Духовно-нравственное воспитание и развитие творческих способностей младших школьников на уроках ОПК и через внеклассные мероприятия»
статья по теме

Нейман Наталия Ивановна

Развитие духовно-нравственных качеств учащихся происходит не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. В каждом ребенке заложен огромный потенциал. Мы, учителя, как никто другие, способны помочь ему стать свободной творческой личностью, способной к самоопределению, самоутверждению. Внеурочная деятельность  является  продолжением познания, самосовершенствования. К участию во внеурочных мероприятиях с детьми привлекаем  родителей, общественность поселка.  Ведь как прописано в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, целью совместного обеспечения условий для духовно – нравственного развития и воспитания учащихся, является  взаимодействие общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации  - семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Благодаря занятиям, проводимым с привлечением близких людей, у детей появляется интерес к познанию истории родного края и культуре. Они становятся более милосердными, общительными, дружелюбными, оценивают поступки товарищей и активнее реагируют на различные социальные ситуации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание и развитие творческих способностей младших школьников на уроках ОПК и через внеклассные мероприятия»

В настоящее время наше современное общество столкнулось с большой проблемой, а именно – снижение культурного и духовно – нравственного уровня подрастающего поколения. Сейчас мы наблюдаем, как процветает невежество, равнодушие к дальнейшей судьбе Отечества, незнание истоков своей культуры…. И этот ряд можно еще продолжить. Встает ряд вопросов: чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру и традиции своего народа?

Очень сложно воспитывать детей в современном мире. Причин тому много: отказ от идеалов привел к распаду связи времен, чувства сопричастности в истории своей Родины, к кризисным явлениям в обществе и семье, как основной его ячейке. Нестабильность, бедность, высокий уровень занятости родителей или безработица, неблагоприятная психологическая атмосфера пагубно влияют на воспитание детей, их нравственное развитие. Именно поэтому вопрос о духовном здоровье подрастающего поколения ставится сегодня во главу угла. Разрабатываются различные программы духовно – нравственного воспитания. Однако, создать систему духовно – нравственного воспитания искусственно невозможно. Ведь само это воспитание складывалось в обществе на протяжении столетий и проявлялось в традициях, обычаях, образе жизни. Поэтому важнейшей целью современного  отечественного образования и одной из приоритетных  задач общества и государства является воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, творческого гражданина России. Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации является обращение к культурному наследию нашей страны, важной составляющей частью которого является православие. Ведь именно оно всегда играло большую роль в жизни российского общества, благотворно воздействовало на моральный облик человека. В связи с этим в новый учебный план в Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования включена предметная область «Основы духовно – нравственной культуры народов России».

В нашей школе родители второй год подряд выбирают модуль «Основы православной культуры». Учитывая наш пока еще скромный опыт в преподавании данного курса, выводы делать еще рано. Православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, а вносит в жизнь начальной школы особую одухотворенность. Как известно, первыми воспитателями ребенка всегда являются его родители. Именно родители должны стать помощниками и союзниками педагогов в духовно-нравственном воспитании детей, поэтому работа, проводимая в школе без сотрудничества с родителями учащихся, будет неэффективной. Наша задача – привлечение родителей в участие в воспитании духовно-нравственного развития учащихся.

В преподавании предмета ОПК считаю главным не знание каких-то терминов, устройства церкви и других обучающих элементов, прописанных в рабочей программе, а развитие  интереса к духовным вопросам, воспитание способности противостоять злу и нечистоте мира. Для меня важно, чтобы учащиеся задумались о своей жизни, назначении человека, увидели, что жизнь без христианских идеалов бессмысленна.

На уроках ОПК мы рассматриваем изображения икон и картин, находим их отличия, знакомимся с православными праздниками, с жизнь святых, с литературными произведениями на религиозные и нравственные темы, просматриваем православные фильмы и мультфильмы, обсуждаем их, читаем или смотрим христианские притчи, прослушиваем песни Светланы Копыловой или смотрим клипы под ее песни. После прослушивания всегда обсуждаем, делаем выводы.

Урок ОПК для учащихся – это то место, где случаются коллективные действия и беспокойства, накопление опыта нравственных связей. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешной реализации которой, необходимо сопоставлять свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь.

Развитие духовно-нравственных качеств учащихся происходит не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. В каждом ребенке заложен огромный потенциал. Мы, учителя, как никто другие, способны помочь ему стать свободной творческой личностью, способной к самоопределению, самоутверждению. Внеурочная деятельность  является  продолжением познания, самосовершенствования. К участию во внеурочных мероприятиях с детьми привлекаем  родителей, общественность поселка.  Ведь как прописано в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, целью совместного обеспечения условий для духовно – нравственного развития и воспитания учащихся, является  взаимодействие общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации  - семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Благодаря занятиям, проводимым с привлечением близких людей, у детей появляется интерес к познанию истории родного края и культуре. Они становятся более милосердными, общительными, дружелюбными, оценивают поступки товарищей и активнее реагируют на различные социальные ситуации. В нашей школе ежегодно проводятся внеклассные мероприятия, направленные на развитие духовно – нравственного развития подрастающего поколения.

Большой радостью для всех нас будет, когда в сердцах детей засветится теплый огонек любви и искренности, который, несомненно покажет нам, что детьми можно гордиться и они станут настоящими патриотами России. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивым, ценить красоту окружающей природы и бережно относиться к ней. Трудно перечислить все нравственные качества, которыми должен владеть человек, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня и сейчас, чтобы потом не было поздно.

Литература:

1.А.Я.Данилюк Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей – М.:Просвещение, 2010г.

2.Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников /Под ред.А.Я Данилюка – М.:Просвещение, 2011г.

3.Интернет источники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения

Творческий  отчет в виде презентационных слайдов по теме "Развитие творческих  способностей на уроках литературного чтения"...

Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.

Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках родного языка.

Статья раскрывает возможности уроков родного языка для развития творчества младших школьников....

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Главная задача начальной школы- обеспечить развитие личности ребёнка на более высоком уровне по сравнению с дошкольным ...

«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка »

«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»... Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квали...

Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики

Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...