказки «Снежная Королева».

Кай и Герда сидят и разговаривают с бабушкой.

-  «Бабушка, а правда, что Снежная Королева не сможет сюда войти?» - спросила Герда.

- «Пусть только попробует! Я посажу ее на теплую печку, вот она и растает» - сказал Кай.

И тут Кая что-то кольнуло прямо в глаз.    

- «Бедняжка Кай, это, наверное, осколок зеркала Снежной Королевы, теперь твое сердце превратится в кусок льда» – сказала Герда.

- «Почему ты плачешь? Мне совсем не больно. Какая ты некра¬сивая становишься! Фу! И розы какие-то гадкие!» -  сказал Кай.

- Кай, кто это?

- Это Снежная Королева и она зовёт меня собой. Я не хочу к ней.

- Герда, спаси меня! Мне холодно!

- «Она украла его! Кай, я обязательно спасу тебя!» -  сказала Герда.

Слово учителя:

- Какое право нарушила Снежная Королева?

 Запрещены похищение детей и торговля ими. Дети не вещи. Дети - это люди! Люди не принадлежат никому, кроме себя.

3. Сказка «Три поросёнка»

•        Право на неприкосновенность жилища, семейную жизнь, тайну переписки, на гражданство;

4. Инсценировка сказки «Морозко».

 Жил-был дед, да с другой женой.  У деда была дочка а у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: то не так повернёшься, то не так сделаешь. А родная дочь что ни сделает - за все гладят ее по голове: умница.

 Падчерица дрова и воду в избу носила, печь то¬пила, избу мела - еще до света...

Но ничем старухе не угодишь - все не так, все худо. Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится - не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить...

- « Вези, вези ее, старик, куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видели! Вези ее в лес, на трескучий мороз.» - ворчит мачеха.

 Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспорить.

 Собирайся и отвёз он родную дочь в лес.

Слово учителя:

 - Какое право нарушила мачеха?

Эта жестокая женщина нарушила права ребенка. Она подвергла жизнь и здоровье девочки опасности.

5.Инсценировка сказки «Золушка».

Золушка сидит и что-то шьет.

-  Внимание, внимание, сегодня вечером принц устраивает бал! Приглашаются все знатные люди королевства.

- « Золушка, ты слышала, мы получили приглашение на бал? Ты срочно должна нам подготовить наряды и сделать прически. Я надену самое скромное платье, но ты разошьешь его золотыми цветами» - сказала  одна из сестёр.

 - «А что, Золушка, хотелось бы тебе поехать на королевский бал?»

-  похихикала вторая.

- « Ах, что вы, сестрицы! Вы смеётесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и в этих башмаках?» - ответила Золушка.

– «Что, правда, то, правда. Вот было бы смеху, если бы такая замарашка появилась на балу!» - рассмеялась другая сестра.

– «Матушка, можно я тоже поеду? Я надену какое-нибудь из старых платьев сестриц» -  робко спросила Золушка.

- « И думать забудь! Не хватало еще, чтобы ты в таком виде показалась в приличном обществе. Да у тебя и дел много! Пол подмести, ужин приготовить, посуду перемыть, посадить розы у меня под окном, перебрать гречку и горох.

 Ну а если управишься, можешь приехать на бал» - ровным тоном сказала мачеха.

- «Я за три дня не смогу все это переделать. Бедная я, несчастная!» - печально сказала Золушка.

Слово учителя:

 Злая мачеха нарушила права ребенка на отдых и досуг, запретив Золушке ехать на бал.

6. Сказка «Золотой ключик» Буратино

Все дети должны учиться, чтобы стать грамотными, умелыми, воспитанными.

* * *

- А какие права нарушены в других сказках?

6. «Найди ответ»  ( На доске)

(на доске развешаны фразы из сказок и статьи декларации прав)
Ответь сказочному герою, пользуясь статьями декларации прав человека:

Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!»

Буратино… (Не имеешь права лишать меня имущества. ст.17)
Медведь: «Колобок, колобок, я тебя съем!»

Колобок …(Не имеешь права посягать на мою жизнь. ст. 3.)
Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка».

Козлята…(Не имеешь право вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно. Ст. 12.)
Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша:…(Не имеешь права посягать на мою свободу. ст.4.)
Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его».

Волчица:… (Не имеешь права лишать его жизни. Ст.3)

Маленькая разбойница: «Отдай мне свою муфту и свое хорошенькое платьице».

Герда…  Не имеешь права лишать меня имущества.

Вывод: - Почему же было плохо литературным героям?

(Были нарушены их права /кто-то нарушал их права)

1. Сказка К. И. Чуковского «Мойдодыр»

Герой сказки не соблюдал личную гигиену, не хотел жить в чистоте и порядке, не дружил с мылом и расчёской, разбрасывал вещи, и поэтому они от него убежали.

Не соблюдены правила экологической безопасности.

2. Павел Бажов «Каменный цветок»

Хозяйка Медной горы заставила Данилу-мастера сделать Каменный цветок в своих владениях, таким образом, лишила его дома, родных, возможности видеть чудо, сотворённое Данилой, людьми.

Нарушены права на свободу творчества.

3.Э. Гофман «Щелкунчик, или Мышиный король»

Заколдованный принц, превращенный Мышильдой в Щелкунчика, вступает в единоборство с Мышиным королём.

Дети не должны принимать участия в вооружённом конфликте.

4.Русская народная сказка «О сестрице Алёнушке и братце её Иванушке»

Баба-Яга насильно удерживает привязанного за верёвку Иванушку в своей избе, нарушая его право на свободу.

Пленный Иванушка должен был быть обеспечен заботой Бабы - Яги, но она не отпускает его. Мало того, она ещё и хочет его съесть!

5.Русская народная сказка «Колобок»

Главный герой сказки Колобок, самовольно ушел из дома, не послушался своих родителей - бабу и деда, поэтому попал в далеко не приятные жизненные обстоятельства и был съеден Лисой.

Родители несут ответственность за своих детей, а дети обязаны слушаться родителей и не покидать своего дома без их разрешения, не вступать в разговор с незнакомыми людьми.

6.Русская народная сказка «Лиса и Заяц»

В этой сказке Лиса хочет завладеть лубяным домом Зайца, нарушая, таким образом, право героя на свой дом и стремясь незаконным образом улучшить свои жилищные условия за счёт другого.

7.Русская народная былина «Садко»

Морской царь насильно удерживает героя былины на дне морском, и только смелость и находчивость Садко помогают ему вернуться к людям и обрести свободу.

Нарушено право героя на возможность сообщить родным о месте своего нахождения, он, по сути, оказался в плену у Морского царя.

Слово учителя 

В нескольких статьях Конвенции речь идет о праве на собственное мнение и на свободное мышление, о праве быть выслушанным. (На уроках нужно слушать отвечающего, не перебивать)

-КАКОЙ ВЫВОД МОЖНО СДЕЛАТЬ?... (Нельзя нарушать чужие права / надо их уважать)

-В конвенции есть статья: образование должно быть направлено на воспитание уважения к правам другого человека.

-Давайте посмотрим, что ещё кроме прав вы имеете.

6. Обязанности. Анализ ситуаций

-Разыграем сценку: приглашаю девочку и мальчика.

Катя Мухаметова.: Абидин, ты уже который понедельник не готов к чтению!

Абидин: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

-Кто прав?

-Почему А должен был выучить стих?

-Разыграем сценку со мной. Приглашаю девочку.

-Учитель: Марина, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, вымой доску, полей цветы.

-Марина:  не имеете права эксплуатировать ребёнка.

-Кто прав?

-Почему… Марина  должна остаться?

-О чем забыли ребята в этих сценках?... ( Об обязанностях…)

Вывод: Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях

-Как вы понимаете, что такое обязанности? .....

-Обратимся к словарю: «Обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.»

-Какие же у вас есть обязанности?

7. Работа в группах.

-Какие обязанности у вас есть? Обсудите в группах.

Обязанности:

  • слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев жестокого, грубого, обращения, оскорбления или эксплуатации;
  • получить основное общее образование (9 классов);
  • соблюдать правила поведения дома и в общественных местах,
  • соблюдать правила поведения в школе,

Давайте повторим некоторые из них:

1.Добросовестно учись.

2.Соблюдай дисциплину

3. Не пропускай занятия без уважительной причины.

4. Аккуратно веди свой дневник

5.Береги школьное имущество.

6.Веди активный образ жизни, участвуй в школьных мероприятиях.

7. Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

8. Если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги.

9. В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их.

10. Помни о своих правах, но не забывай об обязанностях. P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

 -Давайте подведём итоги:

-В каком международном документе записаны права детей?

-Какой организацией он был принят?

- Какие права-положения из конвенции вы узнали и запомнили?

- Отстаивая свои права, о чём вы всегда должны помнить? (Что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом, семьёй….)

-А ещё? (Уважай чужие права! …)

-И на память я хотела бы вам вручить памятку школьника с обязанностями, которая, я надеюсь, будет помощником вашей школьной жизни.

-И в подарок календари.

-Какое ещё право вы приобрели? (владеть имуществом)

-На этом наш классный час подошел к концу.

-Спасибо за работу и активное участие.

Памятка школьнику  

  • Соблюдай дисциплину
  • Добросовестно учись.
  • Аккуратно веди  свой дневник, ведь это твой личный документ, по которому о тебе судят.  
  • Не пропускай учебные занятия без уважительной причины.
  • Школа - твой второй дом. Береги всё, что в нём находится: мебель, книги, инвентарь. Относись бережно к имуществу других обучающихся и работников школы. (К тому же за порчу школьного имущества на твоих  родителей может быть наложена материальная ответственность).  
  • Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.  
  • Веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях.  
  • Если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.  
  • В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их.
  • P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие. Тема мероприятия: Правила дорожные знать каждому положено.

Цели занятия:1.    Познакомить детей с правилами дорожного движения.2.    Формировать навыки поведения на улицах города в соответствии с правилами ПДД....

Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»

Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»  проводится с целью -  познакомить детей с обычаями и  традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...

Внеклассное мероприятие "Прощание с Начальной школой" 4класс. Конспект мероприятия.

Внеурочная деятельность . Конспект "Прощание с Начальной школой"...

"Цветочная история" внеклассное мероприятие в рамках общешкольного мероприятия "Фестиваль цветов" для учащихся начальной школы

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Цветочная история" , проведенного в рамках общешкольного "Фестиваль цветов" составлена с использованием интернет-источников.Текст частично бы...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс

Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....