07. Разговор о хлебе (устный журнал)
классный час

Татьяна Михайловна Захарченко

Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyova

Младший возраст — это начало осознанного восприятия мира, ког­да закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основ­ных этапов воспитания, в котором закладываются основные принци­пы духовной жизни.  С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, выбрасывают недоеденные куски).

 Задача мероприятия -  в доступной форме устного журнала донести до детей ценность хлеба – как главного продукта на столе. 

Материал для устного журнала подобран на основе интернет-ресурсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beregite_hleb.docx33.92 КБ
Файл o_hlebe_lager.pptx2.81 МБ

Предварительный просмотр:

Устный журнал:  «Хлеб – всей жизни голова!»

Класс: 1-4

Форма проведения:  устный журнал

Учитель: Т.М. Захарченко

Цель:  содействие  духовно-нравственному развитию учащихся; расширение знаний детей о  хлебе.

Задачи:

                  -   пополнять знания детей о том,  как на наших столах появляется хлеб;

                         -   провести   работу над пониманием смысла  пословиц о хлебе.

                  -   познакомить с рецептом хлеба военных лет;

- развивать речь, логическое мышление, навыки  коммуникативного общения;

- воспитывать патриотизм, уважение к людям труда;

- оформление агит-листовки.

Актуальность: Младший возраст — это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы духовной жизни.

 С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, выбрасывают недоеденные куски).

 Задача мероприятия -  в доступной форме устного журнала донести до детей ценность хлеба – как главного продукта на столе. Обратить внимание детей, на то какими усилиями появляется хлеб на нашем столе. Предложить проследить какой длинный и трудоёмкий путь проходит маленькое зёрнышко до того, как окажется на нашем столе вкусной и ароматной буханкой хлеба и сколько людей разных профессий трудится над его производством, воспитать бережное и уважительное отношение к хлебу и людям разных профессий вырастивших его.

Данное мероприятие развивает у детей более широкий обзор о ценности здоровья и необходимости вести здоровый образ жизни. Формируются чувства любви к земле, где родился; обогащается эмоциональный мир детей.

Ход мероприятия:

СЛАЙД 1

1. Организационный этап: дети заходят в класс, их встречают хлебом-солью.

СЛАЙД 2

- Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим.

То гостей таких встречаем

Круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

- С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим:

- Дорогой наш гость и друг!

Принимай хлеб-соль из рук.

СЛАЙД 3

2. Этап мотивации:

Учитель:  Здравствуйте, займите свои места.

Я хочу вас сказку-быль рассказать. Усаживайтесь и слушайте.

Жили-были дети, мальчики и девочки. Учились они в одной хорошей школе. Много интересных и важных дел было у детей. Особенно любили они встречаться на каникулах в детском пришкольном лагере: здесь тебе и игры, и конкурсы, и весёлые развлечения, и новые друзья. Чтобы силы не терять, бодрость духа сохранять, дети подкреплялись в школьной столовой, где их каждый день радушно встречали повара с горячими завтраками и обедами. И на каждом столе стояли привычные тарелки с горками белого хлеба.

Однажды утром, когда дети ещё только собирались в школу, зашла учительница в класс и слышит, как-будто плачет кто-то тихо-тихо. Удивилась учительница, ведь в комнате было пусто. Стала она внимательно оглядываться вокруг. И вдруг видит, лежат в большом цветочном горшке выброшенные кусочки хлеба. Так вот что случилось, вот кого обидели наши дети! Хлеб!

СЛАЙД 4

Вопросы:

  1. Как вы думаете, это выдумка или правда?
  2. Могла такая история произойти в нашей школе?
  3. Почему вы так думаете?

3.Этап познания и осмысления:

Учитель: Отношение к хлебу должно быть бережное. А у нас нередко наблюдаешь такую картину, которая больно отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусорной корзине. Это свидетельствует о безнравственности поступка. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей. Труд хлебороба – тяжелый труд и длительный. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок хлеба. Учитесь ценить труд других.

СЛАЙД 5

«Хлеб – это самый великодушный подарок природы, еда, которую нельзя заменить ничем другим». Так о хлебе говорил известный французский агроном и фармацевт 18 века Антуан-Огюст Пармантье. И, действительно, изменяется жизнь, а хлеб – батюшка, хлеб-кормилец остаётся самой большой ценностью.

(- Что вы знаете о профессии агронома?)

Ученик:

Каравай земли и неба
На твоем столе–
Ничего сильнее хлеба
Нету на столе.
В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля,
А на каждом колосочке
Держится земля.
В малом зернышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И растет под небом светлым,
Строен и высок,
Словно, Родина, бессмертный
Хлебный колосок!

Беседа по вопросам:

1).  Когда появился первый хлеб?

15 тысяч лет назад до н.э. первобытные люди начали собирать и выращивать хлебные злаки. Люди долгое время употребляли в пищу сырые зернышки, затем научились их растирать между камнями, получая крупу и варя ее. Так появился первый хлеб, похожий на жидкую кашу. Хлеб, который похож на тот, который едим мы, научились печь 5 тысяч лет назад в Древнем Египте.

2). Сколько людей разных профессий трудятся, чтобы на наших столах появился хлеб?

СЛАЙД 6

Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий! Ради появления на нашем столе хлеба трудятся агрономы, комбайнёры, мукомолы, трактористы, слесари, пекари, водители. В каждый кусочек хлеба вложено очень много труда людей. Ребята, давайте беречь хлеб! Нелегок труд землепашца. Не в уютном помещении под теплой крышей растет хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто зеленое поле. Тот, кто выращивает хлеб, никогда не бросит недоеденный кусок хлеба. Делай и ты так. Научись с детства ценить труд хлебороба.

3). Почему один хлеб черный, а другой белый?

СЛАЙД 7

Это связано с тем, что белый (пшеничный) хлеб пекут из пшеничной муки, а чёрный – из ржаной муки. На Руси поначалу пекли только белый хлеб. Ржаной появился 800 лет назад. 800 лет- это в 100 раз больше продолжительности вашей жизни.

4). Как называли хлеб в старину?

Хлеб в старину называли “жито”, от слова жить, хлеб-кормилец.

Хлеб – всей жизни голова.

Хлеб – кормилец, наша пища.

Хлеб насущный – сила наша, молодецкая еда.

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук.

5). Много ли хлеба едят русские люди?

СЛАЙД 8

Знаешь ли ты?

- У славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

- Хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью.

- С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны.

Человек за 60 лет съедает 15 тонн хлеба. Русские люди всегда ели больше хлеба, чем мяса. Это отмечали иностранные путешественники.

Как вы думаете, 15 тонн – это много или мало?

Посмотрите: в этом вагоне помещается столько хлеба, сколько съедает один человек за 60 лет.

6). Сколько нужно зёрен, чтобы испечь одну булку?

10.000 зёрен. Это примерно такое количество зёрен.

Знаете ли вы, что если каждый человек за I день не доест и выбросит 50 г хлеба, то это составит 10 кг, которыми можно накормить 20 человек за день, 600 - за месяц; 7200 - за год.

В каждой семье ежедневно в отходы идёт 100 граммов хлеба. По городу и селу – это шесть тонн. Или ежедневно из хлебной нивы вычёркивается три гектара зерновых. За год – это 1095 гектаров.

7).  Как пришёл хлеб на наш стол?

СЛАЙД 9

С чего всё начинается?

Весной специальным трактором пашут землю и сеют пшеницу.

Солнце светит. Дождик идёт. Вскоре на полях появляются зелёные ростки – всходы. Пшеница выросла, но поле ещё не золотое. Ещё нельзя убирать урожай.

Хлебное поле стало золотым. Говорят: «Золотая нива!».

Пришла пора убирать урожай. На поле выходят комбайны.

С утра до глубокой ночи идёт уборка хлеба.

Затем зерно отправляют на элеватор – там его сушат и сортируют. В этих башнях хранится зерно. Эти башни огромные.

На мукомольном заводе пшеница превращается в муку.

Далее муку везут на хлебозавод в специальных машинах.

А уж на заводе пекут хлеб.

А вот и магазин, там мы покупаем наш хлебушек.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье, наша сила,

В нём – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло.

В нём земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём.

Уплетай за обе щёки,

Вырастай богатырём!

8). Есть ли в России музей хлеба?

В России существует единственный музей хлеба, который находится в Санкт-Петербурге. Музей открылся 23 года назад. Есть в музее всё, что связано с выпечкой хлеба.

СЛАЙД 10

Во время блокады жители города Санкт-Петербурга получали на весь день всего 125 г хлеба. Посмотрите, какой это кусок !!!

Ребята, эту выпечку трудно было назвать хлебом, ведь в нем было всего лишь

5 граммов ржаной муки, остальное – опилки, крапива, лебеда, картофель, свёкла, хвоя . При выпечке хлеба во время ВОВ соль не добавляли. Её не было у людей.

Люди, пережившие войну, берегут каждую крошку и никогда не выбросят даже маленький кусочек хлеба в мусорное ведро.

СЛАЙД 11

Я помню хлеб, военный, горький.

Он весь почти из лебеды.

В нем в каждой корке, в каждой крошке

Был горький вкус людской беды.

И горе было частым гостем

Им были детства дни полны

Особо помним мы, что счастью

Был равен горький хлеб войны.

– Как вы думаете, что нужно делать с крошками хлеба, которые остаются на столе?

Слайд 12

- Послушайте рассказ И. Сенченко «Хлеб святой».

Принесла бабушка хлеб из магазина. А Катюша не была голодна, откусила кусок и даже нос сморщила:
– Фу, какой плохой хлеб!
Бабушка рассердилась и стала поучать внучку:
– Так про хлеб нельзя говорить. Его уважать надо. Если не очень вкусный, говорят: хлеб плохо выпечен…
– А Юра тоже хлеб не уважает. На улице не доел кусочек и бросил на землю.
– Ах, как нехорошо, – разгневалась бабушка.
– Ты так не делай и Юре не позволяй. Не доела, в хлебницу положи, после доешь. А если кто бросит хлеб на землю, вели поднять. Ведь без хлеба – голод, смерть. Сколько на свете людей умерло без хлеба. Хлеб святой.
Катюша задумалась. Потом прижалась к бабушке и сказала:
– Я больше никогда так не буду говорить про хлеб. И разбрасывать не буду. Юре тоже не позволю. Только не сердись на меня.
Бабушка ласково погладила внучку и обняла ее.

Стихотворения по теме:

  1. Мальчик, ногою пинающий хлеб,
    Мальчик, голодных не знающий лет,
    Помни, что были лихие года.
    Хлеб – это жизнь, а не просто еда.
    Хлебом клялись, за хлеб умирали
    Не для того, чтоб в футбол им играли.
    В слове народная мудрость таится.
    Вот что в народе у нас говорится:
    «Если ты хлеб ценить перестал,
    Ты человеком быть перестал».

  1. Три паренька по переулку. 
    Играя будто бы в футбол,
    Туда – сюда гоняли булку
    И забивали ею гол.
    Шел мимо незнакомый дядя,
    Остановился и вздохнул,
    И, на ребят почти не глядя,
    К той булке руку протянул.
    Потом, насупившись сердито,
    Он долго пыль с нее сдувал.
    И вдруг спокойно и открыто
    При всех ее поцеловал.

Вы кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я пекарь! – человек ответил,
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом.
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.

(С. Михалков)

Нужны нам и мясо, и фрукты,
Однако, коль строго судить,
Жить можно без многих продуктов –
Без хлеба вовек не прожить.
Всему голова и основа,
В нем труд хлеборобов, их пот
И хлебушком – ласковым словом –
Зовет его часто народ.
Какое без хлеба застолье?
Еще с незапамятных дней
Не зря на Руси хлебом – солью
Встречают желанных гостей.

К.Мусорни.

Кто землю сам пахал, тот за столом
Разрежет хлеб, не уронив ни крошки,
Стянув, на свежей скатерти узлом
В дни страды исхоженные стежки.
Я тоже в поле вырос и окреп,
Шел не прохожим по родному краю,
И по тому, как люди ценят хлеб,
Себе друзей в дорогу выбираю.

Н.Рыленкова.

4.Этап релаксации и подведения итогов:

Слайд 13

С хлебом русский человек богатырь из века в век!

-   У народа есть слова: "Хлеб - всей жизни голова!"
Славится он первым на земле, ставится он первым на столе.
-   А знаете ли вы, чем пахнет хлеб? Ломоть ржаного трудового хлеба?
Он пахнет полем, печкой, небом, а главное - работой пахнет, хлебом.
-   Он не падает к нам с неба, появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба, нужен труд десятков рук.
-   Тем, кто хлеб печёт чуть свет, шлёт пшено и кашу,
Тем, кто землю глубоко острым плугом пашет.
Им спасибо говорим и за всё благодарим!

Слайд 14

ОБРЯДЫ.

С хлебом связано много обрядов и поверий:

- У славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу.

- Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути.

-  Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.

- Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

 - Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача.

- Хлеб брали с собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания; везли хлеб вместе с приданым невесты.

Слайд 15

Слово учителя: 

Мы привыкли к тому, что чёрствый хлеб можно выбросить. А ведь ему можно продлить жизнь. Каким образом?

- Положить в целлофановый пакет на батарею.

- Приготовить панировочные сухари.

- Посушить гренки для супа.

- Поджарить гренки к чаю.

- Испечь пирог с яблоками.

Слайд 16

 «Нет лучшего в мире цветка, чем пышный колос, нет лучшего сада, чем пышное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспечённого хлеба» – гласит народная мудрость.

  1. Этап творческой деятельности (агит-листовки)

                                                         


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "Люблю берёзу русскую"

Мероприятие для 3 классов построено в форме устного журнала, в котором этапы представлены в виде отдельных страниц, объединённых одной темой – «Берёза». На каждом этапе решались разные задачи: • вос...

Устный журнал "Расти здоровым"

Разработка внеклассного мероприятия по ОЗОЖ для обучающихся 4 класса, УМК любой....

"Дети военной поры". Устный журнал.

Данный материал готовился к 60-летию Великой победы, но может быть использован и к другой дате. На титульном листе дату я поставила произвольно....

Устный журнал "Друзья Мойдодыра"

Разработка устного журнала для учащихся начальной школы по правилам личной гииены...

Устный журнал "День космонавтики"

Подборка стихотворений для проведения устного журнала к юбилею покорения человеком космосмического пространства...

Материал устного журнала «Хлеб всему голова»

Материал устного журнала «Хлеб всему голова» можно использовать на классных часах на темы: «Бережное отношение к хлебу», «Ко Дню Победы», «Цена хлеба в годы войны»....

Устный журнал "Хлеб всему голова"

Внеклассное мероприятие  Устный журнал "Хлеб всему голова"...


 

Комментарии

Мудрецов Игорь Вячеславович

Небольшой рассказ, его обязательно нужно прочесть детям:

Вера Карасева "Хлебные крошки"

В магазине было холодно и очень темно, только на прилавке у продавщицы мигала коптилка. Продавщица отпускала хлеб.

У прилавка с одной стороны тянулась очередь. Люди подходили, протягивали карточки и получали кусочек хлеба, маленький, но тяжёлый и влажный, потому что муки в нём было совсем мало, а больше воды и хлопкового жмыха, который ленинградцы называли «дурандой».

А у другой стороны прилавка кучкой столпились дети. Даже при слабом свете коптилки было видно, какие у них худые, измождённые лица. Шубки не облегали ребят, а висели на них, как на палочках. Головы их поверх шапок были закутаны тёплыми платками и шарфами. Ноги — в бурках и валенках, и только на руках не было варежек: руки были заняты делом.

Как только у продавщицы, разрезавшей буханку, падала на прилавок хлебная крошка, чей-нибудь тоненький озябший палец торопливо, но деликатно скользил по прилавку, поддевал крошку и бережно нёс её в рот.

Два пальца на прилавке не встречались: ребята соблюдали очередь.

Продавщица не бранилась, не покрикивала на детей, не говорила: «Не мешайте работать! Уйдите!». Она молча делала своё дело: отпускала людям их блокадный паёк. Люди брали хлеб и отходили.

А кучка ленинградских ребят тихо стояла у другой стороны прилавка, и каждый терпеливо ждал своей крошки.

Татьяна Михайловна Захарченко

Своим уже читала)

Татьяна Михайловна Захарченко

Даже не так. Давала задания подобрать рассказы по теме, и кто-то приносил этот)