Процесс развития коллектива - это управляемый процесс.
статья по теме

Ларькова Марина Олеговна

Методы проведения диагностики классного коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл protsess_razvitiya_kollektiva.docx151.21 КБ

Предварительный просмотр:

Процесс развития коллектива это управляемый процесс.

А. С. Макаренко определил, что коллектив — это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.

Учитель начальных классов начинает формирование детского коллектива, учитель пятого класса продолжает формировать коллектив. Любой коллектив постоянно меняется, т.к. меняются люди входящие в коллектив. Процесс развития и формирования коллектива это управляемый процесс.  С чего же нужно начать, чтобы понять в какую сторону двигаться? Как ни странно - с диагностики. К сожалению, в школьной практике диагностика пока не воспринимается как обязательный компонент педагогического процесса. Это неизбежно ведёт не только к поверхностному знанию детей, но и к усреднённости всех педагогических требований и установок, к стандартизации обучения и воспитания при все возрастающем индивидуальном своеобразии современных школьников. Вот почему часто учителя бывают недовольны своими учениками, а те, в свою очередь, – школой. Мой опыт показал, что диагностика имеет прямую связь с этапами управления развитием коллектива и личности. В соответствии с этим я выявляю 3 типа диагностики в работе классного руководителя:                                                                                                                                   1) начальная - используется для всестороннего изучения учеников;
2) корректирующая (текущая) - ориентирует меня на изменения, которые происходят в учениках и коллективе, одновременно оценивается правильность ранее принятых решений.
3) обобщающая (итоговая) - она дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течении следующего учебного года.

Начиная работу с диагностическими методиками, педагог должен выбирать те, которые предполагают на выходе конкретный результат. Любая диагностика - это исследовательская деятельность.

Для изучения детского коллектива прекрасно подойдут проверенные временем методики: наблюдение, опросники, проективные тесты, анкетирование, сочинения, графические и рисуночные темы. Сегодня я хочу познакомить вас с теми методиками, которыми я пользуюсь в своей работе.

Социометрия. (приложение 1)

Цель: выявление взаимоотношений, неофициального лидера и изгоев.

Учащимся предлагается ситуация: «Тебе предлагается провести каникулы на необитаемом острове» 1 Кого из одноклассников ты бы хотел взять с собой? 2 Кого бы ты не хотел брать с собой? 3 Кого из учителей ты бы хотел взять с собой? 4. Кого из учителей ты не хочешь брать с собой?

Методика «Десять моих «Я» (приложение 2)

Цель: выявить отношение ребенка к себе, определить его самооценку.

Учащимся раздаются листочки бумаги, на каждом из которых написано десять раз слово «Я». Учащиеся должны дать определение каждому «Я», рассказывая о себе и своих качествах.

Например:

Я – умный.

Я – красивый и т. д.

Классный руководитель обращает внимание на то, какие прилагательные использует ученик для своей характеристики.

  Методика «Краски»  (по типу цветового теста Люшера) (приложение 3)

Цель: выявление негативных эмоций.

Учащиеся класса получают набор красок или фломастеров, а также листы рисовальной бумаги. На каждом листе нарисованы кружки. В каждый кружок вписаны следующие предметы, связанные со школой. Дети:  звонок, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь, учебник. Задача учащихся – раскрасить кружки в тот или иной цвет. Взрослые: школа, директор, завуч, урок, отчет, конкурс, каникулы, ученики, родители.

 Если ребенок окрашивает предметы в яркие цвета, то это говорит о его положительном отношении. Если в  темный или в черный цвет, это говорит о том, что он испытывает негативные эмоции по отношению к этому предмету.

Если нужно выяснить взаимоотношения в семье, то это могут быть слова связанные с домом: мама, папа,  бабушка, дедушка, брат, сестра,  дом, друзья, улица, секция.

Методика «Золотая рыбка» (приложение 4)

Цель: выяснение системы ценностей ребенка

Представь, что ты поймал золотую рыбку. Как водиться она исполнит три твоих желания, но с условием. Первое – ты загадываешь для себя, второе – для родных, третье – для всех людей на земле. Напиши, что ты попросишь у рыбки.

Методика «Лестница» (приложение 5)

Цель: определение самооценки

Перед тобой лестница человечества. На первой ступени стоят самые плохие люди. Они могут быть самыми богатыми, но они обманывают. Воруют, способны на убийство. Чем выше ступень, тем лучше человек. На десятой ступени стоят самые лучшие. Самые добрые,  честные,  справедливые, может быть они не самые богатые.  На какой ступени стоишь ты.

Если от 1 до 4 заниженная самооценка, 5 самооценка в норме, от 6 до 10 завышенная.

Приложение 1

Социометрия

одноклассники

учителя

да

1_____________________________

2_____________________________

3_____________________________

1_____________________________

2_____________________________

3_____________________________

нет

1_____________________________

2_____________________________

3_____________________________

1_____________________________

2_____________________________

3_____________________________

___________________________________________________________________________________

Социометрия

одноклассники

учителя

да

1_____________________________

2_____________________________

3_____________________________

1_____________________________

2_____________________________

3_____________________________

нет

1_____________________________

2_____________________________

3_____________________________

1_____________________________

2_____________________________

3_____________________________

___________________________________________________________________________________

Социометрия

одноклассники

учителя

да

1_____________________________

2_____________________________

3_____________________________

1_____________________________

2_____________________________

3_____________________________

нет

1_____________________________

2_____________________________

3_____________________________

1_____________________________

2_____________________________

3_____________________________

Приложение 2

  1. Я _________________________________
  2. Я _________________________________
  3. Я _________________________________
  4. Я _________________________________
  5. Я _________________________________
  6. Я _________________________________
  7. Я _________________________________
  8. Я _________________________________
  9. Я _________________________________
  10. Я _________________________________

  1. Я _________________________________
  2. Я _________________________________
  3. Я _________________________________
  4. Я _________________________________
  5. Я _________________________________
  6. Я _________________________________
  7. Я _________________________________
  8. Я _________________________________
  9. Я _________________________________
  10. Я _________________________________

  1. Я _________________________________
  2. Я _________________________________
  3. Я _________________________________
  4. Я _________________________________
  5. Я _________________________________
  6. Я _________________________________
  7. Я _________________________________
  8. Я _________________________________
  9. Я _________________________________
  10. Я _________________________________

  1. Я _________________________________
  2. Я _________________________________
  3. Я _________________________________
  4. Я _________________________________
  5. Я _________________________________
  6. Я _________________________________
  7. Я _________________________________
  8. Я _________________________________
  9. Я _________________________________
  10. Я _________________________________

  1. Я _________________________________
  2. Я _________________________________
  3. Я _________________________________
  4. Я _________________________________
  5. Я _________________________________
  6. Я _________________________________
  7. Я _________________________________
  8. Я _________________________________
  9. Я _________________________________
  10. Я _________________________________

  1. Я _________________________________
  2. Я _________________________________
  3. Я _________________________________
  4. Я _________________________________
  5. Я _________________________________
  6. Я _________________________________
  7. Я _________________________________
  8. Я _________________________________
  9. Я _________________________________
  10. Я _________________________________

  1. Я _________________________________
  2. Я _________________________________
  3. Я _________________________________
  4. Я _________________________________
  5. Я _________________________________
  6. Я _________________________________
  7. Я _________________________________
  8. Я _________________________________
  9. Я _________________________________
  10. Я _________________________________

  1. Я _________________________________
  2. Я _________________________________
  3. Я _________________________________
  4. Я _________________________________
  5. Я _________________________________
  6. Я _________________________________
  7. Я _________________________________
  8. Я _________________________________
  9. Я _________________________________
  10. Я _________________________________

Приложение 3

«Краски»

        

_____________________________________________________________________________________

«Краски»

        

Приложение 4

_____________________________________________________________________________________

«Золотая рыбка»

  1. Для себя я хочу ____________________________________________________
  2. Для родных я хочу _________________________________________________
  3. Для все людей на земле я хочу _______________________________________

_______________________________________________________________________

«Золотая рыбка»

  1. Для себя я хочу ____________________________________________________
  2. Для родных я хочу _________________________________________________
  3. Для все людей на земле я хочу _______________________________________

_______________________________________________________________________

«Золотая рыбка»

  1. Для себя я хочу ____________________________________________________
  2. Для родных я хочу _________________________________________________
  3. Для все людей на земле я хочу _______________________________________

_______________________________________________________________________

«Золотая рыбка»

  1. Для себя я хочу ____________________________________________________
  2. Для родных я хочу _________________________________________________
  3. Для все людей на земле я хочу _______________________________________

_______________________________________________________________________

«Золотая рыбка»

  1. Для себя я хочу ____________________________________________________
  2. Для родных я хочу _________________________________________________
  3. Для все людей на земле я хочу _______________________________________

_______________________________________________________________________

«Золотая рыбка»

  1. Для себя я хочу ____________________________________________________
  2. Для родных я хочу _________________________________________________
  3. Для все людей на земле я хочу _______________________________________

Приложение 5

«Моя лестница»

_______________________________________________________________________________

«Моя лестница»

_______________________________________________________________________________

«Моя лестница»

_______________________________________________________________________________