Сценарий воспитательского часа "Народные промыслы"
классный час (4 класс) на тему

Зубкова Елена Вячеславовна

"Народные промыслы" - сценарий открытого воспитательского часа, проведенного в рамках месячника "Красота спасет мир"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_narodnye_promysly.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

ОКОУ Клюквинская школа – интернат

Открытый воспитательский час

«Народные промыслы»

C:\Users\Yuri\Desktop\image001123.jpg

Воспитатель:

Зубкова Е.В.

        4А  класс

декабрь

2017 – 2018 уч. год

Цели:

  1. Формирование нравственных ценностных ориентиров, личностное самоопределение обучающихся. Обеспечение индивидуального развития каждого ребенка. Формирование сознательных граждан современного общества.
  2. Формирование ответственности за состояние культурного окружения, воспитание у учащихся нравственно-эстетических качеств.
  3. Разностороннее, интеллектуальное нравственное развитие личности.
  4. Содействие в формировании патриотического сознания учащегося.

Оборудование: Мультимедийная презентация «Народные промыслы», мультимедийный проектор, экран, компьютер, толковый словарь Ожегова, выставка предметов народного промысла.

Предварительная работа: сбор литературы и изделий, экскурсия в школьный музей «Бабушкин уголок».

Ход мероприятия.

  1. Вступительное слово воспитателя о целях мероприятия, о его особенностях:

Слайд 1 Каждый народ должен знать историю своей культуры, свои корни. Только так можно сохранить свое национальное достоинство.

Русская земля богата талантами. В каждой семье можно найти мебель, платки, матрешки, изготовленные народными художниками. Изделия русских народных промыслов можно увидеть в крупнейших музеях мира.

Самостоятельная работа учащихся – работа со словарем.

Обучающиеся самостоятельно ищут в словаре значение слова «промысел».

  1. Выступления обучающихся:

Слайд 2 Художественные изделия из бересты

Береста (наружная часть коры берёзы) как легкодоступный и простой материал издавна использовалась для изготовления различных бытовых и художественных изделий. Они украшались росписью, резьбой, тиснением.

Берестяные промыслы были широко распространены на всей территории нашей страны. Традиции изготовления художественных изделий из бересты сохранились до нынешнего времени

Слайд 3-4 Богородская резная игрушка

Промысел резной деревянной игрушки возник в XVl-XVll веках. Уже к XVlll веку сложился самобытный характер и манера исполнения богородской игрушки.

Можно выделить два вида: игрушки-скульптуры и движущиеся игрушки.

Обычно сохранён натуральный цвет дерева, но есть также и раскрашенные игрушки

Слайд 5-6 Резьба по дереву

Умелые мастера жили в русских селениях. Особенно славились резчики по дереву из Кудрина, Абрамцева, Хотькова и Ахтырки.

Затейливыми узорами покрывали они деревянные ковши и прялки, шкатулки и ларцы, посуду и мебель. Обычные вещи в руках умельцев превращались в настоящее чудо.

А секрет этого чуда – красота окружающей природы.

Слайд 7-8 Городецкая роспись

Этот народный художественный промысел сложился к середине XlX века в старинном волжском городе Городец, который славился резчиками по дереву, умелыми корабелами.

Обычай украшать предметы быта, прялки, ставни домов, ворота резьбой и инкрустацией послужил источником рождения народного промысла.

Особенности городецкой росписи – чистые, яркие краски, чёткий контур, белые штрихи.

Слайд 9-10 Русская матрёшка

Матрёшка – один из самых популярных русских сувениров – появилась лишь в конце XlX века в имении Абрамцево. В Московской области массовое производство матрёшек началось с 1890 года, и уже в 1900 году игрушка из России на международной выставке в Париже была отмечена золотой медалью.

В наши дни традиционное искусство матрёшки переживает своё второе рождение. Вот только изменилась внешность куколки.

Слайд 11 Золотая Хохлома

Уже в XVll веке в селе Хохлома проходили ярмарки, где торговали деревянной расписной посудой.

Хохломская роспись отличается характерным сочетанием золотого цвета с чёрным, красным, зелёным, иногда коричневым и оранжевым.

Изображение растений, ягод, плодов, птиц и рыб образуют прихотливый узорный орнамент

Слайд 12-13 Лаковая живопись

Лаковая живопись возникла на основе традиций иконописи в Палехе, Федоскино, Мстёры

В основе сюжетов миниатюр лежат сценки из крестьянского быта, пейзажи и натюрморты, копии картин известных художников, портреты знаменитых людей, иллюстрации к русским народным сказкам, былинам, фольклорные мотивы и исторические события.

Красочная нарядная живопись украшает шкатулки, броши, пудреницы и всевозможные коробочки, в которых так удобно хранить разные мелочи.

Слайд 14-15 Гжельская керамика

Гжель – один из самых известных народных художественных промыслов России. Гжельский промысел объединяет два десятка подмосковных сёл и деревень.

Гжель прославилась своим фаянсом и фарфором с росписью синим кобальтом по белому фону.

Разнообразные изделия с «фирменным» цветочным узором, скульптуры поражают фантазией и мастерством художников, сохранивших народные традиции

Слайд 16-17 Дымковская игрушка

Дымковская игрушка – это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 см. Роспись производится по обожжённому в печи изделию темперными красками, применяется позолота.

Художники расписывают дымковские игрушки самыми яркими, самыми весёлыми красками.

Изображаются всадники, дамы, кавалеры, сказочные персонажи, животные, бытовые сценки.

Слайд 18-19 Кожлянская глиняная игрушка – «курский соловей»

Родина кожлянской игрушки – село Кожля Курской области Курчатовского района.

С конца XIX века в селе Кожля устраивались ярмарки, на которых и продавали глиняные игрушки . Многие мастера знали секреты создания чистого звука в глиняной игрушке, вот и доходили свистульки в ХIХ веке до базаров Персии и Афганистана, и по всей России-матушке разнесли славу о «курском соловье».
Кожлянская игрушка — обязательно свистулька. Сюжеты игрушек разнообразны. Тут творят и «чудо-всадников» на трёхглавых конях, и фантастических животных, деревья и птиц. 

Игрушками занимались исключительно женщины, а мужчины добывали глину и лепили серьёзные гончарные изделия. Это конечно не могло не отразиться на образе игрушек, они получились с особым тонким, добрым юмором. 

Интересно, что роспись, по старинке, наносится чаще всего гусиным пёрышком. Линии получаются тонкие и ровные.

Угасание и возрождение промысла

В 1930-е годы промысел стали забывать. Возрождаться она начала только в начале 1980-х. Директор школы соседнего с Кожлей села, Дроняева, Светлана Гасникова, стала расказывать детям о том, чем жили их предки, в школе стали преподавать лепку и гончарство.

Учить детей взялась Валентина Венедиктовна Ковкина. Она, уже не молодая, была одной из трёх оставшихся на тот момент мастериц, в совершенстве владевших знанием основ промысла. В школе так же, общими усилиями, создан собственный музей народного промысла.

Благодаря тому, что на момент начала возрождения кожлянской игрушки в Дроняевской школе, ещё оставались мастерицы, владеющие знаниями по промыслу, игрушку удалось возродить такой, как она была. 

Кроме В.В. Ковкиной, делились знаниями с молодёжью сёстры Ольга Ивановна Дериглазова и Ульяна Ивановна. К сожалению, тогда они были уже совсем пожилыми (за 80). В скором времени осталась только Валентина Венедиктовна, которая была немногим помоложе своих подруг. Так же известны Строева Пелагея Андреевна и Валентина Алексеевна Руденко. Все умелицы носят звания Народного мастера России. 

Слайд 20 Жостовские подносы

Любили на Руси почаёвничать – с вареньем, баранками, сладостями. А поднос при чаепитии – вещь незаменимая. Должен он быть красивым, взор радовать.

Сюжеты росписи – цветочные, растительные орнаменты, бытовые сценки из народной жизни, пейзажи. Разнообразна форма подносов.

Слайд 21-22 Ростовская финифть

Искусство финифти, или живописной эмали, росписи огнеупорными красками по эмалевой поверхности металлических предметов было хорошо известно ещё в древней Руси.

Ростовские мастера украшали финифтью иконы, кресты, церковную утварь. В XlX веке появляются копии картин художников, портреты, пейзажи, ювелирные украшения.

В наши дни изделия ростовской финифти украшают коллекции лучших музеев мира и пользуются неизменным успехом у всех ценителей прекрасного

Слайд 23-24 Камнерезное искусство.

Художественная обработка камня на Урале обогатила русское искусство великолепными камнерезными произведениями, большей частью классическими по форме и созданными из отечественных материалов руками народных мастеров.

В них отразилась красота русской земли, зелень её лесов и полей, синее раздолье озёр, глубина неба, яркая красочность закатных часов, чарующая нежность весеннего утра.

Слайд 25

Платки из Павловского Посада.

Узорные платки и шали носили и в городах, и в деревнях. Красовались в них и молоденькие девушки, и почтенные матери семейств. Издавна, по народной традиции, платок был самым желанным подарком. Платок не просто головной убор, а символ любви и красоты.

Платки яркие, нарядные – глаз не отвести! Красные розы, букетики полевых цветов, зелёные листья и травы сплетаются в узоры – и всё это на разноцветном фоне: чёрном, белом, красном, золотистом… Есть платки с кистями и бахромой, большие и поменьше.

Всем павловские платки и шали к лицу!

Слайд 26 Вологодское   кружево.

Как центр производства кружева в России наиболее известна Вологда. Под названием «вологодское кружево» часто подразумевалось русское кружево вообще.

Начало изготовления кружева здесь, как и во многих других местах России, связано с крепостными мастерскими.

Напоминает морозные узоры на зимнем окне и чудесную белизну березовых рощ

  1. Итоги воспитательского часа.

Вы сегодня узнали о русских народных промыслах, увидели образцы изделий народных мастеров, образцы народного искусства поражают нас особой красотой, гармонией и совершенством. Только хорошие и добрые люди на земле могли сделать такую красоту и прославить на весь мир свою землю, свой родной город.

Как итог нашего мероприятия посмотрите видео «Народные промыслы России» и ответьте на вопрос – Какие народные промыслы мы на нашем занятии не затронули?

Слайд 27 Итоговое видео


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий итогового занятия по теме: "Народные промыслы"

Данный материал в яркой красочной форме позволит вызвать ува­жение и интерес к творчеству народных мастеров и интерес к народным ху­дожественным промыслам России....

Сценарий воспитательского часа "Вежливыми быть должны, с Этикетом дружим мы!"

Мероприятие расчитанно для воспитанников среднего звена, оно проводится в игровой форме. Цель занятия - привитие элементарных норм поведения в обществе. ...

Сценарий воспитательского часа «Школа вежливости

Формирование навыков культурного поведения у детей одна из важных задач в наше время. У детей необходимо воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям. Воспит...

Воспитательский час "Мамины руки" ; презентация к воспитательскому часу "Мамины руки"

В конспекте содержится материал о роли матери в жизни ребёнка. Практическая часть занятия строится на игре-инсценировке теневого театра по мотивам рассказа Б.Емельянова "Мамины руки"....

Тематическое занятие (воспитательский час) «Игрушка из лыка. История народного промысла.» Занятие для обучающихся 4 класса.

Цель: познакомить детей с истоками русской культуры, бытом и традициями русского народа, с помощью создания игрушки из мочала воспитывать любовь, интерес, бережное отношение к предметам народного твор...

Сценарий воспитательского часа "Всемирный день защиты животных"

Данный материал будет полезен воспитателям и учителям коррекционных школ....

Технологическая карта урока технологии «Народные промыслы. Особенности народного промысла дымковская игрушка» 2 класс А. Платонов» 2 класс УМК «Перспектива»

Цель урока: создание условий по формированию навыков лепки сложной фигуры «дымковской игрушки» из пластилина.Задачи урокаДидактические:Изучить технологию изготовления «Дымковск...