Я - гражданин России
рабочая программа на тему

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya-grazhdanin_rossii.docx88.44 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. СУККУЛОВО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЕРМЕКЕЕВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

                                          УТВЕРЖДАЮ

                                                               Директор МОБУ СОШ

                                  с. Суккулово

                                                         ________Ф. М. Чулпанова

                                                       «____»__________2016 г

         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ

                                                  Составитель

                                                                            учитель начальных классов

                                                        Ефремова И. Р.

с. Суккулово


СОДЕРЖАНИЕ

1.        Пояснительная записка        ……………………………………………………………..3

2.        Планируемые результаты        ……………………………………………………………..8

3.        Содержание программы        ……………………………………………………………11

4.        Учебно-тематический план        ……………………………………………………………16

5.        Список литературы        ……………………………………………………………………28


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В Концепции сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовнонравственного и правового долга.

Программа “Я - гражданин России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

Программа “Я - гражданин России” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.

Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественноисторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Программа “Я - гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина - патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования

системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов - афганцев в целях сохранения преемственности “славных боевых и трудовых традиций”; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); собирать материалы для музейного уголка “Операция Поиск”; а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.

Цель программы:        создание условий для формирования личности

гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  • создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
  • формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
  • утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
  • развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
  • воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
  • повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

Формы организации внеурочной деятельности Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

  • Беседы
  • Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)
  • Классный час
  • Сообщения
  • Встречи с интересными людьми
  • Литературно - музыкальные композиции
  • Просмотр и обсуждение видеоматериала
  • Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
  • Поездки, походы по историческим и памятным местам

Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

  • Творческие конкурсы
  • Выставки декоративно-прикладного искусства
  • Коллективные творческие дела
  • Соревнования
  • Показательные выступления
  • Праздники
  • Викторины
  • Интеллектуально-познавательные игры
  • Трудовые дела
  • Тренинги
  • Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
  • Заочные путешествия
  • Акции благотворительности, милосердия
  • Творческие проекты, презентации
  • Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
  • Сюжетно - ролевые игры гражданского и историкопатриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная)

Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования.

Время проведения: первая и вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.

Программа “Я - гражданин России” используется с 1-4 классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

  1. “Я и я” - формирование гражданского отношения к себе.

Задачи:

-формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;

  • формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
  • воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
  • формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих моральноволевых качеств.

Предполагаемый результат деятельности:

высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.

Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте», конкурс «Ученик года», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, дни Здоровья, спортивные мероприятия, выпуск тематических газет, беседы по профориентации, акции милосердия.

  1. “Я и семья” - формирование гражданского отношения к своей семье.

Задачи:

-формировать уважение к членам семьи;

-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;

-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

Предполагаемый результат деятельности:

сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;

  • сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать; -сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье. Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях - дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама - самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я - дружная семья», концерт для родителей «От всей души», праздники «Семейные традиции», «Только раз в году», фотовыставка «Я и моя семья», классные часы с привлечением родителей, совместные праздничные вечера, день открытых дверей «День школы», родительские собрания, педагогический лекторий для родителей.
  1. “Я и культура” - формирование отношения к искусству.

Задачи:

-воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина

Предполагаемый результат деятельности:

умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.

Мероприятия:        экскурсии        в музеи, на художественные выставки и

фотовыставки, посещение театров и кинотеатров, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок, конкурс художественной самодеятельности «Звёзды Надежды» (конкурсы мастеров художественного слова, вокалистов, хоровых коллективов, инструменталистов, театральных и танцевальных коллективов), выставки книг, книжкина неделя, КВН.

  1. “Я и школа” - формирование гражданского отношения к школе.

Задачи:

  • формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
  • воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
  • воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
  • вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
  • воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы. Предполагаемый результат деятельности:

осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик - учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и

возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу. Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница», организация дежурств, игры «Самое сильное звено», «Проще простого о вежливости», конкурс сочинений «Наша школа в будущем», конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя, концерт для учителей, акция «Библиотеке - нашу помощь», конкурс классных комнат

«Самый уютный класс», конкурс классных уголков, трудовой десант «Укрась территорию школы», акция «Неделя пятерок».

  1. “Я и мое Отечество” - формирование гражданского отношения к Отечеству.

Задачи:

  • развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
  • воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

Предполагаемый результат деятельности:

убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества. Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, встреча с работниками прокуратуры «Об ответственности несовершеннолетних», лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн.

  1. “Я и планета” - формирование гражданского отношения к планете Земля. Задачи:
  • воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
  • формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

Предполагаемый результат деятельности:

обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

Мероприятия: круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», «Цветник у школы», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой».


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Система контроля и оценки достижения планируемых результатов С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится 2 раза в 1-2 классах (декабрь, май) и 3 раза в 3-4 классах (сентябрь, декабрь, май).

Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО классных руководителей.

Формы и средства контроля

  •  Диагностика        нравственной воспитанности        по методике

М.И.Шиловой;

  • Анкета «Необитаемый остров»;        «Настоящий        друг»

(А.С.Прутченков);

  • Методика - тест «Хороший ли ты сын (дочь) (Л.И.Лаврентьева);
  • Изучение самооценки личности младшего школьника;
  •  Методика        определения        самооценки        (Т.В.Дембо,

С.Я.Рубинштейн);

  • Проектная методика «Автопортрет»;
  • Конкурс рисунков «Я и мой класс»;
  • Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;
  • Социометрия;
  • Определение социальной активности школьника по методике Е.Н.Степанова;
  • Методики «Пословицы» (С.М.Петрова), «Наши отношения» (Л.М.Фридман);
  • Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной);
  • Тест «Размышляем о жизненном опыте» (.Е.Щурковой).

Ценностные установки и планируемые результаты Ценностные установки:

любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,

долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота

о        старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;

родная земля, заповедная природа, планета Земля; красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.

Планируемые результаты:

Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста,

неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.

Критерии

Индикатор

Измеритель

Обретение чувства гражданственности, патриотизма и

Имеет четкое представление о принадлежности к РФ

Анкета

уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Испытывает чувство гордости за родную страну

Анкета,

педагогическое

наблюдение,

педагогический

анализ

Имеет представление о понятии «гражданин»

Анкета

Имеет начальные представления о правах, свободах и обязанностях человека

Анкета, анализ творческих работ, собеседование

Сформированность моральных норм и правил поведения

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности, наблюдение

педагогов,

родителей

Ценностно

Имеет ценностную

Методика

отношение к

установку «Учение»,

изучения

учебному труду;

«Труд»

ценностных

сформированность

установок и

первоначальных

ориентаций,

навыков

портфолио

общественно-

обучающихся,

полезной и

результаты

личностно-

выполнения

значимой

проектных работ

деятельности

Участвует в

Мониторинг

общественно-полезной

участия в

деятельности

общественнополезных делах, акциях

Ценностное

Имеет ценностную

Методика

отношение к

установку «Природа»

изучения

природе,

ценностных

окружающей среде

установок и ориентаций, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ

Ценностное

Имеет ценностную

Методика

отношение к

установку

изучения

прекрасному,

«Прекрасное», интерес

ценностных

сформированность

к чтению,

установок и

представления об

произведениям

ориентаций,

эстетических

искусства, спектаклям,

педагогическое

идеалах

концертам, выставкам,

наблюдение,

музыке.

портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ

Ценностное

Имеет ценностную

Анкета, анализ

отношение к

установку «Семья»,

творческих и

семье, старшему

начальные

проектных работ,

поколению

представления об

собеседование,

этических нормах

отзывы родителей

взаимоотношений в

семье, между

поколениями

Развитое

Степень участия и

Анализ

социальное

эффективность

воспитательной

партнерство

взаимодействия с

работы класса,

учреждениями

отзывы

дополнительного

социальных

образования

партнеров,

достижения

обучающихся

В результате реализации программы ожидается:

развитие творческих способностей;

осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за
сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

способность к самореализации в пространстве российского государства,
формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм
правового государства;

осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров,
способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Описание личных качеств ученика в результате реализации программы: доброжелательный; порядочный;

самодисциплинированный;

уверенный;

терпимый (толерантный);

самостоятельный;

ответственный;

целеустремленный (особенно к знаниям);

внимательный к сверстникам;

аккуратный;

уважительный;

любящий;

интеллектуальный;

здоровый;

общительный;

любознательный;

сопереживающий;

воспитанный;

трудолюбивый; открытый; активный; коммуникабельный; социально зрелый и др.

В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.

Организация работы по программе “Я - гражданин России” в 1-4 классах рассчитан на 1 час в неделю (1-2), 2 часа в неделю (3-4) и предполагает 4 ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся:

  1. ступень - 1 класс «Маленькие Россияне»;
  2. ступень - 2 класс «Моя Малая Родина»;
  3. ступень - 3 класс «Россия - Родина моя»;
  4. ступень - 4 класс «Я - гражданин России».


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. класс «Маленькие Россияне» - 33ч

Общий годовой план работы составляет -33ч, из них: теоретических -12, практических -21

  1. “Я        и я”(4ч) - формирование гражданского отношения к себе.

Я, ты, мы. Мой сосед по парте.

Кто что любит делать.

Антиреклама вредных привычек. Диагностика

  1. “Я и семья”(6ч) - формирование гражданского отношения к своей семье. Моя семья - моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь?

Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.

Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.

Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки

  1. “Я        и культура”(5ч) - формирование отношения к искусству.

Дары природы. Мисс осени.

История моего города.

Откуда пришли елочные игрушки. Встречаем Масленицу.

Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.

  1. “Я и школа”(8ч) - формирование гражданского отношения к школе. Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости.

Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор.

Экскурсии по школе, по школьному саду. Акции.

  1. “Я        и мое Отечество”(6ч) - формирование гражданского отношения к Отечеству.

Мои права и обязанности.

Они защищают Родину. Мои родные - защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина? Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

  1. “Я        и планета”(4ч) - формирование гражданского отношения к планете Земля.

Планета просит помощи. Маленькая страна.

Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой аптеке.

Конкурсы рисунков. Экскурсии, экологические акции.

  1. класс «Моя Малая Родина» - 34ч

Общий годовой план работы составляет -34ч, из них: теоретических -13, практических -21

1“Я и я”(4ч) - формирование гражданского отношения к себе, другим людям.

Я - ученик. Мой портфель.

Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.

Диагностика. Сбор игр.

  1. “Я и семья”(5ч) - формирование гражданского отношения к своей семье.

Я помощник в своей семье.

Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я - дружная семья. Здесь живет моя семья.

Конкурсы рисунков, сочинений.

3“Я и культура”(4ч) - формирование отношения к искусству.

Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города.

Что посеешь, то и пожнешь.

Широкая Масленица.

Экскурсии в музеи, вернисажи.

  1. “Я и школа”(6ч) - формирование гражданского отношения к школе. Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка.

Конкурсы сочинений. Трудовой десант

  1. “Я        и мое Отечество”(9ч) - формирование гражданского отношения к Отечеству.

Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права.

Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города.

След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Г ерои Советского союза - наши земляки. Открытка ветерану.

Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

6“Я и планета”(6ч) - формирование гражданского отношения к планете Земля.

Осень в родном городе. Знай и люби свой край.

Экология нашего города. День добрых волшебников.

Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.

Вывешивание кормушек, выставки рисунков.

  1. класс «Россия - Родина моя» - 68ч

Общий годовой план работы составляет -68ч, из них: теоретических -18, практических -50

  1. “Я и я”(5ч) - формирование гражданского отношения к себе.

Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать.

Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком.

Диагностика.

  1. “Я и семья”(16ч) - формирование гражданского отношения к своей семье. В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.

Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья - моя радость. Мой папа - мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей - золотые руки.

Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел.

Пожилые люди - мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Операция «Красный крест». Народный лечебник. Бабушкины советы.

Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам.

  1. “Я        и культура”(10ч) - формирование отношения к искусству.

Раз - словечко, два - словечко - будет песенка. Музыкальная азбука.

Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской.

Мои любимые книги. Дети войны. Встреча с местными поэтами.

Новогодние зарисовки. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Новогодняя сказка.

Экскурсии в вернисаж, библиотеку.

  1. “Я        и школа”(11ч) - формирование гражданского отношения к школе.

Мой класс - моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем.

Вежливая улица. По каким правилам мы живем.

Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка.

Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика. Трудовой десант. Высаживание рассады.

  1. “Я        и мое Отечество”(18ч) - формирование гражданского отношения к Отечеству.

Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна - Россия. Конституция - основной закон жизни страны. Флаги России.

Г ород, в котором я живу. Наша республика. Дорогая моя столица. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц. История Отечества. Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории

Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества!

О подвигах женщин в военное время.

Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

  1. “Я        и планета”(8ч) - формирование гражданского отношения к планете Земля.

Осень в родном городе. Сад на окошке.

Животные из Красной книги. Животные - рекордсмены. Сад на окошке.

Чем живет планета Земля? Судьба Земли - наша судьба.

Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание рассады.

  1. класс «Я - гражданин России» - 68ч

Общий годовой план работы составляет -68ч, из них: теоретических -26, практических -42

  1. “Я и я”(9ч) - формирование гражданского отношения к себе.

Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Тест «Познай себя».

Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов

Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика.

  1. “Я и семья”(9ч) - формирование гражданского отношения к своей семье. День пожилого человека. Песни бабушек. Панорама добрых дел.

Забота о родителях - дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.

Акции. Конкурсы песен. Мини - проект. Оформление фотовыставки.

  1. “Я и культура”(9ч) - формирование отношения к искусству.

Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины.

О красоте, моде и хорошем вкусе.

Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».

Как встречают Новый год в разных странах. Масленица.

Конкурс на лучший рецепт блинов.

  1. “Я и школа”(9ч) - формирование гражданского отношения к школе. Продолжаем изучать Школьный Устав.

Школьный двор. Десант чистоты и порядка.

Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.

Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика. Высаживание рассады.

  1. “Я        и мое 0течество”(20ч) - формирование гражданского отношения к Отечеству.

Поговорим о толерантности. Геральдика - наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Г осударственный праздник - День Согласия и примирения.

Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес.

От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я - гражданин России. Г ерои России. Есть такая профессия - Родину защищать. Мы - россияне.

О подвигах женщин в военное время. Победа деда - моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города - герои.

Конкурсы сочинений. Мини - проекты, презентации и размещение в Интернете лучших работ. Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

  1. “Я и планета”(12ч) - формирование гражданского отношения к планете Земля.

В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.

Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Природа в поэзии.

Растения из Красной книги. Растения - рекордсмены.

Мой город. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Новый год шагает по планете. Я - житель планеты Земля. Берегите природу.

Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок, стихов.


УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

        1 класс «Маленькие Россияне» - 33ч

Тема по программе. Тема и номер урока.

Всего

Теория

Прак

тика

Дата

1. Праздник первого звонка.

1

1

2. Мой школьный дом. Экскурсия по школе.

1

1

3. Моя семья - моя радость.

1

1

4. Правила поведения в школе. Урок - игра.

1

1

5. Экскурсия по школьному саду.

1

1

6. Я, ты, мы. Игра.

1

1

7. Кто что любит делать. Конкурс викторина.

1

1

8. Конкурс рисунков «Золотая волшебница Осень».

1

1

9. Дары природы. Конкурс поделок из природного материала.

1

1

10. Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь?

1

1

11. Моя красивая мама. Конкурс рисунков.

1

1

12. Мои права и обязанности.

1

1

13. История моего села. Экскурсия в музей

1

1

14. Мой сосед по парте. Час откровенного разговора.

1

1

15. Законы жизни в классе. Урок - игра.

1

1

16. Откуда пришли елочные игрушки. Экскурсия.

1

1

17. Фотографии из семейного альбома. Презентация.

1

1

18. Школа вежливости. Беседа.

1

1

19. Маленькая страна. Экологическая акция.

1

1

20. Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков.

1

1

21. Они защищают Родину. Конкурс стихов.

1

1

22. Загляните в мамины глаза. Праздник.

1

1

23. Встречаем Масленицу.

1

1

24. Планета просит помощи. Конкурс рисунков посвященные Дню Земли.

1

1

25. Слушаем сказки моей бабушки.

1

1

26. Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина.

1

1

27. Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен.

1

1

28. В гости к зеленой аптеке. Экскурсия в природу.

1

1

29. Мои родные - защитники Родины. Фотовыставка.

1

1

30. Маленькие герои большой войны. Урок Мужества.

1

1

31. Десант чистоты и порядка.

1

1

32. Самый красивый школьный двор. Акция.

1

1

33. С чего начинается Родина? КВН

1

1


2 класс «Моя Малая Родина» - 34 ч

Тема по программе. Тема и номер урока.

Всего

Теория

Прак

тика

Дата

1. Урок Мира.

1

1

2. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).

1

1

3. Обязанности ученика в школе. Беседа.

1

1

4. Осень в родном селе. Фотоконкурс.

1

1

5. Подумай о других. Беседа с элементами игры.

1

1

6. Я - ученик. Беседа с творческим заданием.

1

1

7. Родной край в древности. Экскурсия в музей.

1

1

8. Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры.

1

1

9. Я люблю свою школу. Конкурс сочинений.

1

1

10. Мой портфель. Игра - экспромт.

1

1

11. Моя любимая мамочка. Презентация.

1

1

12. Школьная символика (гимн, герб, флаг)

1

1

13. Мой любимый город. Беседа.

1

1

14. Наш город. Конкурс визиток.

1

1

15. О чем шепчут названия улиц родного села. Конкурс рисунков.

1

1

16. Самый уютный класс. Конкурс.

1

1

17. Экология нашего села. Беседа.

1

1

18. День добрых волшебников. Вывешивание кормушек.

1

1

19. Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры.

1

1

20. Мы и наши права. Урок - игра.

1

1

21. Игры на развитие произвольных процессов.

1

1

22. Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений.

1

1

23. Мама, папа, я - дружная семья. Конкурс - соревнование.

1

1

24. По каким правилам мы живем в школе? Игра.

1

1

25. Широкая Масленица. Игра.

1

1

26. Поэты и писатели нашего района. Выпуск буклетов.

1

1

27. Здесь живет моя семья. Заочное путешествие.

1

1

28. Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие.

1

1

29. День птиц. Выставка рисунков.

1

1

30. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия в музей.

1

1

31. Герои Советского союза - наши земляки. Урок Мужества.

1

1

32. Открытка ветерану. Акция.

1

1

33. Десант чистоты и порядка.

1

1

34. Знай и люби свой край. Викторина.

1

1


3 класс «Россия — Родина моя» - 68ч

Тема по программе. Тема и номер урока.

Всего

Теория

Прак

тика

Дата

1. Урок милосердия и доброты.

1

1

2. Знакомства с символами Российского государства.

1

1

3. Мой класс - моя семья. Беседа.

1

1

4. Мои права и обязанности. Беседа о школьном Уставе.

1

1

5. Ты и твои друзья. Игра.

1

1

6. В гостях у предков. Сказочный марафон.

1

1

7. Откуда я родом. Архивные раскопки.

1

1

8. Наша страна - Россия. Путешествие по страницам журнала.

1

1

9. Осень в родном селе. Фотоконкурс.

1

1

10. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Беседа.

1

1

11. Вежливая улица. Викторина.

1

1

12. Каков я в школе? Анкетирование.

1

1

13. Животные из Красной книги. Просмотр видеофильма.

1

1

14. Доброта в стихах и сказках. Инсценировка отрывков из стихотворений и сказок.

1

1

15. Кому нужна моя помощь? Разведка добрых дел.

1

1

16. Сценки из школьной жизни.

1

1

17.Раз - словечко, два - словечко - будет песенка. Конкурс песен под караоке.

1

1

18. Люблю тебя, моя Россия. Музыкальный час.

1

1

19. Мои любимые книги. Выставка книг.

1

1

20. Мы все такие разные. Конкурс рисунков.

1

1

21. Почему меня так назвали. Презентация.

1

1

22. Уважения достойны. Беседа о пожилых людях.

1

1

23. Пожилые люди - мудрые люди. Выставка.

1

1

24. Золотые бабушкины руки. Конкурс стихов.

1

1

25. Операция «Красный крест». Помощь престарелым людям.

1

1

26. Село, в котором я живу. Конкурс рисунков.

1

1

27. Моя семья - моя радость. Беседа с творческим заданием.

1

1

28. По каким правилам мы живем. Игра.

1

1

29. Конституция - основной закон жизни страны. Беседа с творческим заданием.

1

1

30. Новогодние зарисовки. Конкурс газет.

1

1

31. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Заочное путешествие.

1

1

32. Новогодняя сказка. Праздник.

1

1

33. Флаги России. Беседа с творческим заданием.

1

1

34. Кто что любит и умеет делать. Викторина.

1

1

35. Для чего я рожден? Беседа с творческим заданием.

1

1

36. Животные - рекордсмены. Просмотр видеофильма.

1

1

37. Чем живет планета Земля? КВН

1

1

38. Наша республика. Интеллектуальная игра.

1

1

39. Мастерская по изготовлению сувениров.

1

1

40. Операция «Сувенир».

1

1

41. Богатыри земли Русской. Урок - вернисаж.

1

1

42. Там, где погиб неизвестный солдат. Выставка рисунков.

1

1

43. Они служили в Армии. Конкурс сочинений о службе в Армии родных.

1

1

44. Честь имею. Игровая программа.

1

1

45. Мой папа - мастер на все руки. Презентация.

1

1

46. Мамины помощники. Ролевая игра.

1

1

47. О подвигах женщин в военное время. Просмотр и обсуждение фильма.

1

1

48. Народный лечебник. Бабушкины советы.

1

1

49. У моих родителей - золотые руки. Выставка семейных поделок.

1

1

50. Быть человеком. Дискуссия.

1

1

51. Дорогая моя столица. Заочное путешествие.

1

1

52. Спешите творить добро! Ситуативный практикум.

1

1

53. Музыкальная азбука. Викторина.

1

1

54. Что такое хорошо, а что такое плохо. Беседа.

1

1

55. Панорама добрых дел. Смотр - конкурс.

1

1

56. Судьба Земли - наша судьба. Круглый стол.

1

1

57. Наша школа в будущем. Конкурс сочинений.

1

1

58. День птиц. Викторина.

1

1

59. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. Конкурс стихов.

1

1

60. Дети войны. Литературное чтение.

1

1

61. История села. Презентация.

1

1

62. История Отечества. Аукцион знаний.

1

1

63. Вам, защитники Отечества! Акция.

1

1

64. Встреча с местными поэтами.

1

1

65. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка.

1

1

66. Сад на окошке. Акция.

1

1

67. Путешествие по стране. Интеллектуальная игра.

1

1

68. Кто хочет стать знатоком истории. КВН

1

1


4 класс «Я — гражданин России» - 68ч

        

Тема по программе. Тема и номер урока.

Всего

Теория

Прак

тика

Дата

1. Поговорим о толерантности.

1

1

2. Кто я? Какой я? Беседа с творческим заданием

1

1

3. Символика России.

1

1

4. Символы нашего края.

1

1

5. Тропы природы. Изготовление поделок из бросового материала.

1

1

6. Моя семья. Мини - проект.

1

1

7. Наши классные обязанности. Выпуск буклетов.

1

1

8. Десант чистоты и порядка.

1

1

9. В ответе за тех, кого приучили. Беседа с элементами игры.

1

1

10. Я и мой класс. Конкурс рисунков.

1

1

11. Продолжаем изучать Школьный Устав.

1

1

12. Игры с младшим братом (сестрой).

1

1

13. Правила жизни. Беседа с элементами игры.

1

1

14. Права ребенка. Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети».

1

1

15. Тест «Познай себя».

1

1

16. Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо.

1

1

17. От вершины к корням. Из истории появления законов.

1

1

18. Государственный праздник - День Согласия

и примирения.

1

1

19. День пожилого человека. Акция «Доброта души».

1

1

20. Песни бабушек. Конкурс песен.

1

1

21. Правила счастливого человека. Психологический практикум.

22. Откуда я родом. Презентация.

1

1

23. Зачем нужно учиться в школе. Диспут.

1

1

24. Моё село. Конкурс сочинений.

1

1

25. Путешествие в страну Законию. Викторина.

1

1

26. Знаменитые писатели и поэты. Литературная викторина.

1

1

27. Хочу и надо. Беседа с элементами игры.

1

1

28. Основной закон жизни нашего государства. Беседа.

1

1

29. Я и моя семья. Фотовыставка.

1

1

30. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.

1

1

31. Как встречают Новый год в разных странах. Игра - путешествие.

1

1

32. Новый год шагает по планете. Презентация.

1

1

33. Растения из Красной книги. Просмотр видеофильма.

1

1

34. Самое сильное звено. Игровая программа.

1

1

35. Панорама добрых дел.

1

1

36. Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов.

1

1

37. Мир моих интересов. Беседа с творческим заданием.

1

1

38. Наша домашняя коллекция. Презентация.

1

1

39. «Можно» и «нельзя» в жизни. Игра - упражнение.

1

1

40. Забота о родителях - дело совести каждого.

1

1

41. Природа в поэзии. Конкурс стихов.

1

1

42. Мой лучший школьный друг. Письмо другу.

1

1

43. Герои России. Сообщения учащихся.

1

1

45. О подвигах женщин в военное время. Просмотр и обсуждение фильма.

1

1

46. Образ русской женщины. Беседа - диалог.

1

1

47. О красоте, моде и хорошем вкусе. Диспут.

1

1

48. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию». Музыкальная игра.

1

1

49. Наше право и наш интерес. Беседа с творческим заданием.

1

1

50. Знаешь ли ты страны мира? Викторина.

1

1

51. Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов.

1

1

52. Семь чудес света. Просмотр видеоролика.

1

1

53. Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов.

1

1

54. Растения - рекордсмены. Просмотр видеофильма.

1

1

55. Геральдика - наука о гербах. Беседа.

1

1

56. Я - житель планеты Земля. Круглый стол.

1

1

57. Берегите природу. Конкурс экологических сказок.

1

1

58.Волшебный мир руками детей. Выставка детского творчества.

1

1

59. Победа деда - моя победа. Мини - проекты о своих героических родственниках.

1

1

60. Герои Великой Отечественной войны. Урок

Мужества.

1

1

61. Память. Создание презентации и размещение в Интернете лучших работ.

1

1

62. Есть такая профессия - Родину защищать. Конкурсная познавательная программа.

1

1

63. Города - герои. Оформление альбома.

1

1

64. Школьный двор. Коллективная исследовательская работа.

1

1

65. Школьный двор. Защита проекта.

1

1

66. Школьный двор. Акция.

1

1

67. Мы - россияне. Анкетирование.

1

1

68. Я - гражданин России. Игра - викторина.

1

1


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. - СПб: Тритон, 1997.
  2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис - пресс, 2003.
  3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. - М.: Г енезис, 2004.
  4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская.
  • Новосибирск, 2003.
  1. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] - Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
  2. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
  3. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. - 2009. - №17. - 9 - 13с.
  4. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. - М.:Вако, 2007
  5. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. - 2005. - №1. - 147с.
  6. Концепция духовно - нравственного воспитания российских школьников [Текст] - М.: Просвещение, 2009. - 35с.
  7. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
  8. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова - Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
  9. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно - методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. - 40с.
  10. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. - Минск: Асар, 1999.
  11. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 - 10 -16с.
  12. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. - Смоленск: Русич, 1996.
  13. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. - Ростов-на-Дону, 2001.
  14. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. - сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. - Белово, 2010. - 48-49с.
  15. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов.
  • М.: Просвещение, 2010. - 191., 204с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я - гражданин России. Государственные символы.

Урок с применением ИКТ о Государственных символах: гимне, гербе, флаге....

Родительское собрание "Я гражданин России"

          В современных социальных условиях одной из важнейших проблем можно назвать проблему гражданского самосознания человека. Современный молодой человек нашей страны должен быть социально активно...

Классный час "Я - маленький гражданин России"

Цель: познакомиться с понятиями: государство, гражданин, конституция; государственные символы страны, герб, флаг, гимн; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство ...

Урок гражданственности по теме: "Россия – родина моя. Я – гражданин России."

Классный час расширяющий знания о  Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание....

Курс "Молодой гражданин России" Разработка урока "Кто управляет Россией. Выборы президента класса"

  Важнейшая задача гражданского воспитания на ступени обучения в начальной школе - расширение кругозора учащихся, развитие их активности, творческих способностей, воображения и формировани...

Открытое мероприятие Учусь быть гражданином!!! «Я гражданин России»

Цели: формирование у воспитанников патриотизма и гражданственности; популяризация государственных символов РФ – Герба, Флага, Гимна; расширение исторических знаний и представлений...

Занятие в группе продлённого дня "Я - гражданин России" (Государственные символы России)

На занятии ребята знакомятся с государственными символами России (флаг, герб, гимн)....