Главные вкладки

    Статья "Организация детского коллектива"
    статья по теме

    Щеглова Нина Михайловна

    Приоритетным является то, что дети приходят в школу  с разным уровнем готовности. Поэтому  необходимо осознать особенности организации воспитательной работы по сплочению детского коллектива,убедиться, что только творческие подходы к активизации внеклассной деятельности могут дать положительные результаты.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл organizatsiya_detskogo_kollektiva_statya.docx25.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Организация детского коллектива»

    А.С.Макаренко назвал первичным  коллективом «такой коллектив ,члены которого находятся в постоянном, тесном, деловом и дружном общении друг с другом». В условиях школы таким коллективом является класс.

            Главные задачи воспитателя по созданию и  сплочению классного коллектива:

    1)Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения учащихся;

    2)Организация разнообразной учебной, общественно- полезной, творческой  деятельности учащихся, направленной на всестороннее развитие ученика,

    3)Формирование гражданских и организаторских качеств учащихся, развитие их самостоятельности, инициативы, индивидуальных склонностей и интересов.

    Решаю эти задачи с помощью методики единства  педагогических требований в классе. Формирование стереотипов правильного поведения немыслимо без единства требований со стороны всего педагогического коллектива школы, а в классе – без тех педагогов, которые там работают.

            Единые требования -  это расшифрованные   «Правила для учащихся» во всех сферах жизни и деятельности: требования к организации  учебной деятельности ,требования к организации  самообслуживающего  труда, требования к культуре поведения, к внешнему виду учащегося, привитие навыков личной гигиены.

    Работа по предъявлению единых требований ведется в двух направлениях:

    1. Разъяснение учащимся правил.
    2. Приучение учащихся к практическому выполнению правил.

    В этом заключается повседневная работа воспитателя с 1-дополнительного- по 4- класс.

            Формирую навыки самообслуживающего труда с помощью таких приемов, как объяснение, практический показ, даю детям возможность овладеть полезными трудовыми и организаторскими умениями и навыками через поручениями. За хорошо выполненную работу использую различные формы поощрения. После выполнения работы обязательно провожу разбор действий учащихся, вместе оцениваем результаты работы с учетом их мнения, инициативы, самостоятельности, успехов, ошибок.

    Это необходимое условие успешности самообслуживающего труда, а также одно из условий формирования организаторских качеств учащихся, их самостоятельности. Активность детей проявляется тогда, когда дети сами могут придумать и предложить нужное, интересное дело сами и осуществить его с помощью педагогов.

            Важным методом в организации, сплочении  и развитии классного коллектива является соревнование. Дети с большой заинтересованностью овладевают техникой его организации.  В каких бы сферах жизнедеятельности классного коллектива оно ни организовывалось, всегда присутствуют элементы состязательности, борьба за первенство, за достижение успеха. В течение дня ребята получают индивидуальные поручения:

            --выполнить обязанности старосты;

            --провести подвижную игру и др.

    По итогам  выполненных поручений дети получают флажок -  молодец –красный, старайся- синий. Такое участие в управлении делами класса, развитие активности воспитывают готовность ребят к участию в ученическом самоуправлении.

    Опыт организаторской деятельности в коллективе необходим каждому. Решать  эту проблему мне приходится с помощью поручений (1доп.-1класс)  и постепенно усложнять к 2-4 классам, где на классном собрании избираются староста и другие члены актива класса, у которых должно быть развито чувство товарищества, борьбы за честь своего коллектива, за создание в нем благоприятного морально - психологического климата.

            Я изучаю развитие классного коллектива, используя в своей работе методы педагогической  диагностики, без которой невозможно организовать целенаправленный процесс развития коллектива в целом. Это микропрактикум  «С кем  ты сядешь?», социометрический метод  для определения эмоционально- психического состояния « С кем бы ты хотел дружить, пошел играть в футбол». А также  методику Н. П. Капустина для определения уровня воспитанности каждого учащегося и коллектива в целом.  Это  сформированность  важнейших качеств  личности учащихся: отношение к коллективу, к труду, культуре, к себе. В целом система сочетания самооценки  с оценкой позволяют самому ученику корректировать процессы самопознания, вызывает у них желание  и стремление к саморазвитию  и самовоспитанию, что благотворно сказывается на формировании личности каждого ученика и классного коллектива в целом.

            Я обсуждаю результаты уровня воспитанности с самим учеником  в доверительной беседе, а в отдельных случаях и на классном собрании, учитываю их индивидуальные особенности.

    Классное собрание, при условии тщательной подготовки и систематического  проведения, помогает постепенно привлекать к активному  участию в управлении делами своего  коллектива не только выборный актив, но практически всех учащихся.

    Разработка и внедрение в жизнь единых требований, развития коллективного самоуправления, если их применять в тесном единстве, приносит практический успех ученикам и воспитывает у них наиболее ценные качества: коллективизм, ответственность, самостоятельность.

     Я постоянно анализирую свою работу, помня, что в воспитательной работе нет мелочей, всегда ищу истинные причины поступков ребят.

    Стараюсь своевременно оказать педагогическую поддержку каждому, советуюсь с ними. Для этого использую такую форму работы, как тематические и ситуационный классный часы, с помощью которых обсуждаю те или иные возникшие вопросы для коррекции поведения учащихся.

     И мне как педагогу необходимо направлять воспитательную  работу на пользу коллектива,  каждого  из воспитанников, осуществлять постоянную заботу о своих питомцах, которые сумеют, я надеюсь, правильно организовать свою жизнь в будущем.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование детского коллектива через творческие дела.

    Формирование детского коллектива  через творческие дела....

    Планирование и отбор содержания деятельности классного руководителя с детским коллективом с целью формирования социально активной личности.

    Без предвидения и предвосхищения ситуации будущего трудно целенаправленно и эффективно управлять педагогическим процессом. Поэтому и появилось педагогическое планирование и соответствующе...

    Роль классного руководителя в формировании детского коллектива

    Роль классного руководителя в формировании детского коллектива велика, т.к. его основной задачей является осуществление высокого уровня педагогического руководства, направленного на развитие каждого у...

    Доклад "Роль классного руководителя и родителей по формированию детского коллектива"

    В нашем обществе достаточно долгое время бытовало мнение о том, что ребенка должны воспитывать детские учреждения и что это является их прямой и непосредственной обязанностью. Причем в данн...

    Особенности формирования личности ребёнка в детском коллективе.

    Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных с...

    Роль родителей в формировании детского коллектива

    Доклад на педагогические чтения. В работе формируются наработкпи для обобщения опыта по данной теме....

    Опыт работы с родительскими и детским коллективами в начальной школе.

    Материал о том, как лучше строить свои отношения с родителями и детьми , начиная с начальной школы, чтобы они стали общей школьной семьёй....